КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Соловьева Наталья Николаевна

Тема: Родительный падеж

– Развитие умений определять падеж (Р.п. или В.п.) у форм, имеющих сходные признаки (вопрос и окончание), объяснять выбор падежной формы с опорой на подстановку.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

 

Ι. Актуализация знаний.

 

П.- 1   2   3,   Р. - 1

Психологический настрой

- Улыбнитесь, ребята, друг другу. Я надеюсь, что мы сможем создать   ситуацию успеха на уроке. Чтобы наша совместная работа была успешной,  вспомним законы урока:    1. Вести себя спокойно.     2. Не выкрикивать.     3. Быть терпеливым.  4. Дать возможность высказаться свои  товарищам.  5.Уважать друг друга.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)    – Напишите «Классная работа».     – Тема ?

В тетрадях запись ведем аккуратно, чисто, красиво.

Цель: конкурс «Лучшая тетрадь»

1 слайд

-Что общего у слов? Край область район округ (синонимы)

-Назови нашу область Челябинская

                         район Саткинский

                         округ Уральский

Край какой? горный, озер и рек, пещерный, горное сердце края.

Вывод: продолжаем говорить о имени существительном,  о нашем крае.

 

1.   Повторение сведений об И.п. и В.п.

2 слайд

- О чем это я?

    В него впадает около 20 речушек и ручьев, А вытекает всего одна  - Большая Сатка. Если  из него долго – долго плыть на лодке, можно попасть в Каспийское море.  Так как Сатка впадает в Реку Ай; Ай в реку Уфу; Уфа в Белую; Белая - в Каму; Кама - в Волгу, а Волга в Каспийское море. (озеро Зюраткуль)

Дополнительно: Оно самое высокогорное, «сердце - озеро»,  самое пресное на Урале.,  это национальный парк

 

Синтаксический разбор. Определи падеж сущ.

- Запишем предложение из стихотворения «География моего города»  Саткинского поэта Жени Егорова.

На Зюраткуль тихо опускается журавлиный караван.

  Устный рассказ в учебно-научном стиле. – у доски 2 человека

– Расскажите, что вы знаете об И.п. и В.п. по составленной схеме.

Вывод: чтобы определить в каком падеже употребляется имя сущ – ое в В.п или И.п, надо определить каким  членом предложения является слово.

 

2. Повторение и углубление изученного о Р.п.

Формулирование цели урока.

Прочитайте четверостишие. Кто узнал что это? (Припев гимна города Сатки)

Щедрое сердце Урала,

  Город у синих вершин.

     Сатка, с тобой мы немало

        Доблестных дел совершим!

 

- Определи падеж выделенных имен существительных..

- что заметили? (они в форме родительного падежа)

- тема нашего урока сегодня «Родительный падеж»

 

Цель на урок – ставят дети

У -  узнаем, почему падеж получил такое название, на какие вопросы отвечает, какие имеет предлоги, каким членом предложения является, и находить существительные в Р.п. в тексте

Р -  развивать устную и письменную речь

О – определять падеж имен сущ.

К – контролировать себя и одноклассников

Работа в группах

1 группа работает с текстом в упр. 137.

– О каком падеже здесь говорится?

– Как бы вы его назвали? (Падеж родства.)

– Какое близкое по значению слово можно к нему подобрать?

– На какие вопросы отвечает родительный падеж?

– Назовите вспомогательное слово для определения падежа.

2 группа

Определи падеж выделенных существительных и сделай вывод об употреблении предлогов

Написал без ошибок    Отрезал для юбки     Суп из свеклы          Съехал с горки               шишка сосны            письмо мамы

Вывод: имена сущ. в Р.п могут употребляться с предлогами и без предлогов

3 группа

Подчеркни грамматическую основу предложений и  определи падеж имен сущ  в выделенных словах

Река Сим является памятником природы. Чистота озера Зюраткуль завораживает. У горы Таганай находится озеро Зюраткуль.

imageВывод: имена сущ в Р.п. в предложении является второстепенным членом предложения

3 слайд открывается план-опора.

Вывод: рассказ о Р.п – 1 человек

 

 

 

Мотивация: где  в жизни нам пригодится это новое знание? Подписать тетрадь, шапка в заявлении, на конверте от кого, в телеграммах., листочки подписываем…

 

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

 

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Рег.4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

 

 

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деят-сти.

II. Формулирование проблемы.

 

П. - 1 , Р – 3,  Л -

4 слайд

- Самое прожорливое животное Челябинской области?

волк                 корова

Крот                

- У какой птицы Челябинской области гнездо размером с твой кулак?

Королек          ласточка

Стриж   

- Самое редкое дерево Челябинской области, в народе его называют «прадед прадедов»   

дуб                       сосна

клен     

 

– У какого падежа есть сходные с Р.п. вопросы? (В.п.)

– Что нам предстоит научиться делать? (Правильно задавать вопрос к существительному, отличать В.п. от Р.п., имеющего одинаковую форму.)

 

III. Открытие новых знаний.

П - 4  5  6,  К - 2  3

Беседа.

– Что общего у приведённых имён существительных и чем они отличаются? (Общее: вопрос, мужской род, нулевое окончание; отличие: вопросы что? – неодуш. и кто? – одушевл.)

– Запишите в два столбика (Р.п. и В.п.) имена существительные.

– Выделите окончания.

– Сравните окончания в двух столбиках. Что вы заметили?

– У каких слов совпадают окончания? Что их объединяет? (Все они одушевлённые, м.р.)

Учитель фиксирует на доске эти выводы:

image

– Проведите эксперимент. Продолжите запись в столбиках со словами корова и сосна

– Какую особенность вы заметили? (Окончания нигде не совпадают.)

Учитель делает вывод: слова ж.р. типа корова, лиса сестра  могут быть словами-помощниками для разграничения Р.п. и В.п. одушевлённых существительных м.р. (типа друг, слон). Мы подставляем вместо существительных м.р. существительные ж.р.

2. Чтение правила в упр. 141.

– Какое окончание у подставленных существительных ж.р. указывает на В.п., а какое – на Р.п.?

Приведите свой пример, аналогичный образцу.

.Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

IV. Развитие умений.

П. – 3 4  5  6,   К - 1  3

Работа: умение определять падеж имён существительных (В. или Р.п.) с опорой на метод подстановки.

Запись под диктовку и определение падежей существительных.

Стих Саткинского поэта Евгении Фисенко         Вышел Миша из берлоги,

Отекли у Миши ноги.

Потоптался и присел.

Муравья поймал и съел.

 

– Что мы делали на уроке? Какие умения формировали?

 

 

V. Итог урока.

 

Р. – 4,   П – 4.

– Что нового узнали на уроке о Р.п.? (Что обозначает этот падеж, с какими предлогами употребляется, как отличить Р.п. от В.п., когда формы совпадают.)

– Какой приём используется, чтобы отличить Р.п от В.п. у одушевлённых существительных м.р.? (Мы подставляем вместо сущ м.р. сущ – ные ж.р.)

- Назови ключевые слова урока.

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?  – В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?   – За что?

 

 

 

 

VI. Д/з/

1. Упр. 142.

2. Запомнить предлоги родительного падежа.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon roditelnyy_padezh_4_klass_russkiy_yazyk.ppt1.88 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык Тема«Родительный падеж» 4 класс «Школа 2100»

Слайд 2

Доброе утро!

Слайд 3

Округ область район край Уральский Челябинская Саткинский какой? горный пещерный озер и рек

Слайд 4

Гимн города Сатки (припев) Щедрое сердце Урала , Город у синих вершин . Сатка, с тобой мы немало Доблестных дел совершим

Слайд 6

Самое прожорливое животное Челябинской области? Волк корова Крот У какой птицы Челябинской области гнездо размером с твой кулак? Королек ласточка Стриж Самое редкое дерево Челябинской области в народе его называют «прадед прадедов» дуб сосна клен

Слайд 7

В.п. (вижу) Р.п.(нет) Волк Крот Королек Стриж Дуб клен волк крот корольк стриж дуб клен а а а а волк крот корольк стриж дуб клен а а а а а а

Слайд 9

В.п. (вижу) Р.п.(нет) В.п. (вижу) Р.п.(нет) коров ы сосн ы ласточк и волк а крот а корольк а стриж а дуб клен волк а крот а корольк а стриж а дуб а клен а коров у сосн у ласточк у

Слайд 10

одуш. сущ. м.р. сущ. ж.р.

Слайд 11

Слово – помощник: Лиса (сосна, корова…) И.п. - а Р. п. - ы, и В.п. - у, ю

Слайд 12

Определи падеж выделенных существительных. Вышел Миша из берлоги , Отекли у Миши ноги. Потоптался и присел. Муравья поймал и съел.

Слайд 13

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку «Падежи имён существительных. Винительный падеж» 3 класс (УМК «ПНШ»)

Тема: «Падежи имён существительных. Винительный падеж»Цели деятельности учителя: расширение знаний учащихся о падежах имён существительных, формирование представлений о винительном падеже....

Конспект урока по русскому языку. "Падеж имён существительных. Винительный падеж". УМК "Школа России", 3 класс

Цели деятельности учителя: формирование знаний у учащихся о винительном падеже, формирование умений отличать его от существительных в именительном и родительном падежах.Планируемые результаты:Предметн...

План-конспект урока по русскому языку "Падеж имен существительных" 3 класс

Данная работа представлена как образец использования образовательной платформы Учи.ру на уроках русского языка в начальной школе. В частности, представлено использование карточек с заданиями....