Имена существительные с шипящим звуком на конце
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок по данной теме был проведён с учащимися 3 класса в III четверти по пограмме "Школа России". Тип урока: объяснение нового материала.
На уроке путём исследовательской работы дети выявили грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода именён существительных с шипящим звуком на конце.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imena_sushchestvitelnye_s_shipyashchim_zvukom_na_konce._moy.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Имена существительные с шипящим звуком на конце.
Цель: 1. Организовать деятельность по ознакомлению с особенностями написания имён существительных с шипящим звуком на конце и первичному закреплением умения употреблять мягкий знак после шипящих в именах существительных женского рода.
2. Развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы; развивать речь учащихся.
Задачи: Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;
Формировать умения различать слова мужского и женского рода;
Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения;
Воспитывать самостоятельность, творческую активность.
Тип урока: объяснение нового материала.
I.Психологический настрой учащихся. Организационный момент.
Создание благоприятной рабочей обстановки. Включение учащихся в деятельность.
- Давайте поприветствуем гостей, улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.
- Сегодня мы на уроке мы будем исследователями и наблюдателями. В ас ожидает новые открытия, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
-Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.
Сегодня на уроке мы должны решить следующие задачи:
1. Определить тему урока.
2. Вывести новое орфографическое правило.
3. Научиться применять правило на письме. Желаю вам успешной работы!
Откройте тетради и запишите сегодняшнее число. Классная работа. А начнём мы наш урок как всегда с ……. Посмотрите на образцы в тетради, на экран и назовите эти буквы.
II. Чистописание.
Ж ч ш щ
- Что общего у этих букв? (они обозначают согласные шипящие звуки). -Какие правила правописания слов с шипящими вы знаете? Жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн.
- Назовите буквы, которые обозначают всегда твёрдые шипящие звуки. ЖЕ, ША
- Назовите буквы, которые обозначают всегда мягкие шипящие звуки. ЩА, ЧЕ
- Пишем красиво, каллиграфически правильно, выводим каждый элемент.
III. Актуализация знаний. Постановка темы урока
Цель: Создание условия для выявления «Чего мы ещё не знаем?»
1. Прочитайте слова на доске: Нож, рожь, камыш, тишь, мяч, ночь, вещь, плащ.
- Что их объединяет? (Все слова - имена существительные в начальной форме.)
Давайте вспомним всё, что мы знаем об имени существительном.
- Что ещё объединяет эти слова? Я произнесу каждое слово, а вы и понаблюдайте, какой звук слышен на конце. Что общего в звучании данных слов? (На конце слова слышится согласный шипящий звук).
- Мы с вами определили, что эти слова имена существительные, в единственном числе, они оканчиваются на шипящий звук.
- Сформулируйте тему урока. (Имена существительные с шипящим звуком на конце ). Цель нашего урока: научиться писать существительные с шипящим звуком на конце.
С первой задачей мы справились отлично.
2. Давайте сравним существительные с одинаковыми шипящими на конце. (нож - рожь тишь – камыш, ночь – луч, вещь – плащ)
- Чем отличаются эти слова? ( В одних есть ь после шипящих, а в других – его нет)
- Так в чем же проблема? (Почему в словах последний звук шипящий, но в словах: рожь, глушь, ночь, вещь в конце написали мягкий знак, а в словах нож, камыш, врач, плащ его нет?)
- А какого рода эти имена существительные? (м.р. и ж. р.). На какие две группы можно разделить эти слова? Ваши предположения?
-Запишите в первый столбик имена существительные женского рода, а во второй столбик имена существительные мужского рода. (Дети по очереди выбирают карточки со словами и прикрепляют на доску. Остальные записывают слова в тетради. )
- Будем подчёркивать буквы, обозначающие шипящие звуки, двумя чертами, а Ь – одной чертой. Так обозначается эта орфограмма. (Дети записывают:
ж.р. м.р.
рожь нож
тишь камыш
ночь луч
вещь плащ
IV. Работа по теме урока. 1. Работа над формулировкой правила.
- Что вы заметили в записи имён существительных женского рода? А у существительных мужского рода? У существительных какого рода после шипящего пишется Ь?
(У имён существительных женского рода после шипящих на конце пишется Ь, а у имён существительных мужского рода после шипящих Ь нет.)
- Проверим, верны ли наши выводы? Откройте учебник на с.73 и прочитайте правило (вслух).
Значит, Ь является показателем женского рода имён существительных
- Кто может его повторить правило? Мы выполнили вторую задачу.
2. Закрепление изученного с опорой на алгоритм.
Посмотрите на экран. Перед вами существительные с шипящим на конце . нужно, правильно их записать, пользуясь алгоритмом. Будем работать комментировано.
- Молодцы.
Физминутка (под музыку). Потрудились – отдохнём, Нужно, без сомнения. Дружно быстренько встаём, Выполним движения.
- Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если назову существительного женского рода, вы приседаете, если услышите существительное мужского рода, подпрыгиваете и хлопаете руками над головой
Слова: ёж, дочь, печь, мышь, кирпич, тишь, борщ, ералаш, ландыш, полночь, багаж.
V. Закрепление изученного материала.
- Ребята, вы не забыли, о чём шла речь на уроке? Давайте ещё раз повторим.
Нам осталось решить последнюю задачу : Научиться применять правило на письме.
- Работа по учебнику.
Откройте учебники а странице 74. Будем выполнять упражнение 59. Задание к упражнению прочитает Гладышева Елена. По цепочке будем читать слова, определять форму числа, называть окончание и основу.
Задание прочитает Беденко Лада. Что же нас просят сделать? Что значит поставить слово в начальную форму? (единственное число, вопросы кто? что?)
В каких существительных с шипящим звуком на конце пишется Ь. А в каких не пишется?
- Выполним это задание у доски с комментированием.
- Хорошо, молодцы! Вы все справились с заданием! Тему урока все поняли?
2. Работа по карточкам разного уровня.
Жёлтая карточка(самая лёгкая) предлагает вам написать имена существительные в единственном числе. Выделить изученную орфограмму, определить род.
Врачи, товарищи, ночи, сторожа, силачи.
Красная карточка (самая трудная)- подобрать к словам близкие по смыслу имена существительные (синонимы) с шипящими на конце и записать их, выделить орфограмму и указать род.
Доктор , приятель ; темнота (время суток) ; охранник , богатырь .
Зелёная карточка (средней трудности) - образовать от данных слов имена существительные в ед.ч., выделить орфограмму и указать род.
Врачевать, товарищеский, ночной, сторожит, сильный.
- Подумайте и возьмите ту карточку, задание которой вам понравилось больше. (Выполнение и проверка работ).
- Проверять будем одновременно. Хотя вы выполняли разные задания, ответы должны получиться одинаковые.
(Правильные ответы: врач, товарищ, ночь, сторож, силач). Кто выполнил задание без ошибок? Молодцы!
Дополнительные задания.
Игра «Замени выражение одним словом» и запиши слова, указывая род
• Чёрная птица, вестник наступающей весны (Грач)
• Предмет, на котором ездил Емеля (Печь) • Без него не откроешь замок (Ключ)
• Мелкие деньги. (Мелочь) • Маленький ребёнок. (Малыш)
• В поле колосится золотая …(рожь). • Часть суток с вечера до утра. (ночь)
Прочитай текст. Вставь, где нужно ь.
Словарная работа. (Перфокарты)
Тяжёлый кирпич
весёлый москвич
красивый ландыш
осенний пейзаж
русская речь
Работа с текстом. Вставьте пропущенные буквы. (Для Тани).
Весна.
В лесу тиш… Вот сверкнул луч… солнца. Под горкой бьёт ключ… На проталине ходит чёрный грач…
VI. Итог урока. Оценка работы.
Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Имена существительные с шипящим звуком на конце».
Цель: создание условия для исследовательской деятельности учащихся при объяснении нового материала. Задачи: 1. Научить детей через составленный алгоритмупотреблять мягкий знак на конце ...
Тема "Имена существительные с шипящим звуком на конце слова"
Цель: ознакомить учащихся с особенностями написания существительных с шипящим звуком на конце слова.Задачи:формировать умение определять род имен существительных с основой, оканчивающейся на шип...
Урок по русскому языку в 3 классе (ФГОС) на тему: "Имена существительные с шипящим звуком на конце".
Урок развивает умение анализировать, обобщать и делать выводы для выявления грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода существительных путем исследовательской работы....
Имена существительные с шипящим звуком на конце
Урок русского языка....
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С ШИПЯЩИМ ЗВУКОМ НА КОНЦЕ
конспект урока русского языкатема "ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С ШИПЯЩИМ ЗВУКОМ НА КОНЦЕ" 3 класс УМК "Школа России" учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий...
Имена существительные с шипящим звуком на конце
Формирование умения определять род имён существительных с основой, заканчивающейся на шипящий звук; правильно употреблять мягкий знак после шипящих букв, обозначающих звуки; развитие орфог...
Презентация "Имена существительные с шипящим звуком на конце"
Презентация урока русского языка 3 класса....