Этапы урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I.Самоопределение к деятельности (Словесный – Беседа) | 1 минута | Здравствуйте, ребята! Посмотрите на своего соседа, улыбнитесь ему и пожелайте успехов сегодня на уроке. Присаживайтесь. | (приветствие учителя и учащихся)
| К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; |
II.Актуализация знаний и мотивация
(Словесный – Беседа)
| 5 минут | Ребята, послушайте внимательно небольшое стихотворение и, глядя на изображение, попробуйте догадаться, что хотел сказать нам этим стихотворением Ломоносов. Учите, дети, русский к ряду. Учите с душой, с усердием, трудом. Вас ждёт великая награда И та награда в нём самом… (М. В. Ломоносов) С какой просьбой обращается Ломоносов к детям?
Как вы понимаете значение слова «награда»?
Верно. Сегодня мы с вами снова отправимся искать ответы на все вопросы в мир русского языка. Откройте ваши тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа. Проведем минутку чистописания. П, п. С какой буквой мы будем работать? Что вы о ней знаете?
Пропишите по две заглавной и строчной буквы П.
Пушкин, погода, осень. Что написано на другой строчке? (слова) Почему первое слово с большой буквы? (имя собственное) Какой частью речи являются эти слова? Как изменяются имена существительные? (число, падеж) Продолжите строку и напишите эти слова каллиграфически.
Составьте предложение, употребив одно слово в Т.п. Докажите, что слово «осенью» употреблено в Т.п.
Абсолютно верно! | (слушают стихотворение)
-Ломоносов призывает нас учить русский язык и делать это осмысленно. -Слово «награда» имеет в этом случает значение слова «знания».
-Буквы П,п. Это буква обозначает 2 согласных звука, парный глухой, парный мягкий. (работают самостоятельно в тетради) -Слова. -Это имя собственное. -Это существительные. Они изменяются по числу и падежу.
(работают самостоятельно в тетради) -Пушкин любил погоду осенью. -Задаем вопрос «кем\чем?» - осенью. Так же мы знаем, что Т.п может быть употреблен как с предлогом, так и без него. Поэтому, если слово отвечает на падежный вопрос и не имеет предлога, то это Т.п | П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Л:целеполагание. |
III.Постановка учебной задачи
(Словесный – Формулировка темы и цели урока) | 10 минут | А сейчас проведем небольшую словарную работу. Работаете на маленьких листочках, подпиште сверху справа свою фамилию и имя. Спишите, вставляя пропущенные буквы и поставив слова в нужную форму: З_мляника поспела, создать из м_тал_, подбежал к м_газин, упасть в кр_вать, подавиться _гурец, заметка о к_см_навт. Поменяйтесь листочками с соседом и проверьте его работу с ответами на слайде. Ребята, скажите, что вы заметили?
Верно. Вы уже довольно долго изучаете падежи и познакомились почти со всеми. Посмотрите на эту таблицу. Чего в ней не хватает? Непорядок. Сейчас предлагаю вам поработать в парах. Восстановите таблицу. Давайте посмотрим, что у вас получилось. Предлагаю выйти по-одному человеку и заполнить пустые строки у каждого падежа, а остальные проверят себя и вашего одноклассника. Прекрасно! Ребята, как вы думаете, почему в колонке с падежами стоит знак вопроса? Какой падеж там должен быть?
Ребята, как вы тогда думаете, какая тема у нашего урока? Все верно, сегодня мы с вами познакомимся с Предложным падежом. Посмотрите на небольшие опоры и поставьте себе цель на урок (опоры на доске): -узнать… -познакомиться… -вспомнить… -повторить… -потренироваться… -научиться лучше… Спасибо за ваши ответы. Я очень надеюсь, что вы сегодня добьетесь своих целей. |
(выполняют взаимопроверку) -Каждое словосочетание соответствует определенному падежу.
-В таблице отсутствуют вопросы и вспомогательные слова падежей.
(работают в парах)
(взаимопроверка и самопроверка)
-Потому что там должен быть еще один падеж – предложный.
-Тема урока – Предложный падеж.
-Сегодня на уроке я… (ставят цели на урок) | Л: формулировка проблемы;
Л: анализ;
П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; К: владение диалогической формой речи; Л.: самоопределение. Р.: целеполагание. |
IV. Открытие нового знания
(Словесный – беседа)
(Практический – упражнение)
(Практический – анализ правила) | 10 минут | Давайте познакомимся с планом работы над нашей темой. Также в течение урока мы с вами будем заполнять ваши таблицы с падежами, так что всегда держите их наготове: - Название падежа.
- Вспомогательное слово.
- Вопросы падежа.
- Предлоги падежа.
- Член предложения.
Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова М. В. Ломоносова. Именно М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка. В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то, думать о ком-либо и о чем-либо. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия.
Предлагаю вам познакомиться с небольшим стихотворением, которое поможет нам ответить на некоторые пункты нашего плана: А я – падеж Предложный, Со мною случай сложный! Мне без предлогов свет не мил. О ком? О чем я говорил? Ах, да, нужны предлоги, Без них мне нет дороги. Пусть будет «О», и «В», и «При» - Ты их случайно не сотри! Тогда смогу я рассказать, О чем подумать, в чем гулять!
Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным?
Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других?
Поработаем в парах. Составьте два предложения. Найдите основу предложений. Задайте вопрос и определите падеж имён существительных.
Дедушка, в воздухе, рассказывал, листочки, о внуке, кружились.
- Разбор 1 предложения по членам предложения.
Дедушка рассказывал о внуке.
- Разбор 2 предложения по членам предложения.
В воздухе кружились листочки.
Сделайте вывод из того, что у вас получилось.
Посмотрите внимательнее, каким членом предложения является существительное в П.п?
Откройте учебники на с. 91. Найдите сведения Летучей Мыши. Прочитайте характеристику существительных, стоящих в предложном падеже.Найдите ответы на пункты 3, 4, 5 нашего плана.
Чем характеристика существительных, стоящих в форме П. п. отличается от характеристики существительных, стоящих в форме Т.п.?
Какой падеж имён существительных всегда употребляется без предлогов? А какой только с предлогами? Проведём следующее исследование, и выясним, с какими предлогами употребляется существительные в предложном падеже? Перед вами листочки, на них записано задание. Вставьте подходящее по смыслу слова в стихотворение, обведите в кружок предлоги с этими словами. (групповая работа по вариантам) 1 вариант Я скучаю Что ж, я лучше помечтаю Очень я люблю мечтать! Вот бы мне царевной стать! Я мечтаю о …… корона Буду с ней сидеть на ….. трон Я мечтаю о …… слон Чтоб кататься при …. Луна 2 вариант Я мечтаю о … серёжки Я мечтаю о … сапожки Вечерами в …. полумгле Я мечтаю об …. орёл Буду с ним летать на …. воля Буду я учиться в …. школа Ой, мечтаю я уже О ……падеже предложный
Назовите предлоги, с которыми употребляются существительные в предложном падеже. Сделайте вывод о предлогах О, ОБ.
Посмотрите на наш план, на какой вопрос мы еще с вами ответили?
| (знакомятся с планом работы на уроке)
(слушают)
-Падеж Ломоносов назвал предложным, потому он употребляется только с предлогами. –Думать.
(работают в парах)
-Имена существительные в П.п. отвечает на вопросы о ком? о чём? В предложении являются второстепенным членом предложения. -Существительное в П.п является дополнением или обстоятельством. -П.п отличается вопросами и употребляются слова в П.П только с предлогами. -Без предлогов употребляется И.п, а всегда с предлогами – П.п. (выполняют задание самостоятельно на карточках)
-О, об, в, на. -Предлог О употребляется, если существительное начинается с согласного звука, а ОБ – если с гласного. -Мы узнали, какие предлоги есть в П.п. | Р: саморегуляция |
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА | 1 минута | Давайте сделаем паузу и разомнемся. Именительный подпрыгнул (прыжки на месте), А Родительный летал (поворот корпуса в стороны), Дательный полез на горку (шаг с попеременным поднятием рук), А Винительный – устал (встряхивание корпуса, рук и ног). Наш Творительный поплавал (круговые вращения рук), А Предложный побежал (бег на месте)! Падежи нам всем нужны (хлопки), Кто чем занят знать должны (шаг)! | (выполняют упражнения в соответствии со словами и движениями учителя) | Р.: саморегуляция |
V. Первичное закрепление во внешней речи
Включение практических упражнений (упражнения на описание объекта) | 5 минут | Откройте учебники на странице 92, упражнение 77. Прочитайте задание. Что нужно сделать?
Выполните это задание, а также запишите к выделенным словам проверочные. Какие словосочетания вы выписали? Докажите, что выделенные слова зависимые.
Какие проверочные слова вы подобрали? Какая здесь орфограмма?
Ребята, обратите внимание, что если слова стоят в предложном падеже, то мы можем задать два вопроса – смысловой и падежный. С падежными вопросами мы уже познакомились, а теперь найдите смысловой вопрос. Также хочу обратить ваше внимание на то, что падежный вопрос, который мы задаем к существительному, включает тот предлог, с которым это существительное употреблено, что позволяет нам также определить падеж.
Найдите упражнение 78 на странице 92 учебника.
Работаем устно, «цепочкой». Указать падеж всех выделенных существительных.
В каком падеже стоят НЕ выделенные имена существительные? С какими предлогами употреблены? |
-Выписать словосочетания, в которых выделенные слова являются зависимыми. -Написал (где? в чем?) в тетрадке. Растут (где? на чем?) на грядке. -Тетрадка – тетрадь. Грядка – гряда. Орфограмма – парный по звонкости\глухости в середине слова. -Смысловой вопрос – вопрос «где?»
(работают устно, по цепочке) -В П.п. Употреблены с предлогом В. | К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами
Лог.: синтез |
VI. Самостоятельная работа самопроверкой
(Практический – упражнение) (Имитативный – запоминание)
| 5 минут | Найти имена существительные, стоящие в предложном падеже. Указать падеж и подчеркнуть предлоги:
I вариант Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, построил дачу, полетать на метле. II вариант Рассказ о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку, заплакал при маме.
Проверьте работу своего товарища. Если согласны, поставьте рядом со словосочетанием «+», если не согласны – «-». |
(выполняют самостоятельную работу на карточках)
(выполняют взаимопроверку по эталону) | П: структурирование знаний; К: планирование учебного сотрудничества с другими учащимися; Л:синтез |
VII. Включение в систему знаний (Словесный – инструктаж)
(Практический – работа с предложением) | 2 минуты | Откройте учебник на странице 93, упражнение 79. Прочитайте задание. Что нужно сделать?
Выполните эту работу самостоятельно. Какие слова вы выделили? Докажите проверочными словами.
В каком падеже стоят выделенные слова? Докажите. |
-Найти в словах орфограмму парный согласный в корне слова и написать проверочные слова, определить падеж выделенных слов. -Предки (предок), ветке (веточка), клетке (клеточка), детки (дети). -В П.п. Можно задать вопрос падежа, а можно определить падеж по предлогам НА и В. | П: рефлексия способов и условий действия; К: управление поведением партнера – коррекция. |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) (Словесный – Беседа) (Практический – Подведение итогов) | 3 минуты | Итак, ребята, давайте вспомним, какая тема была у нас на уроке сегодня?
Вспомните, какую цель вы себе ставили. Похлопайте в ладоши те, кто считает, что своей цели на уроке он НЕ достиг. Потопайте ногами те, кто считает, что достиг своей цели, но у него еще остались вопросы. И встаньте, пожалуйста, те, кто считает, что полностью достиг своей цели на этом уроке.
Хочу сказать вам большое спасибо за урок. До свидания! | -«Предложный падеж имен существительных» (выполняют самооценку деятельности) | К: произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
П: рефлексия способов и условий действия; Р: оценка. |