Урок русского языка «Употребление и написание слов с приставками (закрепление)» 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
- Данный урок используется в программе "Планета знаний" , является последним уроком по теме «Употребление и написание слов с приставками»; на уроке используются активные формы организации деятельности учащихся; используется мультимедийная презентация, ведётся работа в парах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 79.5 КБ |
презентация.ppt | 1.33 МБ |
Предварительный просмотр:
УМК «Планета знаний»
Предмет – русский язык
Класс – 3
Тип урока – обобщение и систематизация знаний
Особенности данного урока:
- данный урок является последним уроком по теме «Употребление и написание слов с приставками»;
- на данном уроке использовались активные формы организации деятельности учащихся
- на уроке используется мультимедийная презентация, ведётся работа в парах
Тема урока: «Употребление и написание слов с приставками (закрепление)»
Цель урока:
обобщить знания детей о приставке как части слова, её словообразовательной роли и написании
Задачи:
- Познавательные: восстановить знания учащихся о приставке и её роли в слове; углубить представление о данной морфеме через наблюдение за словами с разными значениями действий
- Практические: определить уровень сформированности умений видеть приставки в именах существительных, прилагательных, глаголах и определять их значение; совершенствовать умение толковать значение слов, образованных с помощью приставок; учить выделять приставку в слове в слове.
- Общепредметные: воспитывать внимание к слову в процессе чтения текста; дифференцировать задания с учётом темпов усвоения учащимися сведений по морфемике, словообразованию; учить переключать внимание посредством смены видов деятельности.
- Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, чувство коллективизма и индивидуальности уч-ся, взаимопомощи.
Оборудование:
Компьютер, проектор, презентация урока на диске, карточки со словами, чистые листы
План урока.
- Организационный момент
Учитель: Здравствуйте! Итак, у нас урок русского языка. Проверьте, всё ли готово у вас к уроку. Пусть этот урок принесёт вам новые знания и радость общения друг с другом.
Желаю вам удачи.
- Сообщение темы и целей урока
Учитель: Откройте тетради, запишите число и классная работа.
Сегодня на уроке мы обобщим все те знания, что вы получили на предыдущих уроках о частях слова, поподробнее остановимся на приставках, вспомним, какую роль они выполняют в словах и бывают ли в приставках орфограммы.
- Минутка чистописания
Учитель: И начнём мы как обычно с минутки красивого письма. Внимательно посмотрите на данную запись.
1 | 3 | 5 |
а | ? | д |
- Определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания
- Что можете сказать об особенностях написания строчной буквы в?
- Напишите 1 строчку букву
- Словарная работа
- Какие звуки даёт буква в?
- Назовите мне слово, которое начинается со звука в- и обозначает призыв быть сосредоточенней, собранней (внимание)
- Что означает это слово?
- Может истоки этого слова подскажут нам смысл? Давайте обратимся к исторической справке.
Слово внимать (от «вън» и «имать») означает «брать», «вбирать в себя», усваивать услышанное или прочитанное.
- Запишите это слово несколько раз, поставьте ударение и подчеркните орфограммы
- Подберите однокоренные слова к этому слову. Почему эти слова называются однокоренные? (у них один корень внима-)
- Актуализация знаний о частях речи
Учитель: Какие ещё части слова вы знаете?
Уже несколько уроков мы изучаем части слова и сейчас я хочу проверить, насколько хорошо вы усвоили части слова. Внимание на экран.
1. Выбираем верное утверждение:
1. Слово не может быть без корня
2. Слово не может быть без суффикса
3. Слово не может быть без приставки
4. Слово не может быть без окончания
- Что такое корень?
1.Окончание – это изменяемая часть слова
2. Окончание – это неизменяемая часть слова
- Для чего служит окончание в речи?
1. Суффикс стоит за корнем
2. Суффикс стоит в конце слова
- Для чего служит суффикс?
1. Приставка стоит за корнем
2. Приставка стоит перед корнем
- Для чего служит приставка?
VI. Употребление приставок
Учитель: Приставок в русском языке огромное количество.
- Слова какой части речи чаще всего употребляются с приставками? Приведите примеры.
- Верно ли утверждение, что от глагола при помощи приставок можно образовать огромное количество однокоренных слов? Со всеми ли приставками употребляются глаголы?
Давайте проверим. Внимание на экран.
Перед вами два глагола: ходить и лезть. Образуйте новые слова от этих глаголов при помощи приставок. Со всеми ли приставками употребляются данные глаголы? Запишите в два столбика и выделите приставки(2 человека у доски)
VII. Наблюдение над значением приставок
- Какой частью речи являются все эти слова? Все они обозначают действия. Но действия имеют разные оттенки.
- Какие оттенки значений действий могут вносить приставки?
( начало действия, окончание действия, кратковременности, совместности, удаления,
приближения и т.д.)
VIII. Правописание гласных в приставках
Учитель: Есть ли орфограммы в выделенных приставках? Напомните, в каких приставках всегда пишется а- ? ( за, на, над, раз, рас)
Выборочный диктант
Давайте проверим, умеете ли вы писать гласные в приставках. Я диктую вам предложения, вы выписываете только глаголы.
Как-то утром волк проснулся,
Потянулся, облизнулся.
Спел любимую свою –
«Укушу да разжую!»
И пустился чин по чину.
На обед искать дичину.
Итак, сколько глаголов у вас получилось? (8). Выделите приставки и подчеркните орфограммы в них.
А теперь давайте проверим. Обменяйтесь тетрадями и попытайтесь найти ошибки в тетради своего соседа. Исправляем карандашом. Верните тетради назад и проверьте, допустили ли вы ошибки.
Поднимите руку те, у кого ошибок нет. Молодцы! Остальным надо быть внимательнее.
IX. Физкультминутка
Как-то утром волк проснулся,
Потянулся, облизнулся.
Спел любимую свою –
«Укушу да разжую!»
И пустился чин по чину.
На обед искать дичину.
Только вся его еда
Разбежалась кто куда.
Зайцы убежали,
Птицы улетели
И лёгкие, как тени,
Умчались прочь олени.
X. Работа с фразеологизмом
Учитель: У этого стихотворения есть продолжение:
И пришлось ребята волку
Зубы положить на полку…
А на полку зубы класть –
Это не большая сласть!
Учитель:
- Какое устойчивое выражение используется в этом стихотворении?
- Как вы его понимаете?
- Запишите этот фразеологизм в тетрадь – а рядом запишите его толкование.
- Есть ли разница в оттенках глаголов положить и класть?
- А в культуре использования этих глаголов в речи?
XI. Правописание предлогов и приставок
Учитель: А теперь обратите внимание вот на что, почему слово «положить» записано слитно, а «на полку» раздельно?
- Итак, что нужно делать, если сомневаешься, предлог перед тобой или приставка?
- Что ещё необходимо помнить?
Следующее задание мы будем выполнять из учебника. Запишите в тетради упр. 3 стр.64. В этом упражнении и предлоги и приставки записаны в скобках. Вы должны понять, где предлоги, где приставки. И записать их как?
- Запишите словосочетания, раскрывая скобки. Приставки выделяем, предлоги подчёркиваем.
- Проверяем.
ХII. Отгадай-ка
А теперь пришло время интеллектуального марафона. Я загадала слово:
1. В слове есть окончание, корень, приставка и суффикс.
2. Корень тот же, что и в словах: обмен, изменить, меняла (-мен-).
3. В приставке две буквы "е" (пере-).
4. Суффикс тот же. Что и в словах травка, шубка (-к-).
5. Окончание - первая буква алфавита (-а).
Ответ: "переменка"
ХIII. Итог урока.
- Учитель: Наверное, все уже поняли, раз появилась слово «переменка», это значит наш урок подошёл к концу. А это значит, пора подводить итоги. Скажите, чему научились? Что интересного было на уроке? Что понравилось?
- Что вы можете сказать о приставке?
- Что общего между суффиксом и приставкой и в чем различие?
Вы хорошо сегодня поработали. Я довольна вами. Благодарю всех за работу!
XIV. Рефлексия
Оцените свою работу: Заполните листы самооценки
Анализ индивидуальной деятельности на уроке русского языка по теме "Части слова. Приставка" | |||
Фамилия _____________________ Имя ____________________ | |||
Я знаю | да | нет | не знаю не всегда |
Все части слова |
|
|
|
Что такое приставка |
|
|
|
Я умею | |||
Отличать приставку от предлога |
|
|
|
Писать приставки без ошибок |
XV. Домашнее задание:
упражнение 20, стр.72 подготовиться к письму под диктовку
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме:«Написание слов с парными согласными в конце и середине слова».
Цели: Образовательные: · Продолжить формирование представления об орфограмме как о возможном расхождении произношения и написания...
Открытый урок. Тема урока: «Употребление и написание слов с приставками (закрепление)»
План - конспект открытого урока в 3 классе по УМК "Планета знаний"....
Презентация к открытому уроку. Тема урока: «Употребление и написание слов с приставками (закрепление)»
Презентация к открытому уроку по УМК "Планета знаний". Тема:«Употребление и написание слов с приставками (закрепление)»...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока русского языка (ФГОС) Тема: «Написание слов с парными согласными на конце» 1 класс ПНШ
Актуализировать и дополнить знания обучающихся о написании слов с парными согласными на конце....
План-конспект урока русского языка "Упражнения в написании слов с изученными орфограммами" 2 класс
Урок-путешествие по русскому языку (УМК "Школа России"), на котором учащиеся учатся распознавать изученные орфограммы в словах; развивают умение обосновывать написание слов; разв...
Конспект урока русского языка на тему "Написание слов с парными согласными в конце слова"
Урок-путешествие на остров парных согласных...
«Употребление и написание слов с приставками (закрепление)»
Цель урока:формирование образовательных компетенций у учащихся 3 класса в предметной области «Русский язык» по теме: «Употребление и написание слов с приставками»,обобщение зна...