Урок «Правописание двух безударных гласных в корнях слов»
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Лубягина Елена Юрьевна

Цель урока: Развитие орфографического умения написания слов с двумя безударными гласными в корне слова.

Задачи урока:

- сформировать способность к написанию проверяемых безударных гласных в корнях слов;

- актуализировать способность учащихся к выработке способа проверки двух безударных гласных в корнях слов;

- развивать самостоятельность мышления, внимание, орфографическую зоркость, речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pravopisanie_dvuh_bezudarnyh.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 3 классе

Тема: «Правописание двух безударных гласных в корнях слов»

Цель урока: Развитие орфографического умения написания слов с двумя безударными гласными в корне слова.

Задачи урока:

- сформировать способность к написанию проверяемых безударных гласных в корнях слов;

- актуализировать способность учащихся к выработке способа проверки двух безударных гласных в корнях слов;

- развивать самостоятельность мышления, внимание, орфографическую зоркость, речь.

Ход урока

  1. Орфографическая работа.

Запись в тетради: Число, классная работа

Я читаю загадки, а записываете отгадки.

  1. Посадили вдоль дорожки

Всех деревьев понемножку:

Липы там и клёны есть,

Назови дорожку здесь.  Аллея 

  1. Светит ярко, греет жарко.  Солнце

  1. Вот любимица Руси –

Всех и каждого спроси.

Белоствольная краса

Украшает нам леса.   Березка

  1. Течёт, течёт — не вытечет,

Бежит, бежит — не выбежит.  Река

  1. Травка……, солнышко блестит.  Зеленеет

Поверка с доской. Проверьте свою работу.

- Поднимите руку те, у кого были трудности, есть ошибки.

- (Если есть такие ученики.) Где допущены ошибки? Почему?

- Оцените свою работу.

- Ребята, а сейчас сформулируйте  задания к ряду этих слов и задайте друг другу вопросы.

- Начинайте со слов :  Я хочу задать вопрос…(имя)

- А заканчивайте словами: (имя) ответил правильно/ неправильно

2.  Формулирование учащимися темы  и целей урока.

А теперь мой вопрос распределите эти слова по группам - правописание слов кот.мы знаем как пишутся

Знаем                                        не знаем

ЗЕЛЕНЕЕТ

2. Постановка проблемы:    

- Я прошла и посмотрела, что слово зеленеет вы все написали по –разному.  Почему же это слово вы написали по- разному?  (Не знаем способа проверки таких слов)

- Какая орфограмма есть в этом слове? (безударная гласная в корне, проверяемая ударением)

- Как вы догадались? (поставили в  слове ударение, выделили корень)

- А сколько в этом слове безударных гласных?

Какова  тема урока? Обоснуйте свою мысль. (На доске написаны слова с пропущенной проверяемой безударной гласной в корне. Значит, тема сегодняшнего урока: «Правописание двух безударных гласных в корнях слов»

- Попробуйте сформулировать цель  урока.  Обоснуйте свой ответ. (Значит, сегодня мы будем говорить о правописание двух безударных гласных в корнях слов и постараемся найти способ проверки 2-х  безударных гласных в корнях слов)

3. Повторяем то, что знаем.

- Давайте вспомним, какие безударные гласные нуждаются в проверке, могут быть опасными?

- Гласные а, о, е, и, я

   - Сколько таких гласных? (5)

Послушайте стихотворение:

        Мы под удареньем пишем

        Без сомненья то, что слышим.

        Если ж звук без ударения,

        Вызывает он сомнение.

        Безударный хитрый гласный,

        Слышим мы его прекрасно.

        Но писать какую букву?

        Здесь поможет нам наука

– Как нам может в этом случае помочь наука? (Существуют правила написания букв гласных в безударном положении.)

– Покажите графически на примере,  как проверить написание буквы гласного в корне.

                                                   /                                           /                 

                              

   

                             ГЛ.                                  ___                 ГЛ. 

- Кто может напомнить правило? Чтобы проверить безударную гласную в корне, нужно подобрать такое однокоренное слово, чтобы на эту гласную падало ударение.

- Чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне, надо изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.

-Когда мы применяем это правило? (1 без.гласн)

-А как же быть, если в слове две безударные гласные????

-Давайте понаблюдаем по учебнику

4. Наблюдение. Работа по учебнику.

5. РАБОТА в группах. Составление алгоритма

-Думаю, что легко справитесь и со следующим заданием, т. к. будете работать в группах. Чтобы дело спорилось, чтобы достигнуть успеха – хорошо работать с другом вместе. Но это не простое дело. Вспомним наши правила совместной работы.

   « ВМЕСТЕ  «Думаем, Выбираем, Обсуждаем, Решаем»

- Попробуйте, работая в группах определить последовательность (алгоритм) действий при написании безударной гласной в корне?

Давайте составим алгоритм

  1. Прочитай слово.
  2. Поставь ударение.
  3. Выдели корень.
  4. Подбери проверочные слова. Сколько безударных гласных, столько и проверочных слов.
  5. Напиши слово, вставь буквы
  6. Обозначь орфограмму.

 А теперь используя алгоритм, проверим, как вы записали следующие слова:    

                                   

– Разберем по алгоритму словосочетания (слайд): молодой, разбор слов по алгоритму на доске).

Дети. М..л..дой – в слове “молодой” ударение падает на 3 слог, в корне слова две безударных гласных, значит подбираем два проверочных слова: молодость, молодушка. Вставим две буквы “о”, обозначим орфограмму.

Колосок,  веселил

– Составьте  предложения, используя слова с безударными гласными в корне.  Запишите эти предложения

Проверяется работа по эталону учителя.

– Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение.

– Кому и над чем ещё следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок? (запомнить алгоритм и уметь им пользоваться)

- Поднимите руку те, у кого были трудности, есть ошибки.

- (Если есть такие ученики.) Где допущены ошибки? Почему?

Взаимооценка.

Проверьте свою работу (ответы на доске)

- Оцените свою работу.

6.Итог

Ребята,  что оказалось для вас сегодня  сюрпризом? ( В некоторых словах бывает по 2 безударных гласных и их нужно доказывать)

 - Вспомните, какова была цель урока? Над какой орфограммой мы работали сегодня на уроке?

- Мы сегодня работали над правописанием слов с двумя проверяемыми безударными гласными в корне.

-Удалось ли её достичь? (Учитель убирает знак вопроса)

- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне?

-Чтобы не ошибиться в правописании слов с  проверяемой безударной гласной  в корне, надо   изменить   его  так,  чтобы  безударная  гласная  стала ударной, подобрать проверочные слова. Сколько безударных гласных, столько и проверочных слов.

7. Рефлексия

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Оцените свою работу. Сегодня на уроке я … (понял, узнал, удивился, научился). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка, 2 класс, по теме "Повторение. Правописание проверяемой безударной гласной в корне слов".

В технологической карте даны планируемые результаты (УУД и предметные), предствлена деятельность обучающихся и педагога на уроке, формы и методы работы, что позволяет применять системно-деятельностный...

Урок по русскому языку по теме "Правописание двух безударных гласных в корне слова" 3 класс

Урок - исследование предназначен для учеников 3 класса, обущающихся по программе "Школа 2100". Материал урока сформирует у детей  умение писать слова с двумя безударными гласными в корне слова, н...

Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне

Развивать умения анализировать слова с двумя безударными гласными в корне слова, подбирать проверочные слова, называть и обозначать орфограмму....

Урок русского языка (3 класс) УМК "Школа 2100" Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне.

     На уроке учащиеся учатся распознавать какие гласные буквы надо писать, если в корне слова есть два безударных гласных звука; составляют   алгоритм написания буквы безуд...

Урок русского языка "Безударные гласные в корне слова. Способы проверки гласных в корне слова"

Методическая разработка урока по теме "Безударные гласные в корне слова. Способы проверки гласных в корне слова" (первый урок по теме)...

Технологическая карта урока «Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова».

Представлена технологическая карта урока по русскому языку  для 2 класса по теме "Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова"....