Конспект урока по обучению грамоте на тему Звуки [л] и [л’], буква Лл
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Конспект урока по обучению грамоте на тему Звуки [л] и [л’], буква Лл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_obucheniyu_gramote_na_temu_zvuki_l_i_l_bukva_ll.doc | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 11. Звуки [л] и [л’], буква Лл (с. 81)
а) Совершенствование умений выполнять звуковой анализ слов, дифференцировать сонорные звуки;
б) знакомство с новой буквой, обозначающей звуки [л],[л’], чтение слов с этой буквой;
в) развитие широких образовательных мотивов учения, чтения.
Ход урока
1. -Дети, вам тепло ?
В классе светло ?
Прозвенел уже звонок?
Уже закончился урок?
Только начался урок?
Хотите учиться?
Значит можно садиться.
- Знакомство с произведениями Самуила Маршака.
— На прошлом уроке вы решили стараться всё делать сами. Что именно? (Выслушиваются мнения детей.)
Что ещё нужно делать самому, узнаете из стихотворения детского писателя С. Маршака «Угомон».
Что случилось нынче в школе? Нет учительницы, что ли?
Расшумелся первый класс. И бушует целый час.
Поднял шум дежурный Миша. Он сказал:— Ребята, тише!
— Тише! — крикнули в ответ Юра, Шура и Ахмет.
— Тише, тише! — закричали Коля, Оля, Галя, Валя.
— Тише-тише-тишина! — Крикнул Игорь у окна.
— Тише, тише! Не шумите! — Заорали Витя, Митя.
— Замолчите! — на весь класс басом выкрикнул Тарас.
Тут учительница пенья просто вышла из терпенья,
Убежать хотела вон.…Вдруг явился Угомон.
Оглядел он всех сурово и сказал ученикам:
— Не учи молчать другого, а молчи побольше сам!
— Пригодится ли совет писателя ребятам нашего класса? (Заслушиваются ответы учащихся.)
- А какие произведения этого писателя вы знаете?
— Очень важный совет даёт писатель ребятам в своём стихотворении «Дети нашего двора». Речь идёт о том дворе, где жил сам писатель, а вместе с ним жили замечательные люди, герои. Послушайте отрывок из этого стихотворения.
На дворе у нас живут многие герои.
Но ребята признают правило такое:
Ты гордись своим отцом, знатным гражданином,
Но и сам будь молодцом, а не просто сыном…
Тот, кто водит самолёт дома по паркету,
Завтра в небо поведёт самолёт-ракету.
Кто построил на дворе мост через канаву -
Мост на Волге, на Днепре выстроит на славу.
Дети нашего двора, крепнут ваши крылья,
Ваша детская игра завтра станет былью.
— Как вы понимаете совет писателя: «Будь молодцом»?
- А его слова: «Мечта станет былью»? (Надо думать, мечтать о своём будущем, о том, кем ты вырастешь, и даже в игре готовиться к взрослой жизни.)
- Любая ли детская мечта становится былью?
- Что нужно делать для того, чтобы мечта осуществилась? (Надо не терять времени зря, хорошо учиться, чтобы получить образование.)
- Не будем и мы терять времени зря.
2. Постановка задачи урока. Беседа по рисунку «Азбуки». С 81
— Что строят ребята? (Ракету.) Подберите слово, близкое по значению слову «ракета». (Космический корабль.)
- Куда летают люди на космическом корабле? (В космос.)
- Что такое космос? (Это мир звёзд, планет.) Как называют людей, летающих в космос? (Космонавтами.)
- Где уже побывали космонавты? (На Луне.)
Кто знает, как называется машина, которая путешествовала по поверхности Луны? (Луноход.)
— Как вы считаете, кем хотят стать ребята? (Космонавтами или конструкторами, т. е. создателями космических кораблей.)
Что им для этого надо уметь, какие книги прочитать? (Уметь разбираться в чертежах, прочитать книги о планетах и космических кораблях.)
— Чтобы прочитать книги о Луне и космических кораблях, ребятам нужно познакомиться с новой буквой.
- А мы с вами по какой стране путешествуем? (АБВГДейке)
- а для чего люди путешествуют? (чтоб открывать новые знания)
- как вы думаете, какая будет цель нашего путешествия сегодня? (познакомиться с новой буквой Л и помочь этим замечательным ребятам)
. Великий ученый Джорж Пойа сказал: «Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому».
- А чтобы узнать что-то новое, мы должны? (вспомнить то, что уже знаем). Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ»)
Давайте с вами вспомним:
- Наша речь состоит из… (предложений)
- Предложения состоят из… (слов)
- Слова делятся на… (слоги)
- Слог состоит из …(звуков)
- звуки бывают …(глас и согл)
Гласные – это звуки…
Согласные –
3. Выявление места и причины затруднения (2 мин) Цели: - выявить место (шаг, операция) затруднения;- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
— Каким звуком начинается слово «Луна»? (Звуком [л].)
— Каким звуком начинается слово «Леня»? (Звуком [л’].)
- А как вы думаете, это одинаковые буквы?
- Посмотрите вопрос один, а мнений много. Кто же из нас прав?
- Что же нам нужно узнать на уроке?
- Что мы будем делать?
4.Построение проекта выхода из затруднения («открытие»).
Наметим наш план действий:
1. Знакомство с буквой Л и звуками, которые она может обозначать
2. Сами попробуем нарисовать букву в тетради.
3. Сопоставим свои буквы с образцом.
4. Сделаем звукобуквенный- анализ слов, затем заполним звуко-буквенную схему. Чтение слогов с буквой Л. Задания ИКТ
5. Применим правило «Перед гласными АОУЫЭ – предшествующий согласный звук произносится твердо, перед гласной И - предшествующий согласный звук произносится мягко.
- Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель)
5. Реализация построенного проекта (10 мин) Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом;- зафиксировать новое знание в речи и знаках;- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;- уточнить тему урока.
- Давайте посмотрим на модели, что сделали ребята на доске. (ЛЕНЯ, ЛУНА)
- Какие это слова?
- Какой первый звук в слове Леня?
- Произнесем его.
- Какой это звук? (гласный или согласный; твердый или мягкий; звонкий или глухой)
Докажите.
- Какой первый звук в слове Луна?
- Произнесем его.
- Какой это звук? (гласный или согласный; твердый или мягкий; звонкий или глухой)
Докажите.
- А знаете ли вы еще слова, в которых встречается этот звук?
Выделение и нахождение звуков в словах.
- Я буду называть слова, а вы показываете зеленый или синий карандаш, соответствующую звуку: луна, линия, люстра, люк, лужа .
- Это легко, когда [л], [л,] в начале,
а теперь в середине: полено, палец, палка, помада (ловушка)
- В другой части слова попробуем поискать звуки [л], [л,]. В начале были? В середине были? Где не были?
Боль, котел, капель.…
- Назовите слова, противоположные по смыслу и начинающиеся со звуков [л] или [л,]: грубый, тяжелый,
Покажите карандаш нужного цвета, соответствующую звуку.
— Придумайте такие имена мальчикам, чтобы они начинались со звука [л’]. (Лёва, Лёня.) Физминутка
Буквой Л расставим ноги
Словно в пляске, руки в боки
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!
- Поработаем в прописях стр 26
Какие слова зашифрованы с помощью рисунков? (Лампа, лиса.)
Составьте звуковые схемы этих слов.
Почему буква л написана синим и зелёным цветом? (Она обозначает твёрдый и мягкий согласные звуки.)
Рассмотрите письменную строчную букву л в правом верхнем углу страницы. Из каких элементов она состоит? ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС
Откуда начинают писать букву л?
Обведите образец.
Обведите слоги ло, лы, ли. Назовите слова, в которых встречаются эти слоги.
Напишите слоги самостоятельно по образцу.
Прочитайте предложения.
Обведите буквы в предложениях.
Напишите предложение «Лиса у сосны» самостоятельно по образцу.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Работа в парах
- А теперь расскажите своему соседу всё о букве «эль» и звуках, которые она обозначает.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
(Звуковой анализ слов лисички, лист.)
-Поднимите руку у кого была ошибка? Где? (не знал или был невнимательным?)
Составьте предложения со словами лисички, лист.
Какой можно сделать вывод? (Эти слова имеют по два значения.)
8. Этап включения в систему знаний и повторения
Чтение слогов по слоговой табличке: ла—ло—лу. слайд
Закрепление представлений о позиционном принципе чтения: сравнение слогов (лы — ли).
Азбука Чтение текста «На Луну» по предложениям с учётом знаков препинания (восклицательного знака, тире).
Формирование сознательности чтения с элементами выразительности.
— На что указывает знак восклицания? (На выражение особых чувств при чтении.)
-Какие чувства испытывают мальчики в своём воображаемом путешествии на Луну?
- Переживают ли они разлуку с мамой? Передайте это голосом при чтении.
-Чем гордятся мальчики? (Они умны.)
-Что значит «мы мыслим»? (Думаем.)
-Почему они убеждены, что «мысли — сила»? В чём сила мысли? (Человек придумывает новые машины, совершает открытия, изобретает.)
— А вы считаете себя думающими людьми?
-Тогда отгадайте загадку «По синему небу тарелка плывёт». Что это может быть? (Луна.)
-У кого другая отгадка? (Космическая или летающая, тарелка.)
Работа в прописях «Мой алфавит» (с. 27)
Что изображено на рисунке в левом верхнем углу страницы? (Луна, звёзды, ракета.)
Рассмотрите письменную прописную букву Л в правом верхнем углу страницы.
Чем похожи и чем отличаются заглавная буква Л и строчная буква л? (Они состоят из одинаковых элементов, но заглавная буква чуть возвышается над строкой.) обведите слоги и слова).
Прочитайте предложение.
Почему в конце предложения стоит восклицательный знак?
Обведите буквы в предложении.
Напишите его самостоятельно по образцу.
9. Рефлексия.
Назовите слова, в которых есть твёрдый звук [л], мягкий звук [л'].
Оцените свою работу на уроке, взяв в руки карандаши красного, желтого и зеленого цвета.
Кому нужна помощь учителя?
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Чему вы научились?
Какое задание было трудным?
В чём проявилась ваша учебная сила? (В старании, желании)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по обучению грамоте на тему «Звуки [н], [н\'], буквы Н, н.
Цели урока:познакомить детей с согласными звуками [н], [н\'], буквами Н, н;учить слышать эти звуки и давать им характеристику;вырабатывать навыки осознанного чтения;способствовать обогащению слов...
конспект урока по обучению грамоте по теме "Звуки [З],[C],буквы З,С
данный конспект урока поможет учителю в занимательной форме познакомить учащихся с понятием парные звонкие и глухие согласные...
конспект урока по обучению грамоте по теме "Звуки [З],[C],буквы З,С
данный конспект урока поможет учителю в занимательной форме познакомить учащихся с понятием парные звонкие и глухие согласные...
Конспект урока по обучению грамоте на тему: " Звук [й\'] и буква й" 1 класс
Технологическая карта урока обучение грамотеТема: " Звук [й\'] и буква й"Цель:· Научать характеризовать звук [й‘].· З...
Конспект урока по обучению грамоте на тему :"Звуки [й, э] и [‘э]. Буква Ее. Русская народная сказка."1 класс(конспект+презентация)
Конспект урока по обучению грамоте на тему :"Звуки [й, э] и [‘э]. Буква Ее. Русская народная сказка."1 класс...
Конспект урока по обучению грамоте на тему "Звук и буква И"
Конспект урока по обучению грамоте на тему "Звук и буква И"....
Конспект урока по обучению грамоте на тему "Звуки [с], [с`] и буква С, с" 1 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со звуками [с], [с,], с печатными буквами Сс; совершенствованиенавыка чтения слов по слогам и орфоэпически; создание условий для формирования первоначаль...