Методическая разработка урока.Речевое развитие.Текст.Тема,главная мысль текста.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Представлен конспект урока по русскому языку 3класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-методический комплект «Школа России»
Русский язык
3 класс
Конспект открытого урока по русскому языку
с мультимедийной презентацией
Тема: «Речевое развитие. Текст. Тема, главная мысль текста».
Использование элементов программы « Кирилл и Мефодий»
Составитель: Т.А.Евстигнеева учитель начальных классов
ГОУ СОШ № 213 с углубленным изучением английского языка Фрунзенского района города Санкт-Петербурга
2014 год
Открытый урок русского языка по теме
«Речевое развитие. Текст. Тема, главная мысль текста»
Цели урока:
1.Формировать умение определять тему и главную мысль текста.
2. Формировать у учащихся универсальные учебные действий:
- Учить детей прогнозированию предполагаемого содержания текста по его теме или по его главной мысли.
- Развивать речь детей при составлении предложений и текстов на заданную тему.
- Формировать умение работать индивидуально, в парах, в группах сменного состава.
- Формировать коммуникативные умения учащихся (включение в беседу; умение слушать и слышать друг друга). В том числе - умение ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимости от задач и ситуации общения; извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей.
- Воспитывать положительные качества личности ребенка в процессе коллективной учебной деятельности (умение общаться со сверстниками на принципах взаимоуважения, дружбы и толерантности).
План урока:
- Организованное начало урока.
- Актуализация знаний.
- Сообщение темы и целей урока.
А. Работа в паре над правилом .
4. Сравнение темы и главной мысли текста при работе с баснями Л.Н. Толстого.
А. Выполнение упражнения .
Б. Работа с изученными орфограммами.
В. Разбор однокоренных слов по составу.
5. Физкультминутка.
Г. Работа с правилом на .
Д. Выполнение упражнения .
Е. Работа с пословицами.
6. Составление детьми собственных текстов по готовым заглавиям.
А. Выполнение упражнения .
7. Рефлексия.
А. Тест.
Б. Игра «Светофор»
8. Организованный конец урока.
Ход урока.
1.Организованное начало урока.
Экран. Слайд №1.
Учитель:
-Сегодня проводим интересный, но трудный урок русского языка. В работе поможет компьютер. Нужно быть очень внимательными, стараться – тогда у нас все получится.
Мы надеемся, что и наши гости порадуются нашим успехам.
Ребята, давайте улыбнемся друг другу! Обменяйтесь хлопками в ладоши с соседом.
Пусть сегодня этот урок принесет нам радость общения друг с другом.
Успехов вам и удач!
2. Актуализация знаний.
Экран. Слайд 2. «Отгадайте загадку!» Портрет профессора Самоварова. (Комикс)
Учитель:
-Ребята, наш помощник Иван Иванович Самоваров, профессор русского языка, просит отгадать загадку.
1.-Сама мала, а ума придала.
2.-Страну чудес откроем мы
И встретимся с героями
В строчках,
На листочках,
Где станции на точках.
(Книга)
-Составьте несколько предложений о том, какую пользу приносит книга.
-Расскажите о той книге, которую вы сейчас читаете.
-Когда вы рассказывали о книгах, которые сейчас читаете, объясняли, какую пользу приносят книги, что вы создавали?
(Текст)
-Вспомните, что называется текстом?
-Несколько предложений, связанных между собой по смыслу.
Поиграем.
Экран. Программа «Кирилл и Мефодий».
сюжет № 6.
В каждом параграфе, в каждом рассказе,
В сказке и в песне, и да же во фразе, -
Ты только вдумайся, только всмотрись –
Кроется самая главная мысль!
Словарь Ожегова:
Тема – то, что составляет основное содержание произведения, текста, является предметом разговора, то, что положено в основу.
3.Сообщение темы и целей урока.
Учитель:
-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
Посмотрите, как это сделали авторы учебника.
Учитель:
-Сегодня мы будем учиться определять тему и главную мысль текста, работать с готовыми текстами и составлять собственные по заданной теме и главной мысли.
Будем продолжать учиться оценивать сами уровень своих знаний.
Экран. Слайд 3. «Текст. Тема. Главная мысль».
Экран. Слайд 4. «Узелки на память»
Работа по заучиванию правила в парах.
4. Сравнение темы и главной мысли текста при работе с баснями Л.Н. Толстого
Экран. Слайд 5. «Лев Николаевич Толстой»
Прочитайте басню Л.Н.Толстого.
- О чем она?
По книгам для чтения, которые сочинил Л.Н. Толстой, обучались несколько поколений русских школьников. Половину этих учебных книг занимают басни.
-А что такое басни?
Это поучительное литературное произведение, в котором всегда есть вывод – мораль. Басня учит, советует, наставляет, предупреждает.
-Какой это текст?
Художественный, литературный.
-Даны два заглавия:
1.Садовник и сыновья.
2.Богатство трудом достается.
Сравните их.
-Какое из них отражает тему, а какое – главную мысль?
-Какое заглавие просто называет, о чем пойдет речь в тексте, а какое выражает то самое важное, что хотел сказать автор в тексте?
Экран. Слайд 6. «Тема басни и ее главная мысль»
Работа с изученными орфограммами.
2 задание. Найдите орфограммы в словах с пропущенными буквами.
Экран. Слайд 7. «Безударные гласные»
-Как называется эта орфограмма?
-Можно ли проверить, какие буквы надо писать в словах?
-Как это сделать? Какое правило проверки безударных гласных надо знать?
Экран. Слайд 8. «Правило - помогалочка»
Сравнение алгоритмов работы с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.
Запишите слова с пропущенными буквами вместе с проверочными словами.
8 слов.
Вспомните способы подбора проверочных слов.
Проверка. Работа простым карандашом.
Экран. Слайд 9. «Проверка безударных гласных»
Разбор однокоренных слов по составу.
Найдите в тексте однокоренные слова.
-Как пишется корень в однокоренных словах?
Выпишите их. Разберите по составу.
Садовник, садовому (садовое дело), в саду.
Экран. Слайд 10. «Проверка разбора по составу»
5.Физкультминутка.
Экран. Слайд 11. «Совенок»
Ученик:
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели – вновь за дело!
Работа с правилом .
Экран. Слайд 12. «Узелки на память»
Работа над правилом.
Выполнение упражнения №222.
Экран. Слайд 13. «Иллюстрация к басне».
Прогнозирование предполагаемого содержания басни.
-Рассмотрите иллюстрацию к следующей басне. Предположите, о чем она.
Чтение басни по учебнику. Разбор содержания.
Экран. Слайд 14. «Заглавия басни»
Выберите одно из заглавий.
-Какое из них отражает тему текста, а какое – его основную мысль?
Докажите словами правила.
Работа с пословицами.
Экран. Слайд 15. «Пословицы»
Пословица – краткое поучительное изречение, народная мудрость. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в речи.
Выпишите пословицы, которые согласуются с главной мыслью текста.
При списывании помните, пословица состоит из двух частей, разделенных запятой, будьте внимательны!
Проверка.
Объяснение детьми своего выбора.
Экран. Слайд 16. «Лад».
Толкование смысла слова «лад».
Подберите синонимы к слову «лад».
Экран. Слайд 17. «Творческая переменка»
6.Составление детьми собственных текстов по готовым заглавиям
Выполнение детьми упражнения №223.
Работа в группах переменного состава.
Учитель:
-Перед вами квадратики разного цвета. Собираемся в 4 группы по цвету квадратика. Работаем стоя.
Раздача конвертов с готовыми заглавиями.
-Составьте по нему небольшой рассказ.
При проверке ответить на вопросы:
-Какой заголовок отражает тему текста, а какой – главную мысль?
Возвращение детей на свое место.
7.Рефлексия.
Решение теста.
Экран. Слайд №18. Тест «Выбери правильный ответ».
Проверим ваши знания.
Ответьте на вопросы, поставив в таблицу (из 4 квадратиков) только букву, стоящую рядом с правильным ответом.
1. Предложение - это:
А. несколько слов
Б. несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль
2. То главное, что хочет сказать автор в тексте, называется…
А. Главной, основной мыслью текста
Б. темой текста
3. Текст – это:
А. несколько слов, связанных по смыслу, и выражающих законченную мысль
Б. несколько предложений, связанных по смыслу
4. Тема – это:
А. то, самое важное, о чем хотел сказать в тексте автор
Б. то, о чем говорится в тексте
Правильные ответы:
Б А Б Б
Игра «Светофор». Самооценка.
Учитель:
-А теперь сами оцените уровень своих знаний. Для этого звездочку закрасьте так:
-Если вы хорошо все поняли, вам было легко на уроке – зеленым цветом.
-Если вы, в основном, разобрались, но что-то было непонятно – желтым цветом.
-Если вы не очень разобрались, было трудно на уроке, много было затруднений – красным цветом.
Оцените свою активность на уроке
( Дети по руке показывают высоту своей активности на уроке.)
8.Организованный конец урока.
Экран. Слайд № 19.Самоваров
Учитель:
-Какие новые знания вы получили?
(Что такое текст, чем отличаются тема и главная мысль текста)
-Как вы думаете, а можно ли что-нибудь еще узнать о тексте?
.
Экран. Слайд № 20. Молодцы!
-Спасибо за работу на уроке!
Новогодняя елка. Подарки гостям и детям.
В библиотеке.
Что такое библиотека.
Что там есть, кто там работает.
Какие книги выбираете вы?
Сколько интересных книг можно найти в библиотеке!
Ваше отношение к книгам.
Я и мои родители.
Мама и папа.
Как выглядят.
Их любимые занятия.
Общие дела в семье.
Родителей надо уважать!
Передать свое отношение к родителям.
Мой компьютер.
Это современное техническое устройство.
Ваше отношение к компьютеру.
Как много полезного может сделать компьютер!
Моя собака.
Как появилась собака в доме.
Описание животного. Как выглядит.
Его привычки и повадки.
Как я люблю свою собаку!
Выразить свое отношение к животному.
Отношение к нему в семье.
Как вы ухаживаете за животным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока .Контроль знаний по теме:" Слово,предложение,текст"
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме Слово,предложение,текст.(контроль знаний) УМК Школа россии...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/28/picture-282414-1377715594.jpg)
Методическая разработка урока обучения грамоте "Узелки на память. Чтение текстов по теме "На что и клад, когда в семье лад". ( система учебников "Перспектива")
Урок "Узелки на память.Чтение текстов по теме « На что и клад, когда в семье лад" должен обеспечить достаточно глубокое понимание содержания произведений Л.Н. Толстого и ...
Методическая разработка урока.Речевое развитие.Текст.Тема,главная мысль текста.
Представлен конспект урока по русскому языку 3класс....
Методическая разработка урока.Речевое развитие.Текст.Тема,главная мысль текста.
Представлен конспект урока по русскому языку 3класс....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/16/picture-737859-1452946350.jpg)
Методическая разработка урока речевая практика в 1 классе "Личная гигиена школьника" школа 8 вида
...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/25/picture-1396521-1648222655.jpg)
Методическая разработка по русскому языку в 3 классе. Тема: "Текст. Художественный и научный тексты"
Конспект урока по русскому зыку в 3 классе. Тема: "Текст. Художественный и научный тексты"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/28/picture-1140720-1556458067.jpg)
Методическая разработка урока русского языка по теме " Что такое текст? Тема текста", 2 класс
Цель: сформировать понятие текст, основываясь на его существенные признаки: целостность, связность, законченность Задачи: составлять текст из деформированных предложений; подбирать заголовок к текс...