КВН по русскому языку
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
по русскому языку в 4 «Б» классе.
Учитель начальных классов МОУ «СОШ № 7»
Бодрова Наталья Георгиевна
2019-2020 уч.г.
Цели:
- обобщить знания учащихся по русскому языку;
- формировать интерес к более глубокому изучению предмета;
- развивать творческие способности учащихся, расширить кругозор и словарный запас учащихся, развивать умение работать в группе.
Ход мероприятия
Ведущий: Ребята, вы уже учитесь в 4 классе,. За эти годы вы многому научились, многое узнали. Сегодня вам предоставляется возможность блеснуть вашими знаниями по русскому языку. Постарайтесь быть внимательными, сосредоточенными, вспомните правила, которые изучили. Потому что мы с вами будем играть в КВН, покажем, какие мы прекрасные знатоки русского языка
Язык, на котором мы говорим, красив и богат. На русском языке говорят многие народы. Мой верный друг!.. Мой царь! Мой раб! Родной язык» - так охарактеризовал поэт Валерий Брюсов прекрасный образ родного языка
В нашей игре примут участие 2 команды. Поприветствуем друг друга
Приветствие
Мы веселые ребята,
И не любим мы скучать.
С удовольствием мы с вами
В КВН будем играть.
I команда.
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет,
Сегодня будет дружба
Владелицей побед!
II команда.
И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование.
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
Поприветствуем наших гостей и наше жюри. Они оценят работу каждой команды.
- И так, слушаем внимательно, думаем старательно.
- Кто же первый начнёт игру? Отгадайте загадку:
- Какое слово состоит из семи одинаковых гласных букв? (Семь – я)
- В каком слове сорок гласных ? (сорок- а)
I. Конкурс-разминка «Угадай название своей команды».
За правильный ответ присуждается один балл
1 команда Почемучки
Название вашей команды начинается с вопроса, который задают все маленькие дети, пытаясь понять, как устроен мир. Взрослых тоже часто интересует этот вопрос, и они со строгим видом задают его своим детям. Далее к вопросу добавим два суффиксы чк и получим существительное во множественном числе.
2 команда Всезнайки
У Николая Носова есть замечательные произведения о Незнайке и его друзьях. Так вот в названии вашей команды есть имя друга Незнайки. Этот герой очень любознательный и умный , т.к. много читает. Ещё его именем иногда называют умных учеников. Если к этому имени прибавить приставку все и поставить это существительное во множественное число, то вы угадаете название своей команды.
Объявляется 2 конкурс
2 Конкурс «Один – много». ( слайд 3)
Я хочу поиграть с вами, а заодно и проверить , как вы русский язык знаете. Я называю вам существительное в единственном числе, а вы мне в ответ – во множественном. Команда отвечает хором поочереди:
Нога - … (ноги)
Рука - … (руки)
Дуга - … (дуги)
Мука - … (нет мн.числа)
Вот и ошиблись. Существительное МУКА не имеет множественного числа.
Продолжаем дальше:
Ведро - … (вёдра)
Бедро - … (бёдра)
Метро - … (нет мн.числа)
День - … (дни)
Пень - … (пни)
Лень - … (нет мн.чила)
Цыплёнок - … (цыплята)
Козлёнок - … (козлята)
Уважаемые члены жюри подведите итоги конкурса.
- Поиграли, а теперь приступим к серьёзным испытаниям.
3 Конкурс «Поставьте правильно ударение» В русском языке есть такой раздел как фонетика в котором изучаются звуки речи, ударение , слоги. Этот раздел очень сложный. Все дело в том, что ударение в русском языке свободное. Есть языки, где оно всегда на одном и том же слоге — такое ударение называют фиксированным. Например, во французском ударение всегда на последнем слоге, в польском — на предпоследнем, в чешском — на первом. А в русском языке может быть на любом. И нам приходится заучивать, запоминать или обращаться к орфоэпическим словарям. Потому что любому человеку, независимо от его рода деятельности, весьма полезно научиться правильно говорить.
Каждая команда получает карточку и ставит в словах ударение .
1-я команда Портфель Ждала Договор Магазин Красивее Звонит Шофёр Банты Досуг квартал | 2-я команда Алфавит компас Столяр Поняла Баловать Километр Повторим Шарфы Щавель Кухонный |
Подведение итогов конкурса
4. Конкурс «Вставьте пропущенные буквы в словах, где они нужны» Думаем, вспоминаем правила, проверяем.
По одному выходят участники и вставляют буквы. За каждое правильное слово присуждается 1 балл.
1-я команда чудес...ный мес ность гла...кий но...ки руч_и об_явление тр...пинка к...ртофель л_дянка к_рабль | 2-я команда прекрас...ный трос...ник сколь... кий оши_ка в_юга сн...жинка м...рковь ул_ца под_езд п_тно |
5. Конкурс «Про многозначные слова и омонимы» ( слайд 5)
Я читаю вам загадки, а вы постарайтесь отгадать.
- Одна нам ночами на небе сверкает.
Другая на сцене поёт, выступает.
В глубинах морских наша третья живёт.
На ёлке четвёртая есть в Новый год. (звезда)
- Первый – нос у поросёнка,
Что визжит ужасно звонко.
В кошельке лежит второй,
Ты беги скорей – открой!
Третий в сказке обитает,
Винни-Пуху помогает
(Пятачок)
- Первая с ниткой всегда неразлучна,
Шить, вышивать им на пару не скучно.
Дружит со шприцем подруга вторая,
Маленьких деток уколом пугая.
Третья на ёлке местечко нашла,
Место листочка она заняла.
Ну , а четвёртая ёжику служит,
С колкой защитницей ёжик не тужит (игла)
- Первым лиса очень любит гордиться,
Нам он на шапочку может сгодиться.
А вот второй есть у птиц, самолёта:
Очень он нужен им всем для полёта.
Третьим виляют бумажные змеи,
Тянется он за кометой Галлея.
Ну, а четвёртый – тот дружит с расчёской,
На голове он зовётся причёской.
Двоечки ,коль твой дневник украшают,
Пятый тогда у тебя отрастает
(хвост)
- Первая ярко на небе сверкает,
Дождь и грозу нам она предвещает.
А вот вторую в одежде найдёте,
Быстро со скрипом её застегнёте (молния)
- Первые все мы в игре набираем,
Если их больше – в игре побеждаем.
Зренье вторые нам улучшают,
Летом от солнца глаза защищают (очки)
Эти все слова многозначные, а ещё как их можно назвать? ( омонимы). Омонимы, а также синонимы и антонимы изучает такой раздел русского языка как Лексика и фразеология.
6.Конкус капитанов.
Им необходимо определить части речи в словах омонимах
.
1) Посадила мама в печь пирожок с капустой печь.
2) Снежное покрывало все поле покрывало.
3) Ведро дало течь, и вода стала течь.
А мы тем временем продолжим игру
И объявляем следующий конкурс
7. Объясни крылатые выражения.
Задание: раскрыть смысл выражений, которые называют крылатыми или фразеологизмами
1) Рукой подать. (Близко.)
2) В час по чайной ложке. (Медленно.)
3) Морочить голову. (Обманывать.)
4) Во весь дух. (Быстро.)
5) Считать ворон (Отвлекаться)
6) Прикуси язык. (Замолчи.)
7) Ни пуха, ни пера. (Пожелать удачи.)
8) Сломя голову (быстро)
9) черепашьим шагом (медленно)
10)каша в голове (путаница в мыслях)
8. Конкурс «Будь внимателен мой друг» ( слайд 8)
- Если я называю имя существительное - хлопните 1 раз в ладоши.
Если прилагательное - встаньте. Если другую часть речи - сядьте.
Слова 1 команде «Почемучек»
День, короткий, компьютер, прыгает, прекрасная, ковёр, пишет, раняя, весна, холодная ,наступила.
Слова 2 команде «Всезнаек»
Человек, красивый, стоит, рыба, пушистая, порхает, заяц, был, зеленая, стол, думает.
9. Конкурс «Подбери пару» ( слайд 7)
Нужно подобрать такие пары словосочетаний, чтобы из них получились
предложения, выражающие законченную мысль.
Крупные капли дождя торчали на поляне
Последние снежинки весело катались с горки
Маленькая собачонка летела в тёплые страны
Голые кусты барабанили по крыше дома
Деревенские ребята порхали в холодном воздухе
Большая стая лебедей громко лаяла на прохожих
10 конкурс: «Закончи пословицу» ( слайд 10)
- Я начинаю, а вы заканчиваете. Начинаем с команды ….
1) Труд кормит, а лень….. портит.
2) Как аукнется, так и….. откликнется.
3) Семь раз отмерь, один раз….. отрежь.
4) Нет друга - ищи, а нашёл….. береги.
5) Сам погибай, а товарища…. Выручай.
6) Мир строит, а война……..(разрушает).
- Смелый побеждает, а трус…….(погибает).
- Человек от лени болеет, а от труда……(здоровеет).
- Сумел завязать, сумей и …….(развязать).
- Чем зря кричать, лучше ……(помолчать).
- Декабрь год кончает, а зиму…..(начинает).
12)По одёжке встречают, а по уму ……( провожают)
11. Конкурс «Блиц-опрос» ( слайд 9) Команда отвечает быстро и правильно.
Вопросы 1 команде «Почемучек»
1. Может ли слог состоять из одного согласного звука? (нет)
2. Два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу (текст)
3. Как пишутся предлоги с другими словами? (раздельно)
4. Сколько букв в русском алфавите? (33)
5. Сколько слогов в слове МАШИНА? (три)
Вопросы 2 команде «Всезнаек»
1. Как пишется первое слово в предложении? (с заглавной буквы)
2. Что такое алфавит? (все буквы, расположенные по порядку)
3. Главный член предложения, который обозначает, что делает подлежащее, называется…(сказуемым)
4. Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?
5. Как переносятся слова с двойными согласными?
Ну, вот и подошло к концу наше увлекательное мероприятие, жюри подводит окончательные итоги всех состязаний и оглашает команду победителя.
Заканчиваем песней
Подведение итогов.
Учите русский
годы кряду,
с душой,
с усердьем
и с умом!
Вас ждет великая награда
и та награда -
в нем самом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические задания по русскому языку для 1-ого класса» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки помогут учителю в ознакомлении с темами по русскому языку в 1 классе....