Конспект урока русского языка в 4 классе.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

ovechkinanm

Конспект урока русского языка в 4 классе  по теме "Склонение имён прилагательных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока27.92 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

4 класс

Тема урока: Вкус слова ЗЕМЛЯ.

          Склонение имён прилагательных.

Цель урока: формирование умственных действий, основанных на умениях наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности;

- осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданин Земли, гражданин России.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД:

обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи.

Познавательные УУД:

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- уметь выделять существенные признаки в связи имён существительных и имён прилагательных.

Коммуникативные УУД:

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- учитывать другое мнение и позицию;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные результаты:

обучающийся научится:

- оценивать правильность ответа;

- называть необходимые на уроке буквы русского алфавита;

- определять значение слова по тексту;

- оценивать уместность использования слов в тексте;

- определять грамматические признаки имён существительных и имён прилагательных;

- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении;

- применять изученные правила правописания.

Методы обучения: частично-поисковый, словесно-иллюстративный.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. «Мозговой штурм»
  3. Минутка чистописания

Начнём урок с минутки чистописания. Эту букву вы хорошо знаете. Она стоит в алфавите на пятом месте. В современном русском языке она называется «дэ». Напишите заглавную и строчную буквы в соединении. (пишут)

А вот в старину её именовали очень красиво  - «добро». А что обозначает слово «добро»? (высказывания)

Запишите это слово.(записывают)

Вспомним, на что похожа буква «д»? Верно, на домик. И, наверное, не случайно с неё начинается слово «дом». Запишите это слово. (записывают)

А что оно обозначает? (высказывания)

Я думаю, это замечательно, когда есть место, где живут люди, объединённые общими интересами. Поэтому в старину на Руси говорили: «Дом- это добро». Запишите это предложение. (записывают)

А кто назовёт наш общий дом?(Земля) Верно. Запишите предложение: «Земля- наш дом». И я прошу вас: не забывайте об этом.

Послушайте, какие красивые стихи приготовили ребята. (Дети читают стихи )

Посмотри, мой юный друг,

И увидишь ты вокруг

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Траву росы умывают!

Речка, лес, цветы, поля-

Сердцу милая земля!

Нам в любое время года

Красоту дарит природа!

И земную благодать!

Без растений и животных,

Без лугов, полей раздольных

Жить не может человек!

Так давайте сбережём

Наш природный щедрый дом!

Посмотрите, сколько частичек нашей Земли пришло к нам в класс! (рассматривают картинки)

Но ведь находятся люди, которые делают зло этой красоте.( ученики читают стихи)

Кромсаем лёд, меняем рек теченье,

Твердим о том,  что дел невпроворот,

Но мы ещё придём просить прощенья

У этих рек, барханов и болот!

У самого гигантского восхода,

У самого малейшего малька…

Пока об этом думать неохота,

Сейчас нам не до этого . Пока.

Да, что ждёт нас в будущем, если не перестанем беспечно относиться к природе и к тому, что она нам даёт. Выживет ли человек, если лишится самого дорогого и необходимого на Земле.

Мы порой не храним, что имеем,

Не щадим, не жалеем,

Ни за что не в ответе.

Словно самую малость

Нам на этой планете

Жить и править осталось!

Всем нам неизбежно придётся принимать меры, чтобы сохранить для себя и тех, кто идёт за нами, нашу прекрасную планету! А какие же меры для спасения планеты предпринимают люди разных стран? И сегодня на уроке хорошо работая, правильно отвечая на вопросы, мы тоже приложим усилия для спасения нашей планеты, так ка станем чуточку мудрее.

  1. Этапы познания.

А для начала при помощи наших знаний давайте почувствуем вкус слова «Земля». Для этого нам нужно пройти 7 этапов познания.

1 этап- знакомство. Запишите слово «земля». (записывают)

2 этап- орфографический анализ этого слова (земля- безударная гласная «е», проверочное слово «зЕмли».

3 этап- фонетический разбор слова ( составляют транскрипцию этого слова)

Дайте характеристику каждому звуку. Слушайте внимательно, чтобы не пропустить ошибку.

4 этап- проникаем в тайну слова.

Открываем толковые словари, находим это слово, узнаём его лексическое значение. (работают с толковыми словарями)

Верно, слово имеет несколько значений. Называйте их, и мы построим схему на доске.

ЗЕМЛЯ –планета

                почва

                суша

                территория

                страна

Приведите примеры на каждое значение слова.

(1-Земля- третья планета солнечной системы.

 2- Апрельский ручей землю будит..

 3- Матросы увидели землю.

 4- Целинные земли.

 5- Горе в чужой земле безъязыкому.

Если посмотреть на карту, то земли на Земле ( что я имела ввиду из этих пяти значений?) всего одна треть, а остальное вода. Странный вопрос возникает тогда: планета должна называться «вода»? А почему же она называется Земля?( под водой тоже суша)

5 этап- оценка

Перед вами 3 группы слов. С какой из них можно соотнести слово «земля»? Почему?

зелёный                         зерно                    золотить

золотистый                   звезда                   засверкать

замечательный             зверёк                   зажурчать

(ко второй , так как слово «земля»-имя существительное , отвечает на вопрос что?, обозначает сущность предмета.)

Назовите постоянные грамматические признаки слова «земля». ( сущ., неодуш., ж.р., 1 скл.)

Подберите подходящее по смыслу имя прилагательное и запишите: мальчики в Д.п., девочки в П.п. ( записывают)

Весенняя земля – весенней земле(Д.п.), о весенней земле (П.п.).

Что заметили? (одинаковые окончания у прилагательных в разных падежах)

Как же определить падеж имён прилагательных? ( по падежу имён существительных)

Особенно красива становится земля весной! Да и в любое другое время года она прекрасна! Можно, если прислушаться к земле, услышать столько изумительных звуков. Кто нашёл высказывания про звуки земли и сможет их прочесть. ( читают)

Все внимательно слушаем и запоминаем звуки земли. Звуки каких времён года здесь есть? Запишем их по временам года.

Весна: журчание весенних ручейков, голоса перелётных птиц.

Лето: речная волна бьёт о песок, пение птиц, трепет зелёных листьев,трескотня кузнечиков, тихое порхание бабочек.

Осень: взлёт жаворонка, шум хлебных колосьев.

Зима: треск мороза в зимнюю ночь, завывание вьюги.

Найдите словосочетания имён прилагательных с существительными , подчеркните их, определите род, число и падеж.( выполняют)

И всё это чудо даёт нам Земля! Так разве может человек не сберечь эту красоту?     ( дети читают стихи)

Есть одна планета –сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной увидишь
Ландыш в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В реку смотрят удивлённо.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

Будем беречь свою землю! Переходим к

6 этапу- словообразование.

Подберите однокоренные слова к слову «земля»( земелька, земелюшка, землица, земельный)

Есть ли среди них имена прилагательные?  (земельный)

7 этап-  грамматика ,земля - слово-магнит

Назовите слова, которые на ваш взгляд слово «земля» притягивает и отталкивает. (называют)

Попробуем определить какие же словосочетания притянут к себе нужные падежи. (соединим стрелками с нужным падежом)

весёлый смех        Р.п.

доброго утра         И.п.

ярким солнцем      Д.п.

весеннему дню       В.п.

о быстром ручейке    Т.п.

горную речку          П.п.

А сейчас придумайте и запишите  подходящие имена прилагательные к темам:

Небо                   Сад                    Земля    

(записывают по рядам)          

А что нужно, чтобы всё это было? (нужно защищать Землю) От кого? (от самих себя!) (читают стихи)

Как это страшно- умиранье рода,

Всех поголовно, всех до одного,

Когда опустошённая природа

Уже не в силах сделать ничего.

И поползёт проказа запустенья,

И пересохнут ниточки воды,

И птицы вымрут,

И падут растенья,

И зверь не обойдёт своей беды.

И сколько тут корысти не ищи ты,

Какой ты отговоркой не владей,

Земля защиты требует! Защиты!

Она спасенья просит у людей!

Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках,

И темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно освоили планету,

Широко шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нету,

Чёрные сотрёшь ли человек?

Деревья, травы, цветы и птицы

Не умеют сами защититься.

Если погибнут они,

На планете мы останемся одни!

А какой мы хотим видеть свою планету?  (объясняют)

Конечно, каждый человек хочет видеть свой дом чистым, уютным, красивым! А красота для человека – это…( отвечают)

И это всё даёт человеку такое вдохновение, что хочется сказать словами М.Пляцковского:

Для дружбы, для улыбок и для встреч

В наследство получили мы планету.

Нам этот мир завещано беречь

И землю замечательную эту!

Завещано беречь нам этот мир-

Такой неповторимый на рассвете.

Он всем нам очень дорог, мил.

За будущее планеты мы в ответе!

И если мы будем помнить об этом, то наш урок своей цели достиг!

V- Творческая работа

А сейчас мы начнём писать обращение с призывом беречь свою планету. Адресуйте его своим сверстникам. Объясните в нём, почему они должны беречь свою землю. Сделайте это от имени планеты Земля. Начните обращение словами: «Дорогие ребята!» или «Дорогие друзья!»

А какая может быть подпись?  ( «Ваша планета.» или «Планета Земля.»)

Дома поработайте над орфографией. Кто не успеет дописать- допишите дома, доработайте обращение, творчески его оформите.

А сейчас начинаем писать. ( под музыку пишут обращение)

VI- Итог урока

VII - Рефлексия

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.

Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.     2. Развивающие:- развивать...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...

Конспект урока русского языка 1 класс и презентация к уроку

Надеюсь, что составленный мною конспект урока покажется интересным и может быть, кто-то его частично использует в своей работе...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »

Конспект урока русского языка  2 классТема урока:  "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система  “Начальная школа XXI века”....

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".

Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...