Технологическая карта урока родного русского языка в 4 классе по теме "Личные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Цель урока: обобщение знаний о местоимении, выработка умений и навыков по их применению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока | 31.27 КБ |
Презентация к уроку | 2.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Личные местоимения»
Цель урока: обобщение знаний о местоимении, выработка умений и навыков по их применению.
Задачи урока:
предметные: обобщить, повторить и закрепить на практике знания о местоимении как части речи, его грамматическое значение;
развивать умственные действия как интеллектуальные явления (обобщение, анализ);
метапредметные: развивать речь, орфографическую зоркость, внимание;
умение ставить и решать учебную задачу на этапе повторения;
анализировать и классифицировать по определенному признаку при выделении признаков местоимения как части речи;
личностные: воспитывать чувство взаимопомощи, умение общаться.
Тип урока: урок систематизации и обобщения изученного материала.
Планируемый результат обучения:
Познавательные УУД: умение решать учебную задачу, моделировать ситуацию, используя алгоритм;
умение оценивать свой результат;
умение анализировать слова в предложении и классифицировать их по сходным признакам;
Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою деятельность;
выделение и осознание уже полученных знаний;
умение обсуждать возникшую проблему, используя личные знания;
Личностные УУД: учить общению, позитивному отношению к окружающим.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, карточки.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
I. Организационный момент. (1 мин) | -Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумаете: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы скромны, добры и приветливы. Мы все здоровы. | Проверка готовности к уроку и включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Личностные: настрой на позитивное начало урока. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (3 мин) | - Урок наш будет необычный. Мы отправимся в замечательное имение, которое занимает третье место после существительного и глагола. Нас ожидают трудности и серьезные испытания. Но я надеюсь, что нам - все под силу и сегодняшнее наше общение принесет вам новые знания, а значит, и новые радости. -А что такое имение? -Вам нужно разгадать шифрограмму. На доске зашифровано слово, известны только согласные буквы, нужно вставить гласные, и мы узнаем, как называется имение. М… СТ…… М… Н…… Я и мы, ты и вы, Он, она, оно, они - Все слова отличные, Важные и личные. Это, без сомнения, Все…(местоимения). | Работа со словарями. Ответы детей. -Имение – имущество, собственность (по словарю С.И. Ожегова). -Имение – земельный участок с усадьбой (Энциклопедический словарь). Отгадывают шифрограмму, определяют тему урока. | Регулятивные: определять цель работы. |
III. Актуализация знаний. (2 мин) | -Как же называется имение, в которое мы сегодня совершим путешествие? -Ребята, а как вы думаете, легко ли будет нам попасть в это имение? -Почему нет? -А почему, вы считаете, что это будет сделать легко? -Значит, чтобы попасть в имение «Местоимение», что же нам пригодится? -Молодцы, ребята! Тогда быстрее в путь! | Ответы детей. -Местоимение -Наверное, нет. -А я считаю, что да. -Потому что, будут сложные задания, на пути к цели. -Да мы же столько уже узнали про эту часть речи! Неужели мы не сможем выполнить задания? -Пригодятся наши знания об этой части речи. | Коммуникативные: умение слушать и говорить Личностные: самоопредление, оценивание. |
IV. Обобщение и систематизация знаний. (10 мин) | -Итак, испытания начинаются. - Назовите местоимение, которое говорит о себе? Запишите его в тетрадь.
- Какие местоимения употребляем, обращаясь к другому лицу? К нескольким лицам? Запишите их. -В каких случаях мы запишем местоимение Вы с заглавной буквы? -Какие местоимения употребляем вместо существительного, сообщая о чем-либо или о ком-либо? -Можно ли все эти местоимения разделить на группы? -Докажите. -Запишите местоимения по группам. - А что вы еще можете сказать про эти слова? -Почему их так называют? -Сколько лиц у местоимений? Назовите их. - Что вы ещё знаете о личных местоимениях? - Молодцы! Следующее испытание. Словарно-орфографическая работа. Записать слова, найти и подчеркнуть в них местоимения. - Ребята, вы согласны с Катей, что в этих словах можно назвать другие местоимения? - А кто из вас нашел такие же местоимения? | -Я. Дети записывают. -Мы. Дети записывают. - Ты, Вы, вы. -Для выражения вежливости вместо местоимения ты. При обращении к одному лицу. - Он, она, оно, они. -Можно. -Местоимения ед.числа и мн. числа. Дети записывают в тетрадях. Ед.число: я, ты, он, она, оно, Вы. Мн.число: мы, вы, они. - Это личные местоимения. -Они указывают на лицо. 1 л. – это сам говорящий (я,мы), 2 л. – собеседник (ты, вы), 3 л. – человек, не участвующий в речи (он, она, оно, они). - Они изменяются по числам, падежам и в 3 л. – по родам. Ученик записывает на доске. Агроном, вагон, воробей, горизонт, заяц, язык, космонавт, месяц. -А я в словах агроном и космонавт нашла другие местоимения. -Конечно. | Познавательные: умение сопоставлять, выявлять сходства и различия. Коммуникативные: полно и ясно выражать свои мысли, комментировать и аргументировать свои наблюдения. Личностные: умение применять сопоставительный анализ при работе. |
V. Применение знаний и умений в новой ситуации. (7 мин) |
редакторы - самые главные и ответственные лица, он руководит организационной и творческой работой по созданию. а также - секретари - машинистки. -Мы начинаем работу. Выполнять все задания нужно дружно, быстро и тихо, чтобы не мешать другим. -Итак, местоимения каждой группе приготовили задания. | - Да, постараемся, попробуем. - Редактор, журналист. «Вживаются» в ситуацию, делятся на группы – редакции (по желанию). Вспоминают правила работы в группе. | Регулятивные: определять цель работы. Коммуникативные: определение функций участников, способов взаимодействия. Личностные: ознакомление с миром профессий. |
Редакторский отдел (1 группа) | -В типографии невнимательно набрали материалы. Когда напечатали пробный выпуск, то обнаружили, что некоторые слова написаны неправильно. Вам нужно распределить части речи на группы. - Помогите разобраться: Существительное Местоимение 1. Указывает на предмет 2. Отвечает на вопросы кто? что? 3. Изменяется по родам в 3 лице ед.числе 4. Имеет постоянный род 5. Имеет лицо 7. Изменяется по падежам и числам 8. Бывают единственного и множественного числа 9. Обозначает предмет 10.С предлогами пишется раздельно - А теперь давайте проверим, что получилось у работников наших газет. Замечательно! Вы молодцы! | Систематизируют свои знания по теме урока. Обсуждают и выполняют задание, распределяя признаки существительного и местоимения, указывают номера. Представляют результат своей работы. | Познавательные: извлекать информацию, перерабатывать её, развивать творчество. Регулятивные: выдвигать версии; оценивать деятельность других. Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и быть готовым изменить её, умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от товарища; сотрудничать в группе. |
Корректоры (2 группа) | - Представьте, что вы получили телеграмму. Для экономии в них пропущены местоимения. Ваша задача — расшифровать телеграмму, вставляя нужные местоимения. Не забудьте обратить внимание на форму глагола. Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку. Отпустил … рыбку золотую и сказал … ласковое слово. На … старуха взглянула, лишь с очей прогнать … велела. | Работают самостоятельно, предоставляют свой результат. | |
Машинописное бюро (3 группа) | - Замените длинную фразу на более короткую. Закончи предложения:
предлоги с местоимениями пишутся _____________________ . | Систематизируют свои знания по теме урока. Предлагают свои варианты окончания предложений. | |
Журналисты (4 группа) | -Хороший журналист знает, как лучше выразить свою мысль, в совершенстве владеет не только письменной и устной речью. Вы должны будут составить и записать небольшой рассказ (5-6 предложений о своем друге или подруге), используя местоимения 3 лица с предлогами. | Работа учащихся по составлению рассказа. | |
VI. Физминутка. (2 мин) | - Я читаю стихотворение, если вы слышите местоимение 1-го лица – делаете хлопок над головой, 2-го лица – приседаете, 3-го лица – делаете наклон вперед. Петя драться любит очень, С ним играть никто не хочет. На друзей не дуйся, брат, Сам ты в этом виноват. Доктор, доктор, Как нам быть: Уши мыть или не мыть? Вниз головой гимнаст летит, Гимнастка на него глядит. Галка села на забор, Грач завел с ней разговор. После утренней зарядки Мы работали на грядке – И посадки все в порядке, Их теперь полить пора. | Выполняют физминутку. | |
VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. (15 мин) | - А теперь местоимения предлагают вам посоревноваться в сообразительности (задания на интерактивной доске).
Я, они, на, ты Но, оно, она, они Я, Яна, ты, вы Он, она, они, оно Мы, я, вы, они Он, они, мы, она Я, яма, ты, он. Мы, вы, ты, они. Тебя, тебе, табун, тобой. К тебе, ко мне, к нам, к дому. Окно, око, оно, Ока.
-Какое местоимение превращается в союз, если прочесть его справа налево? -Какое местоимение составлено из двух предлогов? (О-на). -Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево? -В каком местоимении 2 звука, одна буква? (Я) -Какие 2 личные местоимения мешают движению по дорогам? -К какому местоимению нужно прибавить слог «ло», чтобы получить неодушевлённый предмет? -Какую букву и за какое местоимение нужно запрятать, чтобы получилось название животного? (За-я-ц) -Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным?
-А почему скромным? -Какое личное местоимение, если к нему добавить шипящую согласную и мягкий знак, превратится в маленького грызуна? -Какое местоимение нужно добавить, и к какому местоимению, чтобы получились очень крупные овощи?
-Мама спросила дочку: «Эти тарелки чистые?» Дочка ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (Делала подсказку на втором местоимении -вы) | Ответы детей. -На, это предлог. -Но, это тоже предлог. -А я не согласен. Но – это союз, как и а, и. -Яна, имя собственное. -Они, местоимение мн. числа. -Я, местоимение ед. числа. -Здесь нет лишнего слова, потому что местоимения он, она – ед.числа, они, мы – мн.числа. - А я думаю, что лишнее здесь местоимение мы, так как оно 1-го лица, а местоимения он, она, они – 3-го лица. -Яма, это существительное. -Ты, местоимение ед. числа. - Табун, это существительное. -К дому, это существительное. -Оно, это местоимение. Ответы детей. -Он, союз но. -Она, о и на. -Оно. -Я. -Я, мы. Слово ямы. -Мы. Слово мыло. Дети не смогли отгадать. -Я. -Да потому что в алфавите эта буква стоит самой последней. -Мышь. -Ты-к-вы. Дети не смогли ответить сразу. Они вы-мы-ты. | Познавательные: сравнивать данные, выделять различия, определять общие признаки и отличия, проявлять познавательные интересы и мотивы. Коммуникативные: понимать позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения. |
. Рефлексия. (3 мин) | -Вот, ребята, и подошло к концу наше путешествие в имении «Местоимения». -Подведем сейчас итог: может, зря прошел урок? 1.На уроке я работал……..,потому что……… 2.Своей работой на уроке я……… 3.Урок для меня показался……. 4.За урок я….. 5.Мое настроение…….. 6.Материал урока мне был……… Всем спасибо за урок. | Высказывают свои впечатления от урока. Самоконтроль и самооценка. | Регулятивные: оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; осуществлять итоговый контроль Познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства. Личностные: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач. Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; проявлять активность в деятельности. |
IX. Оценивание учащихся на уроке. (1 мин) | -Вы сегодня все были молодцы. | ||
X. Домашнее задание. (1 мин) | - Ребята, сегодня на уроке вы попробывали себя в роли работников редакции любой газеты. Предлагаю вам продолжить поработать журналистами, и дома вспомнить и записать 5-7 фразеологизмов, пословиц или поговорок с местоимениями. Для рубрики “Объявления и реклама” сочинить объявление о знакомстве, продаже, рекламу (можно юмористические), при этом нужно использовать как можно больше местоимений. | Записывают задание на дом, задают вопросы. | Познавательные: развивать любознательность и творчество. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
м.р . ж.р . с.р .
_ гр_ном , в_агон , воробей, г_р_зонт , за_ц , _зык , мес _ ц , к_см_навт .
Агр он ом , ваг он , вороб ей , гориз он т, за я ц, я зык, мес я ц, косм она вт.
Подарки вручали Снегурочки. Они были большими и вкусными.
Мы с сестрой ходили на елку. Она была очень нарядная и праздничная . К костру подошел Миша. Он горел ярким пламенем.
ЖУРНАЛИСТЫ СЕКРЕТАРИ-МАШИНИСТКИ КОРРЕКТОРЫ РЕДАКТОРЫ
Найди лишнее Я, они, на, ты Но, оно, она, они Я, Яна, ты, вы Он, она, они, оно
Найди лишнее 5. Мы, я, вы, они 6. Он , они, мы, она 7. Мы , вы, ты, они.
ХИТРЫЕ ВОПРОСЫ
ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ … молодцы! Вы молодцы!
Продолжи фразу : 1.На уроке я работал ……..,потому что ……… 2.Своей работой на уроке я……… 3.Урок для меня показался……. 4.За урок я….. 5.Мое настроение…….. 6.Материал урока мне был………
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку, 3 класс по теме "понятие о местоимениях. Личные местоимения"
Предмет: Русский зыкТема урока: понятие о местоимениях. Личные местоименияЦели урока: познакомить с новой частью речи – местоимение, его ролью в речи.Планируемые результаты: ·...
Технологическая карта урока по русскому языку, 3 класс по теме "Роль личных местоимений в речи"
Предмет: Русский зыкТема урока: Роль личных местоимений в речи.Цели урока: закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; знакомство с понятием личные местоименияПланируемые результат...
Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс на тему: " Местоимение как часть речи". Школа России
Развивать у учащихся умения определять признаки местоимения как части речи, находить местоимения в тексте, отличать от имён существительных....
Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс "Местоимение как часть речи".
Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс "Местоимение как часть речи"....
Технологическая карта урока родного русского языка в 4 классе по теме "Редактирование текста2
Тема урока: Редактирование текстаЦель урока: Создать условия для овладения учащимися умениями находить ошибки, допущенные в построении текста, редактировать текст....
Технологическая карта урока родного русского языка в 4 классе по теме "Местоимение как часть речи"
Тип урока: изучение нового материалаЦель: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи....
Технологическая карта урока родного русского языка 3 класс по теме "дОЖДЕВЫЕ СЛОВА"
Муниципальное общеобразовательное учреждение«Октябрьская начальная общеобразовательная школа» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «РОДНОЙ ЯЗЫК»Тема: «Дождик вымочит, а...