Технологическая карта урока. Русский язык. 2 класс. Тема "Слова-антонимы".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Семенова Надежда Валентиновна

Технологическая карта урока, карточки с заданиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antonimy.docx25.16 КБ
Файл kartochki_k_uroku.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

Составитель урока: учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 655 Приморского района Семенова Надежда Валентиновна.        

Тема

Слова – антонимы. 2 класс. УМК «Перспектива».

Тип

Изучение нового материала.

Цель

Совершенствовать умение правильно подбирать слова противоположные по  смыслу и пользоваться ими для эффективного общения в письменной и устной речи.

Задачи

Задачи:

1.Расширить знания об антонимах.

2.Развивать языковой и речевой опыт учащихся; развивать умения наблюдать, делать выводы, обобщать;    развивать орфографическую зоркость, общеучебные навыки.

3. Воспитывать культуру речи через употребление синонимов и антонимов;  стремление к познанию, трудолюбию; внимательное отношение друг к другу.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

*  раскрывать смысл понятия «антонимы»

и обосновывать своё мнение.

*подбирать и писать антонимы к словам;

* писать пословицы, используя антонимы;

* заменять антонимами выделенные слова

в тексте.

*Ставить цель и удерживать в течение урока.

*Находить необходимую информацию.

*Выделять критерии выполнения работы.

*Проводить взаимооценку и самооценку.

*нравственно-этическое оценивание  усваиваемого  содержания;

* осознание ответственности за общее дело;

*следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Ресурсы

Учебник, карточки с  заданием, компьютер, эл.доска.

Ӏ Актуализация необходимых знаний и мотивация познавательной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Какая тема была на прошлом уроке русского языка?

2.Словарная работа. Замените фразеологизмы синонимами и запишите словарные слова.

Слова – синонимы.

Бросать слова на  вет.р. (не держать обещания)

Держать   .зык за зубами. (молчать)

Ждать у моря  п.годы. (бездействовать)

Одного поля  яг.ды. (похожие)

Яблоку негде упасть (тесно)

ӀӀ.Организация познавательной деятельности.

1.Послушайте стихотворение про яблоко.

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только Конь сказал, что низко

А Мышонок – высоко

Воробей сказал, что близко,

А Улитка – далеко.

А Телёнок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А Цыплёнок - тем,

Что очень велико и тяжело.

А Котёнку всё равно:-

Кислое? Зачем оно?

-Что вы? – шепчет Червячок,

-Сладкий у него бочок.

Как вы поняли, почему возник спор о яблоке?

Поработайте в парах. Посмотрите на текст стихотворения, подчеркните

слова, при помощи которых герои характеризуют яблоко. Что вы можете

сказать об этих словах?

- Как вы поняли, почему возник спор о яблоке?

Поработайте в парах. Посмотрите на текст стихотворения, подчеркните слова, при помощи которых герои характеризуют яблоко. Что вы можете

сказать об этих словах?

2.Кто догадался, какая сегодня тема нашего урока?

3. Какие слова называются антонимами?

Слушают.

Отвечают.

Работа в парах.

- Слова – антонимы.

Дают определение.

ӀӀӀ.Закрепление  и включение в систему знаний.

- Понаблюдаем над особенностями антонимов.

1.Задание «Загадочное».

Это задание состоит из двух заданий:

1)отгадать загадку;

2)найти в загадке антонимы;

3)определить, какой частью речи являются слова – антонимы;

- Что вы заметили? Какой сделаете вывод?

2.Задание «Для смекалистых».

Задача. Несколько лет назад я посадила

3 одинаковых деревца: берёзу, тополь, липу.

Все они росли по–разному: тополь поднялся выше липы, а липа не может догнать берёзу.

Какое дерево оказалось самым высоким, а какое самым низким?

- Какие антонимы встретились в задаче?

3.Задание «Народная мудрость».

Поработайте в парах.

Прочтите пословицы на листочках, напишите недостающие слова.

4.Разминка. Игра «Наоборот».

Вы хорошо поработали, отдохнём. Встаньте.

Я называю действие, а вы выполняете противоположное действие.

5.Задание «Редактор»

Прочитайте текст.
- Перепишите и замените выделенные слова на антонимы.

Текст:
Сегодня скучное осеннее утро. Молчат неугомонные птицы. Спят деревца. Медленные ручейки бегут между кочек. Наконец-то, закончилась осень! 
– Прочитайте полученный текст.

 – Для чего же нам нужны антонимы в речи?  

1.Далеко мой стук слышится

Червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел)

2 .Как столкнутся – стук да стук!

Тишину вспугнут вокруг.

Толстый тонкого побьёт-

Тонкий что-нибудь прибьёт. (Молоток и гвоздь)

3 .Вверх-вниз, вверх- вниз,

Кататься хочешь - на нас садись. (Качели)

5.Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

Антонимы – слова одной и той же части речи.

Ответ. Самое высокое – тополь, низкое – липа.

Низкий – высокий.

Работа в парах. Объяснение смысла пословиц.

1)Ученье - свет, а не ученье –_____________.

2)Знай больше, а говори _____________ .

3) Корень ученья горек, да плод его _____________.

4) Не бойся врага умного, бойся друга - ______________.

5) Лучшая вещь новая, лучший друг -___________________.

6) Умей взять, умей и ________________.

1)Опустите руки вниз.

2)Поднимите руки вверх.

3)Голову поднимите.

4)Голову опустите.

5)Поворот туловища вправо.

6)Поворот туловища влево.

7)Закройте глаза (откройте) .

8) Посмотрите вдаль.

9)Привстаньте.

10)Присядьте.

11)Опустите правую (левую ) руку.

12)Опустите левую (правую) ногу.

6 задание. Игра "Назови антоним".

Скажу я слово "потолок", а ты ответишь:... (пол),

Скажу я слово "потерял" и скажешь ты: ...(нашел).

Скажу тебе я слово "сытый", ответишь ты:... (голодный),

Скажу "горячий" я тебе, ответишь ты:... (холодный).

Скажу тебе я слово "лечь", ты мне ответишь:... (встать).

Скажу потом тебе "отец", ты мне ответишь: ...(мать).

Скажу тебе я слово "грязный", ты мне ответишь: ...(чистый),

Скажу я "медленный" тебе, ты мне ответишь:... (быстрый).

Скажу тебе я слово "трус", ответишь ты:... (храбрец).

– Скажу я слово: высоко,

А ты ответишь: (низко)

– Скажу я слово: далеко,

А ты ответишь: (близко)

– Скажу тебе я слово: трус,

Ответишь ты: (храбрец).

– Теперь начало я скажу,

А ты скажи (конец).

Для яркости речи путём сравнения слов, для построения интересных предложений.

ӀV. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

1.Пользуйтесь правильно словами – антонимами в своей речи. Подумайте, как и где в своей жизни вы можете применить полученные сегодня знания?

2.В дневниках раскрасьте кружок тем цветом, который соответствует вашему настроению на уроке.

3.Домашнее задание.

По выбору возьмите карточки по своим силам.

Карточка с домашним заданием.

1. Подберите синонимы с удвоенными согласными. 

Специальность - …

Обучение животных - …

Помещение в школе - …

Популярная игра на льду - …

Вид плавания - …

2.Запишите предложения, вставляя пропущенные антонимы.

В конце долгого пути даже лёгкая ноша кажется… . Дерево высокое, а куст … .

Ручеёк узкий и звонкий, а река … и … . Книга толстая, а тетрадь … .

 Погода испортилась: ясные, тёплые дни сменились … и … . Доктор Айболит добрый, а Бармалей … .



Предварительный просмотр:

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только Конь сказал, что низко

А Мышонок – высоко

Воробей сказал, что близко,

А Улитка – далеко.

А Телёнок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А Цыплёнок - тем,

Что очень велико и тяжело.

А Котёнку всё равно:-

Кислое? Зачем оно?

-Что вы? – шепчет Червячок,

-Сладкий у него бочок.

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только Конь сказал, что низко

А Мышонок – высоко

Воробей сказал, что близко,

А Улитка – далеко.

А Телёнок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А Цыплёнок - тем,

Что очень велико и тяжело.

А Котёнку всё равно:-

Кислое? Зачем оно?

-Что вы? – шепчет Червячок,

-Сладкий у него бочок.

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только Конь сказал, что низко

А Мышонок – высоко

Воробей сказал, что близко,

А Улитка – далеко.

А Телёнок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А Цыплёнок - тем,

Что очень велико и тяжело.

А Котёнку всё равно:-

Кислое? Зачем оно?

-Что вы? – шепчет Червячок,

-Сладкий у него бочок.

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только Конь сказал, что низко

А Мышонок – высоко

Воробей сказал, что близко,

А Улитка – далеко.

А Телёнок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А Цыплёнок - тем,

Что очень велико и тяжело.

А Котёнку всё равно:-

Кислое? Зачем оно?

-Что вы? – шепчет Червячок,

-Сладкий у него бочок.

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только Конь сказал, что низко

А Мышонок – высоко

Воробей сказал, что близко,

А Улитка – далеко.

А Телёнок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А Цыплёнок - тем,

Что очень велико и тяжело.

А Котёнку всё равно:-

Кислое? Зачем оно?

-Что вы? – шепчет Червячок,

-Сладкий у него бочок.

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только Конь сказал, что низко

А Мышонок – высоко

Воробей сказал, что близко,

А Улитка – далеко.

А Телёнок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А Цыплёнок - тем,

Что очень велико и тяжело.

А Котёнку всё равно:-

Кислое? Зачем оно?

-Что вы? – шепчет Червячок,

-Сладкий у него бочок.

1.Далеко мой стук слышится

Червякам я враг, а деревьям друг.

2.Как столкнутся – стук да стук!

Тишину вспугнут вокруг.

Толстый тонкого побьёт-

Тонкий что-нибудь прибьёт.

3.Вверх-вниз, вверх- вниз,

Кататься хочешь - на нас садись.

4.Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает.

1.Далеко мой стук слышится

Червякам я враг, а деревьям друг.

2.Как столкнутся – стук да стук!

Тишину вспугнут вокруг.

Толстый тонкого побьёт-

Тонкий что-нибудь прибьёт.

3.Вверх-вниз, вверх- вниз,

Кататься хочешь - на нас садись.

4.Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает.

1.Далеко мой стук слышится

Червякам я враг, а деревьям друг.

2.Как столкнутся – стук да стук!

Тишину вспугнут вокруг.

Толстый тонкого побьёт-

Тонкий что-нибудь прибьёт.

3.Вверх-вниз, вверх- вниз,

Кататься хочешь - на нас садись.

4.Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает.

1.Далеко мой стук слышится

Червякам я враг, а деревьям друг.

2.Как столкнутся – стук да стук!

Тишину вспугнут вокруг.

Толстый тонкого побьёт-

Тонкий что-нибудь прибьёт.

3.Вверх-вниз, вверх- вниз,

Кататься хочешь - на нас садись.

4.Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает.

1.Далеко мой стук слышится

Червякам я враг, а деревьям друг.

2.Как столкнутся – стук да стук!

Тишину вспугнут вокруг.

Толстый тонкого побьёт-

Тонкий что-нибудь прибьёт.

3.Вверх-вниз, вверх- вниз,

Кататься хочешь - на нас садись.

4.Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает.

1.Далеко мой стук слышится

Червякам я враг, а деревьям друг.

2.Как столкнутся – стук да стук!

Тишину вспугнут вокруг.

Толстый тонкого побьёт-

Тонкий что-нибудь прибьёт.

3.Вверх-вниз, вверх- вниз,

Кататься хочешь - на нас садись.

4.Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает.

1)Ученье - свет, а не ученье –_____________.

2)Знай больше, а говори _____________ .

3) Корень ученья горек, да плод его __________________.

4) Не бойся врага умного, бойся друга - ______________.

5) Лучшая вещь новая, лучший друг -___________________.

6) Умей взять, умей и ________________.

1)Ученье - свет, а не ученье –_____________.

2)Знай больше, а говори _____________ .

3) Корень ученья горек, да плод его _____________.

4) Не бойся врага умного, бойся друга - ______________.

5) Лучшая вещь новая, лучший друг -___________________.

6) Умей взять, умей и ________________.

1)Ученье - свет, а не ученье –_____________.

2)Знай больше, а говори _____________ .

3) Корень ученья горек, да плод его _____________.

4) Не бойся врага умного, бойся друга - ______________.

5) Лучшая вещь новая, лучший друг -___________________.

6) Умей взять, умей и ________________.

1)Ученье - свет, а не ученье –_____________.

2)Знай больше, а говори _____________ .

3) Корень ученья горек, да плод его _____________.

4) Не бойся врага умного, бойся друга - ______________.

5) Лучшая вещь новая, лучший друг -___________________.

6) Умей взять, умей и ________________.

1)Ученье - свет, а не ученье –_____________.

2)Знай больше, а говори _____________ .

3) Корень ученья горек, да плод его _____________.

4) Не бойся врага умного, бойся друга - ______________.

5) Лучшая вещь новая, лучший друг -___________________.

6) Умей взять, умей и ________________.

1)Ученье - свет, а не ученье –_____________.

2)Знай больше, а говори _____________ .

3) Корень ученья горек, да плод его _____________.

4) Не бойся врага умного, бойся друга - ______________.

5) Лучшая вещь новая, лучший друг -___________________.

6) Умей взять, умей и ________________.

Сегодня скучное осеннее утро. Молчат неугомонные птицы. Спят деревца. Медленные ручейки бегут между кочек. Наконец-то, закончилась осень! 

Сегодня скучное осеннее утро. Молчат неугомонные птицы. Спят деревца. Медленные ручейки бегут между кочек. Наконец-то, закончилась осень! 

Сегодня скучное осеннее утро. Молчат неугомонные птицы. Спят деревца. Медленные ручейки бегут между кочек. Наконец-то, закончилась осень! 

Сегодня скучное осеннее утро. Молчат неугомонные птицы. Спят деревца. Медленные ручейки бегут между кочек. Наконец-то, закончилась осень! 

Сегодня скучное осеннее утро. Молчат неугомонные птицы. Спят деревца. Медленные ручейки бегут между кочек. Наконец-то, закончилась осень! 

Сегодня скучное осеннее утро. Молчат неугомонные птицы. Спят деревца. Медленные ручейки бегут между кочек. Наконец-то, закончилась осень! 

Сегодня скучное осеннее утро. Молчат неугомонные птицы. Спят деревца. Медленные ручейки бегут между кочек. Наконец-то, закончилась осень! 

Сегодня скучное осеннее утро. Молчат неугомонные птицы. Спят деревца. Медленные ручейки бегут между кочек. Наконец-то, закончилась осень! 

Сегодня скучное осеннее утро. Молчат неугомонные птицы. Спят деревца. Медленные ручейки бегут между кочек. Наконец-то, закончилась осень! 

Сегодня скучное осеннее утро. Молчат неугомонные птицы. Спят деревца. Медленные ручейки бегут между кочек. Наконец-то, закончилась осень! 

1. Подберите синонимы с удвоенными согласными. 

Специальность - …

Обучение животных - …

Помещение в школе - …

Популярная игра на льду - …

Вид плавания - …

2.Запишите предложения, вставляя пропущенные антонимы.

В конце долгого пути даже лёгкая ноша кажется… . Дерево высокое, а куст … .

Ручеёк узкий и звонкий, а река … и … . Книга толстая, а тетрадь … .

 Погода испортилась: ясные, тёплые дни сменились … и … . Доктор Айболит добрый, а Бармалей … .

1. Подберите синонимы с удвоенными согласными. 

Специальность - …

Обучение животных - …

Помещение в школе - …

Популярная игра на льду - …

Вид плавания - …

2.Запишите предложения, вставляя пропущенные антонимы.

В конце долгого пути даже лёгкая ноша кажется… . Дерево высокое, а куст … .

Ручеёк узкий и звонкий, а река … и … . Книга толстая, а тетрадь … .

 Погода испортилась: ясные, тёплые дни сменились … и … . Доктор Айболит добрый, а Бармалей … .

1. Подберите синонимы с удвоенными согласными. 

Специальность - …

Обучение животных - …

Помещение в школе - …

Популярная игра на льду - …

Вид плавания - …

2.Запишите предложения, вставляя пропущенные антонимы.

В конце долгого пути даже лёгкая ноша кажется… . Дерево высокое, а куст … .

Ручеёк узкий и звонкий, а река … и … . Книга толстая, а тетрадь … .

 Погода испортилась: ясные, тёплые дни сменились … и … . Доктор Айболит добрый, а Бармалей … .

1. Подберите синонимы с удвоенными согласными. 

Специальность - …

Обучение животных - …

Помещение в школе - …

Популярная игра на льду - …

Вид плавания - …

2.Запишите предложения, вставляя пропущенные антонимы.

В конце долгого пути даже лёгкая ноша кажется… . Дерево высокое, а куст … .

Ручеёк узкий и звонкий, а река … и … . Книга толстая, а тетрадь … .

 Погода испортилась: ясные, тёплые дни сменились … и … . Доктор Айболит добрый, а Бармалей … .

1. Подберите синонимы с удвоенными согласными. 

Специальность - …

Обучение животных - …

Помещение в школе - …

Популярная игра на льду - …

Вид плавания - …

2.Запишите предложения, вставляя пропущенные антонимы.

В конце долгого пути даже лёгкая ноша кажется… . Дерево высокое, а куст … .

Ручеёк узкий и звонкий, а река … и … . Книга толстая, а тетрадь … .

 Погода испортилась: ясные, тёплые дни сменились … и … . Доктор Айболит добрый, а Бармалей … .

1. Подберите синонимы с удвоенными согласными. 

Специальность - …

Обучение животных - …

Помещение в школе - …

Популярная игра на льду - …

Вид плавания - …

2.Запишите предложения, вставляя пропущенные антонимы.

В конце долгого пути даже лёгкая ноша кажется… . Дерево высокое, а куст … .

Ручеёк узкий и звонкий, а река … и … . Книга толстая, а тетрадь … .

 Погода испортилась: ясные, тёплые дни сменились … и … . Доктор Айболит добрый, а Бармалей … .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...