Урок русского языка по теме "Синонимы. Антонимы."
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок был проведён во 2 классе как открытый урок для слшателей курсов ИРО Кировской области. Обозначенная тема урока рссматривается 7 уроком в разделе "Слова. Слова. Слова...", а в данной теме 3 урок. По типу урок - закрепление изученного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.docx28.07 КБ

Предварительный просмотр:

            Cценарий урока русского языка по теме «Синонимы. Антонимы».

  1. Организационный момент. Включение в учебную деятельность.

Прозвенел звонок весёлый. Очень рада, что вы , ребята, начать урок русского языка готовы.

- Ребята, за окном чудесный осенний денёк. У меня сегодня хорошее приподнятое настроение, думаю и  у вас тоже хорошее настроение. Улыбнитесь, пожалуйста.  Какие вы весёлые. Ребята, а что вы ещё можете сказать о себе, об одноклассниках, какие вы? ( Ответы уч-ся в виде предложений ).

- Да, вы дружные, старательные, хорошо учитесь и   сегодня на уроке у нас  всё получится.

 2. Мотивация. Целеполагание, определение темы урока.

 1) - Ребята, а чему мы учимся на уроках русского языка? Да, мы учимся красиво, правильно , грамотно говорить, писать, размышлять, рассуждать, секреты русского языка раскрывать и быть внимательными к слову.

- А насколько вы внимательны к словам, посмотрим.

( Учитель обращает  внимание учащихся на иллюстрацию на школьной доске).

- Посмотрите внимательно на иллюстрацию «Осенью», созданную учителем ИЗО нашей школы, Титляновой Еленой Юрьевной.

- Какая осень изображена? ( ранняя, золотая)? Почему? Обоснуйте ответ.

Составьте устно предложение о том, какой день изображён? ( тёплый, ясный). А поздней осенью всё больше каких дней становится? ( холодных) Учащиеся дают полные ответы.

На доске открываются слова: холодный, морозный

                                                     тёплый, жаркий

Что можете сказать о словах 1 строки? (  слова, обознач. признаки предметов, имеют 3 слога, 2слог ударный, безуд. пров. и непров. гласные, синонимы. )

Правда ли, что слова расположены по степени возрастания признака? Обоснуйте ответ.

- А о словах 2 строки что можете сказать?( слова, обознач. признаки предметов, имеют 2 слога, 1слог ударный,синонимы.)   Что можете сказать о лексическом  значении  слов 1 и 2 строк? Какие это слова?

- Молодцы, вы внимательно поработали со словами. Сформулируйте тему урока.( Учащиеся формулируют тему урока)

Тема урока «Синонимы и антонимы.»Это  не первый урок , сегодня мы закрепляем изученное.

2) Опираясь на тему, вместе определим цели урока.

(На доске записаны предложения, которые учащиеся должны дополнить нужными словами. Учащиеся дополняют предложения и формулируют цели урока)

1. Научиться правильно подбирать, различать ……..и……..   ( синонимы и антонимы)

2. Учиться находить и заменять   в  Т  ……..и…….., объяснять и делать выводы ( в тексте синонимы и антонимы)

 - Народная мудрость гласит: ( учащиеся вставляют пропущенные слова)

3.…….. кормит, а …….. портит.

- Значит на уроке мы будем трудиться, получать знания , делиться своими знаниями с одноклассниками.  Ребята, а что в пословице заметили?( антонимы)

3.Чистописание. Орфографическая  пятиминутка.

( Учитель через вопрос подводит учащихся к материалу минутки чистописания).

1)- Какой буквой при письме в безударном положении можно заменить букву о? Но мы с вами  внимательно относимся к буквам и словам.

Упражнение на безотрывное написание букв о, а. Взаимопроверка. (+)

2) М . шина, д . рога, р . бота, скор ., х . рошо, м . роз, пр . щай. ( на доске)

- Прочитайте слова , что интересного увидели?( словарные слова, встречаются безударные непроверяемые гласные о,а, 2 группы слов из 2 и 3 слогов)

- Какие задания  со словами можете предложить?( Полные ответы учащихся. Я предлагаю такое задание……..) Спасибо за помощь. А я предлагаю – прочитайте, вставьте пропущенные буквы.  Сколько слов с непроверяемой безударной гласной а ?  А выпишите слова с безударной  непроверяемой гласной о, подчеркните орфограммы.

 Самоконтроль (1 ученик объясняет) +

4. Физкультминутка.

Руки вверх – пришли учиться,

Руки вниз, а не лениться.

Присели, встали дружно вместе,

Покружились все на месте.

На любой вопрос коварный

Сами мы ответ найдём,

К цели мы своей придём.

5. Закрепление изученного по теме «Синонимы. Антонимы»

А)На доске схема:  слова ( лексическое значение)

                               Однозначные     многозначные

                                                        Прямое значение    переносное значение

                                  Синонимы       антонимы

- Восстановите в памяти содержание схемы, проговаривая про себя. Кто готов дать ответ, поднимите руку.

- Озвучьте, пожалуйста, данную схему.( 1 ученик рассказывает)

Б) Работа со словами орфографической  пятиминутки

- Есть ли среди данных слов многозначное слово? ( дорога)

- Подберите к словам синонимы. ( машина-автомобиль..,дорога- шоссе,..работа-труд и т.д)

- К словам хорошо, мороз, прощай  подберите  антонимы.

В) Работа в паре . Учащиеся рассказывают правила о синонимах и антонимах. Для проверки возьмите карточку №1 учащиеся 1 варианта, затем поменяйтесь.

- Поднимите руку , чей сосед порадовал вас? ( +). Дом. заданием было- поработать со словарём синонимов. 1 ряд должны были выбрать слова-синонимы, которые обозначают предметы, 2 ряд- признаки предметов, 3 ряд – действия предметов, составить распространённые предложения, записать и подчеркнуть синонимы. Проверка в парах. (+) Кому понравились предложения соседа по парте и задание выполнено верно? Заслушивание 3 уч-ся по рядам.

Г)Работа с текстом ( текст на экране  телевизора)

                                                 Осенью.

Пришла осень. На земле лежит красивый ковёр из листьев. Дети выбежали на улицу. М . лыши играют з . лотой  л . ствой. Ребята постарше собирают кленовые листья. Весело детворе осенью!

Задания на карточке №2.

  1. Прочитайте  текст «Осенью».
  2. Найдите  в тексте слова-синонимы.
  3. Спишите четвёртое предложение, вставляя пропущенные буквы в словах. Подчеркните грамматическую основу предложения.

- Прочитайте задания на карточке №2. Объясните алгоритм своей работы. ( Я буду …….) Ребята, вы согласны?

- Скажите, пожалуйста, подойдёт ли иллюстрация «Осенью» к тексту?

- Объясните, почему так решили?

- Каким словом из ряда  синонимов   в тексте лучше назвать детей, которые посещают ясли?( малыши)

- Какими словами можно назвать учеников начальной школы? ( ребята, детвора)

- Как вы думаете, ребята, для чего нужны синонимы? ( нет повторов, речь более точная, выразительная)

Самостоятельная работа по заданию 3 на карточке. ( Самоконтроль, проверка постановки букв с помощью вееров) +

Д) Творч. работа в паре с текстом ( карточка №3)

Задание: прочитайте текст, замените подчёркнутые в тексте слова антонимами.

Наступил холодный  ……….. сентябрь. Стоял  пасмурный ………… день. На деревьях мало ……… разноцветных листьев. Ребятам грустно ………. . Скоро на улице будет теплее ……….. .

Проверка : 2 пары зачитывают текст. (+) А если возникают трудности в подборе антонимов, что будем делать? ( обращаться к словарю)

 6. Подведение итогов. Рефлексия.

А) Продолжите предложения: сегодня на уроке изучали тему …………… (Учитель читает, учащиеся дополняют предложения)

Дивный, чудный – это …….. Говорить, молчать – это…….. Похвала, комплимент - ………  (Слова записаны на доске.) Синонимы нужны в нашей речи для того, чтобы……..

Б) Обращение к целям урока.

(Учащиеся , обращаясь к целям урока, дают ответы полными предложениями)

- Сегодня на уроке я узнал (а)……….

              Научился ( научилась)………..

- Я похвалил (а) бы себя за …….

-Мне захотелось ……..

- Сосчитайте, у кого в тетради 6 +- молодцы, 5, 4 + - хорошо.

Поднимите смайлики с улыбкой , кто считает , что всё понял на уроке, был активным помощником учителя и товарища по парте. Если возникали трудности и нужно ещё повторить – другой смайлик.

Хочу вас похвалить – сделать комплимент ( Вы молодцы!)

7. Домашнее задание.

Предлагаю 3 уровня  задания:

1 уровень.

С.57 упр. 75.

2 уровень.

Записать к словам синонимы  и антонимы, пользуясь словарём:добрый - …………., ………….,

смелый - …….., …….., друг - …….., ……….., большой -……., ………,говорить- ……,…….

3 уровень.

Задание творческого характера: Пользуясь словарём синонимов, замени все слова  в предложениях синонимами. Запишите предложения. Дополните ещё 1 предложением.

Смелые дети отправились в долгий путь. По дороге ребята увидели родник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме "Антонимы" 2 класс программа "Школа России", автор учебника В. П. Канакина

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме "Антонимы" , программа "Школа России", автор учебника В. П. Канакина...

Урок русского языка "Синонимы и антонимы" 3 класс

"Русский язык" 3 класс Рамзаева Т.Г....

Урок русского языка "Синонимы и антонимы" в 3 классе

Коспект урока составлен на основе "Поурочных разработок к учебному комплекту Т.Г.Рамзаевой"  с сопровождением электронной презентации....

План –конспект урока русского языка по теме "Антонимы" по во 2 классе("Начальная школа 21 века")

Тема урока "Антонимы" по во 2 классе("Начальная школа 21 века") с использованием здоровьесберегающей технологии...

Конспект урока русского языка"Синонимы и антонимы" в 3 классе с использованием ИКТ.

На уроке обучающиеся учатся работать с толковым словарем, словарем синонимов и антонимов. К словам подбирают синонимы и антонимы, однокоренные слова, определяют у слов прямое и переносное значение. Уз...

Презентация к уроку русского языка по теме "Антонимы"2 класс

ТемаАнтонимы Педагогические целиСоздать условия для ознакомления с понятием антонимы, формирования умения работать со словаремантонимов, находить антонимы в тексте, подбирать к словам антонимы; с...

Урок русского языка "Роль прилагательных-антонимов в речи"

В данном уроке русского языка  представлена модель 1 ученик: 1 компьютер+ интерактивные технологии...