Конспект урока русского языка в 4 классе.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Склонение имён прилагательных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 27.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
4 класс
Тема урока: Вкус слова ЗЕМЛЯ.
Склонение имён прилагательных.
Цель урока: формирование умственных действий, основанных на умениях наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности;
- осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданин Земли, гражданин России.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД:
обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи.
Познавательные УУД:
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- уметь выделять существенные признаки в связи имён существительных и имён прилагательных.
Коммуникативные УУД:
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- учитывать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные результаты:
обучающийся научится:
- оценивать правильность ответа;
- называть необходимые на уроке буквы русского алфавита;
- определять значение слова по тексту;
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- определять грамматические признаки имён существительных и имён прилагательных;
- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении;
- применять изученные правила правописания.
Методы обучения: частично-поисковый, словесно-иллюстративный.
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.
Ход урока:
- Организационный момент.
- «Мозговой штурм»
- Минутка чистописания
Начнём урок с минутки чистописания. Эту букву вы хорошо знаете. Она стоит в алфавите на пятом месте. В современном русском языке она называется «дэ». Напишите заглавную и строчную буквы в соединении. (пишут)
А вот в старину её именовали очень красиво - «добро». А что обозначает слово «добро»? (высказывания)
Запишите это слово.(записывают)
Вспомним, на что похожа буква «д»? Верно, на домик. И, наверное, не случайно с неё начинается слово «дом». Запишите это слово. (записывают)
А что оно обозначает? (высказывания)
Я думаю, это замечательно, когда есть место, где живут люди, объединённые общими интересами. Поэтому в старину на Руси говорили: «Дом- это добро». Запишите это предложение. (записывают)
А кто назовёт наш общий дом?(Земля) Верно. Запишите предложение: «Земля- наш дом». И я прошу вас: не забывайте об этом.
Послушайте, какие красивые стихи приготовили ребята. (Дети читают стихи )
Посмотри, мой юный друг,
И увидишь ты вокруг
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Траву росы умывают!
Речка, лес, цветы, поля-
Сердцу милая земля!
Нам в любое время года
Красоту дарит природа!
И земную благодать!
Без растений и животных,
Без лугов, полей раздольных
Жить не может человек!
Так давайте сбережём
Наш природный щедрый дом!
Посмотрите, сколько частичек нашей Земли пришло к нам в класс! (рассматривают картинки)
Но ведь находятся люди, которые делают зло этой красоте.( ученики читают стихи)
Кромсаем лёд, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот,
Но мы ещё придём просить прощенья
У этих рек, барханов и болот!
У самого гигантского восхода,
У самого малейшего малька…
Пока об этом думать неохота,
Сейчас нам не до этого . Пока.
Да, что ждёт нас в будущем, если не перестанем беспечно относиться к природе и к тому, что она нам даёт. Выживет ли человек, если лишится самого дорогого и необходимого на Земле.
Мы порой не храним, что имеем,
Не щадим, не жалеем,
Ни за что не в ответе.
Словно самую малость
Нам на этой планете
Жить и править осталось!
Всем нам неизбежно придётся принимать меры, чтобы сохранить для себя и тех, кто идёт за нами, нашу прекрасную планету! А какие же меры для спасения планеты предпринимают люди разных стран? И сегодня на уроке хорошо работая, правильно отвечая на вопросы, мы тоже приложим усилия для спасения нашей планеты, так ка станем чуточку мудрее.
- Этапы познания.
А для начала при помощи наших знаний давайте почувствуем вкус слова «Земля». Для этого нам нужно пройти 7 этапов познания.
1 этап- знакомство. Запишите слово «земля». (записывают)
2 этап- орфографический анализ этого слова (земля- безударная гласная «е», проверочное слово «зЕмли».
3 этап- фонетический разбор слова ( составляют транскрипцию этого слова)
Дайте характеристику каждому звуку. Слушайте внимательно, чтобы не пропустить ошибку.
4 этап- проникаем в тайну слова.
Открываем толковые словари, находим это слово, узнаём его лексическое значение. (работают с толковыми словарями)
Верно, слово имеет несколько значений. Называйте их, и мы построим схему на доске.
ЗЕМЛЯ –планета
почва
суша
территория
страна
Приведите примеры на каждое значение слова.
(1-Земля- третья планета солнечной системы.
2- Апрельский ручей землю будит..
3- Матросы увидели землю.
4- Целинные земли.
5- Горе в чужой земле безъязыкому.
Если посмотреть на карту, то земли на Земле ( что я имела ввиду из этих пяти значений?) всего одна треть, а остальное вода. Странный вопрос возникает тогда: планета должна называться «вода»? А почему же она называется Земля?( под водой тоже суша)
5 этап- оценка
Перед вами 3 группы слов. С какой из них можно соотнести слово «земля»? Почему?
зелёный зерно золотить
золотистый звезда засверкать
замечательный зверёк зажурчать
(ко второй , так как слово «земля»-имя существительное , отвечает на вопрос что?, обозначает сущность предмета.)
Назовите постоянные грамматические признаки слова «земля». ( сущ., неодуш., ж.р., 1 скл.)
Подберите подходящее по смыслу имя прилагательное и запишите: мальчики в Д.п., девочки в П.п. ( записывают)
Весенняя земля – весенней земле(Д.п.), о весенней земле (П.п.).
Что заметили? (одинаковые окончания у прилагательных в разных падежах)
Как же определить падеж имён прилагательных? ( по падежу имён существительных)
Особенно красива становится земля весной! Да и в любое другое время года она прекрасна! Можно, если прислушаться к земле, услышать столько изумительных звуков. Кто нашёл высказывания про звуки земли и сможет их прочесть. ( читают)
Все внимательно слушаем и запоминаем звуки земли. Звуки каких времён года здесь есть? Запишем их по временам года.
Весна: журчание весенних ручейков, голоса перелётных птиц.
Лето: речная волна бьёт о песок, пение птиц, трепет зелёных листьев,трескотня кузнечиков, тихое порхание бабочек.
Осень: взлёт жаворонка, шум хлебных колосьев.
Зима: треск мороза в зимнюю ночь, завывание вьюги.
Найдите словосочетания имён прилагательных с существительными , подчеркните их, определите род, число и падеж.( выполняют)
И всё это чудо даёт нам Земля! Так разве может человек не сберечь эту красоту? ( дети читают стихи)
Есть одна планета –сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыш в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивлённо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
Будем беречь свою землю! Переходим к
6 этапу- словообразование.
Подберите однокоренные слова к слову «земля»( земелька, земелюшка, землица, земельный)
Есть ли среди них имена прилагательные? (земельный)
7 этап- грамматика ,земля - слово-магнит
Назовите слова, которые на ваш взгляд слово «земля» притягивает и отталкивает. (называют)
Попробуем определить какие же словосочетания притянут к себе нужные падежи. (соединим стрелками с нужным падежом)
весёлый смех Р.п.
доброго утра И.п.
ярким солнцем Д.п.
весеннему дню В.п.
о быстром ручейке Т.п.
горную речку П.п.
А сейчас придумайте и запишите подходящие имена прилагательные к темам:
Небо Сад Земля
(записывают по рядам)
А что нужно, чтобы всё это было? (нужно защищать Землю) От кого? (от самих себя!) (читают стихи)
Как это страшно- умиранье рода,
Всех поголовно, всех до одного,
Когда опустошённая природа
Уже не в силах сделать ничего.
И поползёт проказа запустенья,
И пересохнут ниточки воды,
И птицы вымрут,
И падут растенья,
И зверь не обойдёт своей беды.
И сколько тут корысти не ищи ты,
Какой ты отговоркой не владей,
Земля защиты требует! Защиты!
Она спасенья просит у людей!
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках,
И темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету,
Чёрные сотрёшь ли человек?
Деревья, травы, цветы и птицы
Не умеют сами защититься.
Если погибнут они,
На планете мы останемся одни!
А какой мы хотим видеть свою планету? (объясняют)
Конечно, каждый человек хочет видеть свой дом чистым, уютным, красивым! А красота для человека – это…( отвечают)
И это всё даёт человеку такое вдохновение, что хочется сказать словами М.Пляцковского:
Для дружбы, для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету.
Нам этот мир завещано беречь
И землю замечательную эту!
Завещано беречь нам этот мир-
Такой неповторимый на рассвете.
Он всем нам очень дорог, мил.
За будущее планеты мы в ответе!
И если мы будем помнить об этом, то наш урок своей цели достиг!
V- Творческая работа
А сейчас мы начнём писать обращение с призывом беречь свою планету. Адресуйте его своим сверстникам. Объясните в нём, почему они должны беречь свою землю. Сделайте это от имени планеты Земля. Начните обращение словами: «Дорогие ребята!» или «Дорогие друзья!»
А какая может быть подпись? ( «Ваша планета.» или «Планета Земля.»)
Дома поработайте над орфографией. Кто не успеет дописать- допишите дома, доработайте обращение, творчески его оформите.
А сейчас начинаем писать. ( под музыку пишут обращение)
VI- Итог урока
VII - Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.
Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. 2. Развивающие:- развивать...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»
Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...
Конспект урока русского языка 1 класс и презентация к уроку
Надеюсь, что составленный мною конспект урока покажется интересным и может быть, кто-то его частично использует в своей работе...
Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »
Конспект урока русского языка 2 классТема урока: "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система “Начальная школа XXI века”....
Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала
Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....
Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".
Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...