Конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Тема" "Развиитие умения находить грамматическую основу".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grammaticheskaya_osnova.docx | 184.23 КБ |
Предварительный просмотр:
- класс
Тема урока: Развитие умения находить грамматическую основу.
1.Тип урока: Второй урок по теме.
2.Вид урока: Урок – практикум. Урок проведён по традиционной технологии с использованием элементов развивающего обучения.
3.Цели урока:
- Познакомить с главными членами предложения как грамматической и смысловой основой предложения.
- Развивать речь, память, внимание, воображение, фонематический слух учащихся.
- Воспитывать вежливость, культуру диалога, бережное отношение к природе.
1. Вступление
У. - Как было бы здорово, если бы все желания человека исполнялись по взмаху волшебной палочки. У меня ее нет, но зато у меня есть доброе сердце, которое умеет и любит дружить. Я предлагаю вашим сердцам подружиться с моим и вместе в доброй и дружной команде сегодня потрудиться!
У. - Ещё у меня есть девиз для нашей дружной команды «Ученье объединяет».
- Как вы думаете, что означает этот девиз? (Мы объединяемся в стремлении получить знания. В школе мы не только учимся, но и дружим, нас объединяет дружба.
2. Словарная работа
- Где в этих словах можно сделать ошибки? У-чень-е о-бъе-ди-ня-ет
- Разделите слова на слоги, поставьте ударение. Можно ли переносить слово ученье и как? А как можно перенести слово объединяет?
- Продолжите это предложение по схеме-подсказке.
СХЕМА: Ученье объединяет КОГО?
- Откройте тетради, запишите дату, слова «Классная работа» и предложение, которое у нас получилось.
- Назовите существительные в этом предложении. (ученье, людей)
- Назовите глагол. (объединяет)
- Как вы думаете, Кто? или Что? будет совершать действие? (люди или ученье)
- Задайте вопрос к существительному, которое совершает действие и к самому глаголу.
- Чем являются эти слова в предложении? Главные слова или грамматическая основа.
- Что вы знаете о грамматической основе предложения? (это основа предложения, слова тесно связанные по смыслу, одно слово совершает действие, а другое говорит какое действие).
3. Объявление темы урока. Составление плана работы.
- Сегодня мы будем учиться находить грамматическую основу предложений.
- Итак, наша цель - грамматическая основа предложения. Чтобы добраться до цели нам нужно разработать маршрут.
- Кто объяснит, что такое маршрут? (заранее намеченный путь следования).
- Наш путь изображен в маршрутной карте, которая есть у вас на парте.
1.Нахождение грамматической основы предложения. Составление предложений по схемам.
2. Какими частями речи представлена основа предложения? Постановка вопросов к словам.
3. Выяснение роли грамматической основы предложения. Работа в парах.
4._______________(«Ловушка»)
4. Работа по теме урока.
Нахождение грамматической основы предложения. Составление предложений по схемам (УСТНО)
- Составьте предложение по схеме, опираясь на картинку ( слайде №1).
- Мне понадобится ваша помощь. Вы будете словами, встаньте так, чтобы получилось предложение как на схеме. (вызываю трёх учащихся, вручаю таблички, выстраиваются в предложение).
- Сейчас я назову основу предложения, для этого уберу лишнее слово (указываю на учащегося, который отходит в сторону).
- Я утверждаю, что грамматическая основа этого предложения – КРАСИВАЯ БАБОЧКА. Вы можете согласиться с моим утверждением или нет, но обязательно объясните свой ответ! (учащиеся исправляют ошибку, дают объяснения, указывают, кому из учащихся нужно отойти в сторону, а кому остаться).
- Что главное сообщает нам это предложение?
- Составьте предложение к следующей схеме. (слайд №2)
- Мне снова нужны помощники (вызываю трёх учащихся, вручаю таблички, выстраиваются в предложение). Я утверждаю, что грамматическая основа этого предложения ВОЗДУШНЫЕ УЛЕТЯТ (один учащийся отходит в сторону). Объяснения детей, исправление ошибок.
- Продолжаем работу с третьей схемой (слайд №3)
Трое учащихся с табличками вновь выстраивают предложение.
-Я считаю, что основа предложения БУРЫЙ СПИТ. (объяснения детей).
- Мы успешно составили предложения, смогли правильно обозначить основу. Попробуйте сформулировать, что такое грамматическая основа.
Вывод: грамматическая основа - это главная мысль предложения, маленькое предложение. В основе есть слово, которое действует и слово, которое называет это действие.
Какими частями речи представлена основа предложения?
Постановка вопросов к словам. (ПИСЬМЕННО)
- Мы на втором этапе пути. Прочитайте предложения.
Шумный дятел стучит. Пестрые рябчики пищат. Яркие сойки трещат. Унылая кукушка кукует. Маленькие малиновки щебечут.
- Когда человек в пути, он всегда любуется природой, наблюдает. Мы тоже сейчас полюбуемся на птиц, о которых прочли и даже сможем представить себя в настоящем лесу и послушать их голоса.
После каждого предложения смотрим слайд и слушаем звуки. (слайды №4-8)
-Выпишите грамматическую основу каждого предложения вместе с вопросами. Вопросы к словам поставь в следующем порядке: сначала кто? или что?, затем что делает?
Образец: (кто?) дятел (что делает?) стучит
Вывод: главные слова в предложении это существительное, которое отвечает на вопросы кто? что? и глагол, которое отвечает на вопросы что делает? и т.д.
Выяснение роли грамматической основы. Работа в парах (УСТНО)
- Мы уже на третьем этапе нашего пути.
- Сейчас вы поработаете в паре. Это будет творческое задание. Проявите фантазию и смекалку. Внимательно послушайте задание.
- Придумай основу предложения, а сосед по парте пусть его продолжит. Затем пусть сосед по парте скажет тебе основу, а ты его продолжишь. Начните рассказывать о своей работе с фразы «Я составил предложение……Основа моего предложения…..» Постарайтесь составить большое красивое предложение.
- Будьте готовы рассказать о своей работе через минуту.
Выслушиваю несколько пар учащихся.
- А теперь попробуйте произнести свое красивое предложение без основы. Выслушиваю нескольких.
- Попробуйте сделать вывод, какую роль выполняет основа предложения.
Вывод: Основа объединяет слова в предложении, заключает законченную мысль.
Ловушка(ПИСЬМЕНННО)
- На любом маршруте нас может ожидать что-то неизвестное или даже опасное. Основа предложения приготовила для нас ловушку. В маршрутной карте я специально оставила свободную строку для ещё одного пункта. Он так и называется «Ловушка». Допишите это пункт плана, чтобы можно было оценить свою работу.
- Прочитайте текст. (один ученик читает вслух)
Зима в лесу
Зима. Мороз. Снег укрыл пни. Толстый лёд сковал быстрый ручей. Снежные шубы надели ели и сосны. Пушистый шарф лежит на ветках кедра. Сугроб искрится и сверкает. Спит медведь.
- О чем этот текст?
- Какие признаки подтверждают, что это текст? (предложения связаны между собой по смыслу, основная мысль - зима, предложения объединены общей темой).
- Какова основная мысль текста?
- Как красиво описывается зимний лес…. Леса в России издавно считались богатством. Однако сейчас их в нашей стране гораздо меньше, чем было раньше. Человеку необходимо сохранять и приумножать наши леса. ПОЧЕМУ?
Помните, что мир природы особенный и нуждается в нашей защите.
- Читаем по одному предложению, находим основу и стараемся не попасть в ловушку.
Зима. Мороз. Снежные шубы надели ели и сосны. Сугроб искрится и сверкает.
Ловушка – в русском языке есть предложения, которые состоят только из одного главного слова или имеют сразу несколько главных слов существительных или глаголов.
- Запишите предложения, в которых основа это одно или три слова.
- Предложения объединяются и становятся текстом, слова объединяются и становятся предложением, ученики и учитель объединяются и становятся дружной командой. Как мы с вами.
5.Рефлексия.
- Расскажите о нашем уроке, используя фразы: (слайд №9).
- Меня порадовало, что…………………………………
- Мне было трудно, когда………………………………
- Я уже умею ……………………………………………
- Мне нужно научиться …………………………………
- Меня удивило…………………………………………
- Меня огорчило………………………………………..
- Мне было интересно, когда…………………………
Домашнее задание
- Домашнее задание у вас в маршрутной карте – этап 5.
- Спасибо за дружную, активную работу, урок окончен.
МАРШРУТНАЯ КАРТА
Конечная цель – «Грамматическая основа предложения»
Этапы пути
1.Нахождение грамматической основы предложения.
Составление предложений по схемам.
2. Какими частями речи представлена основа предложения.
Постановка вопросов к словам.
3. Выяснение роли грамматической основы предложения.
4.___________________________
5.Домашнее задание.
- справился без ошибок
- справился с ошибками
- не справился
Этап №2
Прочитайте предложения.
Шумный дятел стучит. Пестрые рябчики пищат. Яркие сойки трещат. Унылая кукушка кукует. Маленькие малиновки щебечут.
-Выпишите грамматическую основу каждого предложения вместе с вопросами. Вопросы к словам поставь в следующем порядке: сначала кто? или что?, затем что делает?
Образец: (кто?) дятел (что делает?) стучит
Этап №4
Прочитайте текст.
Зима в лесу
Зима. Мороз. Снег укрыл пни. Толстый лёд сковал быстрый ручей. Снежные шубы надели ели и сосны. Пушистый шарф лежит на ветках кедра. Сугроб искрится и сверкает. Спит медведь.
Этап №5
Домашнее задание ученика (цы) ______________________________________
Составь 4-5 предложений по картинкам. Запиши их. Найди основу предложений.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).
Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....