Конспект урока русского языка по теме "Синонимы и антонимы". 3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Хромова Лариса Васильевна

Урок проведён в предверии Дня Космонавтики, поэтому все задания урока связаны с данной темой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_sinonimy_i_antonimy.docx30.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока русского языка в 3 классе.        Учитель Хромова Л.В.

 Тема урока: Глаголы- синонимы и глаголы – антонимы.                  Апрель 2011г.                                                                                                  

Цели урока.   Обучающие цели:

Уточнить знания учащихся о глаголе, как части речи.

Расширять глагольный словарь детей синонимами и антонимами, активизировать его во фразовой речи.

Учить детей работать с текстом: читать предложения, выделять глаголы, подбирать к ним глаголы антонимы. Показать учащимся что, используя в речи синонимы,  можно сделать высказывание более интересным и приятным для восприятия.

Упражнять учащихся в правописание изученных орфограмм.

Закрепить умение детей правильно соединять буквы на письме.

Коррекционные цели:

Коррекция зрительного внимания учащихся.

Коррекция мелкой моторики учащихся.

Коррекция  мышления учащихся.

Воспитательные цели:

Пополнить знания учащихся о космосе.  Развивать интерес к событиям окружающей жизни.

Воспитывать у учащихся умение слушать товарищей.

Оборудование:  иллюстрации о космосе, индивидуальные карточки с глаголами,

тетради, учебники, ручки, простые карандаши.

 Ход урока.

Этапы урока

Содержание этапов урока

Виды работы

Орг. момент

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Посмотрите, всё ль в порядке:

Книги, ручки и тетрадки.

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят.

Все ль готовы слушать, думать и запоминать?

Ведь это очень важно, потому что сегодня на уроке мы не только повторим пройденное, но и узнаем что – то новое.

Подведение к теме урока.

О какой части речи говорится в стихотворении?

Интересная часть речи в русском языке живёт.

Кто что делает расскажет: чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет, или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит. Всё расскажет нам …..

                                                                                  ГЛАГОЛ.

Сегодня мы продолжим разговор о глаголе.

Что же это за часть речи?

Один ученик рассказывает

о глаголе.

Дети дополняют.

Проверка домашнего задания.

Какие слова вы вставили в стихотворение, прочитайте!?

Какие действия выполняла тучка, солнце, дождик, радуга?

Какие предложения про тучку вы придумали?

Индивидуальные ответы детей.

Чистописание.

Пальчиковая гимнастика.

  «Оладушки».

Тесто круто замесили, ух – тух, ух  - тух!

Сковородки накалили ух – тух, ух – тух!

Лада, лада, ладушки, испекли оладушки!

Лада, лада, ладушки, горячи оладушки!

Посмотрите на доску. Здесь написаны две

строчки сочетаний букв. Какая буква постоянно повторяется в них?

Сегодня на уроке будем писать заглавную и строчную буквы «Д».

      Посмотрите на верхний ряд букв! С какой буквой буква «Д» соединяется нижним соединением? (дм)

Напишите это соединение в тетради!

     Найдите в нижнем ряду слияния с буквой «Д»! (до, ди, ды). Напишите их!

В каком из этих слияний буква «д» обозначает согласный звук? Подчеркните его простым карандашом!

Показ учителя. Дети произносят потешку хором и выполняют движения.

Коллективная работа.

Пишут в тетради букву «Д» и слияния с данной буквой.

Подчёркивают «ди»

Знакомство с темой урока.

Тема нашего урока зашифрована на доске.  Вы прочитаете её, если отбросите в данных строчках все буквы «Д»!

Тема урока: Глаголы – синонимы и глаголы –антонимы!

Названия «синонимы и антонимы» вам уже известны.

Давайте их вспомним!

Хоровое чтение темы урока.

Вызванный ученик даёт определение «синонимам» и «антонимам»

Работа по теме урока.

Ребята, какой праздник мы будем отмечать 12 апреля7

(День Космонавтики).

Кто изображён на портрете? (Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт планеты).

Гагарин совершил первый космический полёт 12 апреля 1961 года! В этом году исполняется  50 лет с того дня!  

-Смотрим на следующую картинку. Прочитаем подпись.

(космодром). Что это?

-А это наша планета – Земля! Земля имеет форму шара, и из космоса она кажется голубой, так как на Земле больше воды, чем суши.

- а этот сложный объект называется …. ( орбитальная станция) это космический дом космонавтов. Там они живут и работают.

- А вот космический телескоп- это мощный увеличительный прибор. С помощью телескопа учёные исследуют далёкие звёзды.

- и наконец, мы видим, как космонавт высадился на Луну. Кто знает, что это за машина? (Луноход)

Как вы думаете, как образовалось слово «луноход»?

(от слов «луна» и «ходить»)

А теперь мы прочитаем текст. В каждом предложении выделим глаголы:

(читать по одному предложению, выделять глаголы)

  Ракета взлетает с к.смодрома.  

  Корабль  стремительно л. тит в высь.

 В космосе ракета  летит по орбите Земли.

 Гагарин  .блетел Землю несколько  ра.  .

 Он успешно прилетел на Землю.

 Первыми (д. )летели  (д .)  Луны американцы.

 Многие дети мечтают полететь в космос.

Дети выписывают глаголы столбиком в тетрадь.

Что мы  можем сказать об этих глаголах? (это родственные слова)

Какой одинаковый корень во всех словах? (Лёт)

А теперь целиком прочитаем текст и подумаем, красиво ли он звучит, если в каждом предложении имеются однокоренные слова – глаголы!

Вывод: текс звучит некрасиво!

Мы попробуем подобрать к нашим глаголам глаголы – синонимы. Они написаны у вас на карточках. Возьмите карточки – ракеты, прочитайте слова, написанные на них, подумайте, какому глаголу они соответствуют!

Давайте поиграем! Сейчас мы будем космонавтами! Наши ракеты отправятся в полёт и приземлятся в нужном месте!

(дети записывают глаголы – синонимы в тетрадь)

Взлетает – стартует

Летет – мчится, движется,

Облетел – обогнул.

Прилетел – возвратился,

Долетели  - добрались, достигли,

Мечтают полететь – мечтают побывать.

Давайте хором прочитаем получившийся текст!

Вывод: глаголы – синонимы помогли сделать текст интереснее для восприятия.

Беседа.

Дети отвечают на вопросы учителя, строят самостоятельные высказывания.

Чтение подписей под картинками.

Знакомство со словами «космодром», «телескоп», «орбитальная станция», «луноход».

Коллективная работа:

чтение  учащимися предложений текста,

выделение глаголов.

Работа в тетрадях. Индивидуальная работа.

Чтение слов на карточках.

Подбор к глаголам синонимов – коллективная работа.

Письмо в тетр.- индивидуально.

Чтение текста хором, одним из учеников.

Физк. Мин.

«Самолёт»

Полетел наш самолёт, сделал правый поворот.

Полетел наш самолёт, сделал левый поворот.

Загудел он громко : «ту-у-у! набираю высоту!»

Коллективно под чтение стихотворения.

Продолжение работы по теме урока.

Антонимы.

Ребята. Все ракеты успешно стартовали. И вот они уже в космосе. Но что это за планета? Это планета Антонимов. Здесь живут слова – спорщики, с противоположным значением! Найдём их!

Вывод: антонимами могут быть как однокоренные глаголы  так и не однокоренные глаголы!

Давайте потренируемся находить глаголы – антонимы!

Стр. 71, упр.№533.

Дети записывают по одной пословице.

Коллективная работа.

Индивид работа в тетрадях.

Итог урока.

Сегодня на уроке мы учились подбирать глаголы – синонимы, учились различать глаголы – антонимы. Говорили о космосе. Вспоминали правописание безударных гласных в приставках и корне слов. Писали слова и предложения.

Ответы детей.

Обобщение учителем.

Домашнее задание.

Стр. 72, упр. №535.

Вике, Кириллу выписать не словосочетания а только глаголы и подобрать к ним глаголы- антонимы.

Предложения придумать устно. В тетради начертить схему.

Записывают задание в дневник.

Оценка работы учащихся.

Игра «Лесенка»

Ребята, перед вами три ступеньки лесенки.

Нарисуйте человечка на одной из них!

Если вы хорошо усвоили материал урока, то человечек должен встать на верхнюю ступеньку лесенки!

 Если на уроке вы что – то не поняли, то ваш человечек пусть встанет на среднюю ступеньку.

Если же материал урока вы вовсе не поняли,  он показался вам слишком трудным, то человечка  нарисуйте на нижней ступеньке лесенки!

Оценка работы каждого ученика учителем.

Индивид. работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"

План-конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"...

Конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 2 класс УМК "НШ 21 века"

Первый урок по новой теме "Фразеологизмы".На этом уроке учащиеся знакомятся с новыми фразеологизмами, с их значениями,вспоминают уже известные им фразеологические обороты, учатся применять их в своей ...

Конспект урока русского языка (с презентацией) во 2 классе по теме "Грамматическая основа" (УМК "Школа 2100")

Урок проводится с целью развития у учащихся 2 класса умения находить грамматическую основу предложения....

Конспект урока русского языка "Правописание сложных слов" 3 класс ПНШ

Урок с использованием технологии проблемного обучения и исследовательских методов....

Конспект урока русского языка "Правописание сложных слов" 3 класс ПНШ

Урок с использованием технологии проблемного обучения и исследовательских методов....

Конспект урока русского языка по теме "Синонимы, антонимы, омонимы". УМК "Школа России", 4 класс

Цели деятельности учителя: Создание условий для ознакомления с понятиями «синонимы», «антонимы», «омонимы» и их ролью в достижении точности, информативности и выраз...