Тема "Имена существительные с шипящим звуком на конце слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Цель:  ознакомить учащихся с особенностями написания существительных с шипящим звуком на конце слова.

Задачи:

  • формировать умение определять род имен существительных с основой, оканчивающейся на шипящий звук;
  • формировать умение правильно употреблять мягкий знак после шипящих букв, обозначающих звуки;
  • развивать орфографическую зоркость, умение распознавать орфограммы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rus.yaz_.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема "Имена существительные с шипящим звуком на конце слова"

Цель:  ознакомить учащихся с особенностями написания существительных с шипящим звуком на конце слова.

Задачи:

  1. формировать умение определять род имен существительных с основой, оканчивающейся на шипящий звук;
  2. формировать умение правильно употреблять мягкий знак после шипящих букв, обозначающих звуки;
  3. развивать орфографическую зоркость, умение распознавать орфограммы.

                                                          Ход урока      

Этапы урока

Ход урока

Деятельность учащихся

 Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готовы?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

На уроке будь старательными

Будь спокойными и внимательными.

Все пишите, не отставая,

Слушайте, не перебивайте.

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все понятно.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

Комментированная  запись числа в тетрадь.

Минутка чистописания.

Дд  дв   дч   дл

Одежда  деревня   помидор

- Какая орфограмма встречается в этих словах?

Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть.

Спишите, объясните смысл пословицы.

-Я желаю вам сегодня преодолеть все трудности и открыть новые знания.

Учащиеся настраиваются на работу

Записывают число в тетрадь.

- Непроверяемая гласная

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

Слого - звуковой анализ слов вещь и чертеж.

- Произнесите слово вещь.

- Сколько в нем слогов?

- Произнесите первый звук, дайте его характеристику.

- Произнесите второй звук, дайте его характеристику.

- Произнесите третий звук, дайте его характеристику.

- Сколько звуков? Сколько букв?

- Почему звуков меньше, чем букв?

- Произнесите звуки, на который заканчиваются эти слова.

- Что вы знаете об этих звуках?

1 слог

Согласный, парный, звонкий, мягкий.

Гласный, ударный

Согласный, непарный, глухой, мягкий

Мягкий знак звука не обозначает

Они шипящие

Выявление места и причины затруднения

- Что общего  в написании этих слов?

- В чем различие?

- В какой части слова находится наша орфограмма?

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

- Мы знаем, когда пишется ь ?

- Хотели бы узнать, правило правописания ь после шипящих?

- Что хотели бы узнать на уроке и чему научиться?

У существительного вещь на конце слова пишется ь, а в слове чертеж - не пишем.

Правописание имен существительных, которые оканчиваются на шипящий звук.

Нет.

Да.

Правило правописания имен существительных оканчивающихся на шипящий звук.

Научиться применять это правило.

Построение проекта выхода из затруднения

Даны слова: молодежь, меч, шалаш, плащ, рожь, мышь, печь.

- На какие группы можно распределить слова?

- Распределите слова на две группы по родам.

- На что обратили внимание?

- Какой можно сделать вывод?

- Обратимся к учебнику и посмотрим, правильно ли мы сделали вывод.          -  Откройте учебник на Стр. 67 упр.57 прочитайте вывод.

Можно распределить по родам, слова с ь и слова без ь.

Ж.р.

М.р.

Молодежь

Рожь

Мышь

Печь

Меч

Шалаш

Плащ

Существительных женского рода на конце слова пишем мягкий знак, а у существительных мужского рода - не пишем ь.

Существительных женского рода на конце слова пишем мягкий знак, а у существительных мужского рода - не пишем ь.

Читают правило.

Реализация построенного проекта

- Давайте сформулируем алгоритм правописания ь знака после шипящих на конце слова.

- Чтобы правильно написать слово с ь знаком после шипящих на конце слова, надо первое что сделать?

- Дальше, что будем делать?

- Когда пишутся слова с ь? без ь?

Определить род.

Применить правило.

Первичное закрепление

Стр.74 упр.59

Задание: Поставить каждое существительное в начальную форму и определить род.

- Прочитайте слова. Какой последний звук слышится в этих существительных?

- Объясните, почему в конце этих слов пишется и , хотя слышится звук [ы]?

Звук [ы]

[ж], [ш] - всегда твердые

Выполняют задание на доске по цепочке.

Камыши- камыш, мыши - мышь, ландыши - ландыш, шалаши - шалаш, ландыши - ландыш, чертежи - чертеж, молодежи - молодежь, ужи - уж, гаражи - гараж.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Стр.76 упр.62

Задание. Подобрать к данным словам однокоренные существительные с основой на согласные ж, ш, щ, ч и запишите их. Укажи род имен существительных.

Учащиеся самостоятельно выполняют, после сверка с доской.

Мышонок - мышь, камышовые - камыш, сторожить - сторож, помогать - помощь, товарищеский - товарищ, ночевать - ночь, печник-печь.

Включение в систему знаний и повторение

Комментированное письмо

    Наступила ноч(..). Тиш(..). Только сыч(..) крикнул в л..су. Прол..тела л..тучая мыш(..).

Учащийся комментирует и объясняет правописание всех орфограмм.

Рефлексия учебной деятельности

В  конце урока предлагается детям продолжить фразы:

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Имена существительные с шипящим звуком на конце».

Цель:  создание условия для исследовательской деятельности учащихся при объяснении нового материала. Задачи:  1. Научить детей через составленный алгоритмупотреблять мягкий знак на конце ...

Имена существительные с шипящим звуком на конце

Урок по данной теме был проведён с учащимися  3 класса в III  четверти по пограмме "Школа России". Тип урока: объяснение нового материала.На уроке  путём исследовательской работы дети в...

Урок по русскому языку в 3 классе (ФГОС) на тему: "Имена существительные с шипящим звуком на конце".

Урок развивает умение анализировать, обобщать и делать выводы для выявления грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода существительных путем исследовательской работы....

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С ШИПЯЩИМ ЗВУКОМ НА КОНЦЕ

конспект урока русского языкатема "ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С ШИПЯЩИМ ЗВУКОМ НА КОНЦЕ" 3 класс УМК "Школа России" учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий...

Имена существительные с шипящим звуком на конце

Формирование  умения определять род имён существительных с основой, заканчивающейся на  шипящий звук; правильно употреблять мягкий знак после шипящих букв, обозначающих звуки; развитие орфог...

Презентация "Имена существительные с шипящим звуком на конце"

Презентация урока русского языка 3 класса....