ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С ШИПЯЩИМ ЗВУКОМ НА КОНЦЕ
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Каримова Карина Ринардовна

конспект урока русского языка

тема "ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С ШИПЯЩИМ ЗВУКОМ НА КОНЦЕ" 

3 класс УМК "Школа России" учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sushchestvitelnye_s_shipyashch16.02.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Каримова Карина Ринардовна                                                                                                                                                                                                                                                                               

Конспект урока русского языка 

Тема: ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С ШИПЯЩИМ ЗВУКОМ НА КОНЦЕ

Цели деятельности учителя: формировать умение определять род имён существительных с основой, оканчивающейся на шипящий звук; познакомить учащихся с особенностями написания существительных с шипящим звуком на конце.

Планируемые результаты

предметные: научатся распознавать определять род имён существительных с шипящим звуком на конце; писать «ь» - показатель женского рода в именах существительных с шипящим звуком на конце.

личностные: научатся осознавать свои возможности в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: Русский язык: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий - 3 класс


Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Мотивационный

Словес.: ответы на вопросы

≈ 3

- Прочитайте предложение.

Умную речь хорошо и слушать.

-как вы понимаете? О чем говорится в этом предложении? Какая бывает речь? Какой части речи принадлежит слово «речь»?

-что такое имя существительное?

-что общего в этих словах? На какие группы можем разделить? Какое слово лишнее? (вьюга, воробьи, метель, голубь)

-назовите грамматические признаки имени существительного.

-какую работу выполняет «ь» в этих словах?

Цепочку слова для минутки чистописания вы составите самостоятельно. Используйте для этого первые буквы имён существительных в ед.ч. и «ь», который должен находиться после каждой из этих согл. Вьмьгь мьгьвь гьвьмь

Определять цели и пути их достижения.

Р: принимают и сохраняют уч задачу

2.

Постановка учебной задачи и ее решение

Практич.: устное граммат.упр. по обратному словарю

Словес.: ответы на вопросы

≈ 7

- посмотрите внимательно на слова и подумайте, орфограмма какого слова нам неизвестна. Объясните написание этого слова мы не можем. (вьюга, воробьи, метель, голубь, речь) попытайтесь сформулировать тему нашего урока?

-сегодня мы узнаем еще об одной роли «ь» в русском языке.

-захотелось «ь» найти себе друга. Пошел он по тропинке и встретил ежа. ЁЖ .

-давай дружить.- предложил «ь», но еж ничего не ответил и свернулся в колючий клубок.

На ветке сидел грач. Но и грач не замечал «ь» и продолжал строить свое гнездо. Весна ведь! Совсем опечалился «ь». вдруг видит, у дороги, где колоситься рожь сидит серая мышь. И грызет зерно. Пожалела она «ь» и оставила его у себя.

-что общего в этих словах? На какие группы можно разделить слова?

-сформулируйте правило о правописании «ь» на конце имен существительных после шипящих?

-прочитаем правило-вывод в учебнике на стр 33

Запомните это правило нам помогут схемы.

-назовите еще имена существительные, пользуясь иллюстрацией на доске, объясните их правописание.

- (ёрш, лещ, камыш, ландыш, луч) что общего в этих словах?

-сформулируйте тему нашего урока. Когда у имен существительных после шипящих пишется «ь»?

-Если видишь на картине нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака, или снежная равнина,

Или поле и шалаш

Обязательно картина называется… (пейзаж)

-объясните написание орфограмм? Составьте предложение с этим словом.

-у существительных какого рода на конце после шипящих пишется «Ь»?

-я называю слова женского рода – приседаем; мужского – подпрыгиваем.

(кирпич, дичь, борщ, чиж, печь, грач, стриж, малыш, молодежь, мелочь)

- упражнение 59, стр.34.

Отвечать на вопросы.

Читать правило.

Строить грамматическое рассуждение.

Объяснять лексическое значение слов.

П: осуществляют по учебнику и словарю поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания

3.

Решение частных задач

Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

Практич.: чтение правила.

Практич.: письм. граммат.упр.

Взаимопроверка.

Практич.: выбор. списывание с грам. заданием.

Практич.: фронтал. проверка.

Практич.: письм. граммат.упр., проверьте по образцу на доске.

Практич.: письм. граммат.упр. Взаимопроверка.

Практич.: чтение правила.

≈ 25

Как-то в этой местности, по которой путешествовал «ь», упал метеорит и случилось – землетрясение.

-объясните значение слова. Объясните написание слова.

-Многие буквы потеряли своё место, а когда все утихло, снова буквы стали в слова собираться.

Мы с вами должны помочь оставшимся буквам встать на свои места, а заодно узнаем кое-что интересное.

Какая птица подражает голосам других птиц? (скворец) Ч-/Чь

Ме_, скрипа_, лиха_

            6=Н

Какую скорость могут развивать

Ле_, товари_, бор_

Ш- до 140 км/ч
Щь-до 170км/ч

Какая птица возвращается к своему старому гнезду?

Черте_, бага_, гара_

Ж- сжжж (стриж)

Ш- союз+река (иволга)

-«Ь» пробегал дальше мимо

(рощ, дач, Маш)

Но ему некогда было совершенно некогда обращать внимание на эти предметы. На какой вопрос отвечают эти предметы? (кого? Чего?)

-сделайте выбор: когда у существительных после шипящих «ь» не пишется?

У вас у каждого задание. посмотрите и сформулируйте его.

Допишите в стихотворном тексте существительные с шипящим звуком на конце.

Не шумит в реке …,

Не шуршит под полом ….

В этот час такая …!

Только слышно «Спи, …!»

Записывать по памяти.

Выбирать необходимую информацию.

Работать со словарем

Делать вывод.

Слушать учителя.

Узнавать новую информацию.

Образовывать начальную форму.

Проводить взаимоконтроль.

Выбирать слова по грам. характеристике.

Проверять работу.

Проверять работу.

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

4.

Итог урока. Рефлексия

(предметная).

Самопроверка.

 

≈10

-ребята, подберите синоним к словам друг, приятель (товарищ)

-объясните написание этого слова.

Пользуясь словом «товарищ» отгадайте другое.

т

о

в

а

р

и

щ

-6

Х1

+10

Х1

-13

+14

+2

-да мы с вами молодцы, продолжите высказывание.

-сегодня на уроке я научился…

-я узнал …

-мне было интересно…

Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, проверять их.

Контролировать правильность записи.

Обобщать изученное.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Имена существительные с шипящим звуком на конце».

Цель:  создание условия для исследовательской деятельности учащихся при объяснении нового материала. Задачи:  1. Научить детей через составленный алгоритмупотреблять мягкий знак на конце ...

Имена существительные с шипящим звуком на конце

Урок по данной теме был проведён с учащимися  3 класса в III  четверти по пограмме "Школа России". Тип урока: объяснение нового материала.На уроке  путём исследовательской работы дети в...

Тема "Имена существительные с шипящим звуком на конце слова"

Цель:  ознакомить учащихся с особенностями написания существительных с шипящим звуком на конце слова.Задачи:формировать умение определять род имен существительных с основой, оканчивающейся на шип...

Урок по русскому языку в 3 классе (ФГОС) на тему: "Имена существительные с шипящим звуком на конце".

Урок развивает умение анализировать, обобщать и делать выводы для выявления грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода существительных путем исследовательской работы....

Имена существительные с шипящим звуком на конце

Формирование  умения определять род имён существительных с основой, заканчивающейся на  шипящий звук; правильно употреблять мягкий знак после шипящих букв, обозначающих звуки; развитие орфог...

Презентация "Имена существительные с шипящим звуком на конце"

Презентация урока русского языка 3 класса....