Конспект на тему: "Предложный и родительный падежи" в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
В данном разделе спредставлены конспекты по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_prilagatelnoe.docx | 30.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Родительный и предложный падежи»
Дата: 13.02.20 г.
Школа: Трубчевская Гимназия им. Калашникова
Тип урока: Открытие новых знаний
Учебный предмет: Русский язык
ОС: «Школа России»
Учитель: Жигалкина М.И.
Класс:4
Цель:
Содержательная: Формирование представления об изменении имени прилагательного.
Деятельностная: Формирование умения различать прилагательные множественного числа в родительном и предложном падежах.
Задачи:
Дидактические:
1.Сопоставлять падежные формы множественного и единственного числа;
2.Отрабатывать порядок работы по алгоритму определения падежа имени прилагательного и имени существительного;
Воспитательные:
1.Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
2.Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Развивающие:
1.Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
2.Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
3.Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4.Выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
1.Умение отличать падежные формы имени прилагательного в единственном и множественном числе;
2.Умение работать по алгоритму при определении падежа имени прилагательного и имени существительного;
3.Умение обогащать свою речь именами прилагательными.
Личностные УУД:
1.Умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
2.Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
3.Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4.Умнение выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
Регулятивные УУД:
1.Умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
2.Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
3.Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4.Умение выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
Познавательные УУД:
1.Умение ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
2.Умение использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;
Коммуникативные УУД:
1.Умение слушать и слышать собеседника, вести диалог;
2.Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
3.Умение понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
4.Умение строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
План урока:
1.Этап мотивации.
2. Этап актуализации и пробного учебного действия.
2.1. Игра «Узнай по описанию».
2.2. Игра «Лови ошибку».
3. Этап выявления места и причины затруднения.
4. Этап построения проекта выхода из затруднения.
4.1. Формулирование темы урока.
4.2.Формулирование целей урока.
5. Этап реализации построенного проекта.
5.1.Работа со схемами.
5.2.Сравнение падежных окончаний мен прилагательных в родит падеже единственного и множественного числа.
5.2.1. Нахождение имён прилагательных в родительном падеже.
5.2.2. Словарная работа.
6.Этап анализа произведения.
7.Этап обобщения и интерпритации.
8. Этап рефлексии учебной деятельности.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планируемые результаты |
1.Этап мотивации Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Приветствие -Здравствуйте ребята! Сегодня урок русского языка у вас проведу я, меня зовут Мария Игоревна. -Наш урок я хотела бы начать со стихотворения. Всё в тающей дымке: Холмы, перелески. Здесь краски не ярки И звуки не резки. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно. Чтоб вдруг отразили Прозрачные воды Всю прелесть застенчивой Русской природы. Какова тема стихотворения? -С помощью чего поэт смог описать красоту нашей природы? -Какова же роль прилагательных в тексте? -Правильно, ребята, прилагательные помогают описать красоту природы, ярче представить картины, передать свои ощущения. | Беседа, Фронтальная проверка | ||
2.Этап актуализации и пробного учебного действия Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | -Давайте мы с вами проверим, сможете ли вы определить, к какому слову относятся имена прилагательные. 2.1. Игра « Узнай по описанию»
2.2. Игра «Лови ошибку». -А всё ли вы знаете об именах прилагательных? Проверим. Поиграем в игру «Лови ошибку». Я прочитаю вам фразу, а вы определите, верна ли данная информация. 1.Падеж имён прилагательных определяется по падежу имени существительного, с которым оно сочетается. (правильно) 2.Имена прилагательные во множественном числе изменяются по родам. (изменяются только по падежам, по родам не изменяются) 3.Имена прилагательные в винительном падеже: -отвечают на вопрос какие? Имеют окончания –ые, -ие, если сочетаются с неодушевлёнными именами существительными. 4.Имена прилагательные в винительном падежах отвечают на вопрос каких? Имеют окончания –ых, если сочетаются с одушевленными существительными. (верно) 5. В словосочетании жёлтые птенцы прилагательное стоит в винительном падеже. (в им.падеже) | Беседа, фронтальная работа | ||
3.Этап выявления места и причины затруднения Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения. | -Какие затруднения у нас могут возникнуть при написании падежных форм прилагательных. (могут быть ошибки в написании окончаний) -Что мы должны сделать, чтобы избежать ошибок? (Определить падеж и поставить вопрос) -Давайте откроем табличку, на странице 38-ой и посмотрим, в каких падежах вопросы совпадают. | Беседа | ||
4.Этап построения проекта выхода из затруднения Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | 4.1.Формулирование темы урока. Иминительный, винительный падежы вы уже рассмотрели. -Какова же тема нашего сегодняшнего урока? (Родительные и предложные падежи). 4.2.Формулирование целей урока. Какую цель поставим на нашем занятии? 1.Научиться различать Р. П. и П.п у имен прилагательных во множественном числе; -Откройте учебник на стр.43 -Какие задачи поставим? -Будем учиться находить прилагательное в родительном падеже. -Задавать вопрос от существительного к прилагательному -Вставлять пропущенные буквы. -Составлять предложения. -Молодцы, такие задачи перед собой и поставим. | Беседа | ||
5.Этап реализации построенного проекта Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 5.1.Работа со схемами (упр.90) -Как же нам научиться различить родительный и предложный падежи? Я думаю, нам поможет схема в упр.90. -Прочитайте словосочетания в родительном падеже, в каком падеже стоит прилагательное, задайте вопрос, какое окончание имеют прилагательные? .Прочит 2-е словосочетание (аналогично). -Сделайте вывод, в каких падежах имена прилагательные во множественном числе могут иметь окончания –ых, -их. - В каком ещё падеже имена прилагательные имеют окончания. –ых, -их? (В винительном падеже, если сочетается с одушевлёнными именами сущ.) -Как же нам отличать родительный, предложный, винительный падежы имен прилагательных, если один вопрос? (по сущ.) 5.2.Сравнение падежных окончаний имен прилагательных в родит падеже единственного и множественного числа.(упр.91) -О чём в говорится в стихотворении? Что вы представили, читая стихотворение? 5.2.1. Нахождение имён прилагательных в родительном падеже. -Найдите имена прилагательные в родительном падеже. -Почему разные окончания у имён прилагательных.? (одно в единственном числе другое во множественном) -Выпишете эти словосочетания выделите окончания. -Как вы определяете падеж имён прилагательных. 5.2.2. Словарная работа -Ребята, обратите внимание на новое словарное слово (богатство) -Объясните его значение. -В каком значении это слово употреблено в нашем стихотворении? (Красота нашей природы) -Запишите слово в словарик. -Можно ли назвать слова богатство и хозяйство синонимами? | Беседа | ||
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | 6.1. Работа с текстом. -Вся жизнь Михаила Михайловича Пришвина была посвящена природе и связана с ней. Он любил лес и всё живое. Михаил Михайлович был уже очень старым человеком, а всё равно мог уйти далеко в лес и бродить там с утра до вечера то с корзинкой для грибов, то с ружьём и охотничьей собакой и уж непременно со своей записной книжкой. -Давайте посмотрим как Пришвин говорил о природе. -Прочитаёте предложения. -Какое предложение показалось вам наиболее красивым? Что в нем привлекло ваше внимание? 6.2.Списывание со вставкой пропущенных букв с комментированием. -С какими орфограммами мы с вами работали? -Какие окончания имею прилагательные в родительном, предложном падежах? (-ых, -их) -Молодцы! | Беседа | ||
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Цель: переход извне внутрь нового способа действия и достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | Самостоятельная работа (упр.94) -Сейчас мы проверим, как вы сами сможете определить падеж имён прилагательных. Откройте упражнение 94. -Что вы видите? -Что в первом столбике, что во втором? В каком падеже даны имена прилагательные? -Как определить? -Нам нужно словосочетания поставить в предложный падеж. -Скажите изменятся ли на ваш взгляд окончания имен прилагательных? -Давайте посмотрим образец. -Прочитайте, в каком падеже? какое окончание? -Поверим как вы усвоили? -Первое словосочетание второго столбика разберёт … -Теперь 1 вариант выполняет 1 –й столбик точно также , а 2-й вариант 2-й столбик. -Устная проверка. -Обратите внимание на слово ботинки, какую букву вставим? | Беседа | ||
8.Этап включения в систему знаний и повторение Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. | Составление предложения из слов (упр.93) -С чем мы работали в предыдущем упражнении? -Чем отличается словосочетание от предложения? -Прочит 1-ю строчку слов. Это предложение? Как из набора слов составить предложение? -Составьте предложение, что у вас получилось? -Запишите это предложение, найдите прилагательные, в каком падеже они стоят? Как вы это определили? -Какие окончания написали? Выделите окончания. ( Эту работу вы продолжите дома) -Что на уроке мы узнали нового? -С чем познакомились? | Беседа | ||
9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | -Какова была цель нашего урока? -Как же отличить имена прилагательные в родительном и предложных падежах? (По вопросу) -Достигли ли мы цели? -Чему мы ещё учились на уроке? (Сост. словосочетания, сравнивать…) -Что было вам особенно интересно на сегодняшнем уроке? -Поднимите руки, кто доволен своей работой на уроке. | Беседа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: «Предложный падеж имён существительных»
Урок русского языка давался в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» по теме «Предложный падеж имён существительных»....
Конспект урока по тема: «Предложный падеж имён существительных» 4 класс
Познакомить с особенностями предложного падежа, его значением, предлогами; учить определять предложный падеж у слов и осознанно употреблять их в речи....
Конспект урока по русскому языку "Родительный падеж имени существительного"
Данный конспект урока разработан в соответствии с ФГОС по УМК "Школа России"...
Конспект урока по русскому языку "Родительный падеж" 4 класс
Конспект урока по теме "Родительный падеж"....
Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: Предложный падеж имени существительного.
Тема: Предложный падеж имени существительного....
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ"
Тема: Родительный падеж– Развитие умений определять падеж (Р.п. или В.п.) у форм, имеющих сходные признаки (вопрос и окончание), объяснять выбор падежной формы с опорой на подстановку.Этапы урок...