Технологическая карта урока «Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова».
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс)
Представлена технологическая карта урока по русскому языку для 2 класса по теме "Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_pravopisanie_neproveryaemykh_bezudarnykh_glasnykh_v_korne_slova_2.docx | 318.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О. Трошина Т.Е.
Предмет: русский язык
Класс: 2
Тема: «Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова» | Тип урока: закрепление | |||||||
Цель: Создание условий для закрепления умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова. | ||||||||
Планируемые результаты | ||||||||
Предметные Знать: Написание слов с непроверяемой безударной гласной в корне, способы проверки безударной гласной в корне Понимать: Безударная гласная проверяемая или непроверяемая. Применять: Выполнять упражнения, обозначать орфограмму графически. Анализ: Анализ заданий и материала упражнений. Синтез: Выполнение упражнений. Оценка: Полученных знаний для дальнейшего изучения русского языка. | Метапредметные: Регулятивные: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Познавательные: - извлекать информацию, представленную в разных формах. - преобразовывать информацию из одной формы в другую. - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения; Коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других задавать вопросы. | Личностные - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово; - формулировать собственное мнение и позицию. | ||||||
Межпредметные связи: физическая культура (физминутка). | ||||||||
Основные понятия: Непроверяемая гласная, корень, словарное слово | ||||||||
Технологии: совместного целеполагания, ИКТ-технология | ||||||||
Ресурсы урока: | ||||||||
Для учителя: Компьютер, доска интерактивная и меловая, раздаточный материал, учебник «Русский язык 2 кл ч1» В.П. Канакина | Для учащихся: Учебник «Русский язык 2 кл ч1» В.П. Канакина, тетрадь, раздаточный материал | |||||||
Ход урока: | ||||||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | |||||||
1. Организационный момент | ||||||||
Встали ровно, потянулись И друг другу улыбнулись. –Проверим готовность к уроку. На парте должен лежать учебник по русскому языку, дневник, пенал. – Садитесь. | Тянутся, проверяют рабочее место. | |||||||
2. Актуализация опорных знаний | ||||||||
Чистописание. - Запишите в тетрадях число классная работа. Первое задание – минутка чистописания. - Прослушайте стихотворение и скажите, какой звук чаще всего встречается в нём. Ливень, ливень льёт везде Рады птенчики в гнезде. (Л) - Обратите внимание на образец написания буквы Л на доске. (лЛл лЛл …) - Напишите в тетради соединения с буквой Л до конца строки. Словарная работа (словарь в конце учебника) А птички – невелички Принесли из словаря странички. - Возьмите в руки листочки. - Исправьте ошибки в словах и запишите их правильно в тетрадь (можно пользоваться словарем, если сомневаетесь в каком-то слове): Рибята, горад, звизда, питух, легушка, облоко, пасуда, каньки - Какое слово лишнее и почему? - На какое правило орфограмма в этом слове? Постановка темы урока - Исходя из предыдущего задания, назовите тему нашего урока? Постановка цели урока Сосна, вода, дела, трава- Проверить надо все слова. Безударный гласный- Стоп! Писать опасно! Слуху вы не доверяйте- Удареньем проверяйте: Сосны, воды, травы, дело- Вот теперь пишите смело!
- Чему учит нас стихотворение? - Какую цель поставим перед собой на сегодняшнем уроке? - На уроке мы обобщим наши знания о безударных гласных в корне слова. Научимся распознавать проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова. Повторение ранее изученного материала. – Прежде чем приступить к цели нашего урока, давайте проверим наш багаж знаний по данной теме. Вспомним ответы на вопросы. Блицопрос: -Какими могут быть гласные в слове? -Какие гласные называются ударными? -Какие безударные? -Что такое орфограмма? -Что вы знаете о происхождении этого слова? -Какие орфограммы называются проверяемыми? -Какие орфограммы называются непроверяемыми? | Л - Ребята, город, звезда, петух, лягушка, облако, посуда, коньки - Звезда. Потому, что все слова словарные, а оно нет. - Безударная гласная в корне слова - Правописание безударных гласных в корне слова - Тому, что нельзя доверять слуху, надо проверять ударением. - Мы обобщим наши знания о безударных гласных в корне слова, будем учиться распознавать проверяемые и непроверяемые орфограммы. -Ударными и безударными -Гласный звук в ударном слоге (под ударением), называются ударным. -Гласный звук в безударном слоге (без ударения, называется безударным. -Орфограммой мы называем букву, написание которой надо проверить или запомнить (стр108) - Слово орфограмма греческое по своему происхождению. Оно состоит из двух греческих слов: о́рфос – правильный и гра́мма – запись, буква. А все слово означает правильный запись или правильная буква. (стр 110) - Если орфограмму можно проверить, это проверяемая орфограмма. - Если орфограмму надо запоминать, это непроверяемая орфограмма | |||||||
3. Закрепление и осмысление знаний | ||||||||
на слайде. - Что надо проверять? - Где надо проверять? - Как надо проверять? - Чем проверять? Сказка В мире слов живут Звуки. Как вы правильно сказали. Это Гласные и Согласные. Но дружно жить гласным звукам не удавалось в мире слов. Потому что, когда Гласные стоят в слове без ударения, каждая хочет занять почетное место. Так бы они и ссорились, если бы на выручку не пришел Ударение, который по мгновению волшебной палочки определил свое место каждой Гласной в слове. – Для того, чтобы не ошибиться нам в написании слов с безударной гласной в корне волшебник Ударение порекомендовал следовать следующим правилам. - Давайте вспомним АЛГОРИТМ: - Что нужно сделать чтобы не ошибиться? (Повесить на доску) - Читаю слово - Ставлю ударение - Выделяю корень - Подбираю проверочные слова - Пишу гласную – Волшебник Ударение приглашает нас совершить путешествие по окрестностям его замка. Там мы прогуляемся по полянке слов, попробуем себя в роли скалолазов, искупаемся в озере гласных. (Слайд). 3. Путешествие по Стране безударных гласных. 1. “Полянка слов” (Слайд). Задание: определите безударную гласную в корне. Устно - Гора, цветок, грибы, пчела, мячи, коза, сова, нора. - Подберите как можно больше проверочных слов к словам: 2. “Скалолазы” (Слайд) – Сейчас мы с вами станем скалолазами. Доберемся до вершины скалы и спустимся вниз. Волшебник Ударение просит пользоваться его подсказкой: “Если буква гласная вызвала сомненье, ты ее немедленно ставь под ударенье!” - На слайде записана лесенка слов. - Выполняет каждый сам. Задание: поставьте ударение, с помощью проверочного слова вставьте верную букву, обозначьте корень. Сверху есть образец. Оцените себя: + если все правильно, ! знак если 1-2 ошибки, минус если 3 и более ошибок. кр..чать к..рмить хл..ба цв..ты тр..ва д..жди м..ряк гр..за гл..за зв..нок 3. “Озеро гласных” (Слайд). – Ребята, хотите порыбачить в озере? Только в нашем озере плавают не рыбки, а гласные звуки и ловить мы будем их. Игра называется: “Слышу звук – записываю букву”. Я вам буду загадывать загадки, а отгадки к ним вы будете записывать в тетрадь, выделяя только безударную гласную из корня слова. После осени пришла.
Вьется веревка, на конце – головка. (Змея.) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА -Поработаем в учебнике. Упражнение 173 страница 109 - Ребята, прочитайте слова и поднимите руку, значение каких слов вам не понятно. Работа в парах. - Теперь вам нужно будет по очереди называть друг другу, что обозначают слова. - Назовите ласковые слова. - Спишите слова, обозначьте ударение, подчеркните в словах орфограммы. - Чем интересны эти слова? - Можно ли их проверить? - Подберите проверочные слова (работаем по цепочке) -Устно составьте предложение с одним словом. Упражнение 175 - Прочитайте стихотворение шепотом. - Назовите тему стихотворения? - Какие слова автор использует в переносным значение? - Какие слова говорят о том, как идёт снег? - Спишите стихотворение во втором предложении подчеркните основу (подлежащее и сказуемое) - Какая основа? - Найдите двусложные слова с безударным гласным в первом слоге. - Каким словом проверить безударные гласные в слове бело, стекло? Обобщение и систематизация знаний. Упражнение 174 -Что нужно сделать? - Отлично, вы будете выполнять это самостоятельное по вариантам. 1 вариант 1 и 2 строчка слов 2 вариант 3 и 4 строчка слов - Обменяйтесь тетрадями с соседом. Проверьте друг друга по слайду и оцените: +, если нет ошибок или допущена одна ошибка, ! знак если 2,3 ошибки, «-» если больше 4 ошибок. - Поднимите руки у кого «+»? - У кого «!»? |
безударную гласную в корне слов подобрать проверочное слово ударением На слайде появляется алгоритм Ответы учащихся. ГОРА (горный, горка, пригорок), ГРИБЫ (гриб), ПЧЕЛА (пчелка, пчелы), МЯЧИ (мяч, мячик), КОЗА (козы), СОВА (совы, совушка), НОРА (норы, норка) Самостоятельно выполняют кр..чать к..рмить хл..ба цв..ты тр..ва д..жди м..ряк гр..за гл..за зв..нок и о е - Деревенька, воронёнок, ветерок, сапожок, городок, снегирек. - В каждом слове два безударных гласных в корне. - Одну букву проверяем другую запоминаем Ответы детей… Первый снег порхает, стекло порхает, кружится Превратились лужицы Бело, стекло Бело-белый, стекло-стёкла Записать слова, вставляя пропущенные буквы. Одной чертой подчеркнем в словах проверяемые орфограммы, двумя-непроверяемые орфограммы. | |||||||
4. Подведение итогов | ||||||||
Итог урока: – Ребята, вот и закончилось наше путешествие! Мы отлично попутешествовали по окрестностям замка волшебника Ударения. Вы отлично справились со всеми заданиями и приобрели новые знания. Волшебник очень доволен вами! Давайте подведем итоги урока. - Что нового вы сегодня узнали или что вам было интересно? - Какое задание вызвало затруднения? - Какие умения вы проверяли, выполняя эти задания? - Закреплению какой темы посвящён урок? - Если слово мы не можем проверить что будете делать? -Отлично, ребята а зачем нам с вами уметь подбирать проверочные слова и знать как пишутся словарные слова? Рефлексия: - А сейчас те, кто считает, что хорошо поработал на уроке хлопнет в ладоши один раз. -Спасибо за урок, мне было очень приятно с вами работать! | Ответы детей. Безударные гласные в корне Искать в словаре Чтобы писать грамотно и нам не было стыдно отправлять сообщения друзьям, родителям…. | |||||||
Доп. Задание: Опорные слова: ребята, село, на траве, роса, тропа, лес, грибами, краснеют, лесные, ягоды. Ребята вышли за село. На траве роса. Тропа вьется между кустами. Вот и лес пахнет грибами. Краснеют лесные ягоды. -Назовите слова с непроверяемой безударной гласной. -В первом предложении подчеркните главные члены. -На какой вопрос отвечает подлежащее? -На какой вопрос отвечает сказуемое? Поработаем с рубрикой «Проверь себя» страница 111 1. Произнесите данные слова - Запишите только те слова, которые начинаются с гласного звука. - Чем отличается гласный от согласного? 2. Прочитайте слова. - Какие слова называется однокоренными, можно ли эти слова назвать однокоренными? - В каких из них написание выделенный буквы надо проверять? Объясните свой ответ. - Докажите какие из этих слов являются проверочными? - Какими способами можно подобрать проверочные слова к данным словам? Объясните свой ответ. 4. Прочитайте слова. - Запишите только слова с непроверяемой орфограммой в корне слово. - Какие слова вы записали? - Почему нельзя проверить написание этих слов? 1. иволга ястреб, аист
2. Да, так как есть одинаковая общая часть корень зим и эти слова близкие по смыслу. В тех словах, где выделенная буква безударная. 3. трава (травка) пчела (пчелы) дожди (дождь) плита (плитка) 4. Лопата, ветер, ноябрь Словарные слова | ||||||||
Самоанализ | ||||||||
Достижения | Затруднения | Предложения | ||||||
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова" (с позиции требований ФГОС)
Представлена технологическая катра урока русского языка для 2 класса. Урок проводился в рамках Городского конкурса "Фестиваль методических идей" номинация "Образовательные организации" лучший урок с о...
Технологическая карта урока по теме: Безударные гласные в корне слова. Закрепление.
На данном уроке идет закрепление материала по теме: "Безударные гласные в корне слова". Использованы различные формы работ....
Урок «Правописание двух безударных гласных в корнях слов»
Цель урока: Развитие орфографического умения написания слов с двумя безударными гласными в корне слова.Задачи урока:- сформировать способность к написанию проверяемых безударных гласных в корнях слов...
Технологическая карта урока "Ударные и безударные гласные звуки в слове" 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"
Технологическая карта урока "Ударные и безударные гласные звуки в слове" 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"...
Технологическая карта по русскому языку Безударная гласная в корне слова - 2класс
Безударная гласная в корне слова...
Конспект открытого урока во 2 классе на тему: "Правописание непроверяемой безударной гласной в корне слова"
Данный урок создан в соответствии ФГОС. Использованы игровые технологии, групповая работа, взаимная проверка, дифференцированное домашнее задание....
Технологическая карта урока русского языка "Безударные гласные в корне слова" (УМК "Перспектива", 3 класс)
Цель урока: расширение и обобщение знаний учащихся о безударных гласных в корне слова.Задачи урокаДидактические:Закрепить понятия «ударные» и «безударные» гласные;Соверше...