Технологическая карта урока русского языка по теме «Синонимы в тексте»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Тип урока: общеметодологической направленности.
Цель урока: формирование умения у обучающихся подбирать и использовать синонимы в тексте.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Актуализировать знания о синонимах. 2. Определить особенности синонимов, их значение в тексте. | Предметные: 1. Уметь находить и исправлять ошибки на изученные правила. 2. Уметь строить устное монологическое высказывание с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации. |
Развивающие: 1. Развивать умение анализировать ответы товарищей и сравнивать со своими посредством парной работы. 2. Развивать умение формулировать полные ответы на вопросы. | Личностные: 1. Уметь формулировать простые выводы на основе прочитанного, услышанного устно. 2. Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |
Воспитательные: 1. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности. 2. Воспитывать культуру речи через анализ и работу с упражнениями. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ТКУ | 405.5 КБ |
Раздаточный материал | 70.86 КБ |
Раздаточный материал | 12.14 КБ |
Раздаточный материал | 12.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 19.03.2024 Школа: МАОУ «Академический Лицей №95 г. Челябинска» Класс: 2-6 Урок: 2 | Студент: Залога Виктория Леонидовна Группа: 33 Учитель: Суворикова Анастасия Сергеевна Методист: Ткаченко Екатерина Александровна | |
Время: 8:55-9:35 | Кабинет: 308 |
Тема урока: «Синонимы в тексте»
Тип урока: общеметодологической направленности.
Цель урока: формирование умения у обучающихся подбирать и использовать синонимы в тексте.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Актуализировать знания о синонимах. 2. Определить особенности синонимов, их значение в тексте. | Предметные: 1. Уметь находить и исправлять ошибки на изученные правила. 2. Уметь строить устное монологическое высказывание с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации. |
Развивающие: 1. Развивать умение анализировать ответы товарищей и сравнивать со своими посредством парной работы. 2. Развивать умение формулировать полные ответы на вопросы. | Личностные: 1. Уметь формулировать простые выводы на основе прочитанного, услышанного устно. 2. Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |
Воспитательные: 1. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности. 2. Воспитывать культуру речи через анализ и работу с упражнениями. |
УМК: «Школа XXI века» Русский язык 2 класс. Часть 2 - Иванов С.В., Евдокимова А.О. и др. (2012)
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф: фронтальная М: беседа П: эмоциональный настрой | Проверяет готовность обучающихся к уроку. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктория Леонидовна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. - Повернитесь к своему соседу по парте и подарите улыбку. Займите свои места. Сегодня на урок, я принесла для вас волшебный шар, который умеет исполнять желание. Но желания будут сбываться только у тех ребят, кто будет стараться на уроке и соблюдать дисциплину. Сейчас предлагаю вам сосредоточиться и загадать желание. - Отлично, и помните, что для его исполнения нужно время. | Приветствуют учителя. | КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | |
Актуализация знаний и мотивация (5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф: фронтальная М: репродуктивный П: Письмо узора Внешний контроль Ф: фронтальная М: беседа П: ответы на вопросы Внешний контроль Ф: Фронтальная М: языковой анализ П: Лексический анализ Внешний контроль | Организует минутку чистописания. Откройте свои тетради, отступите 2 строчки от последней записи и напишите число, «Классная работа», как указанно на доске. - Какие орфограммы нам встретились при записи числа? - Сейчас мы выполним минутку чистописания, для чего она нужна? На следующей строке вам нужно буде прописать узор, изображенный на доске, посмотрите, как нужно его написать. Узор идёт непрерывно до конца строки, для начала мы пишем букву «г», после ведём вверх, плавно закругляемся влево, ведём вниз, закругляемся вправо, вверх, ведём до середины рабочей строки и пишем букву «ч». После ведём вверх, плавно закругляемся влево, ведём вниз, закругляемся вправо, вверх, ведём до середины рабочей строки и снова пишем букву «г», так до конца строки. - Начинайте пропись, не забывайте про правильную осанку. Ноги стоят ровно, спина прямая. Ваша задача – повторить узор так, чтобы он был похож на тот, что изображён на доске. - Вижу, что многие закончили. Теперь посмотрите на свои узоры и подчеркните тот, что больше всех похож на эталон. - Поднимите руки те, кто подчеркнул больше 5 элементов? Меньше 5? Спасибо. Актуализирует знания обучающихся. - Ребята, посмотрите на экран, сегодня мы должны отправиться в интересное путешествие в один из городков русского языка. Название этого города зашифровано в ребусе, отгадайте, что это за город? Верно. - Помните ли вы, что такое синонимы? Хорошо. - Посмотрите на экран, являются ли эти слова синонимами? Почему? Друг – Приятель - Верно. А для чего нужны синонимы? - Для того, чтобы проверить ваши знания, предлагаю выполнить одно упражнение. На ваших партах лежат карточки №1, на которых написано слово, синонимы которых вам нужно найти среди своих одноклассников в течении 30 секунд. Для этого, аккуратно встаём со своих мест, задвигаем стулья и начинаем поиски. - Время вышло. У нас образовалось 5 групп. Сейчас каждая прочитает свои слова, а остальные послушают внимательно и поднимут руки вверх, если они согласны и хлопнут в ладоши, если не согласны. - Первая группа, начинайте. 1. Разговаривать, беседовать, объясняться, толковать, обмениваться мыслями, шептаться, шушукаться. 2. Думать, соображать, вникать, размышлять, намереваться сделать, предполагать, планировать. 3. Смеяться, хохотать, гоготать, хихикать, прыснуть, фыркнуть, лопнуть со смеху. 4. Мыть, чистить, стирать, ополаскивать, драить, купать, мылить. 5. Ходить, ступать, шагать, шествовать, брести, двигаться, маршировать. - Вы отлично справились с заданием, пройдите на свои места. Не забывайте про правильную осанку. | - В слове «Классная» - орфограмма «сс», словарное слово. И в слове «работа» - первая буква «а» непроверяемая, словарное слово. - Чтобы уметь красиво писать. - Синонимы - Это слова близкие по значению, которые отвечают на одинаковые вопросы. - Да, потому что есть слова-синонимы, значение которых может не совпадать - Они помогают разнообразить нашу речь, передать различные оттенки того, что мы хотим сказать. Выполняют упражнение. Проверяют упражнение. | ПУУД: устанавливать основания для сравнения слов: на какой вопрос отвечают, что обозначают РУУД: выстраивать последовательность выбранных действий КУУД: слушать и понимать речь других. КУУД: корректно и аргументированно высказывать своё мнение. | Проектор с презентацией Раздаточный материал (карточки №1) |
Постановка учебной задачи (5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф: фронтальная М: беседа П: ответы на вопросы Внешний контроль М: беседа П: формулирование темы, целей и плана урока М: Слово учителя П: инструктаж Самоконтроль | - Ребята, посмотрите внимательно на экран, что перед вами? - Как вы это поняли? - Кто нам его прочитает? - Что вы можете сказать об это тексте? Всё ли в нём вас устраивает? - Что нам нужно сделать, чтобы сделать этот текст интереснее и красочнее? Верно. - Сформулируйте тему нашего урока. - Как вы думаете, какова цель нашего урока? - Используйте слова-подсказки, которые мы можете увидеть на экране. Отлично, ребята. Составляет план урока вместе с обучающимися. - Для того, чтобы наш урок был продуктивным, давайте составим план. - На слайде представлен план, но вот некоторые слова в нём пропущены. Вам нужно вставить нужные слова. У вас есть 10 секунд на раздумья. 1. Выполним минутку_______. 2. Вспомним, что такое______. 3. Научимся______синонимы в тексте. 4. ________ знания. 5. Сделаем _________. - Итак, кто может прочитать готовый план? - Молодцы! Также у каждого на столе лежит свой чек-лист, который вам нужно будет заполнять в течение урока, чтобы мы проверили, как хорошо вы усвоили новые знания. Он поможет вам оценивать себя на протяжении урока. - Посмотрите на чек-лист. Что мы уже с вами сделали? - Верно. Оцените себя. - Если у вас всё получилось, поставьте 2 галочки, если у вас возникли затруднения, 1 и не рисуйте, если вы не справились с заданиями. - Отлично! Так мы будем заполнять каждый пункт. | - Текст - Несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу. - В тексте много повторяющихся слов. - Добавить синонимы. Предполагают, озвучивают. Составляют план урока. - Синонимы в тексте. - Научимся использовать синонимы в тексте. 1. Выполним минутку чистописания. 2. Вспомним, что такое синонимы. 3. Научимся использовать синонимы в тексте. 4. Проверим знания. 5. Сделаем выводы. - Выполнили минутку чистописания и вспомнили, что такое синонимы. Оценивают свою деятельность. | КУУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. ПУУД: формулировать с помощью учителя цель. РУУД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. | Проектор с презентацией Раздаточный материал «Чек-лист» |
Обобщение и систематизация знаний и умений (10 мин) | Применение усвоенного знания в новых условиях, на практике | Ф: фронтальная М: Работа с книгой П: упражнение Ф: фронтальная М: Языковой анализ П: Лексический анализ Внешний контроль | Организует деятельность обучающихся по наблюдению за языковым материалом. - Откройте учебники на странице 55, прочитайте упражнение №1 про себя. Что нам нужно сделать? - Кто нам громко и выразительно прочитает стихотворение? - Спасибо. Кто из вас может назвать синонимы, которые он заметил в тексте? - Почему эти слова считаются синонимами? Что они обозначают? - Запишем в тетради №1. Ниже выпишите все синонимы из стихотворения. - Ребята, а мог ли автор обойтись без синонимов в этом тексте? - Вернемся к нашему тексту. Переверните страницу учебника, запишите №3 в тетради. К каким однокоренным словам нам нужно подобрать синонимы, чтобы сделать текст интереснее? - Предлагаю вам подобрать несколько синонимов к слову «бежать», чтобы нам было проще. - Прочитаем первое предложение с этим словом. Я как побежал к штрафной площадке… - Можно ли оставить слово «побежал»? Запишем в тетради. Читаем дальше. А за мной побежал Колька – защитник. - Можно ли оставить слово «побежал»? Как его можно заменить? Запишите. Вратарь выбежал из ворот, выбежал… - Что можно сделать в этом предложении? Запишите. А я побежал быстрее… - Какое слово нам подходит в этой ситуации? Запишите. Я это… бежал быстрее. - Можно ли оставить это предложение без изменений? Запишем. - Попробуем прочитать изменённый текст. Нравится ли он вам теперь? - Какой вывод мы можем сделать? - Что мы можем отметить в листах? | - Прочитать стихотворение и выписать синонимы. - Каплет, брызжет, хлещет, льёт, идёт. - Они описывают действие, отвечают на один вопрос и с их помощью автор красочно описал обычный дождь. Ответы обучающихся. - Бежал, подбежал… - Мчаться, нестись, рвануть, гнаться, торопиться, - да - Рванул - Мчался - Поторопился - Да - Синонимы помогают приукрасить текст, сделать его лучше для читающего. - Мы научились использовать синонимы в тексте | РУУД: соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания. КУУД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. ПУУД: анализировать текстовую, графическую и звуковую информацию в соответствии с учебной задачей. | Презентация Учебник Раздаточный материал «Чек-лист» |
Динамическая пауза (1 мин) | Организует динамическую паузу. Учитель называет пары слов. Если пары являются синонимами – обучающиеся приседают 1 раз, если пары являются однокоренными – обучающиеся выполняют наклон вперёд 1 раз, если пары ничем не являются – обучающиеся хлопают 1 раз. Вода-водичка, сила-мощь, яблоко-фрукты, бежать-мчаться, гора-горный, купаться-плавать, бассейн-мяч, тетрадь-учебник, тёмный-мрачный. | |||||
Обобщение и систематизация знаний и умений (10 мин) | Применение усвоенного знания в новых условиях, на практике | Ф: индивидуальная Ф: фронтальная М: беседа П: Ответы на вопросы Ф: парная М: продуктивный П: Составление рассказа | - Посмотрите на страницу 56, №2. Сейчас я прочитаю стихотворение, ваша задача, следить за чтением и слушать внимательно, чтобы ответить на вопрос: зачем автор много раз повторял слово «спят»? Чтение стихотворения учителем. - Кто нам скажет, зачем автор много раз повторял слово «спят»? - Почему автор не заменил это слово синонимом? - Почему стихотворение так озаглавлено? - Как мы можем обобщить наши ответы и какой вывод можем сделать из этого упражнения? Спасибо! - Откройте учебники на странице 58. Прочитайте упражнение №6. - Сейчас вам в парах нужно устно составить рассказ, используя слова из 6 упражнения. Так же рассказ нужно озаглавить. - Кому не понятно задание? У вас будет 3 минуты, время пошло. - Время вышло. Кто хочет нам рассказать, что получилось у вашей пары? - У вас получились очень красивые и интересные рассказы. | Слушают чтение учителя. - Повторяя это слово, автор изобразил звук, который издают колёса паровоза. - Заменив это слово, у стихотворения бы пропал тот самый звук движения. Ответы обучающихся. Ответы обучающихся. | ПУУД: находить закономерности на основе наблюдения за языковыми единицами. КУУД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога. РУУД: строить действия по достижению цели совместной деятельности при выполнении парных заданий ПУУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника | Презентация Учебник Раздаточный материал «Чек-лист» Учебник Презентация |
Самостоятельная работа с самопроверкой (7 мин) | Повторение и закрепление ранее изученного | Ф: фронтальная эвристический П: Исправление ошибок Взаимоконтроль | Организует самостоятельную работу. - Ребята, сейчас вам нужно будет выполнить самостоятельную работу. Переверните карточку №2. Прочитайте задание про себя. Кто нам прочитает его вслух? Кто не понял задание? - У вас будет 5 минут на работу. Время пошло. - Время вышло. Обменяйтесь тетрадями в парах и проверьте друг друга. - Получилось ли у вашего соседа заменить слова в предложениях синонимами? Подходит ли этот синоним по смыслу? Поставьте на полях +, если у соседа всё получилось, -, если были ошибки - Что мы сейчас с вами сделали? Оцените себя. | Выполняют самостоятельную работу. - Проверили знания. Оценивают свою работу. | КУУД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога. РУУД: осуществлять контроль процесса и результата деятельности, устанавливать причины возникших ошибок и трудностей, проявлять способность предвидеть их в предстоящей работе; корректировать свои учебные действия. ПУУД: анализировать текстовую, графическую и звуковую информацию в соответствии с учебной задачей | Проектор с презентацией Раздаточный материал «Чек-лист», Карточка №2 |
Рефлексия деятельности (по продукту) (1 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф: фронтальная М: беседа П: ответы на вопросы, рефлексия Самоконтроль | Организует самооценивание всех обучающихся. - Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним тему нашего урока. - Какую цель мы поставили на урок? - Встаньте те, кто достиг цели урока. - Ответьте на мой вопрос: для чего нужны синонимы в тексте? - Перед вами «Чек-лист» с этапами нашего урока, оцените последний пункт. - Покажите цветными карандашами, как для вас прошёл урок. Зелёный – было интересно, я узнал новое для себя, желтый – было трудно, но у меня многое получалось и красный – у меня ничего не получилось. Спасибо! - Подпишите чек-листы и передайте с последних парт на первые. - Спасибо за работу! Урок окончен. | - Синонимы в тексте. - Научиться использовать синонимы в тексте. - Чтобы текст был интереснее и разнообразнее. Самооценка собственной деятельности на уроке. | КУУД: корректно и аргументированно высказывать своё мнение РУУД: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности | Проектор с презентацией Раздаточный материал «Чек-лист» |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Разговаривать
Беседовать
Объясняться
Толковать
Обмениваться мыслями
Шептаться
Шушукаться
Думать
Соображать
Вникать
Размышлять
Намереваться сделать
Предполагать
Планировать
Смеяться
Хохотать
Гоготать
Хихикать
Прыснуть
Фыркнуть
Лопнуть со смеху
Мыть
Чистить
Стирать
Ополаскивать
Драить
Купать
Мылить
Ходит
Ступать
Шагать
Шествовать
Брести
Двигаться
Маршировать
Предварительный просмотр:
Исправьте предложения так, чтобы в них не было однокоренных и повторяющихся слов. Запишите исправленные предложения.
1) В детстве случился со мной один случай.
___________________________________________________________
2) Кустики были совсем низкие, и нам приходилось низко наклоняться.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
3) Мы идём по лесной тропинке. Идёт мелкий дождь. Серые облака медленно идут по небу.
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Исправьте предложения так, чтобы в них не было однокоренных и повторяющихся слов. Запишите исправленные предложения.
1) В детстве случился со мной один случай.
___________________________________________________________
2) Кустики были совсем низкие, и нам приходилось низко наклоняться.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
3) Мы идём по лесной тропинке. Идёт мелкий дождь. Серые облака медленно идут по небу.
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка на тему «Текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение» 4 класс УМК «Перспектива»
Цели деятельности учителя: совершенствование умений определять тип текста и составлять собственные тексты разных типов, развитие орфографической зоркости при объяснении изученных орфограмм....
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Синонимы и антонимы"
На данном уроке учащиеся научатся распознавать синонимы и антонимы в тексте, в речи; самостоятельно приводить примеры синонимов и антонимов....
Технологическая карта урока русского языка по теме «Что такое текст-повествование? Какова роль глаголов в тексте-повествовании?»( УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с текстом-повествованием и его отличительными признаками; формирование умения употреблять глаголы в речи; формирование ...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Как строится текст. Начало текста. Сочиняем начало текста» (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)
Цель урока: Формирование представления о заимствованных и исконных словах.Планируемые результаты:Предметные: обучающиеся научатся:1)пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Учимся озаглавливать текст» (УМК: "Начальная школа XXI века", 2 класс)
ип урока: урок рефлексииЦель урока: закрепление и корректировка знаний о тексте и умения определять текст, его тему, основную мысль, заголовок.Задачи урокаДидактические:1. Устранить пробелы ...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Что такое текст – описание?», УМК "Школа России", 2 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся понятия «текст – описание» и его отличительных признаков. Задачи урока Планируемые рез...
Технологическая карта урока русского языка на тему: «Что такое текст повествование? Какова роль глаголов в нем?» 2 класс УМК: «Школа России»
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование представлений об особенностях текста-повествованияЗадачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Формировать представления ...