Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Конспект урока по русскому языку 3 класс тема : "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modul_3_sahipova_samchuk.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

Цель: формировать умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарём.

Тип урока: решение учебной задачи.

Планируемые результаты:

Предметные: проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры.

Личностные: формирование мотивации к творческому труду, развитие способности к самооценке на основе критерия успешности.

Метапредметные:

Познавательные: работа с памятками, словарями, другими источниками , осознавать познавательную задачу, осуществлять синтез, сравнение, классификацию.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности, учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё мнение, свою позицию.

Регулятивные: планировать свои действия, выполнять действия по намеченному плану, контролировать процесс и результат своей деятельности.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, презентация, ПК, учебник.

Педагогические технологии:

  • Групповые технологии
  • Информационно-коммуникативные технологии
  • Здоровье-сберегающие технологии

 

Ход урока

  1. Организационный момент

II. Словарная работа

— Вставьте пропущенные буквы.

М..л..ко - ценный продукт. Из него делают сливочное масло. Из м..л..ка можно приготовить сметану, сыр, творо.. . Очень полезно кислое молоко. Но вкуснее всего парное м..л..ко.

III. Самоопределение к деятельности

— Отгадайте загадку.

Живёт в норке,

Грызёт корки.

Короткие ножки,

Боится кошки. (Мышь.)

— Кто знает, в каком словаре можно посмотреть лексическое значение слова? (В толковом словаре.)

— Найдите в толковом словаре на с. 153 слово мышь.

— Какие значения имеет это слово?

— Как называются слова, которые имеют несколько лексических значений? (Многозначные.)

— А теперь найдите в толковом словаре на с. 153 значение слова таволга. Что вы можете сказать об этом слове? (Это однозначное слово.)

— Сформулируйте тему урока.

IV. Работа по теме урока

- Сейчас мы с вами просмотрим видео фрагмент, и более точно определим, что мы будем с вами изучать.

-Приготовились к просмотру. https://resh.edu.ru/subject/lesson/5312/main/93083/

Работа по учебнику

Упр. 64 (с. 40).

— Прочитайте текст. О чём в нём говорится? Что хотел передать автор текста?

— Согласны ли вы с его мнением?

— Выполните задания.

— Прочитайте лексическое значение выделенных слов.

— Что такое лексическое значение слова? (То, что обозначает слово.)

— По какому словарю можно определить лексическое значение слова? (По толковому.)

Упр. 65 (с. 40). (Работа в парах.)

— Приведите свои примеры однозначных и многозначных слов.

V. Физкультминутка (мультимедийная) https://www.youtube.com/watch?v=abd1NWTWfEs

VI. Закрепление изученного материала

  1. Работа по учебнику

Упр. 66 (с. 41).

— Прочитайте текст.

— О каком явлении природы идёт речь? (О росе.)

— Кому приходилось наблюдать это явление природы? Расскажите о нём.

— Выполните задание.

— Значение какого слова вы определяли по словарю?

2. Работа со словом из словаря

— Узнайте слово по его лексическим значениям.

1. Тетрадь из плотных листов для рисунков.

2. Собрание рисунков, репродукций, чертежей в виде книги.

3. Несколько музыкальных произведений одного исполнителя, объединённых одним названием.

Ответ: альбом.

— Что можно сказать об этом слове? (Это многозначное слово.)

— Найдите это слово в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— Составьте предложение со словом альбом, запишите.

— Запомните, как пишется это слово.

Материал для учителя

По-латыни альбом означает «белый». В Древнем Риме альбомом называли доску, покрытую белым гипсом. На этой белой доске писали разные сообщения, распоряжения, имена отличившихся воинов и выставляли её для всеобщего обозрения в местах, где собиралось много народа. А для средневекового рыцаря альбом был тетрадкой обязательно из белых листков, в которой могли быть история древнего рода, рыцарские гербы, девизы и мудрые высказывания знаменитых людей.

Нынешние альбомы не всегда белые, но язык неохотно отказывается от своих первоначальных названий.

VII. Рефлексия

(Работа в парах.)

— Пользуясь толковым словарём, разделите слона на две группы: 1) однозначные; 2) многозначные.

Верста, гимн, журавль, коллектив, мышь, просто к наша, заря.

— Оцените свою работу в паре.

VIII. Подведение итогов урока

— Что такое лексическое значение слова

— С каким словом из словаря вы познакомились сегодня?

— Оцените свою работу на уроке.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по русскому языку на тему: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.3 класс

Цели деятельности:  формирование умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарем.Планируемые результатыПредметные:Знать: п...

Презентация по теме: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. 3 класс.

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по УМК "Школа России". По КТП урок № 17. Содержит задания на повторение темы Предложение. Учащиеся научатся распознавать многозначные слова, раб...

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова

Цель урокасоздать условия для организации и выполнения работы над ошибкамиЗадачи урока- формирование умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работат...

Анализ урока по русскому языку на тему:" Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова".

Краткий анализ урока русского языка на тему: "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова."....

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. 3 класс

Конпект урока на тему "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова". 3 класс...