Тема урока | Синонимы и антонимы |
Место урока в разделе | Слово в языке и речи |
Тип урока | Урок обобщения и систематизации знаний. |
Цель урока | Совершенствование умения грамотно использовать в речи слова синонимы и антонимы. |
Задачи урока | образовательные: познакомить со словарём синонимов и антонимов; уметь находить синонимы и антонимы в тексте; развивающие: развивать умение выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников; воспитательные: воспитывать стремление к познанию. |
Планируемые результаты изучения темы |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Ученик научится: - формировать умение работать со словарем;
- совершенствовать каллиграфические навыки;
- закреплять умение подбирать к словам синонимы и антонимы, употреблять их в речи.
| Познавательные УУД Ученик получит возможность научиться: - искать и выделять необходимую информацию;
- самостоятельно приводить примеры синонимов и антонимов;
- расширять объем знаний в области лексики.
Регулятивные УУД Ученик получит возможность научиться: - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
- работать со словарем синонимов и антонимов;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД Ученик получит возможность научиться: - уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;
- слушать и понимать речь других.
| Ученик получит возможность формирования: - положительного отношение к урокам русского языка;
- умения проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
|
Ресурсы |
Учебно-методическое сопровождение | Дидактические материалы | ИКТ, ЦОР |
Учебник «Русский язык» Канакина В.П., Горецкий В.Г., 3 класс, 1 часть | https://znayka.pw/uchebniki/3-klass/russkij-yazyk-3-klass-kanakina-goretskij-chast-1/ | Презентация |
Межпредметные связи | Связь с литературным чтением. |
Организация пространства | Индивидуальная работа, фронтальная работа |
Этапы урока |
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
1 | Организационный этап (1 мин) | Проверка подготовленности класса к уроку. | - Прозвенел звонок, вот и начался урок. - Проверьте порядок на парте, у вас должны лежать учебник, тетрадь, все необходимое для письма. Посмотрите, застегнут ли ваш рюкзак. Тихо сядьте. - Покажите, пожалуйста, как должен сидеть ученик. Спинки ровно, ножки вместе и руки правильно сложены на парте. | Беседа (фронтальная) Создание интереса к новому. ИКТ Здоровье сберегающая технология | Приветствие учителя.
Проверяют готовность своего рабочего места к работе. Садятся правильно. Спинки ровно, ножки вместе и руки правильно сложены на парте. | Л-1
|
2 | Актуализация знаний (5 мин)
| Актуализация субъективного опыта учащихся | - Откройте тетрадь, положите ее с правильным наклоном. Запишите число и классную работу аккуратно, красиво. Проверь, что ты написал и покажи, что ты готов работать. Задание на слайде презентации. - Дай характеристику предложению. Стаи журавлей потянулись к югу. Найди грамматическую основу. Выпиши пары слов, связанных по смыслу, и подчеркните, чем они являются в предложении. - (Имя ребенка) иди к доске. (1 ученик работает у доски на обратной стороне).
- Обменяйтесь тетрадями со своим соседом по парте. Обратите внимание на доску (на доске с обратной стороны написаны пары слов). Здесь написаны правильные пары. - Берем в руки простой карандаш и проверяем. Если нашли ошибку, зачеркнули и надписали правильный вариант ответа. Выставление оценки. Если нет ошибок – оценка «5», 1 ошибки – оценка «4», 2 ошибки - оценка «3», 3 и более ошибок – оценка «2». (выставление отметок 3 ученикам: работающему у доски и любым 2) - А теперь давайте вспомним тему прошлого урока.
- Что же мы называем лексическим значением слова?
- Где мы можем посмотреть лексическое значение слов?
- Приведите пример однозначных и многозначных слов. | Систематичная проверка знаний
Словесный метод Беседа (фронтальная) ИКТ
| Записывают число и классную работу. Слушают учителя.
Отвечают на вопросы. - Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. Стаи – подлежащее, выраженное существительным, потянулись – сказуемое, выраженное глаголом. Выписывают. (один учащийся у доски с обратной стороны, другие работают самостоятельно) Стаи журавлей потянулись к югу. Стаи (кого?) журавлей. Потянулись (куда?) к югу. Меняются тетрадями с соседом по парте. Смотрят на доску. Берут в руки простой карандаш и проверяют. Если находят ошибки, зачеркивают и пишут правильный ответ.
Выставляют отметки.
- Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. - То, что обозначает слово, является его лексическим значением. Например, лексическое значение слова весна – «время года, следующее за зимой». - Лексическое значение слова можно определить по толковому словарю. - Однозначные: грач, гитара, глобус и т.д. Многозначные: колокольчик, игрок, каток, игла и др. | П-3 Р-3 К-1 К-2
|
3
| Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (15 мин) | Организация внимания школьников. Обеспечить мотивацию учения школьников, восприятие, осмысление уч-ся изучаемого материала.
| - С новой красной строки запишите слово «Словарь» и поставьте двоеточие. Ручки отложите. - Послушайте загадку. Есть общее название. Природы состояния, От времени года Зависит … - Верно ребята, откройте учебник на странице 43(-ей). Сегодня мы будем знакомиться с новым словарным словом «ПОГОДА». - Как вы думаете, какую безударную гласную необходимо вставить? - А кто знает, что такое погода?
- Прочитайте это слово по слогам. - Запишите слово ПОГОДА, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. - Ручки отложите. - На страничке для любознательных прочитайте текст «О словах «погода» и «непогода». - Ребята, а как называли время, когда шел дождь или мела метель? - Слово НЕПОГОДА пишется слитно, запишите его после запятой, поставьте ударение и подчеркните орфограмму. - Поставьте точку, отложите ручки в сторону. - Прочитайте в этом тексте последнюю строчку. - Запишите это предложение с новой строчки, подчеркните орфограмму и поставьте ударение в слове НЕПОГОДА. - Что объединяет эти слова? Какие они по значению? - Послушайте четверостишья. 1. «Грустный клоун громко плачет, А весёлый клоун скачет, Хочет подвиг совершить – Хочет рёву рассмешить». 2. «Долго рисовала Даша Птиц оранжевой гуашью, Но вмешался Дима в дело: «Ворон – чёрный, голубь – белый». 3. «Очень толстый червячок Яблоку погрыз бочок. С тонким он теперь соседом О скворцах ведёт беседу». - Что интересного происходит с точки зрения языкового явления в этих словах? Чем же интересны эти четверостишья? - Где здесь противопоставление? Соберите пары слов.
- Почему слова попали в одну пару?
- Как вы думаете, как эти слова называются? Правильно, группа таких слов называется антонимы. - А какие похожие слова к слову НЕПОГОДА вы знаете? - Вьюга – это снежная буря; буран – снежная буря, метель в степи; метель – сильный ветер со снегом, вьюга; буря – ненастье с сильным разрушительным ветром. - Какое слово выражает самое сильное явление? - Как одним словом можно назвать эту группу слов? - Что вам известно о синонимах?
- Для чего нужны разные оттенки к одному и тому же слову? - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? - Верно, сегодня мы поговорим о словах синонимах и антонимах, вы с ними уже знакомы. - Попробуйте сформулировать правило, что же такое синонимы? Отвечаем только по поднятой руке. (выставление отметки ребенку) - Что такое антонимы? (выставление отметки ребенку) - Давайте проверим, верны ли ваши рассуждения. Откройте учебник не странице 42(-ой) прочитайте правила про себя. - Повторите, что такое синонимы? - Что такое антонимы? - Как думаете какая же тема сегодняшнего урока? - Конечно, сегодня мы поговорим о синонимах и антонимах. | Методы: словесный Фронтальная форма Приёмы: диалог по теме урока Формирование представлений о новом материале, новых знаний.
Технология коммуникативного обучения, продуктивного чтения
| Записывают слова «Словарь» с красной строки и откладывают ручки.
Слушают загадку
- Погода Открывают учебник на странице 43
Отвечают на вопросы - Букву О.
- Это природное явление. Когда солнце светит или дождь идет. - По-го-да.
ПогОда
- Это непогода. НепогОда
- «Зашумела, разгулялась в поле непогОда». Слушают четверостишья
Отвечают на вопросы.
- Здесь есть противопоставление.
- Грустный – весёлый - Чёрный – белый - Толстый – тонкий - Эти пары слов объединяет противоположное значение. - Антонимы.
- Метель, буран, вьюга
- Буря. - Это синонимы. - Синонимы – это слова, близкие, но отличающиеся оттенками значения слова, отвечающие на один и тот же вопрос. -Речь должна быть красочной, точной, правильной, чтобы интересно было слушать. - О словах антонимах и синонимах.
Слушают учителя.
- Синонимы – это слова, которые пишутся по-разному, но смысл один.
- Антонимы – это противоположные по смыслу слова. Открывают учебник на странице 42 (-ой) читают правильно про себя. Повторяют что такое синонимы и антонимы.
- Синонимы и антонимы. | П-3 Р-1 Р-3 К-1 К-2 Л-2
|
|
4 | Первичное усвоение новых знаний (5 мин) | Установить правильность и осознанность изученного материала Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся. | - Прочитайте упражнение 69 про себя. Затем один ученик вслух. Выпишите из словарей (с. 154-155): а) синонимы к словам интересный, красивый; б) антонимы к словам впереди, мужество. - Откройте страницу 154 в учебнике, давайте рассмотрим словарь. - Обратите внимание, как расположены слова? - Давайте попробуем выполнить задание, найдите синоним к слову доктор? - А теперь антоним к слову ссора? - Давайте выполним само упражнение 69. - Найдите в словаре синонимы к словам интересный и красивый. - Найдите в словаре антонимы к словам впереди, мужество. - Теперь запишите синонимы к словам. - Верно, молодцы.
| Проверка усвоения материала. Беседа (фронтальная) Практическое применение новых знаний. Технология развивающего обучения | Читают упражнение 69 про себя, затем один из учащихся читает вслух.
Открывают учебник на страницу 154, рассматривают словарь. - В алфавитном порядке.
- Врач. - Мир. Выполняют упражнение 69. - Занимательный, прекрасный.
- Сзади, трусость. Записывают. Синонимы: интересный – занимательный; красивый – прекрасный. Антонимы: впереди – сзади; мужество – трусость. | П-3 Р-3 К-1 К-2 Л-2
|
5 | Закрепление материала (10 мин) | Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу | - Прочитайте про себя упражнение 70 на странице 43(-ей). - (Имя ребенка) прочитай вслух.
- В каком значении употреблено слово ХМУРИТСЯ, в прямом и переносном? - Почему? - Назовите глаголы, которые автор употребил для изображения действия светофора как живого существа. О ком обычно так говорят? - Выполните это упражнение письменно, с новой строки запишите номер упражнения. Вставьте пропущенные буквы и докажите, подчеркните орфограмму.
- Обменяйтесь тетрадями со своим соседом по парте. - Берем в руки простой карандаш и проверяем. Если нашли ошибку, зачеркнули и надписали правильный вариант ответа. - Какую букву в слове ТУЧ.. вставим? Почему? - Какую букву вставим в слове УЛ..ЦА? Почему? - Какую букву в слове СВ..ТОФОР вставим? Почему? - Какую букву вставим в слове Д..ЖДЁМ? Почему? - Какую букву в слове СТ..ИТ вставим? Почему? - Какую букву вставим в слове ОБ..ЖАЕТСЯ? Почему? - Какую букву вставим в слове В..СЁЛЫХ? Почему? - Какую букву в слове ОГ..НЬКА вставим? Почему? Выставление оценки. Если нет ошибок – оценка «5», 1 - 2 ошибки – оценка «4», 3 ошибки - оценка «3», более трёх ошибок – оценка «2». (выставление отметок 3 ученикам) - Закройте тетради. | Фронтальная работа. Проверка усвояемости материала. Беседа Практическое применение новых знаний. Технология развивающего обучения | Читают упражнение 70 на странице 43 про себя. (Имя ребенка) читает вслух. В небе туч.. хмурится. Опустела ул..ца. Св..тофор не унывает. Под д..ждём ст..ит, моргает. На погоду никогда Он не об..жается. Три в..сёлых ог..нька В лужах отражаются.
- В переносном. - Хмурится, может не только туча, но и люди.
- Не унывает, стоит, моргает, не обижается. Так говорят о людях. Выполняют упражнение письменно, вставляют пропущенные буквы, подчёркивают орфограмму. В небе туча хмурится. Опустела улица. Светофор не унывает. Под дождём стоит, моргает. На погоду никогда Он не обижается. Три весёлых огонька В лужах отражаются. Обмениваются тетрадями с соседом по парте. Берут в руки простой карандаш и проверяют. Если находят ошибки зачеркивают и надписывают правильный ответ. - Букву А, -ча, -ща, пиши с буквой А. - Букву И, это словарное слово. - Букву Е, проверочное слово свЕт. - Букву О, проверочное слово дОждь. - Букву О, проверочное слово стОя. - Букву И, проверочное слово обИда. - Букву Е, проверочное слово вЕсело. - Букву О, проверочное слово огОнь. Выставляют оценки своему соседу по парте. | П-1 П-2 Р-1 К-1 К-2 К-3
|
| Физкультминутка 3 минуты | Выполнять действия в соответствии с поставленной задаче | Сейчас мы немного отдохнем, я зачитаю вам стих, а вы слушайте внимательно. И нам с тобой пришёл черёд Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово ВЫСОКО, А ты ответишь: … Скажу я слово ДАЛЕКО, А ты ответишь: … Скажу тебе я слово ТРУС, Ответишь ты: … Теперь НАЧАЛО Я скажу, Ну, отвечай: … - Как называются слова, которые мы называли? - Я называю две пары имен прилагательных, если это антонимы, то вы приседаете, а если – синонимы, то подпрыгиваете. Трудный – легкий Широкий – узкий Ненасытный – жадный Косой – кривой Грязный – чистый Дивный – чудесный Аккуратный – неряшливый Богатый – состоятельный Богатый – бедный |
| Здоровьесберегающая технология. | Слушаю учителя
Дополняют предложения
- Низко
- Близко
- Смельчак
- Конец - Синонимы и антонимы.
Слушают задание учителя. Выполняют команды. Приседают Приседают Подпрыгивают Подпрыгивают Приседают Подпрыгивают Приседают Подпрыгивают Приседают | Л-1 |
6 | Закрепление изученного материала
10 минут
| Закрепить у учащихся знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу | - Прочитайте упражнение 68 про себя. - (Имя ребенка) читай вслух.
- Это упражнение мы выполним устно. Вставьте пропущенные буквы в слова. - Будем выполнять по цепочке, начиная с первого ряда.
- Кто допустил ошибки? Вам необходимо дома повторить написание этих слов. - К каким из данных слов можно подобрать синонимы?
- А к каким словам можно подобрать антонимы?
- Назовите «вежливые» слова? - Когда их употребляют в речи?
- Составьте предложение с одним из слов. - Верно, молодцы ребята! - Прочитайте упражнение 73 на странице 44(-ой) про себя. - Прочитай (имя ребенка) вслух.
- Это упражнение мы будем выполнять по вариантам. - На следующей строке в тетради запишите упражнение 73. - Первый вариант будет выполнять (те, кто сидит справа от меня) 1 и 2 предложение. Второй вариант (те, кто сидит слева от меня) - 3 и 4 предложение.
- Спишите предложения, заменяя выделенные слова синонимами в скобках. - Первый вариант будет разбирать 1 предложение по членам. Второй вариант – 4 предложение. - Каким синонимом заменили слово СТУДЁНЫЙ? Почему? - Каким синонимом заменили слово СВЕРКАЮТ? Почему? - Каким синонимом заменили слово ЖАРКОЕ? Почему? - Каким синонимом заменили слово ПРОНЕСЛАСЬ? Почему? Как ты (имя ребенка) разобрал первое предложение по членам? (выставление отметки)
- Как ты (имя ребенка) разобрал четвертое предложение? (выставление отметки)
- Верно ребята, молодцы! - Закройте тетради. | Фронтальная работа. Проверка усвояемости материала. Беседа Практическое применение новых знаний Технология развития критического мышления
| Читают упражнение 68 про себя. (Имя ребенка) читает вслух. Здра..ствуйте, в..робьи, м..рко..ь, су..ота, ..зык, ..вёс, сах..р, м..г..зин, ..льбом, вмест.., вес..ло, в..юга, р..бота, ж..лтый, сп..сибо, д..рога, хле.., м..роз, до св..дан..я, х..р..шо, изв..ните.
Слушают задание учителя. - ЗдраВствуйте, вОробьи, мОркоВь, суББота, Язык, Овёс, сахАр, мАгАзин, Альбом, вместЕ, весЕло, вЬюга, рАбота, жЁлтый, спАсибо, дОрога, хлеБ, мОроз, до свИданИя, хОрОшо, извИните.
- Вьюга – метель, пурга, вместе – вдвоем, втроем, извините – простите. - Здравствуйте – до свидания, сахар – соль, весело – грустно, работа – выходной, спасибо – пожалуйста, мороз – жара, хорошо – плохо. - Здравствуйте, спасибо, до свидания, извините. - Когда здороваются, желают здоровья; благодарят за что-то. - Ответы детей.
Читают упражнение 73 про себя. (Имя ребенка) читает вслух. 1.С моря дул студёный ветер (холодный, прохладный). 2. В синем небе ярко сверкают звёзды (мигают, сияют). 3. Стояло жаркое лето (безоблачное, знойное). 4. По улице пронеслась пожарная машина (проехала, промчалась). Слушают учителя. Записывают на следующей строке в тетради упражнение 73. Слушают задание учителя, запоминают номер варианта и номера предложений, которые нужно записать. Пишут предложения заменяя выделенные слова синонимами в скобках.
Слушают задание. - Холодный. - Сияют. - Безоблачное. - Промчалась. - С моря дул холодный ветер. С – предлог Моря- существительное Дул – глагол Холодный – прилагательное ветер-существительное ветер(какой?) холодный Дул(откуда?) с моря - По улице промчалась пожарная машина. По – предлог Улице - существительное Промчалась – глагол Пожарная – прилагательное Машина – существительное машина (какая?) пожарная промчалась (где?) по улице | П-2 П-3 Р-1 Р-3 К-1 К-2 |
7 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 мин) | Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Упр. 74, с. 44. (задания на слайде) С этим упражнением поможет справиться словарь на страницах 154 – 155 нашего учебника. Вам нужно будет подобрать к словам первой группы синонимы, а к словам второй группы антонимы. Например, синоним к первому слову быстрый – скорый, а антоним к первому слову во второй группе горький – сладкий. Не забывайте ставить ударения в словах. На с. 42 выучить правило, что такое синонимы и антонимы и уметь привести 3 примера на это правило. | Постановка учебной проблемы, если речь идет о познавательных заданиях. ИКТ | Слушают инструктаж к домашнему заданию. | Л-1 К-1 К-2
|
8 | Рефлексия (2 мин) | Подведение итогов урока и анализ учащимися своего состояния на этом уроке | - Ребята, что мы сегодня повторяли? - Кто из вас готов озвучить правило и привести свои примеры? - Спасибо. - Кто из вас может озвучить правило, но кому трудно привести примеры? - Кто может рассказать правило своими словами и привести примеры, пользуясь учебником? | Беседа и самоанализ (фронтальная) Технология оценивания
| - Повторяли, что такое синонимы и антонимы, приводили примеры.
Подводят итоги, проводят рефлексию. | Р-1 К-1 К-3 Л-2 |