Технологическая карта урока родного русского языка 3 класс по теме "дОЖДЕВЫЕ СЛОВА"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская начальная общеобразовательная школа»

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

«РОДНОЙ ЯЗЫК»
Тема:  «Дождик вымочит, а красно солнышко высушит»

 3 «г» класс

1.   

Елена Давидовна Коробкина

 

2.   

МОУ ОНОШ

 

3.   

Учитель начальных классов

 

4.   

Русский родной язык

 

5.   

Класс 3

 

6.   

Тема урока  «Дождевые слова» в разделе «Русский язык: прошлое и настоящее»

 

7.   

Источники, используемые при подготовке к уроку:

·         Календарно-тематическое планирование предмета«Родной язык» в 3 класс.

·         Рабочая программа реализующая ФГОС НОО по учебному предмету «Родной язык».

·         Учебник «Русский родной язык». 3 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ (О.М.Александрова и др.). –М.:Просвещение, 2021

 

8.      Цель: сформировать представления о различных словах называющих и характеризующих дождь, продолжить знакомство с прошлым и настоящим родного языка. Коррекция логических операций. Развитие  устной речи.

9.      Задачи, направленные на формирование:                                                           

Предметных  знаний, умений и способов деятельности (планируемые результаты):

 -уметь определять знакомые и незнакомые слова;

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;

- работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Универсальные  учебные действия (метапредметные и личностные):

·         регулятивные: уметь планировать учебную деятельность, уметь оценивать результат своей работы на уроке, умение работать в группе;

·         коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

·         познавательные: уметь применять знания о языке для решения учебно-практических задач;строить рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи, работать с текстом.

·         личностные: развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.

-коррекционно-развивающая задача:коррекция логических операций: сравнения, классификации. Коррекция устной речи на основе обогащения знаний об окружающей действительности.Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса. Развитие диалогической и монологической речи. Коррекция произношения, письма..Коррекция пространственно-двигательной ориентации.

10.  Тип урока: урок закрепления полученных  знаний.

11.  Необходимое техническое оборудование и наглядность

проектор, презентация

12.  Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

13.  Структура и ход  урока

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Время

1.       

Организационный момент.

 

Приветствует учащихся, эмоционально настраивает на урок.

– Ребята, вам тепло?

- В классе светло?

-  Прозвенел для вас звонок?

- Уже закончился урок?

- Только начался урок?

- Хотите учиться?

- Значит можно садиться!

Приветствуют учителя.

 

Отвечают на вопросы, эмоционально настраиваются на урок

Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

·         Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

·         Коррекция пространственно-двигательной ориентации.

 

1

2.       

Актуализация опорных знаний

 

-Ребята, какой раздел учебника мы изучали на последних уроках родного языка?

- Какая тема было на прошлом уроке?

 (Давайте полные ответы, говорите медленно)

-Какие слова называют МЕСТНЫМИ или ДИАЛЕКТНЫМИ.

(если затрудняются ответить, назвать 21 страницу учебника)

-А теперь, чтобы закрепить наши знания о дождевых словах, вы разгадаете кроссворд и узнаете ещё кое- что новое из истории  родного русского языка.

1.Снег с дождём (диалектное). (Лепень)

2.Сильный проливной дождь. (ливень)

3. Народное название лугового растения с ярко-жёлтыми цветами (диалектное). (Жарки)

4. Природное явление, которое часто бывает после грибного дождя. (Радуга)

5. Самый мелкий дождь, как из сита. (Ситник)

- Прочитайте ключевое слово.

-Знаете ли вы, кто такой ПЕРУН?

-Это древнеславянский бог грома и молнии.

-Кто из вас слышал такое устойчивое выражение (фразеологизм): «Когда рак на горе свистнет»?

-Что, по вашему,  может обозначать выражение: «После дождичка, в четверг»? Откуда пошло это выражение?

- На с. 24-25, в рубрике «Из истории языка и культуры», прочитайте, что значит это выражение.

«Русский язык: прошлое и настоящее»

 

-Дождевые слова

 

 

- Слова из прошлого нашего языка, слова из разных регионов нашей страны

 

 

 

Работают в паре.

Разгадывают кроссворд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРУН

Ответы ребят

 

 

 

Ответы ребят: «Это значит- никогда»

 

Ответы ребят. (затрудняются ответить)

 

 

Ученики читают.

·         Личностные осознание ответственности за произнесенное слово.

·         Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

·         Познавательные:уметь строить рассуждения

·         Коррекция: коррекция произношения.

4

3.       

Самоопределение к деятельности. Постановка цели и задач урока.

 

- Сегодня мы продолжим изучать прошлое и настоящее родного языка.

- А о чём мы  будем говорить на сегодняшнем уроке, вы узнаете, прослушав запись. (Звучит аудио запись «Шум дождя» (ливень)

 

-Вы все правы, но скажите, можете ли вы по звуку определить, какой это был дождь?

- Как вы догадались, что это был «Ливень»?

-О каких словах сегодня пойдет речь на уроке?

 

 

-Значит цель нашего урока - узнать прошлое и настоящее слов передающих описание дождя при помощи глаголов и прилагательных.

-Тема нашего урока: Дождевые слова.

 

 

 

 

Ребята слушают запись и высказывают свои варианты ответов: «О дожде», «О дождевых словах»

 

Ответы ребят: «Это был ливень»

Ответ ученика: «Он шёл быстро, сильно, шумно»

Ответ ребят: «О словах, которые описывают дождь. Слова, которые называют дождь»

 

 

 

 

 

 

·         Коммуникативные:уметь слушать и вступать в диалог.

·         Познавательные:уметь применять знания о родном языке для решения учебно-практических задач.

·         Регулятивные:уметь планировать учебную деятельность.

·         Коррекция: коррекция диалогической речи

5

4.       

Изучение нового материала.

 

 

С. 25, УПР.9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Разминка закончилась. Вы хорошо потрудились. Впереди нас ждет интересная работа.

-Сегодня на уроке мы  будем знакомится ь с новыми словами  и в этом нам поможет упр. 9 на с. 25.

- Прочитайте задание.

- Что вы будете выполнять?

 

 

-Приступайте к выполнению. (Самостоятельное выполнение. Коллективная проверка)

 

-Проверяем

 

 

 

 

-Какое прилагательное вы пропустили?

Вспомните нынешнее лето. Оно было жарким, дождей не было, и вот прошёл один единственный дождь… Каким он был для природы?

 

-Допишите это слово.

- А теперь, аналогично, выполните задание с глаголами.

- Проверяем

 

 

 

-На аудио записи вы услышали «ЛИВЕНЬ». Используя записанные вами прилагательные и глаголы, дайте характеристику «ЛИВНЮ»,

 

«МОРОСЯЩЕМУ дождю»

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают

Выпишем прилагательные, которые подходят для описания дождя

Ученики самостоятельно выполняют УПР. 9, стр. 25

 

Ответы учеников: «Мы выписали следующие прилагательные: редкий, короткий, холодный, тёплый, быстрый, долгий.»

 

 

 

 

Ответ ученика: «Живительным»

Дописываю слово: ЖИВИТЕЛЬНЫЙ

Ребята выписывают глаголы, характеризующие дождь.

Один ученик диктует, остальные проверяют, если все верно хлопают, если не согласны топают.

 

Ответы ребят:

 

«Живительный, быстрый, льёт, шумит, барабанит».

«Холодный, долгий, идёт, моросит, нудный, надоедливый, непроходящий».

·         Познавательные: работать с текстом.

·         Регулятивные: умение работать в группе.

·         Коммуникативные:участвовать в коллективном обсуждении; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

·         Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях; осознание ответственности за написанное слово.

·         Коррекция: произношения, письма, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса.

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.       

Физкульминутка

 

 

-Выполним физкультминутку, где вы сможете услышать звуки дождя.

-Трем ладошки

- Хлопаем в ладошки

- Щелкаем пальцами

- Хлопаем по коленям

- Топаем ногами.

Повторяют движения за учителем, сначала медленно, затем ускоряя и снижая темп.

·      Коммуникативные: уметь слушать.

·      Личностные: развитие навыков сотрудничества с взрослыми в разных социальных ситуациях.

·      Коррекция:развитие мелкой моторики.

 

2

6.       

Закрепление первичных  знаний.

Упр. 10, с.25

 

 

 

 

 

 

-Прочитайте задание к тексту УПР. 10, с. 25

-Кто автор отрывка, с которым мы будем работать?

- Какие дожди описывает автор?

(снизу даны слова для выбора)

- Выполните задание в группах.

 - Обсудите, какой дождь описан в каждом отрывке.

-Спишите, вставив подходящие слова, вместо точек.

-Какой дождь описывался в первом отрывке?

- Как вы записали слово «ОСЕННИЙ»?

-Почему?

 

-Как вы догадались, что это «Осенний» дождь?

- Какой дождь описан во втором отрывке?

-Какие слова  помогли вам это понять?

Какой дождь описан во третьем отрывке?

- Как вы записали слово «ВЕСЕННИЙ»?

-Почему?

-Какие слова  помогли вам понять, что это «весенний» дождь?

Читают

 

Ответ: Н.И. Сладков

 

Ответ учеников: летние, осенние, весенние

 

 

Читают, обсуждают.

 

Списывают

 

 

Осенний

 

С удвоенной НН

 

Одна Н, относится к корню, другая к суффиксу.

«Он постоянно льёт, земля не высыхает, набухает, чавкает под ногами»

Летний

 

«Тут же и высохнешь на солнце и ветерке»

 

«Весенний»

 

С удвоенной НН

Одна Н, относится к корню, другая к суффиксу.

 

«Идет сразу после зимы»

·         Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении.

·         Познавательные: работа с текстом.

·         Коррекционно-развивающая задача: пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса.

10

7.       

Рефлексия

- Пришло время узнать, хорошо ли мы знаем тему «Дождевые слова».

Для этого мы проведем мини тест.

 

Выполняют тест

·         Регулятивные: уметь оценивать результат своей работы на уроке.

 

2

8.       

Домашнее задание

Стр. 20-21

упр.5

 

-Ребята, вы уже начали работу по созданию группового проекта «Природный словарь» (словарь природных слов)

·         Обложка (Дождевые слова)

·         1 стр. написать, какие бывают дожди,

·         2 стр. нарисовать дождь.

- Перед вами только несколько работ ребят вашей группы.

Те, кто ещё работает над созданием презентации, задание на дом, закончить работу над созданием «Природного словаря».

 

 

 

 

 

 

 

Просматривают работы одноклассников

·         Познавательные: уметь применять знания о языке для решения учебно-практических задач

·         Личностные: развитие основ самоорганизации.

4

9.       

Итог урока

- С каким словами сегодня познакомились?

- Какие слова из прошлого узнали?

- Чтобы вы хотели еще узнать о дождевых словах?

- С дождевыми словами, со словами, описывающими дождь (глаголами и прилагательными)

Ответы ребят

·         Коррекционно-развивающие задачи: пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса

3

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская начальная общеобразовательная школа»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

«РОДНОЙ ЯЗЫК»
Тема:  «Дождик вымочит, а красно солнышко высушит»

 3 «г» класс

Елена Давидовна Коробкина

МОУ ОНОШ

Учитель начальных классов

Русский родной язык

Класс 3

Тема урока  «Дождевые слова» в разделе «Русский язык: прошлое и настоящее»

Источники, используемые при подготовке к уроку:

  • Календарно-тематическое планирование предмета«Родной язык» в 3 класс.
  • Рабочая программа реализующая ФГОС НОО по учебному предмету «Родной язык».
  • Учебник «Русский родной язык». 3 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ (О.М.Александрова и др.). –М.:Просвещение, 2021

  1. Цель: сформировать представления о различных словах называющих и характеризующих дождь, продолжить знакомство с прошлым и настоящим родного языка. Коррекция логических операций. Развитие  устной речи.
  2. Задачи, направленные на формирование:                                                

Предметных  знаний, умений и способов деятельности (планируемые результаты):

 -уметь определять знакомые и незнакомые слова;

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;

- работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Универсальные  учебные действия (метапредметные и личностные):

  • регулятивные: уметь планировать учебную деятельность, уметь оценивать результат своей работы на уроке, умение работать в группе;
  • коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
  • познавательные: уметь применять знания о языке для решения учебно-практических задач;строить рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи, работать с текстом.
  • личностные: развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.

-коррекционно-развивающая задача:коррекция логических операций: сравнения, классификации. Коррекция устной речи на основе обогащения знаний об окружающей действительности.Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса. Развитие диалогической и монологической речи. Коррекция произношения, письма..Коррекция пространственно-двигательной ориентации.

  1. Тип урока: урок закрепления полученных  знаний.
  2. Необходимое техническое оборудование и наглядность

проектор, презентация

  1. Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в группах.
  2. Структура и ход  урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Время

Организационный момент.

Приветствует учащихся, эмоционально настраивает на урок.

– Ребята, вам тепло?

- В классе светло?

-  Прозвенел для вас звонок?

- Уже закончился урок?

- Только начался урок?

- Хотите учиться?

- Значит можно садиться!

Приветствуют учителя.

Отвечают на вопросы, эмоционально настраиваются на урок

Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

  • Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
  • Коррекция пространственно-двигательной ориентации.

1

Актуализация опорных знаний

-Ребята, какой раздел учебника мы изучали на последних уроках родного языка?

- Какая тема было на прошлом уроке?

 (Давайте полные ответы, говорите медленно)

-Какие слова называют МЕСТНЫМИ или ДИАЛЕКТНЫМИ.

(если затрудняются ответить, назвать 21 страницу учебника)

-А теперь, чтобы закрепить наши знания о дождевых словах, вы разгадаете кроссворд и узнаете ещё кое- что новое из истории  родного русского языка.

1.Снег с дождём (диалектное). (Лепень)

2.Сильный проливной дождь. (ливень)

3. Народное название лугового растения с ярко-жёлтыми цветами (диалектное). (Жарки)

4. Природное явление, которое часто бывает после грибного дождя. (Радуга)

5. Самый мелкий дождь, как из сита. (Ситник)

- Прочитайте ключевое слово.

-Знаете ли вы, кто такой ПЕРУН?

-Это древнеславянский бог грома и молнии.

-Кто из вас слышал такое устойчивое выражение (фразеологизм): «Когда рак на горе свистнет»?

-Что, по вашему,  может обозначать выражение: «После дождичка, в четверг»? Откуда пошло это выражение?

- На с. 24-25, в рубрике «Из истории языка и культуры», прочитайте, что значит это выражение.

«Русский язык: прошлое и настоящее»

-Дождевые слова

- Слова из прошлого нашего языка, слова из разных регионов нашей страны

Работают в паре.

Разгадывают кроссворд

ПЕРУН

Ответы ребят

Ответы ребят: «Это значит- никогда»

Ответы ребят. (затрудняются ответить)

Ученики читают.

  • Личностные осознание ответственности за произнесенное слово.
  • Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
  • Познавательные:уметь строить рассуждения
  • Коррекция: коррекция произношения.

4

Самоопределение к деятельности. Постановка цели и задач урока.

- Сегодня мы продолжим изучать прошлое и настоящее родного языка.

- А о чём мы  будем говорить на сегодняшнем уроке, вы узнаете, прослушав запись. (Звучит аудио запись «Шум дождя» (ливень)

-Вы все правы, но скажите, можете ли вы по звуку определить, какой это был дождь?

- Как вы догадались, что это был «Ливень»?

-О каких словах сегодня пойдет речь на уроке?

-Значит цель нашего урока - узнать прошлое и настоящее слов передающих описание дождя при помощи глаголов и прилагательных.

-Тема нашего урока: Дождевые слова.

Ребята слушают запись и высказывают свои варианты ответов: «О дожде», «О дождевых словах»

Ответы ребят: «Это был ливень»

Ответ ученика: «Он шёл быстро, сильно, шумно»

Ответ ребят: «О словах, которые описывают дождь. Слова, которые называют дождь»

 

  • Коммуникативные:уметь слушать и вступать в диалог.
  • Познавательные:уметь применять знания о родном языке для решения учебно-практических задач.
  • Регулятивные:уметь планировать учебную деятельность.
  • Коррекция: коррекция диалогической речи

5

Изучение нового материала.

С. 25, УПР.9

- Разминка закончилась. Вы хорошо потрудились. Впереди нас ждет интересная работа.

-Сегодня на уроке мы  будем знакомится ь с новыми словами  и в этом нам поможет упр. 9 на с. 25.

- Прочитайте задание.

- Что вы будете выполнять?

-Приступайте к выполнению. (Самостоятельное выполнение. Коллективная проверка)

-Проверяем

-Какое прилагательное вы пропустили?

Вспомните нынешнее лето. Оно было жарким, дождей не было, и вот прошёл один единственный дождь… Каким он был для природы?

-Допишите это слово.

- А теперь, аналогично, выполните задание с глаголами.

- Проверяем

-На аудио записи вы услышали «ЛИВЕНЬ». Используя записанные вами прилагательные и глаголы, дайте характеристику «ЛИВНЮ»,

«МОРОСЯЩЕМУ дождю»

Читают

Выпишем прилагательные, которые подходят для описания дождя

Ученики самостоятельно выполняют УПР. 9, стр. 25

Ответы учеников: «Мы выписали следующие прилагательные: редкий, короткий, холодный, тёплый, быстрый, долгий.»

Ответ ученика: «Живительным»

Дописываю слово: ЖИВИТЕЛЬНЫЙ

Ребята выписывают глаголы, характеризующие дождь.

Один ученик диктует, остальные проверяют, если все верно хлопают, если не согласны топают.

Ответы ребят:

«Живительный, быстрый, льёт, шумит, барабанит».

«Холодный, долгий, идёт, моросит, нудный, надоедливый, непроходящий».

  • Познавательные: работать с текстом.
  • Регулятивные: умение работать в группе.
  • Коммуникативные:участвовать в коллективном обсуждении; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
  • Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях; осознание ответственности за написанное слово.
  • Коррекция: произношения, письма, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса.

7

Физкульминутка

-Выполним физкультминутку, где вы сможете услышать звуки дождя.

-Трем ладошки

- Хлопаем в ладошки

- Щелкаем пальцами

- Хлопаем по коленям

- Топаем ногами.

Повторяют движения за учителем, сначала медленно, затем ускоряя и снижая темп.

  • Коммуникативные: уметь слушать.
  • Личностные: развитие навыков сотрудничества с взрослыми в разных социальных ситуациях.
  • Коррекция:развитие мелкой моторики.

2

Закрепление первичных  знаний.

Упр. 10, с.25

-Прочитайте задание к тексту УПР. 10, с. 25

-Кто автор отрывка, с которым мы будем работать?

- Какие дожди описывает автор?

(снизу даны слова для выбора)

- Выполните задание в группах.

 - Обсудите, какой дождь описан в каждом отрывке.

-Спишите, вставив подходящие слова, вместо точек.

-Какой дождь описывался в первом отрывке?

- Как вы записали слово «ОСЕННИЙ»?

-Почему?

-Как вы догадались, что это «Осенний» дождь?

- Какой дождь описан во втором отрывке?

-Какие слова  помогли вам это понять?

Какой дождь описан во третьем отрывке?

- Как вы записали слово «ВЕСЕННИЙ»?

-Почему?

-Какие слова  помогли вам понять, что это «весенний» дождь?

Читают

Ответ: Н.И. Сладков

Ответ учеников: летние, осенние, весенние

Читают, обсуждают.

Списывают

Осенний

С удвоенной НН

Одна Н, относится к корню, другая к суффиксу.

«Он постоянно льёт, земля не высыхает, набухает, чавкает под ногами»

Летний

«Тут же и высохнешь на солнце и ветерке»

«Весенний»

С удвоенной НН

Одна Н, относится к корню, другая к суффиксу.

«Идет сразу после зимы»

  • Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении.
  • Познавательные: работа с текстом.
  • Коррекционно-развивающая задача: пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса.

10

Рефлексия

- Пришло время узнать, хорошо ли мы знаем тему «Дождевые слова».

Для этого мы проведем мини тест.

Выполняют тест

  • Регулятивные: уметь оценивать результат своей работы на уроке.

2

Домашнее задание

Стр. 20-21

упр.5

-Ребята, вы уже начали работу по созданию группового проекта «Природный словарь» (словарь природных слов)

  • Обложка (Дождевые слова)
  • 1 стр. написать, какие бывают дожди,
  • 2 стр. нарисовать дождь.

- Перед вами только несколько работ ребят вашей группы.

Те, кто ещё работает над созданием презентации, задание на дом, закончить работу над созданием «Природного словаря».

Просматривают работы одноклассников

  • Познавательные: уметь применять знания о языке для решения учебно-практических задач
  • Личностные: развитие основ самоорганизации.

4

Итог урока

- С каким словами сегодня познакомились?

- Какие слова из прошлого узнали?

- Чтобы вы хотели еще узнать о дождевых словах?

- С дождевыми словами, со словами, описывающими дождь (глаголами и прилагательными)

Ответы ребят

  • Коррекционно-развивающие задачи: пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса

3



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская начальная общеобразовательная школа»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

«РОДНОЙ ЯЗЫК»
Тема:  «Дождик вымочит, а красно солнышко высушит»

 3 «г» класс

Елена Давидовна Коробкина

МОУ ОНОШ

Учитель начальных классов

Русский родной язык

Класс 3

Тема урока  «Дождевые слова» в разделе «Русский язык: прошлое и настоящее»

Источники, используемые при подготовке к уроку:

  • Календарно-тематическое планирование предмета«Родной язык» в 3 класс.
  • Рабочая программа реализующая ФГОС НОО по учебному предмету «Родной язык».
  • Учебник «Русский родной язык». 3 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ (О.М.Александрова и др.). –М.:Просвещение, 2021

  1. Цель: сформировать представления о различных словах называющих и характеризующих дождь, продолжить знакомство с прошлым и настоящим родного языка. Коррекция логических операций. Развитие  устной речи.
  2. Задачи, направленные на формирование:                                                

Предметных  знаний, умений и способов деятельности (планируемые результаты):

 -уметь определять знакомые и незнакомые слова;

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;

- работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Универсальные  учебные действия (метапредметные и личностные):

  • регулятивные: уметь планировать учебную деятельность, уметь оценивать результат своей работы на уроке, умение работать в группе;
  • коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
  • познавательные: уметь применять знания о языке для решения учебно-практических задач;строить рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи, работать с текстом.
  • личностные: развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.

-коррекционно-развивающая задача:коррекция логических операций: сравнения, классификации. Коррекция устной речи на основе обогащения знаний об окружающей действительности.Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса. Развитие диалогической и монологической речи. Коррекция произношения, письма..Коррекция пространственно-двигательной ориентации.

  1. Тип урока: урок закрепления полученных  знаний.
  2. Необходимое техническое оборудование и наглядность

проектор, презентация

  1. Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в группах.
  2. Структура и ход  урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Время

Организационный момент.

Приветствует учащихся, эмоционально настраивает на урок.

– Ребята, вам тепло?

- В классе светло?

-  Прозвенел для вас звонок?

- Уже закончился урок?

- Только начался урок?

- Хотите учиться?

- Значит можно садиться!

Приветствуют учителя.

Отвечают на вопросы, эмоционально настраиваются на урок

Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

  • Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
  • Коррекция пространственно-двигательной ориентации.

1

Актуализация опорных знаний

-Ребята, какой раздел учебника мы изучали на последних уроках родного языка?

- Какая тема было на прошлом уроке?

 (Давайте полные ответы, говорите медленно)

-Какие слова называют МЕСТНЫМИ или ДИАЛЕКТНЫМИ.

(если затрудняются ответить, назвать 21 страницу учебника)

-А теперь, чтобы закрепить наши знания о дождевых словах, вы разгадаете кроссворд и узнаете ещё кое- что новое из истории  родного русского языка.

1.Снег с дождём (диалектное). (Лепень)

2.Сильный проливной дождь. (ливень)

3. Народное название лугового растения с ярко-жёлтыми цветами (диалектное). (Жарки)

4. Природное явление, которое часто бывает после грибного дождя. (Радуга)

5. Самый мелкий дождь, как из сита. (Ситник)

- Прочитайте ключевое слово.

-Знаете ли вы, кто такой ПЕРУН?

-Это древнеславянский бог грома и молнии.

-Кто из вас слышал такое устойчивое выражение (фразеологизм): «Когда рак на горе свистнет»?

-Что, по вашему,  может обозначать выражение: «После дождичка, в четверг»? Откуда пошло это выражение?

- На с. 24-25, в рубрике «Из истории языка и культуры», прочитайте, что значит это выражение.

«Русский язык: прошлое и настоящее»

-Дождевые слова

- Слова из прошлого нашего языка, слова из разных регионов нашей страны

Работают в паре.

Разгадывают кроссворд

ПЕРУН

Ответы ребят

Ответы ребят: «Это значит- никогда»

Ответы ребят. (затрудняются ответить)

Ученики читают.

  • Личностные осознание ответственности за произнесенное слово.
  • Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
  • Познавательные:уметь строить рассуждения
  • Коррекция: коррекция произношения.

4

Самоопределение к деятельности. Постановка цели и задач урока.

- Сегодня мы продолжим изучать прошлое и настоящее родного языка.

- А о чём мы  будем говорить на сегодняшнем уроке, вы узнаете, прослушав запись. (Звучит аудио запись «Шум дождя» (ливень)

-Вы все правы, но скажите, можете ли вы по звуку определить, какой это был дождь?

- Как вы догадались, что это был «Ливень»?

-О каких словах сегодня пойдет речь на уроке?

-Значит цель нашего урока - узнать прошлое и настоящее слов передающих описание дождя при помощи глаголов и прилагательных.

-Тема нашего урока: Дождевые слова.

Ребята слушают запись и высказывают свои варианты ответов: «О дожде», «О дождевых словах»

Ответы ребят: «Это был ливень»

Ответ ученика: «Он шёл быстро, сильно, шумно»

Ответ ребят: «О словах, которые описывают дождь. Слова, которые называют дождь»

 

  • Коммуникативные:уметь слушать и вступать в диалог.
  • Познавательные:уметь применять знания о родном языке для решения учебно-практических задач.
  • Регулятивные:уметь планировать учебную деятельность.
  • Коррекция: коррекция диалогической речи

5

Изучение нового материала.

С. 25, УПР.9

- Разминка закончилась. Вы хорошо потрудились. Впереди нас ждет интересная работа.

-Сегодня на уроке мы  будем знакомится ь с новыми словами  и в этом нам поможет упр. 9 на с. 25.

- Прочитайте задание.

- Что вы будете выполнять?

-Приступайте к выполнению. (Самостоятельное выполнение. Коллективная проверка)

-Проверяем

-Какое прилагательное вы пропустили?

Вспомните нынешнее лето. Оно было жарким, дождей не было, и вот прошёл один единственный дождь… Каким он был для природы?

-Допишите это слово.

- А теперь, аналогично, выполните задание с глаголами.

- Проверяем

-На аудио записи вы услышали «ЛИВЕНЬ». Используя записанные вами прилагательные и глаголы, дайте характеристику «ЛИВНЮ»,

«МОРОСЯЩЕМУ дождю»

Читают

Выпишем прилагательные, которые подходят для описания дождя

Ученики самостоятельно выполняют УПР. 9, стр. 25

Ответы учеников: «Мы выписали следующие прилагательные: редкий, короткий, холодный, тёплый, быстрый, долгий.»

Ответ ученика: «Живительным»

Дописываю слово: ЖИВИТЕЛЬНЫЙ

Ребята выписывают глаголы, характеризующие дождь.

Один ученик диктует, остальные проверяют, если все верно хлопают, если не согласны топают.

Ответы ребят:

«Живительный, быстрый, льёт, шумит, барабанит».

«Холодный, долгий, идёт, моросит, нудный, надоедливый, непроходящий».

  • Познавательные: работать с текстом.
  • Регулятивные: умение работать в группе.
  • Коммуникативные:участвовать в коллективном обсуждении; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
  • Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях; осознание ответственности за написанное слово.
  • Коррекция: произношения, письма, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса.

7

Физкульминутка

-Выполним физкультминутку, где вы сможете услышать звуки дождя.

-Трем ладошки

- Хлопаем в ладошки

- Щелкаем пальцами

- Хлопаем по коленям

- Топаем ногами.

Повторяют движения за учителем, сначала медленно, затем ускоряя и снижая темп.

  • Коммуникативные: уметь слушать.
  • Личностные: развитие навыков сотрудничества с взрослыми в разных социальных ситуациях.
  • Коррекция:развитие мелкой моторики.

2

Закрепление первичных  знаний.

Упр. 10, с.25

-Прочитайте задание к тексту УПР. 10, с. 25

-Кто автор отрывка, с которым мы будем работать?

- Какие дожди описывает автор?

(снизу даны слова для выбора)

- Выполните задание в группах.

 - Обсудите, какой дождь описан в каждом отрывке.

-Спишите, вставив подходящие слова, вместо точек.

-Какой дождь описывался в первом отрывке?

- Как вы записали слово «ОСЕННИЙ»?

-Почему?

-Как вы догадались, что это «Осенний» дождь?

- Какой дождь описан во втором отрывке?

-Какие слова  помогли вам это понять?

Какой дождь описан во третьем отрывке?

- Как вы записали слово «ВЕСЕННИЙ»?

-Почему?

-Какие слова  помогли вам понять, что это «весенний» дождь?

Читают

Ответ: Н.И. Сладков

Ответ учеников: летние, осенние, весенние

Читают, обсуждают.

Списывают

Осенний

С удвоенной НН

Одна Н, относится к корню, другая к суффиксу.

«Он постоянно льёт, земля не высыхает, набухает, чавкает под ногами»

Летний

«Тут же и высохнешь на солнце и ветерке»

«Весенний»

С удвоенной НН

Одна Н, относится к корню, другая к суффиксу.

«Идет сразу после зимы»

  • Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении.
  • Познавательные: работа с текстом.
  • Коррекционно-развивающая задача: пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса.

10

Рефлексия

- Пришло время узнать, хорошо ли мы знаем тему «Дождевые слова».

Для этого мы проведем мини тест.

Выполняют тест

  • Регулятивные: уметь оценивать результат своей работы на уроке.

2

Домашнее задание

Стр. 20-21

упр.5

-Ребята, вы уже начали работу по созданию группового проекта «Природный словарь» (словарь природных слов)

  • Обложка (Дождевые слова)
  • 1 стр. написать, какие бывают дожди,
  • 2 стр. нарисовать дождь.

- Перед вами только несколько работ ребят вашей группы.

Те, кто ещё работает над созданием презентации, задание на дом, закончить работу над созданием «Природного словаря».

Просматривают работы одноклассников

  • Познавательные: уметь применять знания о языке для решения учебно-практических задач
  • Личностные: развитие основ самоорганизации.

4

Итог урока

- С каким словами сегодня познакомились?

- Какие слова из прошлого узнали?

- Чтобы вы хотели еще узнать о дождевых словах?

- С дождевыми словами, со словами, описывающими дождь (глаголами и прилагательными)

Ответы ребят

  • Коррекционно-развивающие задачи: пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса

3



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская начальная общеобразовательная школа»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

«РОДНОЙ ЯЗЫК»
Тема:  «Дождик вымочит, а красно солнышко высушит»

 3 «г» класс

Елена Давидовна Коробкина

МОУ ОНОШ

Учитель начальных классов

Русский родной язык

Класс 3

Тема урока  «Дождевые слова» в разделе «Русский язык: прошлое и настоящее»

Источники, используемые при подготовке к уроку:

  • Календарно-тематическое планирование предмета«Родной язык» в 3 класс.
  • Рабочая программа реализующая ФГОС НОО по учебному предмету «Родной язык».
  • Учебник «Русский родной язык». 3 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ (О.М.Александрова и др.). –М.:Просвещение, 2021

  1. Цель: сформировать представления о различных словах называющих и характеризующих дождь, продолжить знакомство с прошлым и настоящим родного языка. Коррекция логических операций. Развитие  устной речи.
  2. Задачи, направленные на формирование:                                                

Предметных  знаний, умений и способов деятельности (планируемые результаты):

 -уметь определять знакомые и незнакомые слова;

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;

- работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Универсальные  учебные действия (метапредметные и личностные):

  • регулятивные: уметь планировать учебную деятельность, уметь оценивать результат своей работы на уроке, умение работать в группе;
  • коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
  • познавательные: уметь применять знания о языке для решения учебно-практических задач;строить рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи, работать с текстом.
  • личностные: развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.

-коррекционно-развивающая задача:коррекция логических операций: сравнения, классификации. Коррекция устной речи на основе обогащения знаний об окружающей действительности.Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса. Развитие диалогической и монологической речи. Коррекция произношения, письма..Коррекция пространственно-двигательной ориентации.

  1. Тип урока: урок закрепления полученных  знаний.
  2. Необходимое техническое оборудование и наглядность

проектор, презентация

  1. Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в группах.
  2. Структура и ход  урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Время

Организационный момент.

Приветствует учащихся, эмоционально настраивает на урок.

– Ребята, вам тепло?

- В классе светло?

-  Прозвенел для вас звонок?

- Уже закончился урок?

- Только начался урок?

- Хотите учиться?

- Значит можно садиться!

Приветствуют учителя.

Отвечают на вопросы, эмоционально настраиваются на урок

Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

  • Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
  • Коррекция пространственно-двигательной ориентации.

1

Актуализация опорных знаний

-Ребята, какой раздел учебника мы изучали на последних уроках родного языка?

- Какая тема было на прошлом уроке?

 (Давайте полные ответы, говорите медленно)

-Какие слова называют МЕСТНЫМИ или ДИАЛЕКТНЫМИ.

(если затрудняются ответить, назвать 21 страницу учебника)

-А теперь, чтобы закрепить наши знания о дождевых словах, вы разгадаете кроссворд и узнаете ещё кое- что новое из истории  родного русского языка.

1.Снег с дождём (диалектное). (Лепень)

2.Сильный проливной дождь. (ливень)

3. Народное название лугового растения с ярко-жёлтыми цветами (диалектное). (Жарки)

4. Природное явление, которое часто бывает после грибного дождя. (Радуга)

5. Самый мелкий дождь, как из сита. (Ситник)

- Прочитайте ключевое слово.

-Знаете ли вы, кто такой ПЕРУН?

-Это древнеславянский бог грома и молнии.

-Кто из вас слышал такое устойчивое выражение (фразеологизм): «Когда рак на горе свистнет»?

-Что, по вашему,  может обозначать выражение: «После дождичка, в четверг»? Откуда пошло это выражение?

- На с. 24-25, в рубрике «Из истории языка и культуры», прочитайте, что значит это выражение.

«Русский язык: прошлое и настоящее»

-Дождевые слова

- Слова из прошлого нашего языка, слова из разных регионов нашей страны

Работают в паре.

Разгадывают кроссворд

ПЕРУН

Ответы ребят

Ответы ребят: «Это значит- никогда»

Ответы ребят. (затрудняются ответить)

Ученики читают.

  • Личностные осознание ответственности за произнесенное слово.
  • Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
  • Познавательные:уметь строить рассуждения
  • Коррекция: коррекция произношения.

4

Самоопределение к деятельности. Постановка цели и задач урока.

- Сегодня мы продолжим изучать прошлое и настоящее родного языка.

- А о чём мы  будем говорить на сегодняшнем уроке, вы узнаете, прослушав запись. (Звучит аудио запись «Шум дождя» (ливень)

-Вы все правы, но скажите, можете ли вы по звуку определить, какой это был дождь?

- Как вы догадались, что это был «Ливень»?

-О каких словах сегодня пойдет речь на уроке?

-Значит цель нашего урока - узнать прошлое и настоящее слов передающих описание дождя при помощи глаголов и прилагательных.

-Тема нашего урока: Дождевые слова.

Ребята слушают запись и высказывают свои варианты ответов: «О дожде», «О дождевых словах»

Ответы ребят: «Это был ливень»

Ответ ученика: «Он шёл быстро, сильно, шумно»

Ответ ребят: «О словах, которые описывают дождь. Слова, которые называют дождь»

 

  • Коммуникативные:уметь слушать и вступать в диалог.
  • Познавательные:уметь применять знания о родном языке для решения учебно-практических задач.
  • Регулятивные:уметь планировать учебную деятельность.
  • Коррекция: коррекция диалогической речи

5

Изучение нового материала.

С. 25, УПР.9

- Разминка закончилась. Вы хорошо потрудились. Впереди нас ждет интересная работа.

-Сегодня на уроке мы  будем знакомится ь с новыми словами  и в этом нам поможет упр. 9 на с. 25.

- Прочитайте задание.

- Что вы будете выполнять?

-Приступайте к выполнению. (Самостоятельное выполнение. Коллективная проверка)

-Проверяем

-Какое прилагательное вы пропустили?

Вспомните нынешнее лето. Оно было жарким, дождей не было, и вот прошёл один единственный дождь… Каким он был для природы?

-Допишите это слово.

- А теперь, аналогично, выполните задание с глаголами.

- Проверяем

-На аудио записи вы услышали «ЛИВЕНЬ». Используя записанные вами прилагательные и глаголы, дайте характеристику «ЛИВНЮ»,

«МОРОСЯЩЕМУ дождю»

Читают

Выпишем прилагательные, которые подходят для описания дождя

Ученики самостоятельно выполняют УПР. 9, стр. 25

Ответы учеников: «Мы выписали следующие прилагательные: редкий, короткий, холодный, тёплый, быстрый, долгий.»

Ответ ученика: «Живительным»

Дописываю слово: ЖИВИТЕЛЬНЫЙ

Ребята выписывают глаголы, характеризующие дождь.

Один ученик диктует, остальные проверяют, если все верно хлопают, если не согласны топают.

Ответы ребят:

«Живительный, быстрый, льёт, шумит, барабанит».

«Холодный, долгий, идёт, моросит, нудный, надоедливый, непроходящий».

  • Познавательные: работать с текстом.
  • Регулятивные: умение работать в группе.
  • Коммуникативные:участвовать в коллективном обсуждении; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
  • Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях; осознание ответственности за написанное слово.
  • Коррекция: произношения, письма, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса.

7

Физкульминутка

-Выполним физкультминутку, где вы сможете услышать звуки дождя.

-Трем ладошки

- Хлопаем в ладошки

- Щелкаем пальцами

- Хлопаем по коленям

- Топаем ногами.

Повторяют движения за учителем, сначала медленно, затем ускоряя и снижая темп.

  • Коммуникативные: уметь слушать.
  • Личностные: развитие навыков сотрудничества с взрослыми в разных социальных ситуациях.
  • Коррекция:развитие мелкой моторики.

2

Закрепление первичных  знаний.

Упр. 10, с.25

-Прочитайте задание к тексту УПР. 10, с. 25

-Кто автор отрывка, с которым мы будем работать?

- Какие дожди описывает автор?

(снизу даны слова для выбора)

- Выполните задание в группах.

 - Обсудите, какой дождь описан в каждом отрывке.

-Спишите, вставив подходящие слова, вместо точек.

-Какой дождь описывался в первом отрывке?

- Как вы записали слово «ОСЕННИЙ»?

-Почему?

-Как вы догадались, что это «Осенний» дождь?

- Какой дождь описан во втором отрывке?

-Какие слова  помогли вам это понять?

Какой дождь описан во третьем отрывке?

- Как вы записали слово «ВЕСЕННИЙ»?

-Почему?

-Какие слова  помогли вам понять, что это «весенний» дождь?

Читают

Ответ: Н.И. Сладков

Ответ учеников: летние, осенние, весенние

Читают, обсуждают.

Списывают

Осенний

С удвоенной НН

Одна Н, относится к корню, другая к суффиксу.

«Он постоянно льёт, земля не высыхает, набухает, чавкает под ногами»

Летний

«Тут же и высохнешь на солнце и ветерке»

«Весенний»

С удвоенной НН

Одна Н, относится к корню, другая к суффиксу.

«Идет сразу после зимы»

  • Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении.
  • Познавательные: работа с текстом.
  • Коррекционно-развивающая задача: пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса.

10

Рефлексия

- Пришло время узнать, хорошо ли мы знаем тему «Дождевые слова».

Для этого мы проведем мини тест.

Выполняют тест

  • Регулятивные: уметь оценивать результат своей работы на уроке.

2

Домашнее задание

Стр. 20-21

упр.5

-Ребята, вы уже начали работу по созданию группового проекта «Природный словарь» (словарь природных слов)

  • Обложка (Дождевые слова)
  • 1 стр. написать, какие бывают дожди,
  • 2 стр. нарисовать дождь.

- Перед вами только несколько работ ребят вашей группы.

Те, кто ещё работает над созданием презентации, задание на дом, закончить работу над созданием «Природного словаря».

Просматривают работы одноклассников

  • Познавательные: уметь применять знания о языке для решения учебно-практических задач
  • Личностные: развитие основ самоорганизации.

4

Итог урока

- С каким словами сегодня познакомились?

- Какие слова из прошлого узнали?

- Чтобы вы хотели еще узнать о дождевых словах?

- С дождевыми словами, со словами, описывающими дождь (глаголами и прилагательными)

Ответы ребят

  • Коррекционно-развивающие задачи: пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку по теме: «Однокоренные слова» в рамках ФГОС ,2 класс

Технологическая карта урока  по русскому языкупо теме: «Однокоренные слова» в рамках ФГОСКласс: 2 класс ...

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Устаревшие слова" (2 класс)

Цели:1. Познакомить учащихся с новыми понятиями: устаревшими словами, углубить знакомство с лексическим запасом русского языка.2. Развивать ОУУН учащихся на основе дидактического материала; развивать ...

Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Корень слова. Однокоренные слова»

Целью урока является  создание условий для выявления особенностей однокоренных слов, нахождения и образования однокоренных слов, применения их в речи и практическое использование...

Технологическая карта урока родного русского языка в 4 классе по теме "Редактирование текста2

Тема урока: Редактирование текстаЦель урока: Создать условия для овладения учащимися умениями находить ошибки, допущенные в построении текста, редактировать текст....

Технологическая карта урока родного русского языка в 4 классе по теме "Местоимение как часть речи"

Тип урока: изучение нового материалаЦель: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи....

Технологическая карта урока родного русского языка в 4 классе по теме "Личные местоимения"

Цель урока: обобщение знаний о местоимении, выработка умений и навыков по их применению....

Технологическая карта урока родного русского языка во 2 классе "В решете воду не удержишь"

Ожидаемые результаты: Предметные: обучающие познакомятся с понятием «домашняя утварь», получат возможность понимать значения устаревших слов, соблюдать основные орфографические и пунктуаци...