Урок русского языка по теме "Синонимы. Антонимы."
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок был проведён во 2 классе как открытый урок для слшателей курсов ИРО Кировской области. Обозначенная тема урока рссматривается 7 уроком в разделе "Слова. Слова. Слова...", а в данной теме 3 урок. По типу урок - закрепление изученного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.docx | 28.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Cценарий урока русского языка по теме «Синонимы. Антонимы».
- Организационный момент. Включение в учебную деятельность.
Прозвенел звонок весёлый. Очень рада, что вы , ребята, начать урок русского языка готовы.
- Ребята, за окном чудесный осенний денёк. У меня сегодня хорошее приподнятое настроение, думаю и у вас тоже хорошее настроение. Улыбнитесь, пожалуйста. Какие вы весёлые. Ребята, а что вы ещё можете сказать о себе, об одноклассниках, какие вы? ( Ответы уч-ся в виде предложений ).
- Да, вы дружные, старательные, хорошо учитесь и сегодня на уроке у нас всё получится.
2. Мотивация. Целеполагание, определение темы урока.
1) - Ребята, а чему мы учимся на уроках русского языка? Да, мы учимся красиво, правильно , грамотно говорить, писать, размышлять, рассуждать, секреты русского языка раскрывать и быть внимательными к слову.
- А насколько вы внимательны к словам, посмотрим.
( Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию на школьной доске).
- Посмотрите внимательно на иллюстрацию «Осенью», созданную учителем ИЗО нашей школы, Титляновой Еленой Юрьевной.
- Какая осень изображена? ( ранняя, золотая)? Почему? Обоснуйте ответ.
Составьте устно предложение о том, какой день изображён? ( тёплый, ясный). А поздней осенью всё больше каких дней становится? ( холодных) Учащиеся дают полные ответы.
На доске открываются слова: холодный, морозный
тёплый, жаркий
Что можете сказать о словах 1 строки? ( слова, обознач. признаки предметов, имеют 3 слога, 2слог ударный, безуд. пров. и непров. гласные, синонимы. )
Правда ли, что слова расположены по степени возрастания признака? Обоснуйте ответ.
- А о словах 2 строки что можете сказать?( слова, обознач. признаки предметов, имеют 2 слога, 1слог ударный,синонимы.) Что можете сказать о лексическом значении слов 1 и 2 строк? Какие это слова?
- Молодцы, вы внимательно поработали со словами. Сформулируйте тему урока.( Учащиеся формулируют тему урока)
Тема урока «Синонимы и антонимы.»Это не первый урок , сегодня мы закрепляем изученное.
2) Опираясь на тему, вместе определим цели урока.
(На доске записаны предложения, которые учащиеся должны дополнить нужными словами. Учащиеся дополняют предложения и формулируют цели урока)
1. Научиться правильно подбирать, различать ……..и…….. ( синонимы и антонимы)
2. Учиться находить и заменять в Т ……..и…….., объяснять и делать выводы ( в тексте синонимы и антонимы)
- Народная мудрость гласит: ( учащиеся вставляют пропущенные слова)
3.…….. кормит, а …….. портит.
- Значит на уроке мы будем трудиться, получать знания , делиться своими знаниями с одноклассниками. Ребята, а что в пословице заметили?( антонимы)
3.Чистописание. Орфографическая пятиминутка.
( Учитель через вопрос подводит учащихся к материалу минутки чистописания).
1)- Какой буквой при письме в безударном положении можно заменить букву о? Но мы с вами внимательно относимся к буквам и словам.
Упражнение на безотрывное написание букв о, а. Взаимопроверка. (+)
2) М . шина, д . рога, р . бота, скор ., х . рошо, м . роз, пр . щай. ( на доске)
- Прочитайте слова , что интересного увидели?( словарные слова, встречаются безударные непроверяемые гласные о,а, 2 группы слов из 2 и 3 слогов)
- Какие задания со словами можете предложить?( Полные ответы учащихся. Я предлагаю такое задание……..) Спасибо за помощь. А я предлагаю – прочитайте, вставьте пропущенные буквы. Сколько слов с непроверяемой безударной гласной а ? А выпишите слова с безударной непроверяемой гласной о, подчеркните орфограммы.
Самоконтроль (1 ученик объясняет) +
4. Физкультминутка.
Руки вверх – пришли учиться,
Руки вниз, а не лениться.
Присели, встали дружно вместе,
Покружились все на месте.
На любой вопрос коварный
Сами мы ответ найдём,
К цели мы своей придём.
5. Закрепление изученного по теме «Синонимы. Антонимы»
А)На доске схема: слова ( лексическое значение)
Однозначные многозначные
Прямое значение переносное значение
Синонимы антонимы
- Восстановите в памяти содержание схемы, проговаривая про себя. Кто готов дать ответ, поднимите руку.
- Озвучьте, пожалуйста, данную схему.( 1 ученик рассказывает)
Б) Работа со словами орфографической пятиминутки
- Есть ли среди данных слов многозначное слово? ( дорога)
- Подберите к словам синонимы. ( машина-автомобиль..,дорога- шоссе,..работа-труд и т.д)
- К словам хорошо, мороз, прощай подберите антонимы.
В) Работа в паре . Учащиеся рассказывают правила о синонимах и антонимах. Для проверки возьмите карточку №1 учащиеся 1 варианта, затем поменяйтесь.
- Поднимите руку , чей сосед порадовал вас? ( +). Дом. заданием было- поработать со словарём синонимов. 1 ряд должны были выбрать слова-синонимы, которые обозначают предметы, 2 ряд- признаки предметов, 3 ряд – действия предметов, составить распространённые предложения, записать и подчеркнуть синонимы. Проверка в парах. (+) Кому понравились предложения соседа по парте и задание выполнено верно? Заслушивание 3 уч-ся по рядам.
Г)Работа с текстом ( текст на экране телевизора)
Осенью.
Пришла осень. На земле лежит красивый ковёр из листьев. Дети выбежали на улицу. М . лыши играют з . лотой л . ствой. Ребята постарше собирают кленовые листья. Весело детворе осенью!
Задания на карточке №2.
- Прочитайте текст «Осенью».
- Найдите в тексте слова-синонимы.
- Спишите четвёртое предложение, вставляя пропущенные буквы в словах. Подчеркните грамматическую основу предложения.
- Прочитайте задания на карточке №2. Объясните алгоритм своей работы. ( Я буду …….) Ребята, вы согласны?
- Скажите, пожалуйста, подойдёт ли иллюстрация «Осенью» к тексту?
- Объясните, почему так решили?
- Каким словом из ряда синонимов в тексте лучше назвать детей, которые посещают ясли?( малыши)
- Какими словами можно назвать учеников начальной школы? ( ребята, детвора)
- Как вы думаете, ребята, для чего нужны синонимы? ( нет повторов, речь более точная, выразительная)
Самостоятельная работа по заданию 3 на карточке. ( Самоконтроль, проверка постановки букв с помощью вееров) +
Д) Творч. работа в паре с текстом ( карточка №3)
Задание: прочитайте текст, замените подчёркнутые в тексте слова антонимами.
Наступил холодный ……….. сентябрь. Стоял пасмурный ………… день. На деревьях мало ……… разноцветных листьев. Ребятам грустно ………. . Скоро на улице будет теплее ……….. .
Проверка : 2 пары зачитывают текст. (+) А если возникают трудности в подборе антонимов, что будем делать? ( обращаться к словарю)
6. Подведение итогов. Рефлексия.
А) Продолжите предложения: сегодня на уроке изучали тему …………… (Учитель читает, учащиеся дополняют предложения)
Дивный, чудный – это …….. Говорить, молчать – это…….. Похвала, комплимент - ……… (Слова записаны на доске.) Синонимы нужны в нашей речи для того, чтобы……..
Б) Обращение к целям урока.
(Учащиеся , обращаясь к целям урока, дают ответы полными предложениями)
- Сегодня на уроке я узнал (а)……….
Научился ( научилась)………..
- Я похвалил (а) бы себя за …….
-Мне захотелось ……..
- Сосчитайте, у кого в тетради 6 +- молодцы, 5, 4 + - хорошо.
Поднимите смайлики с улыбкой , кто считает , что всё понял на уроке, был активным помощником учителя и товарища по парте. Если возникали трудности и нужно ещё повторить – другой смайлик.
Хочу вас похвалить – сделать комплимент ( Вы молодцы!)
7. Домашнее задание.
Предлагаю 3 уровня задания:
1 уровень.
С.57 упр. 75.
2 уровень.
Записать к словам синонимы и антонимы, пользуясь словарём:добрый - …………., ………….,
смелый - …….., …….., друг - …….., ……….., большой -……., ………,говорить- ……,…….
3 уровень.
Задание творческого характера: Пользуясь словарём синонимов, замени все слова в предложениях синонимами. Запишите предложения. Дополните ещё 1 предложением.
Смелые дети отправились в долгий путь. По дороге ребята увидели родник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка по теме "Антонимы" 2 класс программа "Школа России", автор учебника В. П. Канакина
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме "Антонимы" , программа "Школа России", автор учебника В. П. Канакина...
Урок русского языка "Синонимы и антонимы" 3 класс
"Русский язык" 3 класс Рамзаева Т.Г....
Урок русского языка "Синонимы и антонимы" в 3 классе
Коспект урока составлен на основе "Поурочных разработок к учебному комплекту Т.Г.Рамзаевой" с сопровождением электронной презентации....
План –конспект урока русского языка по теме "Антонимы" по во 2 классе("Начальная школа 21 века")
Тема урока "Антонимы" по во 2 классе("Начальная школа 21 века") с использованием здоровьесберегающей технологии...
Конспект урока русского языка"Синонимы и антонимы" в 3 классе с использованием ИКТ.
На уроке обучающиеся учатся работать с толковым словарем, словарем синонимов и антонимов. К словам подбирают синонимы и антонимы, однокоренные слова, определяют у слов прямое и переносное значение. Уз...
Презентация к уроку русского языка по теме "Антонимы"2 класс
ТемаАнтонимы Педагогические целиСоздать условия для ознакомления с понятием антонимы, формирования умения работать со словаремантонимов, находить антонимы в тексте, подбирать к словам антонимы; с...
Урок русского языка "Роль прилагательных-антонимов в речи"
В данном уроке русского языка представлена модель 1 ученик: 1 компьютер+ интерактивные технологии...