Конспекты уроков
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок русского языка в 4 классе на тему: «Склонение личных местоимений 1 - го и 2 - го лица»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка в 4 классе | 44.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Склонение личных местоимений 1 - го и 2 - го лица» | Тип урок «открытия» нового знания | |||||
Цель урока: способствовать формированию умений у учащихся склонять личные местоимения 1-го и 2-го лица | ||||||
Задачи: -образовательная: повторить теоретический материал, касающийся темы «Местоимения»; формирование знаний учащихся с особенностями склонения личных местоимений; -развивающая: правильно заменять имена существительные местоимениями соответствующего лица, способствовать развитию орфографической зоркости; вырабатывать навыки грамотного письма; - воспитательная: воспитывать у учащихся интерес к предмету, желание трудиться, самостоятельность, чувство гордости за выполненную работу; воспитывать стремление строить свою речь красиво и лаконично, избегая ненужных повторений. | ||||||
Планируемые результаты | ||||||
Предметные: закрепляют знания о системе падежей русского языка, отрабатывают алгоритм определения падежа личных местоимений 1и 2 лица в предложении, находят различия между склоняемыми местоимениями, отрабатывают навык написания предлогов с местоимениями, учитывают их при записи; отрабатываю навык определения, каким членом предложения является личное местоимение 1-го и 2- го лица в тексте. | Метапредметные:
ориентировать в своей системе знаний, уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщать по заданным критериям, уметь делать выводы в результате совместной работы в паре.
уметь слушать и понимать речь других, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, формулировать собственное мнение, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре).
делать выводы в результате совместной деятельности класса; развивать навыки грамотного письма; развивать мышление и память; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | Личностные: формировать мотивацию и желание к обучению и познавательной деятельности, понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности, оценивать жизненные ситуации. | ||||
Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь, презентация, наглядный и раздаточный материал. | ||||||
Ход урока | ||||||
Этапы | Содержание деятельности учителя: | Содержание деятельности обучающихся: | УУД | |||
I.Организационный этап | - приветствие, знакомство; -Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка проведу у вас я – Аня Валерьевна. | Приветствуют учителя | ЛУУД | |||
- эмоциональный настрой к уроку; -Ребята, давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся, ведь на улице наступает весна, светит яркое солнышко, пожелаем друг другу добра и удачи. | Настраиваются к уроку | |||||
- проверка готовности у уроку. - Ребята, проверьте свои рабочие места. Все ли у вас готово к уроку? - Хорошо, тогда мы начинаем урок. | Организуют рабочее место | |||||
II. Проверка усвоения материала прошлого урока | - Сегодняшний урок мы начнем с небольшой разминки и поэтому проведем минутку чистописания. -Открываем рабочие тетради, отступаем 2 строчки вниз от предыдущей работы, на третьей строке, посередине записываем сегодняшнее число: «Пятое марта», ниже «Классная работа». - Итак, ребята, я буду загадывать вам загадки, а вы должны будете писать ответы. 1.Рыхлый снег на солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса Значит, к нам пришла ... (Весна.) - Где мы начинаем писать первое слово? Как мы его должны писать? С какой буквы? (на следующей строке, с большой буквы, с красной строки) - Поставим ударение, подчеркнем непроверяемую гласную «е». 2. В теплых солнечных сапожках, с огонечком на застежках, по снегам бежит мальчишка – снег пугает, шалунишка: только ступит – стаял снег, раскололся лед у рек. Охватил его азарт: а мальчишка этот – ... (Март.) - Как мы будем писать это слово? Что не забудем поставить? Записываем. - Охарактеризуем звук «М» в слове «Март». «М»- согл, тв, зв., непарн. 3. Будит лес, поля и горы, все полянки и сады. Он во все стучится норы, напевает у воды. «Просыпайтесь! Просыпайтесь! Пойте, смейтесь, улыбайтесь!» Далеко слышна свирель. Это будит всех... (Апрель.) - С какой буквы продолжим написание, что поставим? Произнесем слово «Апрель», на какую букву падает ударение? ( На «е») Подчеркнем непроверяемую гласную в слове. Какая это буква? (Это буква «А») - Дайте характеристику звуку «Рь». ( согл, мягк, зв) 4. Зеленеет даль полей, Запевает соловей, В белый цвет оделся сад, Пчёлы первые летят, Гром грохочет. Угадай, Что за месяц это? ...(Май.) -Какие звуки может обозначать буква «ЭМ» (М- согл, тв, зв., непар; согл, мягк, зв, непарн.) -Какой звук она означает в данном слове? - А теперь, на следующей строке пропишем букву «ЭМ» заглавную и строчную, чередуя, через запятую. - Начинаем писать с красной строки и до конца. - А сейчас мы проверим ваши знания на правильность написания словарных слов. Начинаем писать слова с красной строки, с большой буквы, и через запятую в строчку. -На экране появятся слова с пропущенными буквами. Вам нужно будет написать правильно это слово, поставить ударение. (М…тал… - металл, ж…лезо- железо, б…тинки- ботинки, к…стюм- костюм, б…гатство- богатство, х…зяйство- хозяйство, с…лют- салют, к…стрюля- кастрюля, ст…кан- стакан, т…релка- тарелка) -Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверку мы будем осуществлять тем же способом- увидете на экране. Свою оценку ставьте на полях: если нет ошибок, то «5», а если 1 или 2, то «4». -Поставьте оценку своему товарищу. -Молодцы. | |||||
III. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности. | 1.Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации) В стране родного языка -Для того, чтобы определить, о чем пойдет речь на уроке. Определим, о какой части речи мы будем говорить. «Расшифровка» - Для расшифровки слова, вам даны цифры. Для начала вам необходимо определить, какая буква находится под этой цифрой. Далее собрать эти буквы в одно слово. 14, 6, 19, 20, 16, 10, 14, 6, 15, 10, 6 М е с т о и м е н и е - Что вы знаете об этой части речи? Что такое местоимение? - Какие группы местоимений вы знаете? Как они называются? (личные, возвратные, притяжательные, указательные, определительные, вопросительно- относительные, отрицательные, неопределенные.) - Какие местоимения относятся к личным? ( я, мы, ты, вы, он, она, оно, они) - Расскажите, какие местоимения относятся к ед. числу 1,2,3 лица, а какие к мн.числу 1,2,3 лица? - Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных. - Почему? Думаю, что исследовав данную тему, мы узнаем ответ. - Урок у нас необычный. Предлагаю вам стать исследователями. Постарайтесь стать настоящими знатоками местоименных наук. - Для проведения исследования мы будем использовать методы наблюдения, опыта, сравнения, прогнозирования. - А какие же источники информации для получения сведений о местоимениях будем использовать? (книги, тексты). - Попробуем определить тему исследования, для этого выполните задание устно.(на экране) «Мозговой штурм» Вставьте в предложения подходящие по смыслу местоимения. Определите число 1) Взял____ вилы и топор и отправился в дозор. (П.П.Ершов)(он, ед.ч.) 2) Всех ___ вас люблю сердечно (А.С.Пушкин)(я, ед.ч.) 3)Не оставь___, кум милый. Дай___ ____собраться с силой. (И.А.Крылов) (меня, ты мне, ед.ч.) -Ребята, что вы заметили? -Какие местоимения вы не встречали в таблице личных местоимений 1,2,3 лица? | Проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами | ЛУУД | |||
2. Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с учащимися). -Подумайте и скажите, как слова «МНЕ», «МЕНЯ» могут быть связаны с темой личных местоимений? - Можете ли мы определить тему урока? Тема урока: «Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам» - А какую цель мы с вами поставим? Научиться правильно склонять личные местоимения 1 и 2 лица по падежам. -Для того, чтобы начать работу по данной теме, давайте вспомним падежи. | Формулируют тему и цели урока | РУУД | ||||
IV. Организация познавательной деятельности | 1.Определение последовательности действий на уроке ( т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации). - Цель и тема определены. Для достижения поставленной цели давайте вместе составим план действий. Для этого нам помогут наши слова-подсказки: познакомимся, узнаем, выполним. 1. Вспомним личные местоимения и падежи. 2. Узнаем, как правильно склонять личные местоимения 1 и 2 лица по падежам. 3. Выполним задания на новую тему. -Хорошо. | Составляют план решения проблемной ситуации, планируют с учителем необходимые действия | РУУД | |||
2. Поиск решения («открытие» нового знания). -Для того, чтобы начать работу по данной теме, давайте вспомним падежи. И.п. кто? Что? Р.п. кого? Чего? Д.п. кем? чем? В.п. кого? Что? Т.п. кем? Чем? П.п. о ком? О чем? -Ну, а теперь начнем работу по теме, начнем исследовать поставленную нами проблему. -Сейчас мы с вами поработаем в парах. Я вам раздам карточки. На этих карточках будет записано задание. Задание: Выпишите местоимения вместе с предлогами. В скобках укажите падеж местоимений. Я сижу на речке, ловлю пескарей. Вокруг меня носятся комары. Ко мне на удочку присела стрекоза. Стрекоза повела глазищами и смотрит на меня. Вдруг сорвалась стрекоза, скользнула надо мной. Послышался какой-то щелчок, и на мне оказалось блестящее комариное крылышко. Это стрекоза комара на лету сцапала. Образец: Я (И.п), вокруг меня ( Р.П)…. - А сейчас давайте сравним местоимения 1ого и 2 ого предложения. - Какими членами предложения они являются? (подлежащее, обстоятельство времени) -Ребята, каким же членом предложения могут быть личные местоимения в предложении?(подлежащее, дополнение, обстоятельство и другие). - Итак, давайте отсюда попробуем сформулировать правило: Личные местоимения изменяются по падежам и отвечают на те же вопросы, что и имена существительные в каждом из падежей. -Вы согласны со мной? -Ребята, посмотрите свои оценочные листочки 1 пункт. Мы познакомились с вами? -Если все было понятно, то ставим плюсик, если у вас возникли затруднения, т ставим знак ? и в конце -А сейчас давайте откроем учебники стр. 74 и посмотрим таблицу. -В каких падежах формы изменения личных местоимений 1-го, 2-го лица совпадают? -Какой вывод мы с вами можем сделать?( При склонении личных местоимений 1, 2 лица совпадают формы Р.П и В.П.) -Ребята, вижу, что вы устали, давайте все встанем и сделаем Физкультминутку. Нужно присесть, если услышите личное местоимение. Цветы Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок, если он, и я, и ты - если мы сорвём цветы, то окажутся пусты и деревья, и кусты. И не будет красоты, и не будет доброты, если только я и ты - если мы сорвём цветы. -Молодцы. Сели на свои места. | Извлекают нужную информацию, дают определения новым понятиям, самостоятельно находят информацию в материалах учебнике и рабочей тетради, работают в парах, группе | КУУД РУУД ПУУД | ||||
3. Первичное закрепление. -Ребята, для того, чтобы узнать, как вы усвоили материал урока, давайте попробуем ответить на вопросы. 1. Какими членами предложения они являются? 2. В каких падежах формы изменения личных местоимений 1-го, 2-го лица совпадают?( При склонении личных местоимений 1, 2 лица совпадают формы Р.П и В.П.) -Вижу, что вы все хорошо усвоили материал, который сегодня проходили. -Молодцы. | Задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, работают в парах, группе | КУУД | ||||
4. Включение нового знания в систему знаний (применение полученных знаний: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение упражнений) - А сейчас давайте поработаем по учебнику. 122 упражнение. Прочитайте задание. Что нам нужно сделать? Употребите каждое местоимение в скобках в нужной форме, поставьте к нему вопроси определите его падеж. Запишите предложения по образцу. 1.К (мы) скоро приедут из Ярославля бабушка. 2. А у (мы) в квартире газ! А у (вы)? 3. Следом за (я) по дороге бежал Шарик. 4.Кто пойдёт с (ты) на спектакль завтра? 5. Петух посмотрел на (я) хитрым глазом. 6. Я хотел бы поговорить с (вы). -А сейчас давайте проверим, как вы выполнили это задание. (дети читают ответы) -Ребята, посмотрите сейчас 3 пункт на оценочных листочках. Мы с вами выполнили задания на новую тему? -Можем поставить соответствующий знак? -Хорошо, поставьте. ЕСЛИ ВРЕМЯ ОСТАНЕТСЯ
1.… нарисую ёлочку. 2. А … что будешь рисовать? 3. Завтра … пойдем на речку. 4. Кого … ждете? 2. Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему. Напиши над словом. Найди личные местоимения, укажи лицо, число, падеж. Я, на, ты (предлог) Но, тобой, вас (союз) Мы, Яна, ты, вы (существительное, имя) Я, меня, мной, оно (3 л ед.ч) Мы, я, вы, они (ед.ч.) | Сравнивают, обобщают, делают выводы, высказывают и отстаивают свою точку зрения, работают в парах, группе | КУУД | ||||
5. Самостоятельная работа с самопроверкой или взаимопроверкой по эталону. -А сейчас предлагаю вам проверить ваши знания, полученные на уроке и ответить на несколько вопросов теста. Вопросы теста выйдут на экран. Вам нужно только в тетради писать ответы 3. Местоимение отвечает на вопросы: А) существительных Б) глаголов В) нельзя задать вопрос 5правильных ответов– «5» -Молодцы. | Оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников | КУУД | ||||
V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Соотнесение результатов урока с поставленной целью. - Наш урок приближается к концу. Теперь можно вернуться к нашему разговору в начале урока. Еще раз вспомним, как изменяются у нас местоимения? ( по родам, по числам, по падежам) -В начале урока мы с вами поставили цель: научиться правильно склонять местоимения 1ого и 2ого лица. -Как вы думаете, добились ли мы цели урока или нет? -Хорошо. У кого возникли вопросы? Всем все было понятно? -Хорошо. Молодцы. | Отвечают на итоговые вопросы | КУУД | |||
Самооценка учениками собственной учебной деятельности (что я делал, как я это делал, в какой последовательности, что получилось, не получилось, что было сложно, интересно, что из этого я уже умел, что было нового и т.п.). - Хорошо. Давайте подведем итог урока. На экране вы видите незаконченные предложения. Вам нужно их закончить. -Спасибо за ответы. | Оценивают свои достижения на уроке, осуществляют рефлексию учебной деятельности | ЛУУД | ||||
Выставление отметок. - Я считаю, мы с вами сегодня хорошо поработали, все были очень активными. Но все же хочу выделить …, …, … ,а остальным нужно ещё немножко постараться. | ||||||
VI. Домашнее задание | Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении -А сейчас открываем дневники и записываем домашнее задание. Вам нужно написать 5-7 предложений, используя местоимения 1 ого и 2 ого лица. | Фиксируют домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...