Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс на тему: " Местоимение как часть речи". Школа России
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Романова Светлана Анатольевна

Развивать у учащихся умения определять признаки местоимения как части речи, находить местоимения в тексте, отличать от имён существительных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель

Романова Светлана Анатольевна

ОУ

МОУ СОШ № 1г. Карталы

Предмет

Русский язык

Тема урока

Местоимение как часть речи

Используемая образовательная технология

Технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология

Тип урока

Изучение нового

Цели учителя

Организовать учебную деятельность, направленную на развитие умений определять признаки местоимения как части речи, находить местоимения в тексте, отличать от имён существительных.

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания.

Создать условия для воспитания уважения к чужому мнению, доброжелательного отношения друг к другу, чувства взаимопомощи, сознательного отношения к учёбе и к изучению предмета.

Цели учебной деятельности

Осознавать местоимение как часть речи; научиться употреблять местоимение вместо имен существительных, научиться определять местоимение в речи.

Опорные знания

Имя существительное, речь, часть речи,

Новые знания

Местоимение как часть речи.

Задачи урока

  1. Создать мотивацию к учебной деятельности
  2. Организовать актуализацию знаний по теме
  3. Организовать постановку проблемы
  4. Организовать открытие новых знаний через наблюдение и диалог
  5. Организовать первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
  6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
  7. Организовать включение в систему знаний и повторение
  8. Организовать рефлексию

Оборудование

Индивидуальные карточки.


Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД и личностные результаты

Мотивация

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.

А теперь пожелаем всем хорошего настроения и успешной работы в открытии новых знаний!

Приветствуют учителя, гостей. Настраиваются на работу.

Личностные - настрой на позитивное начало урока

Коммуникативные УУД-слушать и понимать речь других;

Актуализация и систематизация имеющихся знаний по теме.

- Ребята, какое время года следует после зимы? А как называется первый месяц весны?

Назовите первый звук в слове «март».

Дайте характеристику этому звуку.

Какой буквой обозначается этот звук?

На минутке чистописания мы напишем букву М.

Описание: C:\Documents and Settings\Александр\Рабочий стол\уроки для аттестации\98771264_large_0012.jpg

Москва, морозный, молчит, меня

 Напишите над словами, к какой части речи они относятся.

У какого слова вы затруднились определить часть речи?

Почему возникло это затруднение?

Чего мы не знаем?

Март

[м]

Меня

Мы не знаем к какой части речи относится это слово

Коммуникативные УУД-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные УУД-анализ, обобщение.

Личностные- формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу

Постановка проблемы

Сформулируйте тему нашего урока.

Цель: Изучить местоимение как часть речи. 

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? 

Местоимение как часть речи

Узнать что такое М.

Выяснить, какова роль М в речи.

Узнать особенности М,

Научиться  распознавать М в речи

Познавательные УУД- формулирование проблемы

Регулятивные УУД-определение и формулирование цели деятельности на уроке Коммуникативные УУД- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Решение проблемы

  Прочитайте текст.          

Сова хищная птица. Из всех видов хищников сова считается лучшим охотником. У совы мощные когти и чуткие уши. - О ком этот текст?

Все ли в этом тексте вас устраивает?

Почему?

Как можно исправить этот недостаток?

Прочитайте, что получится, если мы исправим речевую ошибку.

( О сове)

Нет

В каждом предложении имеется слово «сова».

Заменить данное слово другим.)

Познавательные УУД- анализ, сравнение, аналогия, обобщение;  осознание и построение речевого высказывания

Какими словами вы заменили слово «сова»?

Вместо какой части речи вы употребили слова: «она», «у нее?»

Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!

Какой мы можем сделать вывод: что такое местоимение? 

Выясним, какова же роль местоимения в речи?
- Вернемся к нашим предложениям, в которых мы исправляли ошибки.
Какую речевую ошибку помогли исправить местоимения?


Какой мы можем сделать вывод: Для чего же мы используем в речи местоимения? 

Местоимение заменяет имя существительное. А что такое существительное?

Значит и местоимение обозначает предмет?

 Как вы думаете? Давайте выясним.

Сейчас вы будете работать в группах.

Обучающимся предлагается текст.
''Его растили старательно и любовно. Ему отдавали время, силы, душевные заботы. Всячески старались, чтобы из него вышел толк, и он вырос на удивление всем: такой высокий, стройный. Глаз не оторвать. А крепкий! Чем больше глядишь на него, тем больше убеждаешься: выдержит! Ему радовались, им гордились. Когда через несколько дней подошел срок везти его на испытания, сомнений не было: отличная оценка обеспечена. "

Вопрос: Кто же это "он"?

Вопрос: Почему вы по-разному отвечаете?

Далее следует продолжение текста: "Но вот приехали на льнозавод, и льноводы сказали: "Какой замечательный лен!".

- Сделайте вывод: В чем же различие в значении местоимения и имени существительного? 

Садитесь на свои места

А теперь ответьте на мои вопросы, слушайте внимательно.

- Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя?

- Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать?

- Если необходимо обратиться к собеседнику (собеседникам), какие местоимения нужно употребить?

- Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу?

- Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим?
- Если это группа лиц?

- Все названные местоимения называются личными. Как вы думаете, почему?

Перечислим еще раз все личные местоимения.

Я и Мы, Ты и Вы,
Он, Она, Оно, Они –
Все слова отличные,
Важные и личные,
Это без сомнения,
Все местоимения.

А теперь давайте повторим все, что узнали:

Что такое местоимение?

Как называются местоимения Я, ты, мы, вы,  он, она, оно, они? 

Проверим правильность нашего утверждения, прочитав правило в учебнике на странице 52.

Слово «сова» во втором предложении мы заменили словом — «она», а в третьем предложении заменили словом — «у нее».

Эти слова мы употребили вместо имени существительного.

Местоимение –это часть речи,  которая употребляется вместо имени существительного.

Мы убрали повторы и сделали текст более грамотным.

Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов

Сущ. – это часть речи, к-рая обозначает предмет.

Предположения  детей

Куст, мальчик, конь.

Слово "он" не называет предмета.

Местоимение - часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.

Я

Мы

Ты, вы

Если этот человек не знаком нам,

Если он старше.

Он, она

Они

Все они указывают на лица

Местоимение - это часть речи, которая не называет предмет, а только на него указывает.

Эти местоимения называются личными.

Регулятивные УУД:

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Коммуникативные УУД- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Как вы думаете, чем теперь нам необходимо заняться на уроке?

Прочитайте текст.

Давайте его отредактируем.

На рыбалке.

     Однажды Коля пошел ловить рыбу. Коли не было дома целый день. Коле удалось поймать много рыбы.

 У кого, что получилось?

Проверьте правильность выполнения своей работы(проверка по эталону)

Применить свои знания

Выполняют в парах

Ответы детей.

Познавательные УУД-анализ, сравнение , аналогия, обобщение; осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД- учет разных мнений; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

физкультминутка

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

А теперь проверим, насколько вы хорошо поняли тему урока.

Выпишите из текста песни местоимения, которые в ней встречаются.

Разрумяными блинами  

Мы Весну встречаем с вами  

 Чучело Зимы сжигаем,  

 В хороводе распеваем.  

 

 Здравствуй, милая Весна,  

 Мы с тобой соседствуем  

 Здравствуй, Красная Весна,  

 Мы тебя приветствуем!  

 Здравствуй, Красная Весна,  

 Мы тебя приветствуем!  

 

 Я пригрею посильней-  

 Побежит с горы ручей.  

 Поднимусь повыше я,  

 Здравствуй, Красная Весна!  

 Поднимусь повыше я,  

 Здравствуй, Красная Весна!

-Кто выполнил работу без ошибок, поднимите руку?

- Кто допустил ошибки  в работе?

-Кто не смог справиться с заданием?

-В чем была трудность?

Выполняет ученик на доске.

        

Мы, с вами, я.

Познавательные УУД-анализ, сравнение , аналогия, обобщение

Коммуникативные УУД-слушать и понимать речь других

Регулятивные- самоконтроль, оценка

Включение в систему знаний

А теперь вы будете работать самостоятельно.

На ветке висит яблоко, _такое сочное и сладкое на вид.

Щенка кормили молоком, чтобы _ здоровым рос.

Сидит белка на тележке, продает  _ орешки.

Вся земля в снегу,_ на лыжах бегу, _бежишь за мной.

(Фронтальная проверка)

Рефлексия

Какую цель мы сегодня ставили перед собой?

Какие задачи ставили перед собой?

Со всеми задачами мы справились на уроке?

Продолжите предложения

  • Сегодня я узнал…
  • Теперь я могу…
  • Я научился…
  • Я понял, что…

Если осталось время с.66 №3

Узнать что такое М.

Выяснить, какова роль М в речи.

Узнать особенности М,

Научиться  распознавать М в речи

Да!

Д/З

Упр. 111.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока технологии в 1 классе на тему "Орнамент из листьев". УМК "Школа России".

Технологическая карта урока технологии  в 1 классе. УМК "Школа России"....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс: 4 Тема урока «Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных»

Тип урока: открытия нового знания Цель урока: формирование представления у обучающихся о правописании окончаний у одушевлённых именах существительных в именительном, родительном и винительном падежахЗ...

Технологическая карта урока по русскому языку, "Окончания имен существительных в дательном падеже", УМК "Школа России", 4 класс

Цель урока: Формирование у обучающихся представлений о правильном написании окончаний имен существительных в дательном падеже.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с правилом написания...

Технологическая карта урока математики в 4 классе на тему Деление с остатком УМК «Школа России»

Предмет: МатематикаКласс: 4АУМК «Школа России»Учитель: Вшивкова А.В.Тема: Деление с остаткомЦельурокаРазвивать умения выполнять деление с остатком и делать проверку, совершенствовать вычис...

Технологическая карта урока по русскому языку: "Глаголы близкие и противоположные по значению" (УМК "Школа России"., 2 класс)

Тема урока: «Глаголы близкие и противоположные по значению»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование понятия о глаголах-синонимах и глаголах-антонимах; ...

Технологическая карта урока по русскому языку «Правописание суффиксов -ек, -ик, -ок, -онок» (УМК "Школа России" 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся грамматический понятий о правописании суффиксов -ек, -ик, -ок, -онок»Задачи урокаПланируемые результатыДидак...

Технологическая карта урока по русскому языку «Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи», (Школа России, 3 класс).

Тема урока: «Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: способствовать развитию умения распознавать глаголы среди друг...