Разработка урока Речевого развития
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Сочинение сказок с вопросом "Почему?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_skazok_so_slova_pochemu.doc | 294.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие воображения младших школьников при сочинении сказок со слова «Почему»
Русакова И.В., учитель высшей категории МОУ школа №7 г.Дзержинска.
Проблема развития творческого воображения младших школьников является одной из главных проблем, стоящих перед современной системой образования.
Исследовательская активность, открытие нового, необычного наполняет жизнь смыслом, приносит ощущение радости, позволяет добиваться больших успехов, преодолевать трудности. Творческие способности, готовность к созиданию становятся неотъемлемой чертой личности.
Проблема развития творческого воображения волнует многих педагогов и психологов. Фантазия человека, проявление индивидуальности отличаются многообразностью, безграничностью в постижении.
Данный возрастной период является наиболее благоприятным для включения ребенка в сознательное творчество. Поэтому на основании знаний сущности, механизмов творческого воображения можно построить систему упражнений, способствующую развитию творческого воображения у младших школьников.
Информация, которая должна быть усвоена в школе – средство для развития. Правильная организация обучения, особый подход позволяют учащимся овладеть основными способами деятельности, научиться разбираться в себе, включиться в творческое преобразование действительности, неоднозначно мыслить.
Целенаправленная работа на уроках русского языка и чтения позволяет уделить внимание не только развитию интеллектуальной сферы, но и эмоциональной, духовной. Это соответствует сущности творческого воображения. Появляются возможности научиться свободно мыслить, рассуждать, развивать гибкость, самостоятельность, вариативность, оригинальность мышления, изучить творческий опыт других и самому проявить активность.
В психолого-педагогической литературе, в том числе в учебных книгах, встречается большое количество упражнений, видов творческих работ, которые можно использовать на уроках русского языка и чтения.
Возможно использование заданий нестандартных, непривычных, задач со сменой установки при изменении обычно применяемых приемов.
Одним из вариантов, способствующих развитию творческого воображения, является технология сочинения сказки со слова «Почему?» (1).
Учитель актуализирует знания детей сказок о животных, обращая внимание на характерные особенности этих сказок и главных героев. Звери имеют много общего: у всех четыре лапы, хвост, туловище, голова … Но каждый зверь чем-то отличается от остальных.
Учитель останавливается на сказках, названия которых содержат вопрос: «Почему у бурундука полоски?», «Откуда у кита такая глотка?», «Откуда у носорога шкура?», «Отчего у верблюда горб?». Содержание сказок анализируется, выясняется характерная особенность полученного свойства.
Сочинение сказки может начинаться совместно. Происходит накопление яркого образного материала и творчество принимает индивидуальный характер, самостоятельное оформление новых идей.
Каждая группа получает название сказки для объяснения какой- либо особенности животного:
-Почему ежи колючие?
-Отчего у оленя рога?
- Почему кроты слепые?
- Почему зебры полосатые?
-Почему у зайца круговое зрение?
Технология сочинения сказки.
Вариант 1.
1) Вступление. Давным-давно этой особенности не было (например, кроты были зрячими). Чем это было плохо?
2) Основная часть. Как появилась эта особенность? (песок постоянно попадал в широко раскрытые глаза, крот прищуривал глаза, заклеивал скотчем, надевал очки для подводного плавания, но всё заляпывалось землёй, и крот просто перестал видеть).
3) Заключение. Как изменилась жизнь, чем это стало лучше? (стало удобнее копать норы, выбирать жену).
Вариант 2.
- Начало. Животное не обладало специфической особенностью, но это не создавало никаких сложностей (черепахе легче передвигаться без панциря, зебры были белоснежными и т.д.);
- Основная часть. Произошло какое- либо событие (встреча с новым героем, неожиданная опасность, когда появляется необходимость измениться);
- Заключение. Выясняется значение и важность изменения (с тех пор, больше никогда…).
Примеры детских работ.
Сказка «Почему панда ест бамбук».
В Китае живёт очень красивый медведь – панда. Он считается символом этой страны. Его любят взрослые, дети и, конечно, звери. Черные отметины вокруг глаз и ушей панды напоминают грим циркового клоуна. И сам панда очень милый и добродушный.
Но когда-то это был обычный хищник. Он охотился на зверей, все боялись его, и никто не хотел с ним дружить. Едва панда подходил к Великой реке на водопой, звери в ужасе разбегались. А стоило ему зайти в заросли бамбука, как птицы с криком разлетались во все стороны. Панде было очень грустно и одиноко.
Однажды панда уныло брел по лесу и услышал красивую песню. Он замер, прислушиваясь. Из зарослей деревьев выпорхнула маленькая птичка. Она была так увлечена своей песней, что, не замечая ничего вокруг, села прямо на голову панде. Сердце медведя радостно забилось. Он боялся пошевелиться и спугнуть её. Птичка допела и только тогда с удивлением обнаружила, на чем сидит.
- Как ты хорошо поёшь, маленькая птичка! – сказал панда.
- Спасибо, - ответила птичка. – А ты совсем не такой злой и страшный, как говорят. Напротив, мне кажется, что ты очень милый и добродушный.
Почему тебя все боятся?
- Но ты ведь добрый, а значит, можешь измениться! Попробуй есть что- нибудь другое. Например этот сладкий бамбук.
Панда недоверчиво отломил бамбуковый стебель и надкусил его.
- Ого! Какой вкусный! Пожалуй, теперь всегда буду есть только его.
Панда сдержал своё слово. Больше никогда не охотился он на бедных зверушек. Новая еда так понравилась панде, что он постоянно стал носить с собой сладкие бамбуковые палочки.
(Лилия А.)
Сказка «Почему черепаха носит свой домик?»
Давным-давно жила одна черепаха. Она была очень ленива и упряма, ничего не хотела делать.
Наступили холода. Черепахе пришлось строить свой дом. А сделала она его из соломы и без печки. Дом получился не такой как у всех. В нём было очень холодно. Всю зиму черепаха мерзла и не могла дождаться тепла.
А с наступлением весны, она решила построить домик ближе к солнцу.
Впереди были высокие горы, и черепаха стала забираться по ним все выше и выше. Но чем выше она поднималась, тем холоднее становилось. Черепаха была упрямая и ползла вперед. Когда она, наконец, выбилась из сил, то увидела что-то похожее на дом. Это был панцирь. Черепаха подумала, что хорошо было бы в нем погреться. Она забралась в панцирь. Домик был такой удобный и теплый. На нем можно было даже скатиться с горы. Черепахе было в нем уютно. Ей не захотелось больше расставаться со своим домом. С тех пор черепаха всегда носит его с собой.
(Аня И.)
«Зачем мишкам нужен мед?»
Зачем мишкам нужен мед? Может мишки любят свой животик как любимую-прелюбимую игрушку и кормят его сладким медом?
Может!
А может давным-давно мишки поссорились с пчелами, а теперь хотят им насолить и отбирают сладкий мед?
Может!
А может мишки хотят вырасти, чтобы быть больше всех зверей на свете?
Может!
На самом деле мед мишкам нужен на зиму. Спят медведица с медвежатами в берлоге. В лесу снежно, холодно! А у медвежат под боком бочонок с медом стоит, мед теплый, сладкий, вкуснущий! Макнет мишка лапу в мед, пососет ее и будут ему сниться летние вкусные сны! (Яна Р.)
Почему зебры полосатые.
(Сказка)
В одной желтой саванне жили белоснежные лошадки. Жили они дружно, воспитывали своих детенышей и вместе защищались от своих врагов – тигров. Однажды большое семейство паслось около водоема. Лошади пили воду, пощипывали зелёные кустики и радовались яркому солнышку.
Вдруг откуда ни возьмись, появился огромный полосатый тигр. Лошади тут же собрались в кучу, выставив копыта, но тигр не стал набрасываться на любимую добычу, а сел и заплакал:
- Милые лошадки у вас такая красивая белоснежная шубка, что моя жена требует достать для себя точно такую же. Согласны ли вы поменять свою белоснежную шкурку на мою полосатую?
Лошадки задумались. Наконец вожак сказал:
- Хорошо мы поменяемся с тобой шкурками, но за это вы тигры не будете охотится в наших местах и красть наших детенышей.
На том и порешили.
И с тех пор белые лошадки стали полосатыми, и их называют зебрами, а тигры превратились в снежных барсов и ушли жить в таежные леса.
Стас К.
При сочинении сказок мы старались создать ту основу, которая изменит направленность личности, привычку к исполнительской деятельности. Это возможно при существовании положительного опыта активной деятельности, осознание её смысла. Поэтому свободная атмосфера, внимательное отношение к личности развивает желание и интерес в познании. Работа в этом направлении будет способствовать не только развитию творческого воображения, но и общему развитию детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока.Речевое развитие.Текст.Тема,главная мысль текста.
Представлен конспект урока по русскому языку 3класс....
Методическая разработка урока.Речевое развитие.Текст.Тема,главная мысль текста.
Представлен конспект урока по русскому языку 3класс....
Методическая разработка урока.Речевое развитие.Текст.Тема,главная мысль текста.
Представлен конспект урока по русскому языку 3класс....
Методическая разработка урока по развитию речи у детей с задержкой психического развития
Задания направлены на развитие слухового внимания, фонематического слуха, зрительного восприятия, памяти, речи, мелкой моторики, графомоторных умений и развитие речи...
Методическая разработка урока речевая практика в 1 классе "Личная гигиена школьника" школа 8 вида
...
Разработка урока Речевого развития
Конспект урока Речевого развития во 2 классе по теме "Написание изложения на основе прогнозирования текста" "Живые парашютики"....
Разработка урока Речевого развития
Конспект урока Речевого развития "Платонов. Первый снег"...