Предложный падеж имени существительного 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Цель:развивать умение определять падеж по вопросу и предлогу, умение задавать вопросы от главного слова к зависимому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predlozhnyy_padezh_imeni_sushchestvitelnogo.docx | 45.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Предложный падеж имени существительного
Дата:13.02.20
Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)
Учебный предмет: русский язык
ОС: Школа России
Учитель: Шевченко И.А.
Класс: 3
Цель:
Содержательная: сформировать представления о предложном падеже, расширить знания об особенностях предложного падежа;
Деятельностная: развивать умение определять падеж по вопросу и предлогу, умение задавать вопросы от главного слова к зависимому.
Задачи:
Дидактические:
- Научить способам определения предложного падежа имен существительных;
- Организовать практическую деятельность, в ходе которой дети могут научиться распознавать имена существительные в предложном падеже;
- Развивать орфографическую зоркость.
Воспитательная: создать условия для положительной мотивации к учению, оценки собственной деятельности, адекватной самооценки успешности/неуспешности обучения, для успешной коммуникации при работе в парах.
Развивающие:
- Развивать умения определять и формулировать задачи на уроке с помощью учителя;
- Формировать умение строить высказывания, логические рассуждения, доказательства.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Умение определять падежи им. существительных;
- Умение находить им. существительные в Пр.п. по его признакам;
- Умение грамотно писать.
Личностные:
- Развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности;
- Развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
- Становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения.
Метапредметные:
Познавательные:
- Анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
- Осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление;
- Составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
- Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Регулятивные:
- Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- Овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, проявлять познавательную инициативу;
- Учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
- Выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации.
Коммуникативные:
- Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
- Ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- Участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
- Учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его.
Оборудование: презентация.
Образовательный ресурс: Учебник: Русский язык. 3 класс.: учеб. для общеобразоват. учрежд. с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2. / Горецкий В. Г., Канакина В.П. – 2-е изд. - М. : Просвещение, 2013. – 159 с., [2] л. Ил.: ил. - (Школа России); С – 54-55.
План:
1.Этап мотивации
- Приветствие
1.2. Эмоциональный настрой
2. Этап актуализации и пробного учебного действия
2.1. Орфографическая минутка
2.2.Повторение сведения об им. существительном
2.3. Игра «Найди ошибку»
3. Этап выявления места и причины затруднения
Работа над словосочетаниями
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
Определение темы и цели урока
- Этап реализации построенного проекта
- Выполнение упр.97.
5.2. Работа с правилом
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
6.1. Работа со словосочетаниями
6.2. Выполнение упражнения 98.
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Самостоятельная работа в рабочих тетрадях
8. Этап включения в систему знаний и повторение
Работа с предложениями
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Ход урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Формируемые УУД |
1.Этап мотивации Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | 1.1.Приветствие -Здравствуйте! 1.2.Эмоциональный настрой -Проверьте, на партах у вас должны лежать: учебник по русскому языку, рабочая тетрадь, тетрадь на печатной основе, пенал. -Садитесь. - Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я надеюсь, что мы сегодня поработаем на отлично. -В конце урока я выберу самых активных учеников. Они получат небольшие подарки в конце урока. | Приветствуют Проверяют готовность |
| |
2.Этап актуализации и пробного учебного действия Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | 2.1.Орфографическая минутка - Откройте тетради, запишите число, классная работа. -Внимание, на слайд, вставьте пропущенные буквы. Кровать, трамвай, солома, рябина, комната, самолет, пятница, праздник, шоссе. - Проверьте себя по образцу -Скажите, что это за слова? (Словарные слова) -Верно, правописание этих слов нужно запомнить. 2.2.Повторение сведений об имени существительном -Скажите, слова какой части речи записаны? - Что мы знаем об имени существительном? -На какие вопросы отвечает имя сущ.? - Что обозначает? - Назовите признаки -Сколько падежей в русском языке? (6 падежей) 2.3.Игра «Найди ошибку» - Посмотрите на доску. Что вы заметили? (не верно поставлены вопросы) И. п. кто? что? Р. п. кого? чего? Д. п. кому? чему? В. п. кого? что? Т. п. кем? чем? П.п. о ком? о чем? - Кто расставит правильно падежи и вопросы? - Остальные проверяют, все ли правильно. - Молодцы! | Словарные слова Им. Сущ. Отвечает на вопросы кто? Что? Обозначает предмет. Признаки: одуш., неодуш,.ед.ч и мн.ч., собсв. и нариц., изменяется по падежам.
| Фронтальный опрос Фронталный опрос | Пр.3, Л.2, П.1, П.3. К.1. |
3.Этап выявления места и причины затруднения Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения. | Работа над словосочетаниями - Посмотрите на эти словосочетания (слайд) -Определите падеж ( Пр.п.) - Как вы это поняли? ( По вопросу) - На какие вопросы отвечает Пр.п.? - А какие слова помощники помогают нам определять падеж? (думаю, говорю) ( Вешаю на доску) (Написали в газете, Говорил о березе, Лежит на столе) -С какими предлогами употреблены им.сущ. в П.п? | П.п. В, о, на | Фронтальный опрос | Пр.1, П.2, К.1. |
4.Этап построения проекта выхода из затруднения Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | 4.1.Определение темы и цели урока -Как вы думаете, какова тема нашего урока? (слайд) -Какую цель поставим перед собой? -Какие задачи поставим перед собой?
| Предложный падеж им. Сущ. Расширить знания о П.п 1. учиться определять падеж по вопросу и предлогу. 2.Запомнить вопросы П.п. 3. Запомнить предлоги, с которыми употребляются им.сущ. в П.п. | Фронтальный опрос | Р.1, К.1, К.3. |
5.Этап реализации построенного проекта Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 5.1. Выполнение упр.97. ( в тетрадях) - Откройте учебник на 54 странице. Проверьте, правильно ли мы назвали тему нашего урока. - Найдите упр. 97 - Прочитайте пословицы, объясните их смысл ( смысл работа по рядам) - 1й ряд объясняет смысл 1й пословицы, 2й ряд смысл 2й пословицы, 3й ряд смысл 3й пословицы. - Как вы понимаете смысл 1й пословицы? (Как бывает тепло на солнышке в жаркий летний день, так и хорошо бывает ребенку в нежных руках матери) - Какой смысл у 2й пословицы? Кто знает что такое ретив? (Ретив- живой, резкий, бойкий) - Какой смысл у 3й? (Это означает, что несмотря на то, что человек говорит тебе красивые речи, льстивые слова, хвалит, думает он на самом деле другое, недоброе.) - А чему учит 4ая пословица? (О том, что нужно уважать своих родителей) - Определите падеж выделенных имен существительных в каждом предложении ( все в Пр.п.) - Какие вопросы вы поставили? К каким существительным поставили вопрос- о ком? А к каким – о чем? - Назовите предлоги, с которыми употреблены имена существительные ( при, в, на, об, о). - Запишите в тетрадь 1 и 3 пословицы. - Кто пойдет к доске? Поставьте падеж над именем сущ., подчеркните карандашом предлоги. Выделите окончание имен существительных в предложном падеже. (При солнц/е тепло, при матер/и добро. - Проверьте, все ли у вас правильно. Исправьте ошибки. - Что вы заметили выполняя это упражнение? - Посмотрите внимательно, все ли сущ. в Пр. п были с предлогами? 5.2. Работа с правилом - Прочитайте ниже сведения о языке. - Назовите вопросы предложного падежа. - С какими предлогами употребляются имена существительные в предложном падеже? - Почему предложный падеж так называется? (потому что без предлогов не употребляется) (Вставить на доске предлоги. Объяснить) Физминутка. | Дети объясняют смысл пословиц по рядам. Определяют падежи, выделяют окончания
Проверяют, все ли правильно сделали О ком? о чем? При, о, об, на, в, во. Всегда употребляются с предлогами. | Фронтальный опрос | Пр.2, Л.2, П.2, К.4. Л.1, К.2. |
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | 6.1. Работа со словосочетаниями (устно) Прочитайте. Что помогло вам связать слова в словосочетания? ( предлоги) Какие? Грелась (на) солнышке, мечтали (о) птице, пришел (в) куртке, летать (во) сне, обвинил (при) друге. - Как вы определили предлоги? (при помощи вопроса) - Какие слова помощники вам помогли? - Какие вопросы мы поставили? 6.2. Выполнение упражнения 98. (у доски и в тетрадях) - Что нужно сделать в упражнении 98? - Кто прочтет в слух? - Кто пойдет к доске? Остальные работают в тетради. - Какие словосочетания мы выпишем? - Подходит ли нам первое словосочетание? (нет) Почему?(Р.п) - Второе? (да) Почему? Какой вопрос мы поставим?( Работал на чем?) запишем - Подходит ли нам третье? ( нет) Почему? Ехал по чему? - 4? (да), 5?(да), 6? (нет) чем?(Т.п.), 7?(да) -Определите падеж имен существительных, выделите окончания имен сущ. в Пр.п.. -На какие вопросы отвечают имена существительные в предложном падеже? -С какими предлогами употребляется предложный падеж? -Встретились ли вам имена существительные в предложном падеже без предлогов? Почему? -Сделайте вывод, почему предложный падеж так называется? -С какими предлогами употребляются? - Всегда ли употребляются с предлогами? - Посмотрите на слайд, проверьте, все ли мы выполнили верно. (На слайде стрелочки) | Записывают нужные словосочетания в тетрадь, выделяют окончание им. Сущ. - о ком?, о чем? - без предлогов не употребляется | Фронтальный опрос | Пр.2, П.4, Р.3, Л.2. |
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Цель: переход извне внутрь нового способа действия и достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | Самостоятельная работа в рабочих тетрадях - Откройте рабочие тетради на печатной основе на стр.40. Прочитайте упр. 87 - Перед вами загадка. По каким признакам вы догадались что это улитка? - Достаньте простой карандаш и укажите падеж над ВСЕМИ именами сущ, - У кого возникнут вопросы, поднимайте руку. -Посмотрите на слайд и проверьте себя - Поднимите руку кто сделал все правильно? Молодцы! - Кто допустил ошибку? Какую? Ты понял что сделал не так? | Записывают | Самопроверка по эталону | Пр.1, Р.2. |
8.Этап включения в систему знаний и повторение Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. | Работа с предложениями - Посмотрите на слайд. В этих предложениях пропущены слова, вставьте слова подходящие по смыслу в Пр.п. ( Блестела на траве роса. Коля рассказал о книге друзьям. Виктор служил при царе. Трава, книга, царь.) - Какое слово вы вставили в первое предложение?... - На какие вопросы отвечают имена существительные в Пр.п.? - С каким предлогами употребляются имена существительные в предложном падеже?
| Вставляют пропущенные слова в п.п. - О ком? О чем? При, о, об, на, в , во | Фронтальный опрос | Р.4. |
9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | -Вот и подошел к концу урок. Пришло время подвести итоги. -Какова была тема нашего урока? -Какую цель ставили пред собой? - Какие задачи? -Мы достигли цели? Какие задачи на удалось выполнить? -Давайте, вспомним, на какие вопросы отвечают им. существительные в предложном падеже? -С какими предлогами они употребляются? -А теперь я вручу небольшие подарочки самым активным. -Спасибо за работу до свидания. | О ком?, о чем? При, о, об, на, в , во | Беседа | Л.3. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предложный падеж имен существительных единственного числа. 4 класс
Данная презентация способствует лучшему усвоению темы об окончаниях существительных 1-го, 2-го и 3-тьего склонения единственного числа...
Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: Предложный падеж имени существительного.
Тема: Предложный падеж имени существительного....
Открытый урок по русскому языку 3 класс / Тема: «Дательный и предложный падеж имени существительного»
Открытый урокпо русскому языкув 3 Б классеМБОУ СОШ № 40Тема: «Дательный и предложный падеж имени существительного»...
Презентация к уроку русского языка 3 класс. Тема: «Дательный и предложный падеж имени существительного»
Презентация к открытому урокупо русскому языку 3 класс Тема: «Дательный и предложный падеж имени существительного»...