Конспект урока по обучению грамоте (чтение) «Упражнение в чтении слов с буквами Х и Ц. Словообразование» для учащихся 1 класса.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Конспект урока по обучению грамоте (чтение) «Упражнение в чтении слов с буквами Х и Ц. Словообразование» для учащихся 1 класса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Селина Елена Владимировна, МБОУ «Верхнекужебарская СОШ им. В. П. Астафьева», учитель начальных классов.
Конспект урока по обучению грамоте (чтение)
«Упражнение в чтении слов с буквами Х и Ц. Словообразование»
для учащихся 1 класса.
Учебник: Азбука: Учебник по изучению грамоте для 1 класса. – 11-е изд., испр. – Самара Издательство «Учебная литература» : - Издательский дом «Фёдоров», 2011. - 112 с. : ил.
Нечаева Н. В., Белорусец К. С.
Цель:
Формировать УУД:
личностные:
- сохранять мотивацию к учебе,
- проявлять интерес к новому учебному материалу (устного народного творчества, сформулировать понятие “фольклор”);
- развивать речь, интонационное произношение, артистизм, способность к самооценке;
регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать свои действия, вносить коррективы в действия, выполнять учебные действия в материале, в речи, в уме;
познавательные:
- осуществлять поиск нужной информации, высказываться в устной форме;
- владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты;
- выделять главное, осуществлять синтез, проводить сравнение;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте, обобщать.
коммуникативные:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.
Ожидаемые результаты: учащиеся определяют критерии для обобщения народного фольклора, демонстрируют жанры народного фольклора.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Эмоциональный подход: Все сумели мы собраться, | |
Актуализация знаний: - Ребята, откройте учебник стр. 92 . прочитайте первое задание | Прочитай. Что это: пословицы, загадки, считалки, заклички? |
Как вы поняли задание? | Необходимо прочитать и определить что это: пословицы, загадки, считалки, или заклички. |
Прочитайте первый текст по строчке. Все следят за тем кто читает. | Загадаю загадку, закину за грядку, загадка в год пойдёт, калачом взойдёт. |
Как вы думаете что это? | Загадка |
Что обозначает загадка? | один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь сходство. |
Прочитайте второй текст по строчке. Все следят за тем кто читает. | Дождик, дождик, пуще – Дай хлеба гуще! Дождичек, роси, роси, Хлебушек, расти, расти! |
Как вы думаете что это? | Закличка |
Как вы понимаете что обозначает слово «закличка»? | |
Где мы можем узнать грамотное объяснения этого слова? | В Интернете, в словаре. |
Правильно. Есть много различных словарей. Чтобы найти значение необходимого нам слова, в словаре все слова распределены по алфавиту. | |
Слово «закличка» означает … Найдём в словаре Ожегова значение этого слова. | Заклички представляют собой обращение к чему либо. |
Авторы учебника предлагают нам ещё одно задание, которое необходимо выполнить с этими текстами. Прочитайте его. | Найди рифмующиеся слова. Раздели их на слоги, поставь ударение. |
Как вы поняли задание? Что необходимо выполнить? | Найти рифмующиеся слова. Раздели их на слоги, поставь ударение. |
А что это за рифмующиеся слова | |
Куда опять мы можем обратиться, чтобы узнать о рифмующихся словах? | В Интернете, в словаре. |
Найдите слова, которые рифмуются | Загадку – грядку, пойдёт – взойдёт, пуще – гущу, роси – расти. |
Разделите на слоги и поставьте ударение | |
Ребята, а кто нашёл пословицу в тексте о хлебе (в тексте домашнего задания стр. 91) | Кто поохал не ленился, у того и хлеб уродился. |
Как вы думаете, кто всё это сочинил? | Люди. |
Устное народное творчество Как вы понимаете эти три ключевых слова? - Что значит устное? - Что значит народное? - Что такое творчество? | Произведения передавались из уст в уста. Это значит, что сочинял не один какой - то человек, а народ. Создавать, делать, сочинять, придумывать. |
Какие жанры устного народного творчества вы знаете? | колыбельные песни, |
Целеполагание: | |
Скажите мне, пожалуйста, тогда что мы будем делать на уроке? Кто догадался, с какими жанрами устного народного творчества мы будем работать сегодня на уроке? (поговорки, считалки, скороговорки). - А вы знаете, почему их так называют? (Мнения учащихся) - А вы знаете, что означают эти жанры? Хотите узнать? - Каким другим, словом называют устного народного творчества? - Что же вы должны узнать сегодня на уроке? | Узнать, каким словом называют устное народное творчество; что означают, и какими бывают загадки, поговорки, заклички, скороговорки. |
Физкультминутка
Это деревья в лесу. Руки нагнули, кисти встряхнули, Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем, Крылья сложили назад. | |
А теперь давайте прочитаем следующий текст, который сочинил поэт Эдуард Успенский «Путаница». | Дети следят за читающими ребятами стихотворение «Путаница» |
Ребята, что перепутал автор? | Ну а кактус в это время мыл старушку на окне. |
Молодцы! Все так считают? | Да |
А в какой форме написан этот текст? | В стихотворной. |
Правильно. Ребята, найдите в этом тексте слова, в которых есть буквы, которые мы вчера изучили (Х и Ц) | Хвалю, ехал. |
А вот следующие путаницы сочинили твои ровесники-первоклассники Аня Смоленцева и Серёжа Зубарев. Как вы думаете кто такие ровесники? | Ребята такого же возраста. |
Проблематизация: Давайте прочитаем эти путаницы по строчке Все следим за читающим учащимся. Как вы думаете, бывает так в жизни? | Нет |
Почему? | Журавлик не кричит «Ку-ка-ре-ку», а лисица не летает, а бегает по полям. Книжки не бегают |
Правильно. | |
Внизу на странице автор учебника нам ставит вопрос. Давайте его прочитаем. | Сколько животных упомянуто в текстах на этой странице? |
Задание понятно. Что необходимо выполнить? | Посчитать животных, о которых говорится в текстах |
Считаем | Лошадь, собачка, журавль, лиса, мышка. |
Найдите в путаницах ваших ровесников буквы, обозначающие всегда твёрдый знак. | Журавлик, бежала, мышка, книжка |
И с этим вы заданием справились. Молодцы! | |
А теперь, ребята, предлагаю вам поработать над следующим заданием Прочитайте мне его, пожалуйста, в учебнике на стр. 93. | Сравни рифмующие слова. Соответствует ли стихотворение своему названию по содержанию и звучанию? |
Как вы поняли, что необходимо сделать в этом задании? | Найти и сравнить рифмующие слова. Определить соответствует ли стихотворение своему названию по содержанию и звучанию? |
Читаем скороговорку. Все следят за читающим учащимся. | |
Найдите рифмующие слова | Водица – глядится, напьётся - поётся |
Сравниваем | |
Решение учебной задачи: | |
А теперь я вам предлагаю следующее задание. Определите, когда мы так говорим? прочитаем | Орлиный взгляд. Надулся как индюк. Идти гуськом. Нахохлился как воробей. |
Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и полетел. Солнце утром лишь проснётся, Бабочка кружит и вьётся. | |
проверить умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях; организовать рефлексию усвоения (ситуация успешности). -а теперь я вам предлагаю самостоятельно поработать, дописать слова имеющие корень «ход» | Дети дописывают Вход, поход, подход, переход. |
выявить границы применимости нового знания, повторить учебное содержание. Наше путешествие подходит к концу. Каким словом называют устно народное творчество? | Это слово – фольклор. |
А теперь посмотрим значение этого слова в словаре. Фольклор – в переводе с английского обозначает folk – народ, Lore – мудрость. Фольклор – народная мудрость |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по обучению грамоте с использованием инновационных технологий "Письмо заглавной буквы «В»" .
Данные уроки учитель может использовать полностью или частично, творчески реализуя в собственной педагогической практике с учетом индивидуальных особенностей и уровня подготовки учеников....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА русского языка по теме : «Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языкуТема урока: «Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих»...
Конспект урока по обучению грамоте на тему «Согласные звуки [ р] [р’]. Буква Р»
Конспект урока по обучению грамоте на тему «Согласные звуки [ р] [р’]. Буква Р»...
Конспект урока по обучению грамоте и письму" Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. Строчная буква ч."
Интегрированный урок по УМК "Школа России"...
Конспект урока по обучению грамоте на тему: «Согласные звуки [д], [д`], буква д». 1класс
Планируемые результаты:Познавательные УУД: формировать умение:- извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов,- представлять информацию в виде схемы,- выявлять сущность, особенности объектов,...
конспект урока по обучению грамоте по программе " Школа России" на тему "БуквА Зз"
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ УРОКА...
Конспект урока по обучению грамоте на тему Звуки [л] и [л’], буква Лл
Конспект урока по обучению грамоте на тему Звуки [л] и [л’], буква Лл...