«Значение, употребление и написание приставок» («Словесный конструктор»)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Я показываю конструктор.
-Что это? Кто играл? В чём принцип конструктора? (соединение, присоединение деталей и получение чего-то нового)
-Как думаете, какое отношение может иметь конструктор к нашему уроку? Мы играть в него будем на уроке? (…)
-Я предлагаю поиграть вам сегодня в словесный конструктор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovesnyy_konstruktor.docx | 20.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
во 2 А классе.
Тема: «Значение, употребление и написание приставок»
(«Словесный конструктор»)
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: Осознать и систематизировать определённый круг приставок.
Задачи:
- выявить значение приставок
- запомнить написание приставок
- тренировать в осознанном и правильном употреблении приставок.
УУД, формируемые на данном занятии:
- личностных: мотивация учения, ответственное отношение к своей речи; - познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей; - коммуникативных: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли, своё отношении к чему-либо; - регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии. средства формирования |
организация на занятии работа в паре |
|
|
|
Ресурсы урока:
1. Интерактивная доска (необходимый подбор слайдов выполнен учителем)
2.Раздаточный материал для наблюдений, выводов, практической работы, оценки.
1. организационный момент | |
2. Актуализация знаний - Повторим части слова. Закончите предложения. Корень слова – это… Слова с одним и тем же корнем называются …. Суффикс- это … Суффикс пишется …. Суффиксы образуют …. Приставка стоит …. Приставки образуют… Приставка пишется со словом … | Фронтальная работа Таблица «Состав слова» |
Фронт.работа. | |
4. Введение темы и постановка целей урока Я показываю конструктор. -Что это? Кто играл? В чём принцип конструктора? (соединение, присоединение деталей и получение чего-то нового) -Как думаете, какое отношение может иметь конструктор к нашему уроку? Мы играть в него будем на уроке? (…) -Я предлагаю поиграть вам сегодня в словесный конструктор. -Чтобы точно определить тему и цели урока, я предлагаю вам отгадать загадки: 1.Мы преставимся всегда Лишь к началу слова. И меняем без труда Смысл его на новый. В речи – очень много нас: У, ЗА, ДО, ПО, БЕС, НЕ, РАЗ. И еще другие есть, Всех нас трудно перечесть. И запомните, друзья, В языке без нас нельзя! Ответ: Приставки
2. В словах «отдал», «вошел», «подставка» Перед корнем пишется... Ответ: Приставка
3.Перед корнем подставляем Эту часть как называем? Ответ: Приставка -Чему будем учиться сегодня? Какие цели поставите? (Подставлять приставки- т.е.употребление, получать новые слова – т.е.значение, как писать приставки, – т.е. запоминать написание) -С целями определились. Какой план работы нашего урока вы предложите по изучению темы? ... (узнать, какие есть приставки, как их писать, тренироваться, выполнять задания, наблюдать, как изменяется значение слова, к каждому ли слову можно подставить приставку и т. д.) | Работа в паре. Значение, употребление и написание приставок. Планирование детьми работы. |
5. Реализация целей. А) Чтение сказки (Тычинская Ксения). Сказка о приставках. Живут на свете удивительные морфемы. Имя у них тоже удивительное и загадочное – приставки. Однажды на большом совете к приставкам обратились с такой просьбой: -Уважаемые приставки, мы много слышали о ваших способностях. Не могли бы вы рассказать нам о них? - С огромным удовольствием, - хором ответили приставки и показали зрителям следующее: -Итак, слушайте. Возьмём, к примеру, слово ИГРАТЬ. Ведь это совсем не то, что ВЫИГРАТЬ, и уж конечно, не то, что ПРОИГРАТЬ! А НАПИСАТЬ самой – это вам не СПИСАТЬ у кого-нибудь и не ПЕРЕПИСАТЬ из книжки, не ЗАПИСАТЬ и не ВЫПИСАТЬ! И всё это благодаря нам, приставкам! -О каких же своих способностях рассказали приставки? (образование новых слов, придают слову новое значение) -Какие приставки в каких словах прозвучали? | Выступление ученика. |
Б) Наблюдения, выводы Наблюдение 1. Упр.517: В паре друг другу прочитайте слова, которые получатся путём подстановки приставок, понаблюдайте, как приставки меняют значение слов и понаблюдайте за звучанием приставок! -За какими буквами в приставках вы наблюдали? (за теми, которые выделены синим цветом) Каждая пара «отвечает» за свою приставку: -Что заметили? Дети отвечают по алгоритму: -называют слово -в приставке есть орфограмма б/уд гласного, т.к. … -в приставке есть орфограмма парн.согл., т.к. здесь парный согл. перед парн.согл. В другой семье слов нет орфограммы парн.согл., т.к. идёт сонорный -Запишите 5-6 слов любой семьи, выделите приставки и орфограммы в них. -Какая часть слова делает все слова похожими? (корень) Покажите корни. -Какая часть придаёт слову своё, новое значение? (приставка) -Какая корневая орфограмма есть в каждой семье слов? Покажите её. | Слайд: работа в паре. Выступление пары – «защита». Работа в тетради. |
Наблюдение 2. с.109 Работа с предложением Мы ...ключим свет. -А теперь выберите приставки, которые можно употребить с корнем -ключ- Прочитайте друг другу предложения, которые у вас получатся, и опять наблюдайте за звучанием приставок! На что просят вас обратить внимание? (ударение) Каждая пара «отвечает» за свою приставку: -Что заметили? -Есть ли орфограммы безударных гласных? (да) Докажите. А парных согласных? (да) Почему? (т.к.парный согл. перед парн. согл.) -Все ли приставки подошли? Почему? -Сделайте вывод о написании приставок. Можно ли писать их так, как слышишь? Вывод: как бы приставки ни звучали, они пишутся одинаково. (Правило о написании приставок, с.110) | Работа в паре. Выступление пары – «защита» Сообщение ученика. |
Физминутка - Я буду называть приставки, а вы подумайте, какие действия можно совершить: по- (потянуться, подышать, помахать, покрутиться) при- ( присесть) на- (наклониться) | |
В) Игра «Ромашка» Пользуясь таблицей, образуйте как можно больше новых слов, подставляя приставки, и запишите в тетрадь. Выделите приставки. В центре ромашки – слово ГОВОРИТЬ. На лепестках записаны приставки (про, на, вы, за, от, по, пере, под, об, у, до, при). | Работа в паре. |
- Какие составили слова? Молодцы! Для учителя: 1. Приговорить – вынести кому-либо приговор, назначить наказание. 2. Заговорить – а). утомить многословными разговорами б). заколдовать в). начать говорить 3. Оговорить – а). оклеветать б). заранее условиться о чём-то 4. обговорить - обсудить
| Таблица с ромашкой. |
Г) Внимание! Сложное задание! - Применив знания, полученные на уроке, замените одним словом с приставкой: Например: начал говорить – заговорил закончил движение – пришёл, приехал Запись слов в тетрадь. Кому удалось записать все слова? Проверка по доске. Учащиеся выходят к доске, выделяют в словах корень и приставку, вставляют буквы в приставки. -Давайте вместе откроем секрет: в течение урока вы работали со многими словами. К какой группе они относятся? Что называют? (действия) Вывод: в русском языке с помощью приставок чаще всего образуются слова, называющие действия. | Индивидуальная работа в тетради |
6. Подведение итогов конференции. Взаимооценка, самооценка. -Вернёмся к целям нашего урока Узнал новое: О значении приставок… О написании приставок … Об употреблении приставок… Было особенно интересно … Было сложно … -Как вы оцениваете свою работу на уроке? (Цветной кружок на полях тетради) -Всем спасибо за урок. | |
7. Домашнее задание.Упр. 520 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка «Употребление и написание слов с приставками (закрепление)» 3 класс
Данный урок используется в программе "Планета знаний" , является последним уроком по теме «Употребление и написание слов с приставками»; на уроке используются активные формы организации деятельн...
Урок русского языка в 4 классе по теме: "Упражнение в правильном употреблении и написании местоимений"
Паспорт урока русского языка в 4 классе. Тип урока: Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков....
Формирование универсальных учебных действий на уроке русского языка «Написание приставок раз-/рас-» (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)
в своей творческой разработке я представляю урок русского языка по теме "Написание приставок раз/рас"....
Урок русского языка в 3 классе по теме: Упражнения в написании приставок и безударных гласных в корне.
Дети совершенствуют навык правописания безударных гласных в корнях и приставках....
Значение, употребление и написание суффиксов 2 класс Гармония
Значение, употребление и написание суффиксов...
Презентация по русскому языку "Упражнения в написании приставок и безударных гласных в корне"
В презентации даны упражнения по формированию навыка правописания приставок и безударных гласных в корне...
Тренажёр по русскому языку "Слитное и раздельное написание приставок и предлогов"
Тренажёр по русскому языку "Слитное и раздельное написание приставок и предлогов"...