КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Тема: Родительный падеж
– Развитие умений определять падеж (Р.п. или В.п.) у форм, имеющих сходные признаки (вопрос и окончание), объяснять выбор падежной формы с опорой на подстановку.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, |
Ι. Актуализация знаний.
| П.- 1 2 3, Р. - 1 Психологический настрой - Улыбнитесь, ребята, друг другу. Я надеюсь, что мы сможем создать ситуацию успеха на уроке. Чтобы наша совместная работа была успешной, вспомним законы урока: 1. Вести себя спокойно. 2. Не выкрикивать. 3. Быть терпеливым. 4. Дать возможность высказаться свои товарищам. 5.Уважать друг друга. – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) – Напишите «Классная работа». – Тема ? В тетрадях запись ведем аккуратно, чисто, красиво. Цель: конкурс «Лучшая тетрадь» 1 слайд -Что общего у слов? Край область район округ (синонимы) -Назови нашу область Челябинская район Саткинский округ Уральский Край какой? горный, озер и рек, пещерный, горное сердце края. Вывод: продолжаем говорить о имени существительном, о нашем крае.
1. Повторение сведений об И.п. и В.п. 2 слайд - О чем это я? В него впадает около 20 речушек и ручьев, А вытекает всего одна - Большая Сатка. Если из него долго – долго плыть на лодке, можно попасть в Каспийское море. Так как Сатка впадает в Реку Ай; Ай в реку Уфу; Уфа в Белую; Белая - в Каму; Кама - в Волгу, а Волга в Каспийское море. (озеро Зюраткуль) Дополнительно: Оно самое высокогорное, «сердце - озеро», самое пресное на Урале., это национальный парк
Синтаксический разбор. Определи падеж сущ. - Запишем предложение из стихотворения «География моего города» Саткинского поэта Жени Егорова. На Зюраткуль тихо опускается журавлиный караван. Устный рассказ в учебно-научном стиле. – у доски 2 человека – Расскажите, что вы знаете об И.п. и В.п. по составленной схеме. Вывод: чтобы определить в каком падеже употребляется имя сущ – ое в В.п или И.п, надо определить каким членом предложения является слово.
2. Повторение и углубление изученного о Р.п. Формулирование цели урока. Прочитайте четверостишие. Кто узнал что это? (Припев гимна города Сатки) Щедрое сердце Урала, Город у синих вершин. Сатка, с тобой мы немало Доблестных дел совершим!
- Определи падеж выделенных имен существительных.. - что заметили? (они в форме родительного падежа) - тема нашего урока сегодня «Родительный падеж»
Цель на урок – ставят дети У - узнаем, почему падеж получил такое название, на какие вопросы отвечает, какие имеет предлоги, каким членом предложения является, и находить существительные в Р.п. в тексте Р - развивать устную и письменную речь О – определять падеж имен сущ. К – контролировать себя и одноклассников Работа в группах 1 группа работает с текстом в упр. 137. – О каком падеже здесь говорится? – Как бы вы его назвали? (Падеж родства.) – Какое близкое по значению слово можно к нему подобрать? – На какие вопросы отвечает родительный падеж? – Назовите вспомогательное слово для определения падежа. 2 группа Определи падеж выделенных существительных и сделай вывод об употреблении предлогов Написал без ошибок Отрезал для юбки Суп из свеклы Съехал с горки шишка сосны письмо мамы Вывод: имена сущ. в Р.п могут употребляться с предлогами и без предлогов 3 группа Подчеркни грамматическую основу предложений и определи падеж имен сущ в выделенных словах Река Сим является памятником природы. Чистота озера Зюраткуль завораживает. У горы Таганай находится озеро Зюраткуль. Вывод: имена сущ в Р.п. в предложении является второстепенным членом предложения 3 слайд открывается план-опора. Вывод: рассказ о Р.п – 1 человек
Мотивация: где в жизни нам пригодится это новое знание? Подписать тетрадь, шапка в заявлении, на конверте от кого, в телеграммах., листочки подписываем…
| Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Рег.4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деят-сти. |
II. Формулирование проблемы.
| П. - 1 , Р – 3, Л - 3 4 слайд - Самое прожорливое животное Челябинской области? волк корова Крот - У какой птицы Челябинской области гнездо размером с твой кулак? Королек ласточка Стриж - Самое редкое дерево Челябинской области, в народе его называют «прадед прадедов» дуб сосна клен
– У какого падежа есть сходные с Р.п. вопросы? (В.п.) – Что нам предстоит научиться делать? (Правильно задавать вопрос к существительному, отличать В.п. от Р.п., имеющего одинаковую форму.) |
|
III. Открытие новых знаний. | П - 4 5 6, К - 2 3 Беседа. – Что общего у приведённых имён существительных и чем они отличаются? (Общее: вопрос, мужской род, нулевое окончание; отличие: вопросы что? – неодуш. и кто? – одушевл.) – Запишите в два столбика (Р.п. и В.п.) имена существительные. – Выделите окончания. – Сравните окончания в двух столбиках. Что вы заметили? – У каких слов совпадают окончания? Что их объединяет? (Все они одушевлённые, м.р.) Учитель фиксирует на доске эти выводы: – Проведите эксперимент. Продолжите запись в столбиках со словами корова и сосна – Какую особенность вы заметили? (Окончания нигде не совпадают.) Учитель делает вывод: слова ж.р. типа корова, лиса сестра могут быть словами-помощниками для разграничения Р.п. и В.п. одушевлённых существительных м.р. (типа друг, слон). Мы подставляем вместо существительных м.р. существительные ж.р. 2. Чтение правила в упр. 141. – Какое окончание у подставленных существительных ж.р. указывает на В.п., а какое – на Р.п.? Приведите свой пример, аналогичный образцу. | .Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. |
IV. Развитие умений. | П. – 3 4 5 6, К - 1 3 Работа: умение определять падеж имён существительных (В. или Р.п.) с опорой на метод подстановки. Запись под диктовку и определение падежей существительных. Стих Саткинского поэта Евгении Фисенко Вышел Миша из берлоги, Отекли у Миши ноги. Потоптался и присел. Муравья поймал и съел.
– Что мы делали на уроке? Какие умения формировали? |
|
V. Итог урока.
| Р. – 4, П – 4. – Что нового узнали на уроке о Р.п.? (Что обозначает этот падеж, с какими предлогами употребляется, как отличить Р.п. от В.п., когда формы совпадают.) – Какой приём используется, чтобы отличить Р.п от В.п. у одушевлённых существительных м.р.? (Мы подставляем вместо сущ м.р. сущ – ные ж.р.) - Назови ключевые слова урока. – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? |
|
VI. Д/з/ | 1. Упр. 142. 2. Запомнить предлоги родительного падежа. |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelnyy_padezh_4_klass_russkiy_yazyk.ppt | 1.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Доброе утро!
Округ область район край Уральский Челябинская Саткинский какой? горный пещерный озер и рек
Гимн города Сатки (припев) Щедрое сердце Урала , Город у синих вершин . Сатка, с тобой мы немало Доблестных дел совершим
Самое прожорливое животное Челябинской области? Волк корова Крот У какой птицы Челябинской области гнездо размером с твой кулак? Королек ласточка Стриж Самое редкое дерево Челябинской области в народе его называют «прадед прадедов» дуб сосна клен
В.п. (вижу) Р.п.(нет) Волк Крот Королек Стриж Дуб клен волк крот корольк стриж дуб клен а а а а волк крот корольк стриж дуб клен а а а а а а
В.п. (вижу) Р.п.(нет) В.п. (вижу) Р.п.(нет) коров ы сосн ы ласточк и волк а крот а корольк а стриж а дуб клен волк а крот а корольк а стриж а дуб а клен а коров у сосн у ласточк у
одуш. сущ. м.р. сущ. ж.р.
Слово – помощник: Лиса (сосна, корова…) И.п. - а Р. п. - ы, и В.п. - у, ю
Определи падеж выделенных существительных. Вышел Миша из берлоги , Отекли у Миши ноги. Потоптался и присел. Муравья поймал и съел.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку «Падежи имён существительных. Винительный падеж» 3 класс (УМК «ПНШ»)
Тема: «Падежи имён существительных. Винительный падеж»Цели деятельности учителя: расширение знаний учащихся о падежах имён существительных, формирование представлений о винительном падеже....
Конспект урока по русскому языку. "Падеж имён существительных. Винительный падеж". УМК "Школа России", 3 класс
Цели деятельности учителя: формирование знаний у учащихся о винительном падеже, формирование умений отличать его от существительных в именительном и родительном падежах.Планируемые результаты:Предметн...
План-конспект урока по русскому языку "Падеж имен существительных" 3 класс
Данная работа представлена как образец использования образовательной платформы Учи.ру на уроках русского языка в начальной школе. В частности, представлено использование карточек с заданиями....