Методическая разработка урока.Речевое развитие.Текст.Тема,главная мысль текста.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Представлен конспект урока по русскому языку 3класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoe_razvitieyu_tekst.tema_glavnaya_mysl_teksta.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методический комплект «Школа России»

Русский язык

3 класс

Конспект открытого урока по русскому языку

с мультимедийной презентацией

Тема: «Речевое развитие. Текст. Тема, главная мысль текста».

  Использование элементов  программы « Кирилл и Мефодий»

           

   

Составитель: Т.А.Евстигнеева  учитель начальных классов

                      ГОУ СОШ № 213 с углубленным изучением английского языка Фрунзенского района  города Санкт-Петербурга

2014 год

Открытый урок русского языка  по теме

 «Речевое развитие. Текст. Тема, главная мысль текста»

Цели урока:

1.Формировать умение определять тему и главную мысль текста.

2. Формировать у учащихся универсальные учебные действий:

  • Учить детей прогнозированию предполагаемого содержания текста по его теме или по его главной мысли.
  •  Развивать речь детей при составлении предложений  и  текстов на заданную тему.
  • Формировать  умение работать индивидуально, в парах,  в группах сменного состава.
  • Формировать коммуникативные умения учащихся (включение в беседу; умение слушать и слышать друг друга). В том числе -  умение ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимости от задач и ситуации общения; извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей.
  • Воспитывать положительные качества личности ребенка в процессе  коллективной учебной деятельности (умение общаться со сверстниками на принципах взаимоуважения, дружбы и толерантности).

План урока:

  1. Организованное начало урока.
  2. Актуализация знаний.
  3. Сообщение темы и целей урока.

      А. Работа в паре над правилом .

       4. Сравнение темы и главной мысли текста при работе с баснями Л.Н. Толстого. 

            А. Выполнение упражнения .

            Б. Работа с изученными орфограммами.

            В. Разбор однокоренных слов по составу.

      5. Физкультминутка.

            Г. Работа с правилом на .

           Д. Выполнение упражнения .

           Е. Работа с пословицами.

     6. Составление детьми  собственных текстов по готовым заглавиям.

           А. Выполнение упражнения .

      7. Рефлексия.

          А. Тест.

          Б. Игра «Светофор»

      8. Организованный конец урока.

     

Ход урока.

1.Организованное начало урока.

Экран. Слайд №1.

Учитель:

-Сегодня проводим интересный, но трудный урок русского языка. В работе поможет компьютер. Нужно быть очень внимательными, стараться – тогда у нас все получится.

Мы надеемся, что и наши гости порадуются нашим успехам.

Ребята, давайте улыбнемся друг другу! Обменяйтесь хлопками в  ладоши с соседом.

Пусть сегодня этот урок принесет нам радость общения друг с другом.

Успехов вам и удач!

2.  Актуализация знаний.

Экран. Слайд 2. «Отгадайте загадку!» Портрет профессора Самоварова. (Комикс)

Учитель:

-Ребята, наш помощник  Иван Иванович Самоваров, профессор русского языка,  просит отгадать загадку.

1.-Сама мала, а ума придала.

2.-Страну чудес откроем мы

    И встретимся с героями

    В строчках,

    На листочках,

    Где станции на точках.

                             (Книга)

-Составьте несколько предложений о том, какую пользу приносит книга.

-Расскажите о той книге, которую вы сейчас читаете.

-Когда вы рассказывали о книгах, которые сейчас читаете, объясняли, какую пользу приносят книги, что вы создавали?

(Текст)

-Вспомните, что называется текстом?

-Несколько предложений, связанных между собой по смыслу.

Поиграем.

Экран. Программа «Кирилл и Мефодий».

 сюжет № 6.

      В каждом параграфе, в каждом рассказе,

В сказке и в песне,  и да же во фразе, -

Ты только вдумайся, только всмотрись –

Кроется самая главная мысль!

Словарь Ожегова:

Тема – то, что составляет основное содержание произведения, текста, является предметом разговора, то, что положено в основу.  

3.Сообщение темы и целей урока.

Учитель:

-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Посмотрите, как это сделали авторы учебника.

Учитель:

     -Сегодня мы будем учиться определять тему и главную мысль текста, работать с                   готовыми текстами и составлять собственные по заданной теме и главной мысли.

  Будем продолжать учиться  оценивать сами  уровень своих знаний.  

Экран. Слайд 3. «Текст. Тема.  Главная мысль».

      Экран. Слайд 4. «Узелки на память»

      Работа по заучиванию правила в парах.

4. Сравнение темы и главной мысли текста при работе с баснями Л.Н. Толстого

Экран. Слайд 5. «Лев Николаевич Толстой»

Прочитайте басню Л.Н.Толстого.

- О чем она?

По книгам для чтения, которые сочинил Л.Н. Толстой, обучались несколько поколений русских школьников. Половину этих учебных книг занимают басни.

-А что такое басни?

Это поучительное литературное произведение, в котором всегда есть вывод – мораль. Басня учит, советует, наставляет, предупреждает.

-Какой это текст?

Художественный, литературный.

-Даны два заглавия:

1.Садовник и сыновья.

2.Богатство трудом достается.

Сравните их.

-Какое из них отражает тему, а какое – главную мысль?

-Какое заглавие просто называет, о чем пойдет речь в тексте, а какое выражает то самое важное, что хотел сказать автор в тексте?

Экран. Слайд 6. «Тема басни и ее главная мысль»

Работа с изученными орфограммами.

2 задание. Найдите орфограммы в словах с пропущенными буквами.

Экран. Слайд 7. «Безударные гласные»

-Как называется эта орфограмма?

-Можно ли проверить, какие буквы надо писать в словах?

-Как это сделать? Какое правило проверки безударных гласных надо знать?

Экран. Слайд 8. «Правило - помогалочка»

Сравнение алгоритмов работы с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.

Запишите слова с пропущенными буквами вместе с проверочными словами.

8 слов.

Вспомните способы подбора проверочных слов.

Проверка. Работа простым карандашом.

Экран. Слайд 9. «Проверка безударных гласных»

Разбор однокоренных слов  по составу.

Найдите в тексте однокоренные слова.

-Как пишется корень в однокоренных словах?

Выпишите их. Разберите по составу.

Садовник, садовому (садовое дело), в саду.

Экран.  Слайд 10. «Проверка разбора по составу»

5.Физкультминутка.

Экран. Слайд 11. «Совенок»

 Ученик:

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели – вновь за дело!

Работа с правилом .

Экран. Слайд 12. «Узелки на память»

Работа над правилом.

Выполнение упражнения №222.

Экран. Слайд 13. «Иллюстрация к басне».

Прогнозирование предполагаемого содержания басни.

-Рассмотрите иллюстрацию к следующей басне. Предположите, о чем она.

Чтение басни по учебнику. Разбор содержания.

Экран. Слайд 14. «Заглавия басни»

Выберите одно из заглавий.

-Какое из них отражает тему текста, а какое – его основную мысль?

Докажите словами правила.

Работа с  пословицами.

Экран. Слайд 15. «Пословицы»

Пословица – краткое поучительное изречение, народная мудрость. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в речи.

Выпишите пословицы, которые согласуются с главной мыслью текста.

При списывании помните, пословица состоит из двух частей, разделенных запятой, будьте внимательны!

Проверка.

Объяснение детьми своего выбора.

Экран. Слайд 16. «Лад».

Толкование смысла слова «лад».

Подберите синонимы к слову  «лад».

Экран. Слайд 17. «Творческая переменка»

6.Составление детьми  собственных текстов по готовым заглавиям

Выполнение детьми упражнения  №223.

Работа в группах переменного состава.

Учитель:

-Перед вами квадратики разного цвета. Собираемся в 4 группы по цвету квадратика. Работаем стоя.

Раздача конвертов с готовыми заглавиями.

-Составьте по нему небольшой рассказ.

При проверке ответить на вопросы:

-Какой заголовок отражает тему текста, а какой – главную мысль?

Возвращение детей на свое место.

7.Рефлексия.

 

Решение теста.

Экран. Слайд №18.  Тест «Выбери правильный ответ».

Проверим ваши знания.

Ответьте на вопросы, поставив в таблицу (из 4 квадратиков)  только букву, стоящую рядом с правильным ответом.

     1. Предложение - это:

     А. несколько слов

     Б. несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль

2. То главное, что хочет сказать автор в тексте, называется…

     А. Главной, основной мыслью текста

     Б. темой текста

3. Текст – это:

      А. несколько слов, связанных по смыслу, и выражающих законченную мысль

      Б. несколько предложений, связанных по смыслу

4. Тема – это:

      А. то, самое важное, о чем хотел сказать в тексте автор

      Б.  то, о чем говорится в тексте

Правильные ответы:

Б А Б Б

Игра «Светофор». Самооценка.

Учитель:

-А теперь сами оцените уровень своих знаний. Для этого  звездочку закрасьте так:

-Если вы хорошо все поняли, вам было легко на уроке – зеленым цветом.

-Если вы, в основном,  разобрались, но что-то было непонятно – желтым цветом.

-Если вы не очень разобрались, было трудно на уроке, много было затруднений – красным цветом.

 Оцените свою активность  на уроке 

( Дети по руке показывают высоту своей активности на уроке.)

8.Организованный конец урока.

Экран. Слайд № 19.Самоваров

Учитель:

-Какие новые знания вы получили?

(Что такое текст,  чем отличаются тема и главная мысль текста)

-Как вы думаете, а можно ли что-нибудь еще узнать о тексте?

      .

      Экран. Слайд № 20. Молодцы!

       -Спасибо за работу на уроке!

Новогодняя елка. Подарки гостям и детям.

 

     В библиотеке.

       Что такое библиотека.

      Что там есть, кто там работает.

       Какие книги выбираете вы?

Сколько интересных книг можно найти в библиотеке!

      Ваше отношение к книгам.

Я и мои родители.

Мама и папа.

Как выглядят.

Их любимые занятия.

Общие дела в семье.

Родителей надо уважать!

Передать свое отношение к родителям.

Мой компьютер.

      Это  современное техническое устройство.

Ваше отношение к компьютеру.

Как много полезного может сделать компьютер!

Моя собака.

Как появилась собака в доме.

Описание животного. Как выглядит.

Его привычки и повадки.

Как я люблю свою собаку!

Выразить свое отношение к животному.

Отношение к нему в семье.

Как вы ухаживаете за животным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока .Контроль знаний по теме:" Слово,предложение,текст"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме Слово,предложение,текст.(контроль знаний) УМК Школа россии...

Методическая разработка урока обучения грамоте "Узелки на память. Чтение текстов по теме "На что и клад, когда в семье лад". ( система учебников "Перспектива")

Урок   "Узелки  на память.Чтение текстов по теме « На что и клад, когда в семье лад"  должен обеспечить достаточно глубокое понимание содержания произведений Л.Н. Толстого и ...

Методическая разработка урока.Речевое развитие.Текст.Тема,главная мысль текста.

Представлен конспект урока по русскому языку 3класс....

Методическая разработка урока.Речевое развитие.Текст.Тема,главная мысль текста.

Представлен конспект урока по русскому языку 3класс....

Методическая разработка по русскому языку в 3 классе. Тема: "Текст. Художественный и научный тексты"

Конспект урока по русскому зыку в 3 классе. Тема: "Текст. Художественный и научный тексты"...

Методическая разработка урока русского языка по теме " Что такое текст? Тема текста", 2 класс

Цель: сформировать понятие текст, основываясь на его существенные признаки: целостность, связность, законченность Задачи: составлять текст из деформированных предложений; подбирать заголовок к текс...