«Имена существительные с шипящим звуком на конце».
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Цель: создание условия для исследовательской деятельности учащихся при объяснении нового материала.
Задачи:
1. Научить детей через составленный алгоритмупотреблять мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.
2. Развивать операционный компонент учебной деятельности: произвольное внимание, память, понятийное мышление, речь;
регулирующий компонент учебной деятельности: рефлексию, самоконтроль, самооценку;
общеучебные навыки: сотрудничество при работе в парах, работа с учебником.
3. Воспитывать эмоционально – положительное отношение к познавательной деятельности, интерес к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_3_kl..ppt | 1.97 МБ |
russkiy_yazyk.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Имена существительные с шипящим звуком на конце».
Цель: создание условия для исследовательской деятельности учащихся при объяснении нового материала.
Задачи:
1. Научить детей через составленный алгоритм употреблять мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.
2. Развивать операционный компонент учебной деятельности: произвольное внимание, память, понятийное мышление, речь;
регулирующий компонент учебной деятельности: рефлексию, самоконтроль, самооценку;
общеучебные навыки: сотрудничество при работе в парах, работа с учебником.
3. Воспитывать эмоционально – положительное отношение к познавательной деятельности, интерес к предмету.
Оборудование урока: - презентация урока «Microsoft Power Point»
- алгоритм для групповой работы
- индивидуальные маршрутные листы
План урока с хронометражем
I. Орг. момент. 1 мин.
1. Моделирование урока. Эмоциональный настрой на урок
II. Актуализация опорных знаний. 4 мин.
1. Чистописание. 4 мин.
III. Актуализация новых знаний.
1. Постановка проблемы. 3 мин.
2. Исследование проблемы. 11 мин.
Физкультминутка. 1 мин.
3. Составление алгоритма. 3 мин.
4. Самостоятельная работа. 9 мин.
IV. Итог урока. 2 мин.
V. Домашнее задание. 2 мин.
Конспект урока
Этапы урока | Теоретическое обоснование |
I. Орг. момент. 1. Моделирование урока. Эмоциональный настрой на урок. - Сегодня мы продолжим путь по дороге знаний, будем исследователями и наблюдателями. Продолжим делать наши маленькие открытия! Скажем девиз нашего урока: «Идём по дороге знаний в страну с названием Речь и всё, что сегодня узнаем, нам в памяти надо сберечь!» - Посмотрите на модель нашего урока. - Чтобы не сбиться с дороги, нам поможет маршрутный лист. В течение урока вы будете оценивать свою работу. А сейчас оцените своё настроение. II. Актуализация опорных знаний. 1. Чистописание. - Попасть в страну знаний могут только думающие, внимательные и наблюдательные ребята. Верный Страж стоит у ворот этой страны, у него есть ключ от правила, которое вам предстоит сегодня открыть. Помощь вам будем оказывать я и Дамы-Орфограммы. - Прочитайте слова на экране. - Что в них общего? (имена существительные) - Что такое имя существительное? Назовите грамматичес-кие признаки имён существительных. - На какие 2 равные группы можно разделить эти существительные? (по количеству слогов, слова с ь и без ь) - Что показывает ь в данных словах? - Догадайтесь, какую букву будем писать на минутке чистописания, если она находится в неодушевлённом существительном ж.. р., состоящем из трёх слогов и обозначает согласный, непарный, глухой, всегда мягкий шипящий звук. Какая это буква? (буква щ) - Цепочку букв для минутки чистописания вы составите самостоятельно, используя для этого буквы, обозначающие шипящие звуки и мягкий знак, который должен находиться после каждой согласной буквы. - Какая цепочка у вас получилась? Напишите эту цепочку до конца строки, отрабатывая высоту букв и каллиграфичность письма. - Спишите существительные, определите их род. Оцените свою работу на этом этапе! III. Актуализация новых знаний. 1. Постановка проблемы. - С какой частью речи мы работали на чистописании? (с именем существительным) - Какие буквы писали? (согласные, обозначающие шипящие звуки и мягкий знак) - Скажите, чему будет посвящена тема нашего урока? Посмотрите, какое задание вам предлагают Дамы-Орфограммы. - Образуйте однокоренные существительные, запишите пары слов. Какие слова вы записали? - Какой звук слышится в конце каждого слова? - Нужно ли обозначать их мягкость на письме? - Как решить эту проблему? (провести исследование) - Какова цель нашего урока? (провести исследование, понаблюдать над словами и узнать, когда пишется ь на конце существительных после шипящих) - Оцените, насколько хорошо поняли цель урока! 2. Исследование проблемы. - Прочитайте слова, которые будем исследовать. - Слова какой части речи записаны? - На какие две равные группы можно разделить эти имена существительные по грамматическому признаку? - Распределите существительные в 2 группы. - Назовите последние звуки в словах каждого слова. - Как объяснить написание мягкого знака? Сделайте вывод, сформулируйте правило. - Сумели мы «взять ключ» от правила у Стража? - Прочитаем правило в учебнике на стр.73. - Из скольких частей оно состоит? О чём говорится в 1 части? Во второй части? - О какой функции мягкого знака узнали сегодня? - Вернёмся к предыдущему заданию, к словам, которые создали проблему. Объясните их написание. Физкультминутка. 3. Составление алгоритма. - Проверим, как вы поняли основное правило урока, составим алгоритм «Мягкий знак после шипящих». - Впишите пропущенные команды и слова «да» - «нет». - Оцените, как поняли основное правило урока!
4. Самостоятельная работа. - Сможете ли вы самостоятельно применить правило? - Прочитайте задание Дам-Орфограмм! - Проверьте написанное друг у друга, объясните правописание мягкого знака. - Найдите упр.59 на стр. 74, прочитайте слова! - Поставьте слова в начальную форму. - Какое слово незнакомо? Что такое «пустошь»? - Как вы думаете, какого рода это существительное? - Выполним задание упражнения по группам. - записать существительные в начальной форме, в 2 столбика: ж. р. и м. р. - записать существительные в начальной форме, в 2 столбика: ж. р., м. р. и подобрать по два своих примера на это же правило. - составить 3 предложения, объединяя по 2 слова из упражнения в одно предложение. - Оцените свою работу на этом этапе! IV. Итог урока. - Вспомните девиз нашего урока, что вы сбережёте в памяти? - Кому было легко на уроке? - Кто преодолевал трудности? Не огорчайтесь, если было не легко, т.к. путь по дороге знаний не всегда бывает лёгким и гладким. Оцените свою работу на уроке! V. Домашнее задание: № 60, стр. 75 - по заданию учебника - найти и записать ещё одну загадку - сочинить свою загадку, с отгадкой на изученное правило | Развитие мотивационного компонента УД: УД: эмоциональной мотивации. Развитие регулирующего компонента УД: УД: самооценка. Развитие мотивационного компонента УД: УД: познавательной мотивации. Создание ситуа- ции успеха. Развитие операционного компонента УД: произвольного внимания, мыслительных операций: анали- за, синтеза, срав- нения, обобще- ния, памяти, речи учащихся Развитие мыслительных операций: анали- за и синтеза. Дифференциро- ванное задание по степени самостоятельнос-ти, дифференциа- ция по степени и характеру помо- щи со стороны учителя. Развитие обще- учебных умений, навыков; регулирующего компонента УД: пошагового само- контроля, само- оценки. Развитие операционного компонента УД: памяти, произвольного внимания, поня- тийного мышле- ния. Создание проблемной ситуации. Развитие регулирующего компонента УД: самооценки. Развитие операционного компонента УД: произвольного внимания, мыслительных операций: анали- за, синтеза, срав- нения, обобще- ния (наблюдение над языковым материалом). Развитие регулирующего компонента УД: рефлексии. Здоровьесберега- ющие технологии Развитие коммуникатив- ных умений, алгоритмического мышления. Развитие регулирующего компонента УД: рефлексии, само- оценки. Развитие операционного компонента УД: произвольного внимания, поня- тийного мышле- ния. Взаимопроверка. Развитие обще- учебных умений, навыков: работа с учебником. Развитие речи учащихся. Дифференциро- ванное задание по объёму, по степени творчества и степени сложности.
Развитие регулирующего компонента УД: итогового само- контроля, само- оценки.
Дифференциро- ванное задание по степени творчества и степени сложности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Имена существительные с шипящим звуком на конце
Урок по данной теме был проведён с учащимися 3 класса в III четверти по пограмме "Школа России". Тип урока: объяснение нового материала.На уроке путём исследовательской работы дети в...
Тема "Имена существительные с шипящим звуком на конце слова"
Цель: ознакомить учащихся с особенностями написания существительных с шипящим звуком на конце слова.Задачи:формировать умение определять род имен существительных с основой, оканчивающейся на шип...
Урок по русскому языку в 3 классе (ФГОС) на тему: "Имена существительные с шипящим звуком на конце".
Урок развивает умение анализировать, обобщать и делать выводы для выявления грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода существительных путем исследовательской работы....
Имена существительные с шипящим звуком на конце
Урок русского языка....
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С ШИПЯЩИМ ЗВУКОМ НА КОНЦЕ
конспект урока русского языкатема "ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С ШИПЯЩИМ ЗВУКОМ НА КОНЦЕ" 3 класс УМК "Школа России" учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий...
Имена существительные с шипящим звуком на конце
Формирование умения определять род имён существительных с основой, заканчивающейся на шипящий звук; правильно употреблять мягкий знак после шипящих букв, обозначающих звуки; развитие орфог...
Презентация "Имена существительные с шипящим звуком на конце"
Презентация урока русского языка 3 класса....