Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК
Повторение
Урок 1.
Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
Ход урока
Ι. Актуализация знаний.
Прозвенел уже звонок
Начинаем наш первый урок.
Будьте все внимательны,
А еще старательны.
Давайте подарим друг другу хорошее настроение.
Я улыбаюсь Вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу.
Теперь тихо как мышки сядут девочки, и еще тише сядут мальчики.
Проверьте свое рабочее место. На нем должно быть : учебник , дневник и пинал.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
Рассматривание обложки.
– Чем заняты ребята? (Собирают из пазлов старинный алфавит.)
– Знакомы ли они вам? (С Игорем и Олей, близнецами-четвероклассниками, мы будем путешествовать в историю детской литературы в учебнике «Литературное чтение» («В океане света»). А в учебнике русского языка вместе с Игорем и Олей мы узнаем много нового из истории нашего языка, будем учиться правильно говорить, писать, читать, слушать.)
– Как игра в пазлы связана с русским языком?
(Если правильно сложить пазлы, получится определённая картинка. Если правильно сложить звуки (а на письме буквы), то получится слово, если сложить слова, то получится предложение, и т.д. Все звуки, буквы, слова, предложения – своего рода пазлы, «кирпичики», из которых строится язык.)
II. Формулирование проблемы.
– Русский язык как учебный предмет был у вас и во 2-м, и в 3-м классе. Что вы узнали на этих уроках?
– Может быть, не стоит опять изучать этот предмет, вы уже всё знаете?
– Какие вопросы возникают? (Что мы будем изучать и чему учиться в этом году?)
– Давайте составим план урока.
Учитель вместе с детьми планирует свою деятельность на уроке.
III. Развитие умений. I. Работа со статьями «Как работать с учебником» и «Что мы будем изучать и чему учиться в этом году».
1. Выборочное чтение статьи «Как работать с учебником?» (с. 3–6).
– Просмотрите заголовки-вопросы. Известны ли они вам?
– Вспомните (предположите), о чём говорится в каждой из частей?
(О целях и как открывать новое – проблемном диалоге, условных обозначениях.)
– Что обозначают цветные кружки рядом с заданиями? (Виды заданий, которые будут развивать разные умения.)
– Обратите внимание на условные обозначения в разделах «Что надо обязательно запомнить?» и «Что надо обязательно уметь?» Какие из условных обозначений вам знакомы? Какие встретились впервые?
Что они обозначают?
– Какие знаки могут встретиться около слов?
– Когда вы будете обращаться к толковому словарю в конце учебника? А к текстам других учебников?
2. Изучающее чтение статьи «Что мы будем изучать и чему учиться в этом году?» (с. 7–8).
Первые два абзаца читает учитель и задаёт вопросы классу на осмысление воспринятого на слух:
– Какие два понятия нужно различать?
– Чем отличаются язык и речь и как они связаны?
Учитель продолжает чтение следующего абзаца и после чтения задаёт вопрос:
– Почему русский язык – особый предмет?
4-й абзац ученики читают самостоятельно. Учитель задаёт вопрос на осмысление прочитанного:
– Что нового узнали из этого абзаца? С какими героями встретитесь?
Далее учитель читает, а ученики слушают и следят за чтением.
– Пользуясь текстом обращения авторов, закончите предложения:
а) Наш язык – …
б) Чтобы по-настоящему узнать и понять свой родной язык, нужно…
II. Повторение изученного.
– Откройте учебник на с. 9. Прочитайте эпиграф к разделу «Повторение».
– Что вы знаете об авторе П.А. Вяземском? (Поэт, современник А.С. Пушкина.)
1. Упр. 1, с. 9.
Ученики говорят о своём понимании авторской строчки, продолжают ряд однокоренных слов, предварительно обратившись к толковому словарику в конце учебника.
Исповедь, поведать, заповедь, проповедник и т.д.
Списывание предложения и объяснение постановки знаков препинания. (Первая запятая разделяет части сложного предложения, вторая запятая – однородные подлежащие.)
2. Упр. 2, с. 9.
а) Работа до чтения.
– Прочитайте заглавие стихотворения, фамилию его автора. Какие значения имеет слово словарь? (1. Собрание слов. 2. Совокупность слов какого-нибудь языка, а также слов, употреблённых в каком-либо произведении.)
б) Чтение стихотворения про себя.
– В каком значении слово словарь используется в произведении?
– Найдите и подчеркните в каждой строфе строки, в которых заключены самые важные для автора мысли.
в) Работа после чтения.
Ученики объясняют смысл найденных строчек и заглавие стихотворения, затем учитель проводит необходимую корректировку.
Словарь – это не только книга, в которой по алфавиту расположены слова и объясняется их лексическое значение, но и «повесть» человечества, по которой можно проследить историю народа, его быт.
В словах заключаются человеческие чувства. Французский писатель Анатоль Франс писал: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке».
г) Спишите строчки, которые вам представляются самыми важными для понимания смысла стихотворения.
3. Упр. 3, с. 7 – развивается эстетическое чувство при восприятии художественного слова.
– С чем сравнивают русский язык Н. Гоголь, А. Толстой?
– Какие слова вам показались особенно выразительными?
Запишите:
Русский язык – драгоценность, подарок, орудие жизни народа.
– Разберите по составу слова, предварительно указав часть речи.
I вариант – русский.
II вариант – подарок.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
4. Упр. 4, с. 7 – развивается умение анализировать лингвистический текст с опорой на ключевые слова.
Образец записи:
Языковедение, языкознание.
Страноведение, краеведение, природоведение, обществоведение.
– Сколько названий есть у науки о языке? Как называются такие слова?
– Что изучают учёные-лингвисты? А для чего язык нужен людям?
(Чтобы общаться.)
IV. Итог урока.
4 4
– Что мы сегодня делали на уроке? Какие умения развивали?
– Выполните задание № 6, тема 1 «Повторение» в рабочей тетради для 4-го класса.
– Какое слово оказалось лишним? Почему?
– Как вы думаете, что обозначает слово лингвист? (Подсказка: сравните тракторист, машинист, таксист.)
– Чему вы будете учиться на уроках русского языка?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру на тему «Самые дорогие слова».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.
Тема: «Текст и его признаки». Цель:· Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...
урок русского языка в 3 классе "Удивительное путешествие в страну русского языка" на тему "Части речи"
Конспект урока русского языка на тему "Общее понятие о Частях речи" в 3 классе. Закрепление изученного во втором классе и знакомство с новыми понятиями. Урок проведён в форме путешествия....
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
Знакомство с новым учебником «Русский язык». Повторяем гласные звуки и их буквы.
Обеспечить условия для усвоения содержания учебника и отработки действий при работе с учебником, рабочей тетрадью.Создать благоприятную атмосферу для развития эмоциональной сферы, интереса к русскому ...
Знакомство с новым учебником «Русский язык». Язык и речь, их значение в жизни людей.
Цель: создать условия для формирования первоначальных представлений об устной и письменной речи, о языке как средстве речевого общения....
Урок русского языка в 1 классе. Тема: Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей.
Урок разработан по программе УМК "Школа России". Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. Цели урока: познакомить с учебником русского языка, его структурой; дать ...
Презентация к уроку русского языка в 1 классе. Тема: Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей.
Урок разработан по программе УМК "Школа России". Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС с применением ИКТ...