Правописание имен существительных с шипящим звуком на конце.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Технологическая карта урока русского языка
Ф.И.О. педагога Проскурякова Светлана Валентиновна
Предмет и класс Русский язык 3 класс
Тема: Имя существительное.
Тема урока: Правописание имен существительных с шипящим звуком на конце. Урок №112.
Предметное понятие: Определение особенностей написания существительных с шипящим звуком на конце.
Тип урока: Изложение нового материала.
Цель: Ознакомить учащихся с особенностями написания существительных с шипящим звуком на конце слова.
Задачи: Формировать умение определять род имен существительных с основой, оканчивающейся на шипящий звук;
формировать умение правильно употреблять мягкий знак после шипящих букв, обозначающих звуки;
развивать орфографическую зоркость, умение распознавать орфограммы.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
Установка на здоровый образ жизни; формировать уважительное отношение к иному мнению; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; осознание своей значимости; развитие доброжелательности, самостоятельности, ответственности за свои поступки; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятия образа «хорошего ученика».
Предметные:
Сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи; определить грамматические признаки имени сущ-го; формировать умения правильно употреблять Ь после шипящих на конце у имен существительных; определять род имен существительных; формировать умение правильно употреблять ь знак после шипящих; развивать орфографическую зоркость, умение распознавать орфограммы.
Метапредметные:
Р: Самостоятельно организовывать своё рабочее место, в соответствии с целью выполнения заданий; определять цель учебной деятельности с помощью учителя; сравнение способа действия с заданным эталоном; следовать режиму организации учебной деятельности; умение оценивать правильность своих действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnolog_karta_uroka.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
Ф.И.О. педагога Проскурякова Светлана Валентиновна
Предмет и класс Русский язык 3 класс
Тема: Имя существительное.
Тема урока: Правописание имен существительных с шипящим звуком на конце. Урок №112.
Предметное понятие: Определение особенностей написания существительных с шипящим звуком на конце.
Тип урока: Изложение нового материала.
Цель: Ознакомить учащихся с особенностями написания существительных с шипящим звуком на конце слова.
Задачи: Формировать умение определять род имен существительных с основой, оканчивающейся на шипящий звук;
формировать умение правильно употреблять мягкий знак после шипящих букв, обозначающих звуки;
развивать орфографическую зоркость, умение распознавать орфограммы.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
Установка на здоровый образ жизни; формировать уважительное отношение к иному мнению; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; осознание своей значимости; развитие доброжелательности, самостоятельности, ответственности за свои поступки; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятия образа «хорошего ученика».
Предметные:
Сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи; определить грамматические признаки имени сущ-го; формировать умения правильно употреблять Ь после шипящих на конце у имен существительных; определять род имен существительных; формировать умение правильно употреблять ь знак после шипящих; развивать орфографическую зоркость, умение распознавать орфограммы.
Метапредметные:
Р: Самостоятельно организовывать своё рабочее место, в соответствии с целью выполнения заданий; определять цель учебной деятельности с помощью учителя; сравнение способа действия с заданным эталоном; следовать режиму организации учебной деятельности; умение оценивать правильность своих действий.
П: Осознанное построение речевого высказывания в устной речи; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; установление причинно-следственных связей; умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; структурирование знаний; поиск и выделение необходимой информации с помощью толкового словаря; выбор наиболее эффективных способов решения задач; доказательство своей т.з.; контроль оценка процесса и результатов деятельности.
К: Умение слушать и понимать речь других; умение выражать свои мысли; участвовать в диалоге; оценка своих действий; слушать и понимать речь учителя; сотрудничать в группе, отстаивать свою т.з. соблюдая правила речевого этикета; понимать т.з. другого; владение монологической и диалогической речью;
Структура урока
Технология проведения урока (этапы) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Метод: Стимулирования. Приём: Устная деятельность учителя. | 1. Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Прозвенел звонок весёлый Все готовы? Всё готово? Мы, сейчас, не отдыхаем, Мы, работать начинаем. 2. Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. - А что мы делаем на уроках русского языка? (пишем) Подготовим пальчики для красивого письма: Наши руки сжались тесно, Что такое интересно? В руки мы бинокль возьмём А потом их развернём, 1,2,3,4,5 будем с легкостью писать. | Прослушивают стихотворение Подготовка руки к письму | Метапредметные: К: Умение слушать и понимать речь других. Л: Установка на здоровый образ жизни. (посадка) |
II. Актуализация знаний Цель: Актуализировать знания о роли мягкого знака в словах; - развитие каллиграфического письма; - развитие связной речи; Метод: Стимулирования. Приём: Беседа. | 1. Организует актуализацию знаний о роли ь знака в словах. Запись числа в тетрадь. - Прочитайте слова, что общего у этих слов? Письмо, вьюга, сирень, друзья (слайд№1) - Какую роль выполняет ь знак в словах? 2. Координирую деятельность учащихся в прописывание сочетаний, слов с ь знаком. З. Развитие связной речи, воспитывать желание учиться. - Составьте пословицу из рассыпанных слов. (Ученье – свет, а неученье – тьма.) - Как вы понимаете смысл этой пословицы? | -Читают слова, сравнивают, анализируют, что общего у этих слов. Делают вывод: что во всех словах есть ь. -Активно взаимодействуют с педагогом. ( в словах: Письмо, сирень – ь знак – показатель мягкости предыдущего согласного звука; а в словах: вьюга, друзья – разделительный ь знак) - Прописывают сочетания, слова с ь знаком, подчеркивают ь знак. Запись на первой строке сочетаний сь, вью, нь, зья (верхнее соединение) Запись на второй строке слов: Письмо, вьюга, сирень, друзья. (подчеркнуть ь знак) - Составление, запись и объяснение её смысла. Запись на третьей строке пословицы: Ученье – свет, а неученье – тьма. (подчеркнуть ь знак) | Предметные: Сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи. Метапредметные: Р: Самостоятельно организовывать своё рабочее место, в соответствии с целью выполнения заданий; П: Осознанное построение речевого высказывания в устной речи; К: Умение выражать свои мысли. Л: Формировать уважительное отношение к иному мнению. |
III. Постановка темы и цели урока Цель: Организовать постановку темы и цели урока. Метод: Проблемно-поисковый. Приём: Беседа, практическая деятельность. | 1. Организация постановки темы и цели урока. - Прочитайте слова: Нож, рожь, камыш, тишь, мяч, ночь, вещь, плащ. (Слайд №2) - Что объединяет эти слова? - Давайте вспомним всё, что мы знаем об имени существительном. - Что общего в звучании данных слов? (произношу слова, дети слушают, какой звук слышится на конце) - А кто попробует сформулировать тему нашего урока? 2. Подводит к осознанию проблемы. - А теперь обратите внимание на написание данных слов. – Что заметили? - Какой-то вопрос возник? – Какие задачи поставим перед собой? - На какие 2 группы мы можем поделить данные слова? Запись слов в 2 столбика. (подчеркнуть ) (Слайд №3) | -Активное взаимодействие с педагогом. (все слова имена существительные в начальной форме) (часть речи, обозначает предмет, события, явления природы, действия; одуш., неодуш., собствен., нариц., род, число) - Формулируют тему урока (На конце слов слышится согласный шипящий звук) (Имена существительные с шипящим звуком на конце слова) (одни слова написаны с ь знаком, а другие без ь знака) (Да, почему?) - Ставят учебную задачу и планируют учебную деятельность (Узнать, почему у существительных после шипящих в одних случаях пишется ь знак, а в других не пишутся. Научиться писать слова с ь знаком на конце слова.) (либо слова с ь знаком, а другие без ь знака; слова ж.р. и м.р.)(- А что общего у слов каждой группы?) Ж.р. М.р. Рожь Нож Тишь Камыш Ночь Мяч Вещь Плащ | Предметные: Определить грамматические признаки имени сущ-го. Метапредметные: Р: Определяют цель учебной деятельности с помощью учителя; П: Планировать свою работу по изучению незнакомого материала; К: Участвовать в диалоге; Л: Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. |
IV. Открытие новых знаний Цель: Ознакомление учащихся с особенностями написания существительных с шипящим звуком на конце слова. Метод: Приём: | 1.Организация работы над формулировкой правила. - Что вы заметили в записи имён существительных женского рода? - А у существительных мужского рода? - Сделайте вывод. Откройте учебник на с.77 и прочитайте правило (вслух). - Кто может повторить правило? | -Активно взаимодействуют, обобщают, делают вывод. ( На конце существительных женского рода в начальной форме после шипящих на конце пишется Ь, а у имён существительных мужского рода в начальной форме после шипящих Ь не пишется.) Чтение правила в учебнике с.77 Соотносят вывод с правилом в учебнике. Самостоятельное повторение правила | Предметные: Формировать умения правильно употреблять Ь после шипящих на конце у имен существительных. Метапредметные: Р: Сравнение способа действия с заданным эталоном; П: Установление причинно-следственных связей; - умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; К: Оценка своих действий. Л: Осознание своей значимости. (сделали вывод молодцы) |
V. Физминутка Цель: Создание условий для психо-эмоциональной разгрузки учащихся. | - Снять усталость, закреплять умения, распознавать род существительных. Потрудились – отдохнём, Нужно, без сомнения. Дружно быстренько встаём, Выполним движения. - Ребята, я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящей на конце. Если я называю имя существительное женского рода вы приседаете, если мужского рода подпрыгиваете и хлопаете руками над головой. Шалаш, мышь, чиж, плащ, вещь, молодёжь, ёж, ночь, грач, рожь, нож, печь, товарищ, помощь. | - Анализируют, выполняют задание учителя. | Предметные: Определять род имен существительных. Метапредметные: Р: Следовать режиму организации учебной деятельности; П: Структурирование знаний; К: Слушать и понимать речь учителя; Л: Установка на здоровый образ жизни. |
VI. Закрепление Цель: Отработка умений применять знания на практике. Метод: Приём: | 1. Организация работы учащихся по отработке правила. - работа в парах - Прочитайте слова. Товари…, ро…, скрипа…, молодё…, гра…, помо…, кирпи…, ланды…, ве…. (Слайд №4) - Какое задание необходимо выполнить? - Начнём работать все вместе. - Как будем рассуждать? Следующие слова учащиеся разбирают аналогично, по очереди, играя в игру «Учитель – ученик» - работа в парах - Сверьте свою запись с записью на доске: Товарищ, рожь, скрипач, молодёжь, грач, помощь, кирпич, ландыш, вещь . - У кого всё было правильно? Молодцы! 2. Познакомить учащихся с написанием нового словарного слова. -Создание проблемной ситуации (ребус) товар ’ пища’ (Слайд №5) - Какое слово получилось? - Что обозначает слово «товарищ»? - Запишите сл. слово, подчеркните орфограммы. - Придумайте предложение с новым словарным словом. Подчеркните главные члены, укажите части речи. 3. Организация дифференцированной работы в группах. (Слайд №6) Жёлтая карточка (самая лёгкая) Поставить сущ-ое в начальную форму, определить род выделить изученную орфограмму. Врачи, товарищи, ночи, сторожа, ключи. Зелёная карточка (средней трудности) Образовать от данных слов имена существительные в ед.ч., указать род, выделить орфограмму. Врачевать, товарищеский, ночной, сторожит, ключевой. Красная карточка (самая трудная) Подобрать к словам близкие по смыслу имена существительные (синонимы) с шипящими на конце и записать их, указать род, выделить орфограмму. Доктор, друг, темнота (время суток), охранник, родник . - Проверять будем одновременно. Хотя вы выполняли разные задания, ответы должны получиться одинаковые. - Кто выполнил задание без ошибок? Молодцы! 4. Организация письма по памяти. -Прочитать отрывок из стихотворения, объяснить правописание пропущенных орфограмм, записать по памяти. (Дремлет чуткий камыш…, тиш… - безлюдье вокруг.) (Слайд №8) | -чтение слов детьми -Планируют деятельность и отстаивают свою т.з. (Вставить пропущенные буквы) (Существительное товарищ мужского рода, значит Ь не пишется) (Существительное помощь женского рода, значит пишем Ь) -Контролируют результат деятельности - Сверяют свою запись Разгадывание ребуса (товарищ) (дети высказывают свои предположения) Затем находят объяснение в толковом словаре. (Товарищ – это человек, близкий кому-нибудь по общности взглядов, деятельности, а также дружески расположенный к кому-либо.) (Мой товарищ гостил летом у бабушки.) - Решают учебную задачу, контролируют и оценивают свою работу. (Правильные ответы: врач, товарищ, ночь, сторож, ключ). (Слайд №7) -Чтение, анализ, заучивание. -Запись по памяти. - Контроль и оценка своей деятельности. | Предметные: Формировать умение правильно употреблять ь знак после шипящих; - развивать орфографическую зоркость, умение распознавать орфограммы. Метапредметные: Р: Самостоятельно организовать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; - П: Поиск и выделение необходимой информации с помощью толкового словаря; - выбор наиболее эффективных способов решения задач; - доказательство своей т.з.; К: Сотрудничать в группе, отстаивать свою т.з. соблюдая правила речевого этикета: - понимать т.з. другого. Л: Развитие доброжелательности, самостоятельности, ответственности за свои поступки. |
VII. Рефле'ксия Цель: Организация рефлексии и самооценка учениками собственной деятельности Метод: Приём: | Создание ситуации успеха, вселение уверенности и стимулирования учащихся. - Над какой темой работали на уроке? - Какая была цель? - В каких же случаях пишется ь у существительных после шипящих? В конце урока предлагается детям продолжить фразы: 1. На уроке я работал (активно/ пассивно) 2. Своей работой на уроке я (доволен/не доволен) 3. Материал урока мне был (понятен/не понятен) | Анализируют , осуществляют самооценку, слушают товарища. (Имена существительные с шипящим звуком на конце слова) (Научиться писать слова с ь знаком на конце слова.) (На конце существительных женского рода в начальной форме после шипящих на конце пишется Ь) | П: Контроль оценка процесса и результатов деятельности; Р: Умение оценивать правильность своих действий; К: Владение монологической и диалогической речью; Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятия образа «хорошего ученика». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Имена существительные с шипящим звуком на конце».
Цель: создание условия для исследовательской деятельности учащихся при объяснении нового материала. Задачи: 1. Научить детей через составленный алгоритмупотреблять мягкий знак на конце ...
Имена существительные с шипящим звуком на конце
Урок по данной теме был проведён с учащимися 3 класса в III четверти по пограмме "Школа России". Тип урока: объяснение нового материала.На уроке путём исследовательской работы дети в...
Тема "Имена существительные с шипящим звуком на конце слова"
Цель: ознакомить учащихся с особенностями написания существительных с шипящим звуком на конце слова.Задачи:формировать умение определять род имен существительных с основой, оканчивающейся на шип...
Урок по русскому языку в 3 классе (ФГОС) на тему: "Имена существительные с шипящим звуком на конце".
Урок развивает умение анализировать, обобщать и делать выводы для выявления грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода существительных путем исследовательской работы....
Имена существительные с шипящим звуком на конце
Урок русского языка....
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С ШИПЯЩИМ ЗВУКОМ НА КОНЦЕ
конспект урока русского языкатема "ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С ШИПЯЩИМ ЗВУКОМ НА КОНЦЕ" 3 класс УМК "Школа России" учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий...
Имена существительные с шипящим звуком на конце
Формирование умения определять род имён существительных с основой, заканчивающейся на шипящий звук; правильно употреблять мягкий знак после шипящих букв, обозначающих звуки; развитие орфог...