«Имена существительные с шипящим звуком на конце».
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Цель:  создание условия для исследовательской деятельности учащихся при объяснении нового материала.

Задачи: 

1. Научить детей через составленный алгоритмупотреблять мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

2. Развивать операционный компонент учебной деятельности: произвольное внимание, память, понятийное мышление, речь;

регулирующий компонент учебной деятельности: рефлексию, самоконтроль, самооценку;

общеучебные навыки: сотрудничество при работе в парах, работа с учебником.

3.  Воспитывать эмоционально – положительное отношение к познавательной деятельности, интерес к предмету. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon urok_russkogo_yazyka_3_kl..ppt1.97 МБ
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc58 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Имена существительные с шипящим звуком на конце».

Цель:  создание условия для исследовательской деятельности учащихся при объяснении нового материала.

Задачи:  

1. Научить детей через составленный алгоритм употреблять мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

2. Развивать операционный компонент учебной деятельности: произвольное внимание, память, понятийное мышление, речь;

регулирующий компонент учебной деятельности: рефлексию, самоконтроль, самооценку;

общеучебные навыки: сотрудничество при работе в парах, работа с учебником.

3.  Воспитывать эмоционально – положительное отношение к познавательной деятельности, интерес к предмету.

Оборудование урока:    -  презентация урока «Microsoft Power Point»

                                          -  алгоритм для групповой работы

                                                -  индивидуальные маршрутные листы

План урока с хронометражем

I. Орг. момент.                                                                                             1 мин.

1. Моделирование урока. Эмоциональный настрой на урок

II. Актуализация опорных знаний.                                                            4 мин.

1. Чистописание.                                                                                         4 мин.

III. Актуализация новых знаний.

1. Постановка проблемы.                                                                            3 мин.

2. Исследование проблемы.                                                                       11 мин.

Физкультминутка.                                                                                       1 мин.

3. Составление алгоритма.                                                                         3 мин.

4. Самостоятельная работа.                                                                       9 мин.

IV. Итог урока.                                                                                            2 мин.

V. Домашнее задание.                                                                                2 мин.

Конспект урока

                                        Этапы урока

Теоретическое обоснование

I. Орг. момент.

1. Моделирование урока. Эмоциональный настрой на урок.

- Сегодня мы продолжим путь по дороге знаний, будем исследователями и наблюдателями. Продолжим делать наши маленькие открытия! Скажем девиз нашего урока:

      «Идём по дороге знаний в страну с названием Речь

      и всё, что сегодня узнаем, нам в памяти надо сберечь!»

- Посмотрите на модель нашего урока.

- Чтобы не сбиться с дороги, нам поможет

маршрутный лист. В течение урока вы будете оценивать  свою работу. А сейчас оцените своё настроение.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Чистописание.

- Попасть в страну знаний могут только думающие, внимательные и наблюдательные ребята.

Верный Страж стоит у ворот этой страны,

 у него есть ключ от правила, которое вам предстоит сегодня открыть. Помощь вам будем оказывать я и Дамы-Орфограммы.

- Прочитайте слова на экране.

- Что в них общего? (имена существительные)

- Что такое имя существительное? Назовите грамматичес-кие признаки имён существительных.

- На какие 2 равные группы можно разделить эти существительные? (по количеству слогов, слова с ь и без ь)

- Что показывает ь в данных словах?

- Догадайтесь, какую букву будем писать на минутке чистописания, если она находится в неодушевлённом существительном ж.. р., состоящем из трёх слогов и обозначает согласный, непарный, глухой, всегда мягкий шипящий звук. Какая это буква? (буква щ)

- Цепочку букв для минутки чистописания вы составите самостоятельно, используя для этого буквы, обозначающие шипящие звуки и мягкий знак, который должен находиться после каждой согласной буквы.

- Какая цепочка у вас получилась?

Напишите эту цепочку до конца строки, отрабатывая высоту букв и каллиграфичность письма.

- Спишите существительные, определите их род.

Оцените свою работу на этом этапе!

III. Актуализация новых знаний.

1. Постановка проблемы.

- С какой частью речи мы работали на чистописании? (с именем существительным)

- Какие буквы писали? (согласные, обозначающие шипящие звуки и мягкий знак)

- Скажите, чему будет посвящена тема нашего урока?

Посмотрите, какое задание вам предлагают

Дамы-Орфограммы.

- Образуйте однокоренные существительные,

 запишите пары слов. Какие слова вы записали?

- Какой звук слышится в конце каждого слова?

- Нужно ли обозначать их мягкость на письме?

- Как решить эту проблему? (провести исследование)

- Какова цель нашего урока? (провести исследование,

понаблюдать над словами и узнать, когда пишется ь на конце существительных после шипящих)

- Оцените, насколько хорошо поняли цель урока!

2. Исследование проблемы.

- Прочитайте слова, которые будем исследовать.

- Слова какой части речи записаны?

- На какие две равные группы можно разделить эти имена существительные по грамматическому признаку?

- Распределите существительные в 2 группы.

- Назовите последние звуки в словах каждого слова.

- Как объяснить написание мягкого знака? Сделайте вывод,

сформулируйте правило.

- Сумели мы «взять ключ» от правила у Стража?

- Прочитаем правило в учебнике на стр.73.

- Из скольких частей оно состоит? О чём говорится в 1 части? Во второй части?

- О какой функции мягкого знака узнали сегодня?

- Вернёмся к предыдущему заданию, к словам,  которые создали проблему. Объясните их написание.

Физкультминутка.

3. Составление алгоритма.

- Проверим, как вы поняли основное правило урока, составим алгоритм «Мягкий знак после шипящих».

- Впишите пропущенные команды и слова «да» - «нет».

- Оцените, как поняли

основное правило урока!

 

4. Самостоятельная работа.

- Сможете ли вы самостоятельно применить правило?

- Прочитайте задание Дам-Орфограмм!

- Проверьте написанное друг у друга,

объясните правописание мягкого знака.

- Найдите упр.59 на стр. 74, прочитайте слова!

- Поставьте слова в начальную форму.

- Какое слово незнакомо? Что такое «пустошь»?

- Как вы думаете, какого рода это существительное?

- Выполним задание упражнения по группам.

         - записать существительные в начальной форме,

           в 2 столбика:  ж. р. и м. р.

         - записать существительные в начальной форме,

           в 2 столбика: ж. р., м. р. и подобрать по два своих                                                                      

          примера на это же правило.

         - составить 3 предложения, объединяя по 2 слова из

           упражнения в одно предложение.

- Оцените свою работу на этом этапе!

IV. Итог урока.

- Вспомните девиз нашего урока, что вы сбережёте в памяти?

- Кому было легко на уроке?

- Кто преодолевал трудности? Не огорчайтесь, если было не легко, т.к. путь по дороге знаний не всегда бывает лёгким и гладким. Оцените свою работу на уроке!

V. Домашнее задание:  № 60, стр. 75

         - по заданию учебника

         - найти и записать ещё одну загадку

         - сочинить свою загадку, с отгадкой на изученное    

          правило  

Развитие мотивационного компонента УД: УД: эмоциональной мотивации.

Развитие регулирующего компонента УД: УД: самооценка.

Развитие мотивационного компонента УД: УД: познавательной мотивации.

Создание ситуа-

ции успеха.

Развитие операционного компонента УД:

произвольного внимания, мыслительных операций: анали-

за, синтеза, срав-

нения, обобще-

ния, памяти, речи

учащихся

Развитие

мыслительных операций: анали-

за и синтеза.

Дифференциро-

ванное задание

 по степени самостоятельнос-ти, дифференциа-

ция по степени и

характеру помо-

щи со стороны

учителя.

Развитие обще-

учебных умений,

навыков;

регулирующего

компонента УД:

пошагового само-

контроля, само-

оценки.

Развитие операционного компонента УД:

памяти,

произвольного внимания, поня-

тийного мышле-

ния.

Создание проблемной ситуации.

 Развитие

регулирующего

компонента УД:

самооценки.

Развитие операционного компонента УД:

произвольного внимания, мыслительных операций: анали-

за, синтеза, срав-

нения, обобще-

ния (наблюдение

над языковым

материалом).

 Развитие

регулирующего

компонента УД:

рефлексии.

Здоровьесберега-

ющие технологии

Развитие коммуникатив-

ных умений,

алгоритмического

мышления.

Развитие

регулирующего

компонента УД:

рефлексии, само-

оценки.

Развитие операционного компонента УД:

произвольного внимания, поня-

тийного мышле-

ния.

Взаимопроверка.

Развитие обще-

учебных умений,

навыков: работа

с учебником.

Развитие речи

учащихся.

Дифференциро-

ванное задание

 по объёму,

по степени творчества и степени сложности.

 

Развитие

регулирующего

компонента УД:

итогового само-

контроля, само-

оценки.

 

Дифференциро-

ванное задание

по степени творчества и степени сложности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имена существительные с шипящим звуком на конце

Урок по данной теме был проведён с учащимися  3 класса в III  четверти по пограмме "Школа России". Тип урока: объяснение нового материала.На уроке  путём исследовательской работы дети в...

Тема "Имена существительные с шипящим звуком на конце слова"

Цель:  ознакомить учащихся с особенностями написания существительных с шипящим звуком на конце слова.Задачи:формировать умение определять род имен существительных с основой, оканчивающейся на шип...

Урок по русскому языку в 3 классе (ФГОС) на тему: "Имена существительные с шипящим звуком на конце".

Урок развивает умение анализировать, обобщать и делать выводы для выявления грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода существительных путем исследовательской работы....

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С ШИПЯЩИМ ЗВУКОМ НА КОНЦЕ

конспект урока русского языкатема "ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С ШИПЯЩИМ ЗВУКОМ НА КОНЦЕ" 3 класс УМК "Школа России" учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий...

Имена существительные с шипящим звуком на конце

Формирование  умения определять род имён существительных с основой, заканчивающейся на  шипящий звук; правильно употреблять мягкий знак после шипящих букв, обозначающих звуки; развитие орфог...

Презентация "Имена существительные с шипящим звуком на конце"

Презентация урока русского языка 3 класса....