Технологическая карта урока родного русского языка 3 класс по теме "дОЖДЕВЫЕ СЛОВА"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская начальная общеобразовательная школа»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
«РОДНОЙ ЯЗЫК»
Тема: «Дождик вымочит, а красно солнышко высушит»
3 «г» класс
1. | Елена Давидовна Коробкина |
|
2. | МОУ ОНОШ |
|
3. | Учитель начальных классов |
|
4. | Русский родной язык |
|
5. | Класс 3 |
|
6. | Тема урока «Дождевые слова» в разделе «Русский язык: прошлое и настоящее» |
|
7. | Источники, используемые при подготовке к уроку: · Календарно-тематическое планирование предмета«Родной язык» в 3 класс. · Рабочая программа реализующая ФГОС НОО по учебному предмету «Родной язык». · Учебник «Русский родной язык». 3 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ (О.М.Александрова и др.). –М.:Просвещение, 2021 |
|
8. Цель: сформировать представления о различных словах называющих и характеризующих дождь, продолжить знакомство с прошлым и настоящим родного языка. Коррекция логических операций. Развитие устной речи.
9. Задачи, направленные на формирование:
Предметных знаний, умений и способов деятельности (планируемые результаты):
-уметь определять знакомые и незнакомые слова;
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;
- работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Универсальные учебные действия (метапредметные и личностные):
· регулятивные: уметь планировать учебную деятельность, уметь оценивать результат своей работы на уроке, умение работать в группе;
· коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
· познавательные: уметь применять знания о языке для решения учебно-практических задач;строить рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи, работать с текстом.
· личностные: развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.
-коррекционно-развивающая задача:коррекция логических операций: сравнения, классификации. Коррекция устной речи на основе обогащения знаний об окружающей действительности.Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса. Развитие диалогической и монологической речи. Коррекция произношения, письма..Коррекция пространственно-двигательной ориентации.
10. Тип урока: урок закрепления полученных знаний.
11. Необходимое техническое оборудование и наглядность
проектор, презентация
12. Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в группах.
13. Структура и ход урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | Время |
1. | Организационный момент.
| Приветствует учащихся, эмоционально настраивает на урок. – Ребята, вам тепло? - В классе светло? - Прозвенел для вас звонок? - Уже закончился урок? - Только начался урок? - Хотите учиться? - Значит можно садиться! | Приветствуют учителя.
Отвечают на вопросы, эмоционально настраиваются на урок Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | · Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. · Коррекция пространственно-двигательной ориентации.
| 1 |
2. | Актуализация опорных знаний
| -Ребята, какой раздел учебника мы изучали на последних уроках родного языка? - Какая тема было на прошлом уроке? (Давайте полные ответы, говорите медленно) -Какие слова называют МЕСТНЫМИ или ДИАЛЕКТНЫМИ. (если затрудняются ответить, назвать 21 страницу учебника) -А теперь, чтобы закрепить наши знания о дождевых словах, вы разгадаете кроссворд и узнаете ещё кое- что новое из истории родного русского языка. 1.Снег с дождём (диалектное). (Лепень) 2.Сильный проливной дождь. (ливень) 3. Народное название лугового растения с ярко-жёлтыми цветами (диалектное). (Жарки) 4. Природное явление, которое часто бывает после грибного дождя. (Радуга) 5. Самый мелкий дождь, как из сита. (Ситник) - Прочитайте ключевое слово. -Знаете ли вы, кто такой ПЕРУН? -Это древнеславянский бог грома и молнии. -Кто из вас слышал такое устойчивое выражение (фразеологизм): «Когда рак на горе свистнет»? -Что, по вашему, может обозначать выражение: «После дождичка, в четверг»? Откуда пошло это выражение? - На с. 24-25, в рубрике «Из истории языка и культуры», прочитайте, что значит это выражение. | «Русский язык: прошлое и настоящее»
-Дождевые слова
- Слова из прошлого нашего языка, слова из разных регионов нашей страны
Работают в паре. Разгадывают кроссворд
ПЕРУН Ответы ребят
Ответы ребят: «Это значит- никогда»
Ответы ребят. (затрудняются ответить)
Ученики читают. | · Личностные осознание ответственности за произнесенное слово. · Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. · Познавательные:уметь строить рассуждения · Коррекция: коррекция произношения. | 4 |
3. | Самоопределение к деятельности. Постановка цели и задач урока.
| - Сегодня мы продолжим изучать прошлое и настоящее родного языка. - А о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке, вы узнаете, прослушав запись. (Звучит аудио запись «Шум дождя» (ливень)
-Вы все правы, но скажите, можете ли вы по звуку определить, какой это был дождь? - Как вы догадались, что это был «Ливень»? -О каких словах сегодня пойдет речь на уроке?
-Значит цель нашего урока - узнать прошлое и настоящее слов передающих описание дождя при помощи глаголов и прилагательных. -Тема нашего урока: Дождевые слова. |
Ребята слушают запись и высказывают свои варианты ответов: «О дожде», «О дождевых словах»
Ответы ребят: «Это был ливень» Ответ ученика: «Он шёл быстро, сильно, шумно» Ответ ребят: «О словах, которые описывают дождь. Слова, которые называют дождь»
| · Коммуникативные:уметь слушать и вступать в диалог. · Познавательные:уметь применять знания о родном языке для решения учебно-практических задач. · Регулятивные:уметь планировать учебную деятельность. · Коррекция: коррекция диалогической речи | 5 |
4. | Изучение нового материала.
С. 25, УПР.9
| - Разминка закончилась. Вы хорошо потрудились. Впереди нас ждет интересная работа. -Сегодня на уроке мы будем знакомится ь с новыми словами и в этом нам поможет упр. 9 на с. 25. - Прочитайте задание. - Что вы будете выполнять?
-Приступайте к выполнению. (Самостоятельное выполнение. Коллективная проверка)
-Проверяем
-Какое прилагательное вы пропустили? Вспомните нынешнее лето. Оно было жарким, дождей не было, и вот прошёл один единственный дождь… Каким он был для природы?
-Допишите это слово. - А теперь, аналогично, выполните задание с глаголами. - Проверяем
-На аудио записи вы услышали «ЛИВЕНЬ». Используя записанные вами прилагательные и глаголы, дайте характеристику «ЛИВНЮ»,
«МОРОСЯЩЕМУ дождю»
|
Читают Выпишем прилагательные, которые подходят для описания дождя Ученики самостоятельно выполняют УПР. 9, стр. 25
Ответы учеников: «Мы выписали следующие прилагательные: редкий, короткий, холодный, тёплый, быстрый, долгий.»
Ответ ученика: «Живительным» Дописываю слово: ЖИВИТЕЛЬНЫЙ Ребята выписывают глаголы, характеризующие дождь. Один ученик диктует, остальные проверяют, если все верно хлопают, если не согласны топают.
Ответы ребят:
«Живительный, быстрый, льёт, шумит, барабанит». «Холодный, долгий, идёт, моросит, нудный, надоедливый, непроходящий». | · Познавательные: работать с текстом. · Регулятивные: умение работать в группе. · Коммуникативные:участвовать в коллективном обсуждении; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. · Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях; осознание ответственности за написанное слово. · Коррекция: произношения, письма, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса.
| 7
|
5. | Физкульминутка
| -Выполним физкультминутку, где вы сможете услышать звуки дождя. -Трем ладошки - Хлопаем в ладошки - Щелкаем пальцами - Хлопаем по коленям - Топаем ногами. | Повторяют движения за учителем, сначала медленно, затем ускоряя и снижая темп. | · Коммуникативные: уметь слушать. · Личностные: развитие навыков сотрудничества с взрослыми в разных социальных ситуациях. · Коррекция:развитие мелкой моторики.
| 2 |
6. | Закрепление первичных знаний. Упр. 10, с.25
| -Прочитайте задание к тексту УПР. 10, с. 25 -Кто автор отрывка, с которым мы будем работать? - Какие дожди описывает автор? (снизу даны слова для выбора) - Выполните задание в группах. - Обсудите, какой дождь описан в каждом отрывке. -Спишите, вставив подходящие слова, вместо точек. -Какой дождь описывался в первом отрывке? - Как вы записали слово «ОСЕННИЙ»? -Почему?
-Как вы догадались, что это «Осенний» дождь? - Какой дождь описан во втором отрывке? -Какие слова помогли вам это понять? Какой дождь описан во третьем отрывке? - Как вы записали слово «ВЕСЕННИЙ»? -Почему? -Какие слова помогли вам понять, что это «весенний» дождь? | Читают
Ответ: Н.И. Сладков
Ответ учеников: летние, осенние, весенние
Читают, обсуждают.
Списывают
Осенний
С удвоенной НН
Одна Н, относится к корню, другая к суффиксу. «Он постоянно льёт, земля не высыхает, набухает, чавкает под ногами» Летний
«Тут же и высохнешь на солнце и ветерке»
«Весенний»
С удвоенной НН Одна Н, относится к корню, другая к суффиксу.
«Идет сразу после зимы» | · Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении. · Познавательные: работа с текстом. · Коррекционно-развивающая задача: пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса. | 10 |
7. | Рефлексия | - Пришло время узнать, хорошо ли мы знаем тему «Дождевые слова». Для этого мы проведем мини тест.
| Выполняют тест | · Регулятивные: уметь оценивать результат своей работы на уроке.
| 2 |
8. | Домашнее задание Стр. 20-21 упр.5
| -Ребята, вы уже начали работу по созданию группового проекта «Природный словарь» (словарь природных слов) · Обложка (Дождевые слова) · 1 стр. написать, какие бывают дожди, · 2 стр. нарисовать дождь. - Перед вами только несколько работ ребят вашей группы. Те, кто ещё работает над созданием презентации, задание на дом, закончить работу над созданием «Природного словаря». |
Просматривают работы одноклассников | · Познавательные: уметь применять знания о языке для решения учебно-практических задач · Личностные: развитие основ самоорганизации. | 4 |
9. | Итог урока | - С каким словами сегодня познакомились? - Какие слова из прошлого узнали? - Чтобы вы хотели еще узнать о дождевых словах? | - С дождевыми словами, со словами, описывающими дождь (глаголами и прилагательными) Ответы ребят | · Коррекционно-развивающие задачи: пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса | 3 |
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская начальная общеобразовательная школа»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
«РОДНОЙ ЯЗЫК»
Тема: «Дождик вымочит, а красно солнышко высушит»
3 «г» класс
Елена Давидовна Коробкина | ||
МОУ ОНОШ | ||
Учитель начальных классов | ||
Русский родной язык | ||
Класс 3 | ||
Тема урока «Дождевые слова» в разделе «Русский язык: прошлое и настоящее» | ||
Источники, используемые при подготовке к уроку:
|
- Цель: сформировать представления о различных словах называющих и характеризующих дождь, продолжить знакомство с прошлым и настоящим родного языка. Коррекция логических операций. Развитие устной речи.
- Задачи, направленные на формирование:
Предметных знаний, умений и способов деятельности (планируемые результаты):
-уметь определять знакомые и незнакомые слова;
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;
- работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Универсальные учебные действия (метапредметные и личностные):
- регулятивные: уметь планировать учебную деятельность, уметь оценивать результат своей работы на уроке, умение работать в группе;
- коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- познавательные: уметь применять знания о языке для решения учебно-практических задач;строить рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи, работать с текстом.
- личностные: развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.
-коррекционно-развивающая задача:коррекция логических операций: сравнения, классификации. Коррекция устной речи на основе обогащения знаний об окружающей действительности.Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса. Развитие диалогической и монологической речи. Коррекция произношения, письма..Коррекция пространственно-двигательной ориентации.
- Тип урока: урок закрепления полученных знаний.
- Необходимое техническое оборудование и наглядность
проектор, презентация
- Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в группах.
- Структура и ход урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | Время |
Организационный момент. | Приветствует учащихся, эмоционально настраивает на урок. – Ребята, вам тепло? - В классе светло? - Прозвенел для вас звонок? - Уже закончился урок? - Только начался урок? - Хотите учиться? - Значит можно садиться! | Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы, эмоционально настраиваются на урок Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
| 1 | |
Актуализация опорных знаний | -Ребята, какой раздел учебника мы изучали на последних уроках родного языка? - Какая тема было на прошлом уроке? (Давайте полные ответы, говорите медленно) -Какие слова называют МЕСТНЫМИ или ДИАЛЕКТНЫМИ. (если затрудняются ответить, назвать 21 страницу учебника) -А теперь, чтобы закрепить наши знания о дождевых словах, вы разгадаете кроссворд и узнаете ещё кое- что новое из истории родного русского языка. 1.Снег с дождём (диалектное). (Лепень) 2.Сильный проливной дождь. (ливень) 3. Народное название лугового растения с ярко-жёлтыми цветами (диалектное). (Жарки) 4. Природное явление, которое часто бывает после грибного дождя. (Радуга) 5. Самый мелкий дождь, как из сита. (Ситник) - Прочитайте ключевое слово. -Знаете ли вы, кто такой ПЕРУН? -Это древнеславянский бог грома и молнии. -Кто из вас слышал такое устойчивое выражение (фразеологизм): «Когда рак на горе свистнет»? -Что, по вашему, может обозначать выражение: «После дождичка, в четверг»? Откуда пошло это выражение? - На с. 24-25, в рубрике «Из истории языка и культуры», прочитайте, что значит это выражение. | «Русский язык: прошлое и настоящее» -Дождевые слова - Слова из прошлого нашего языка, слова из разных регионов нашей страны Работают в паре. Разгадывают кроссворд ПЕРУН Ответы ребят Ответы ребят: «Это значит- никогда» Ответы ребят. (затрудняются ответить) Ученики читают. |
| 4 | |
Самоопределение к деятельности. Постановка цели и задач урока. | - Сегодня мы продолжим изучать прошлое и настоящее родного языка. - А о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке, вы узнаете, прослушав запись. (Звучит аудио запись «Шум дождя» (ливень) -Вы все правы, но скажите, можете ли вы по звуку определить, какой это был дождь? - Как вы догадались, что это был «Ливень»? -О каких словах сегодня пойдет речь на уроке? -Значит цель нашего урока - узнать прошлое и настоящее слов передающих описание дождя при помощи глаголов и прилагательных. -Тема нашего урока: Дождевые слова. | Ребята слушают запись и высказывают свои варианты ответов: «О дожде», «О дождевых словах» Ответы ребят: «Это был ливень» Ответ ученика: «Он шёл быстро, сильно, шумно» Ответ ребят: «О словах, которые описывают дождь. Слова, которые называют дождь»
|
| 5 | |
Изучение нового материала. С. 25, УПР.9 | - Разминка закончилась. Вы хорошо потрудились. Впереди нас ждет интересная работа. -Сегодня на уроке мы будем знакомится ь с новыми словами и в этом нам поможет упр. 9 на с. 25. - Прочитайте задание. - Что вы будете выполнять? -Приступайте к выполнению. (Самостоятельное выполнение. Коллективная проверка) -Проверяем -Какое прилагательное вы пропустили? Вспомните нынешнее лето. Оно было жарким, дождей не было, и вот прошёл один единственный дождь… Каким он был для природы? -Допишите это слово. - А теперь, аналогично, выполните задание с глаголами. - Проверяем -На аудио записи вы услышали «ЛИВЕНЬ». Используя записанные вами прилагательные и глаголы, дайте характеристику «ЛИВНЮ», «МОРОСЯЩЕМУ дождю» | Читают Выпишем прилагательные, которые подходят для описания дождя Ученики самостоятельно выполняют УПР. 9, стр. 25 Ответы учеников: «Мы выписали следующие прилагательные: редкий, короткий, холодный, тёплый, быстрый, долгий.» Ответ ученика: «Живительным» Дописываю слово: ЖИВИТЕЛЬНЫЙ Ребята выписывают глаголы, характеризующие дождь. Один ученик диктует, остальные проверяют, если все верно хлопают, если не согласны топают. Ответы ребят: «Живительный, быстрый, льёт, шумит, барабанит». «Холодный, долгий, идёт, моросит, нудный, надоедливый, непроходящий». |
| 7 | |
Физкульминутка | -Выполним физкультминутку, где вы сможете услышать звуки дождя. -Трем ладошки - Хлопаем в ладошки - Щелкаем пальцами - Хлопаем по коленям - Топаем ногами. | Повторяют движения за учителем, сначала медленно, затем ускоряя и снижая темп. |
| 2 | |
Закрепление первичных знаний. Упр. 10, с.25 | -Прочитайте задание к тексту УПР. 10, с. 25 -Кто автор отрывка, с которым мы будем работать? - Какие дожди описывает автор? (снизу даны слова для выбора) - Выполните задание в группах. - Обсудите, какой дождь описан в каждом отрывке. -Спишите, вставив подходящие слова, вместо точек. -Какой дождь описывался в первом отрывке? - Как вы записали слово «ОСЕННИЙ»? -Почему? -Как вы догадались, что это «Осенний» дождь? - Какой дождь описан во втором отрывке? -Какие слова помогли вам это понять? Какой дождь описан во третьем отрывке? - Как вы записали слово «ВЕСЕННИЙ»? -Почему? -Какие слова помогли вам понять, что это «весенний» дождь? | Читают Ответ: Н.И. Сладков Ответ учеников: летние, осенние, весенние Читают, обсуждают. Списывают Осенний С удвоенной НН Одна Н, относится к корню, другая к суффиксу. «Он постоянно льёт, земля не высыхает, набухает, чавкает под ногами» Летний «Тут же и высохнешь на солнце и ветерке» «Весенний» С удвоенной НН Одна Н, относится к корню, другая к суффиксу. «Идет сразу после зимы» |
| 10 | |
Рефлексия | - Пришло время узнать, хорошо ли мы знаем тему «Дождевые слова». Для этого мы проведем мини тест. | Выполняют тест |
| 2 | |
Домашнее задание Стр. 20-21 упр.5 | -Ребята, вы уже начали работу по созданию группового проекта «Природный словарь» (словарь природных слов)
- Перед вами только несколько работ ребят вашей группы. Те, кто ещё работает над созданием презентации, задание на дом, закончить работу над созданием «Природного словаря». | Просматривают работы одноклассников |
| 4 | |
Итог урока | - С каким словами сегодня познакомились? - Какие слова из прошлого узнали? - Чтобы вы хотели еще узнать о дождевых словах? | - С дождевыми словами, со словами, описывающими дождь (глаголами и прилагательными) Ответы ребят |
| 3 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская начальная общеобразовательная школа»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
«РОДНОЙ ЯЗЫК»
Тема: «Дождик вымочит, а красно солнышко высушит»
3 «г» класс
Елена Давидовна Коробкина | ||
МОУ ОНОШ | ||
Учитель начальных классов | ||
Русский родной язык | ||
Класс 3 | ||
Тема урока «Дождевые слова» в разделе «Русский язык: прошлое и настоящее» | ||
Источники, используемые при подготовке к уроку:
|
- Цель: сформировать представления о различных словах называющих и характеризующих дождь, продолжить знакомство с прошлым и настоящим родного языка. Коррекция логических операций. Развитие устной речи.
- Задачи, направленные на формирование:
Предметных знаний, умений и способов деятельности (планируемые результаты):
-уметь определять знакомые и незнакомые слова;
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;
- работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Универсальные учебные действия (метапредметные и личностные):
- регулятивные: уметь планировать учебную деятельность, уметь оценивать результат своей работы на уроке, умение работать в группе;
- коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- познавательные: уметь применять знания о языке для решения учебно-практических задач;строить рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи, работать с текстом.
- личностные: развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.
-коррекционно-развивающая задача:коррекция логических операций: сравнения, классификации. Коррекция устной речи на основе обогащения знаний об окружающей действительности.Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса. Развитие диалогической и монологической речи. Коррекция произношения, письма..Коррекция пространственно-двигательной ориентации.
- Тип урока: урок закрепления полученных знаний.
- Необходимое техническое оборудование и наглядность
проектор, презентация
- Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в группах.
- Структура и ход урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | Время |
Организационный момент. | Приветствует учащихся, эмоционально настраивает на урок. – Ребята, вам тепло? - В классе светло? - Прозвенел для вас звонок? - Уже закончился урок? - Только начался урок? - Хотите учиться? - Значит можно садиться! | Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы, эмоционально настраиваются на урок Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
| 1 | |
Актуализация опорных знаний | -Ребята, какой раздел учебника мы изучали на последних уроках родного языка? - Какая тема было на прошлом уроке? (Давайте полные ответы, говорите медленно) -Какие слова называют МЕСТНЫМИ или ДИАЛЕКТНЫМИ. (если затрудняются ответить, назвать 21 страницу учебника) -А теперь, чтобы закрепить наши знания о дождевых словах, вы разгадаете кроссворд и узнаете ещё кое- что новое из истории родного русского языка. 1.Снег с дождём (диалектное). (Лепень) 2.Сильный проливной дождь. (ливень) 3. Народное название лугового растения с ярко-жёлтыми цветами (диалектное). (Жарки) 4. Природное явление, которое часто бывает после грибного дождя. (Радуга) 5. Самый мелкий дождь, как из сита. (Ситник) - Прочитайте ключевое слово. -Знаете ли вы, кто такой ПЕРУН? -Это древнеславянский бог грома и молнии. -Кто из вас слышал такое устойчивое выражение (фразеологизм): «Когда рак на горе свистнет»? -Что, по вашему, может обозначать выражение: «После дождичка, в четверг»? Откуда пошло это выражение? - На с. 24-25, в рубрике «Из истории языка и культуры», прочитайте, что значит это выражение. | «Русский язык: прошлое и настоящее» -Дождевые слова - Слова из прошлого нашего языка, слова из разных регионов нашей страны Работают в паре. Разгадывают кроссворд ПЕРУН Ответы ребят Ответы ребят: «Это значит- никогда» Ответы ребят. (затрудняются ответить) Ученики читают. |
| 4 | |
Самоопределение к деятельности. Постановка цели и задач урока. | - Сегодня мы продолжим изучать прошлое и настоящее родного языка. - А о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке, вы узнаете, прослушав запись. (Звучит аудио запись «Шум дождя» (ливень) -Вы все правы, но скажите, можете ли вы по звуку определить, какой это был дождь? - Как вы догадались, что это был «Ливень»? -О каких словах сегодня пойдет речь на уроке? -Значит цель нашего урока - узнать прошлое и настоящее слов передающих описание дождя при помощи глаголов и прилагательных. -Тема нашего урока: Дождевые слова. | Ребята слушают запись и высказывают свои варианты ответов: «О дожде», «О дождевых словах» Ответы ребят: «Это был ливень» Ответ ученика: «Он шёл быстро, сильно, шумно» Ответ ребят: «О словах, которые описывают дождь. Слова, которые называют дождь»
|
| 5 | |
Изучение нового материала. С. 25, УПР.9 | - Разминка закончилась. Вы хорошо потрудились. Впереди нас ждет интересная работа. -Сегодня на уроке мы будем знакомится ь с новыми словами и в этом нам поможет упр. 9 на с. 25. - Прочитайте задание. - Что вы будете выполнять? -Приступайте к выполнению. (Самостоятельное выполнение. Коллективная проверка) -Проверяем -Какое прилагательное вы пропустили? Вспомните нынешнее лето. Оно было жарким, дождей не было, и вот прошёл один единственный дождь… Каким он был для природы? -Допишите это слово. - А теперь, аналогично, выполните задание с глаголами. - Проверяем -На аудио записи вы услышали «ЛИВЕНЬ». Используя записанные вами прилагательные и глаголы, дайте характеристику «ЛИВНЮ», «МОРОСЯЩЕМУ дождю» | Читают Выпишем прилагательные, которые подходят для описания дождя Ученики самостоятельно выполняют УПР. 9, стр. 25 Ответы учеников: «Мы выписали следующие прилагательные: редкий, короткий, холодный, тёплый, быстрый, долгий.» Ответ ученика: «Живительным» Дописываю слово: ЖИВИТЕЛЬНЫЙ Ребята выписывают глаголы, характеризующие дождь. Один ученик диктует, остальные проверяют, если все верно хлопают, если не согласны топают. Ответы ребят: «Живительный, быстрый, льёт, шумит, барабанит». «Холодный, долгий, идёт, моросит, нудный, надоедливый, непроходящий». |
| 7 | |
Физкульминутка | -Выполним физкультминутку, где вы сможете услышать звуки дождя. -Трем ладошки - Хлопаем в ладошки - Щелкаем пальцами - Хлопаем по коленям - Топаем ногами. | Повторяют движения за учителем, сначала медленно, затем ускоряя и снижая темп. |
| 2 | |
Закрепление первичных знаний. Упр. 10, с.25 | -Прочитайте задание к тексту УПР. 10, с. 25 -Кто автор отрывка, с которым мы будем работать? - Какие дожди описывает автор? (снизу даны слова для выбора) - Выполните задание в группах. - Обсудите, какой дождь описан в каждом отрывке. -Спишите, вставив подходящие слова, вместо точек. -Какой дождь описывался в первом отрывке? - Как вы записали слово «ОСЕННИЙ»? -Почему? -Как вы догадались, что это «Осенний» дождь? - Какой дождь описан во втором отрывке? -Какие слова помогли вам это понять? Какой дождь описан во третьем отрывке? - Как вы записали слово «ВЕСЕННИЙ»? -Почему? -Какие слова помогли вам понять, что это «весенний» дождь? | Читают Ответ: Н.И. Сладков Ответ учеников: летние, осенние, весенние Читают, обсуждают. Списывают Осенний С удвоенной НН Одна Н, относится к корню, другая к суффиксу. «Он постоянно льёт, земля не высыхает, набухает, чавкает под ногами» Летний «Тут же и высохнешь на солнце и ветерке» «Весенний» С удвоенной НН Одна Н, относится к корню, другая к суффиксу. «Идет сразу после зимы» |
| 10 | |
Рефлексия | - Пришло время узнать, хорошо ли мы знаем тему «Дождевые слова». Для этого мы проведем мини тест. | Выполняют тест |
| 2 | |
Домашнее задание Стр. 20-21 упр.5 | -Ребята, вы уже начали работу по созданию группового проекта «Природный словарь» (словарь природных слов)
- Перед вами только несколько работ ребят вашей группы. Те, кто ещё работает над созданием презентации, задание на дом, закончить работу над созданием «Природного словаря». | Просматривают работы одноклассников |
| 4 | |
Итог урока | - С каким словами сегодня познакомились? - Какие слова из прошлого узнали? - Чтобы вы хотели еще узнать о дождевых словах? | - С дождевыми словами, со словами, описывающими дождь (глаголами и прилагательными) Ответы ребят |
| 3 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская начальная общеобразовательная школа»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
«РОДНОЙ ЯЗЫК»
Тема: «Дождик вымочит, а красно солнышко высушит»
3 «г» класс
Елена Давидовна Коробкина | ||
МОУ ОНОШ | ||
Учитель начальных классов | ||
Русский родной язык | ||
Класс 3 | ||
Тема урока «Дождевые слова» в разделе «Русский язык: прошлое и настоящее» | ||
Источники, используемые при подготовке к уроку:
|
- Цель: сформировать представления о различных словах называющих и характеризующих дождь, продолжить знакомство с прошлым и настоящим родного языка. Коррекция логических операций. Развитие устной речи.
- Задачи, направленные на формирование:
Предметных знаний, умений и способов деятельности (планируемые результаты):
-уметь определять знакомые и незнакомые слова;
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;
- работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Универсальные учебные действия (метапредметные и личностные):
- регулятивные: уметь планировать учебную деятельность, уметь оценивать результат своей работы на уроке, умение работать в группе;
- коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- познавательные: уметь применять знания о языке для решения учебно-практических задач;строить рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи, работать с текстом.
- личностные: развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.
-коррекционно-развивающая задача:коррекция логических операций: сравнения, классификации. Коррекция устной речи на основе обогащения знаний об окружающей действительности.Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса. Развитие диалогической и монологической речи. Коррекция произношения, письма..Коррекция пространственно-двигательной ориентации.
- Тип урока: урок закрепления полученных знаний.
- Необходимое техническое оборудование и наглядность
проектор, презентация
- Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в группах.
- Структура и ход урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | Время |
Организационный момент. | Приветствует учащихся, эмоционально настраивает на урок. – Ребята, вам тепло? - В классе светло? - Прозвенел для вас звонок? - Уже закончился урок? - Только начался урок? - Хотите учиться? - Значит можно садиться! | Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы, эмоционально настраиваются на урок Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
| 1 | |
Актуализация опорных знаний | -Ребята, какой раздел учебника мы изучали на последних уроках родного языка? - Какая тема было на прошлом уроке? (Давайте полные ответы, говорите медленно) -Какие слова называют МЕСТНЫМИ или ДИАЛЕКТНЫМИ. (если затрудняются ответить, назвать 21 страницу учебника) -А теперь, чтобы закрепить наши знания о дождевых словах, вы разгадаете кроссворд и узнаете ещё кое- что новое из истории родного русского языка. 1.Снег с дождём (диалектное). (Лепень) 2.Сильный проливной дождь. (ливень) 3. Народное название лугового растения с ярко-жёлтыми цветами (диалектное). (Жарки) 4. Природное явление, которое часто бывает после грибного дождя. (Радуга) 5. Самый мелкий дождь, как из сита. (Ситник) - Прочитайте ключевое слово. -Знаете ли вы, кто такой ПЕРУН? -Это древнеславянский бог грома и молнии. -Кто из вас слышал такое устойчивое выражение (фразеологизм): «Когда рак на горе свистнет»? -Что, по вашему, может обозначать выражение: «После дождичка, в четверг»? Откуда пошло это выражение? - На с. 24-25, в рубрике «Из истории языка и культуры», прочитайте, что значит это выражение. | «Русский язык: прошлое и настоящее» -Дождевые слова - Слова из прошлого нашего языка, слова из разных регионов нашей страны Работают в паре. Разгадывают кроссворд ПЕРУН Ответы ребят Ответы ребят: «Это значит- никогда» Ответы ребят. (затрудняются ответить) Ученики читают. |
| 4 | |
Самоопределение к деятельности. Постановка цели и задач урока. | - Сегодня мы продолжим изучать прошлое и настоящее родного языка. - А о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке, вы узнаете, прослушав запись. (Звучит аудио запись «Шум дождя» (ливень) -Вы все правы, но скажите, можете ли вы по звуку определить, какой это был дождь? - Как вы догадались, что это был «Ливень»? -О каких словах сегодня пойдет речь на уроке? -Значит цель нашего урока - узнать прошлое и настоящее слов передающих описание дождя при помощи глаголов и прилагательных. -Тема нашего урока: Дождевые слова. | Ребята слушают запись и высказывают свои варианты ответов: «О дожде», «О дождевых словах» Ответы ребят: «Это был ливень» Ответ ученика: «Он шёл быстро, сильно, шумно» Ответ ребят: «О словах, которые описывают дождь. Слова, которые называют дождь»
|
| 5 | |
Изучение нового материала. С. 25, УПР.9 | - Разминка закончилась. Вы хорошо потрудились. Впереди нас ждет интересная работа. -Сегодня на уроке мы будем знакомится ь с новыми словами и в этом нам поможет упр. 9 на с. 25. - Прочитайте задание. - Что вы будете выполнять? -Приступайте к выполнению. (Самостоятельное выполнение. Коллективная проверка) -Проверяем -Какое прилагательное вы пропустили? Вспомните нынешнее лето. Оно было жарким, дождей не было, и вот прошёл один единственный дождь… Каким он был для природы? -Допишите это слово. - А теперь, аналогично, выполните задание с глаголами. - Проверяем -На аудио записи вы услышали «ЛИВЕНЬ». Используя записанные вами прилагательные и глаголы, дайте характеристику «ЛИВНЮ», «МОРОСЯЩЕМУ дождю» | Читают Выпишем прилагательные, которые подходят для описания дождя Ученики самостоятельно выполняют УПР. 9, стр. 25 Ответы учеников: «Мы выписали следующие прилагательные: редкий, короткий, холодный, тёплый, быстрый, долгий.» Ответ ученика: «Живительным» Дописываю слово: ЖИВИТЕЛЬНЫЙ Ребята выписывают глаголы, характеризующие дождь. Один ученик диктует, остальные проверяют, если все верно хлопают, если не согласны топают. Ответы ребят: «Живительный, быстрый, льёт, шумит, барабанит». «Холодный, долгий, идёт, моросит, нудный, надоедливый, непроходящий». |
| 7 | |
Физкульминутка | -Выполним физкультминутку, где вы сможете услышать звуки дождя. -Трем ладошки - Хлопаем в ладошки - Щелкаем пальцами - Хлопаем по коленям - Топаем ногами. | Повторяют движения за учителем, сначала медленно, затем ускоряя и снижая темп. |
| 2 | |
Закрепление первичных знаний. Упр. 10, с.25 | -Прочитайте задание к тексту УПР. 10, с. 25 -Кто автор отрывка, с которым мы будем работать? - Какие дожди описывает автор? (снизу даны слова для выбора) - Выполните задание в группах. - Обсудите, какой дождь описан в каждом отрывке. -Спишите, вставив подходящие слова, вместо точек. -Какой дождь описывался в первом отрывке? - Как вы записали слово «ОСЕННИЙ»? -Почему? -Как вы догадались, что это «Осенний» дождь? - Какой дождь описан во втором отрывке? -Какие слова помогли вам это понять? Какой дождь описан во третьем отрывке? - Как вы записали слово «ВЕСЕННИЙ»? -Почему? -Какие слова помогли вам понять, что это «весенний» дождь? | Читают Ответ: Н.И. Сладков Ответ учеников: летние, осенние, весенние Читают, обсуждают. Списывают Осенний С удвоенной НН Одна Н, относится к корню, другая к суффиксу. «Он постоянно льёт, земля не высыхает, набухает, чавкает под ногами» Летний «Тут же и высохнешь на солнце и ветерке» «Весенний» С удвоенной НН Одна Н, относится к корню, другая к суффиксу. «Идет сразу после зимы» |
| 10 | |
Рефлексия | - Пришло время узнать, хорошо ли мы знаем тему «Дождевые слова». Для этого мы проведем мини тест. | Выполняют тест |
| 2 | |
Домашнее задание Стр. 20-21 упр.5 | -Ребята, вы уже начали работу по созданию группового проекта «Природный словарь» (словарь природных слов)
- Перед вами только несколько работ ребят вашей группы. Те, кто ещё работает над созданием презентации, задание на дом, закончить работу над созданием «Природного словаря». | Просматривают работы одноклассников |
| 4 | |
Итог урока | - С каким словами сегодня познакомились? - Какие слова из прошлого узнали? - Чтобы вы хотели еще узнать о дождевых словах? | - С дождевыми словами, со словами, описывающими дождь (глаголами и прилагательными) Ответы ребят |
| 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку по теме: «Однокоренные слова» в рамках ФГОС ,2 класс
Технологическая карта урока по русскому языкупо теме: «Однокоренные слова» в рамках ФГОСКласс: 2 класс ...
Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Устаревшие слова" (2 класс)
Цели:1. Познакомить учащихся с новыми понятиями: устаревшими словами, углубить знакомство с лексическим запасом русского языка.2. Развивать ОУУН учащихся на основе дидактического материала; развивать ...
Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Корень слова. Однокоренные слова»
Целью урока является создание условий для выявления особенностей однокоренных слов, нахождения и образования однокоренных слов, применения их в речи и практическое использование...
Технологическая карта урока родного русского языка в 4 классе по теме "Редактирование текста2
Тема урока: Редактирование текстаЦель урока: Создать условия для овладения учащимися умениями находить ошибки, допущенные в построении текста, редактировать текст....
Технологическая карта урока родного русского языка в 4 классе по теме "Местоимение как часть речи"
Тип урока: изучение нового материалаЦель: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи....
Технологическая карта урока родного русского языка в 4 классе по теме "Личные местоимения"
Цель урока: обобщение знаний о местоимении, выработка умений и навыков по их применению....
Технологическая карта урока родного русского языка во 2 классе "В решете воду не удержишь"
Ожидаемые результаты: Предметные: обучающие познакомятся с понятием «домашняя утварь», получат возможность понимать значения устаревших слов, соблюдать основные орфографические и пунктуаци...