Конспект урока по русскому языку "Родительный падеж" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Луканин Юрий Кимович

Конспект урока по теме "Родительный падеж".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 4 классе.

Тема: «Родительный падеж имён существительных».

Цели урока: познакомить с особенностями родительного падежа; развивать умение определять падеж по вопросу и предлогу.

Планируемые результаты:

Предметные:

- познакомятся с особенностями родительного падежа;

- научатся определять падеж имени существительного по вопросу и предлогу.

Личностные:

- прививать интерес к языку, к данной части речи;

- научатся быть терпимым и внимательным к мнению и высказываниями других учащихся

1. Организационный момент.

-Ребята,сегодня на уроке у нас много гостей. Давайте поприветствуем их. А теперь тихо садитесь, спинки прямые, ноги поставлены ровно. Начинаем наш урок.

Открываем тетради. Запишите ,пожалуйста, число,классная работа.

Чтобы на уроке у всех все получилось нужно быть очень внимательными и догадливыми.

2. Минутка чистописания.

- Как вы думаете, с чего мы начнем наш урок? С минутки чистописания.

Давайте напишем букву эр (строчная маленькая и прописная большая) 3.

Мотивационный этап.

-Оказывается, эту букву Старичок-лесовичок хранит у себя. И чтобы он отдал ее, вам надо отгадать его загадки и красиво написать отгадки. Итак:

        *Утром бусы засверкали,

          Всю траву собой устлали.

          А пошли искать их днём,

          Ищем, ищем не найдём.(Роса).

        *Бежал по тропке луговой-

           Кивали маки головой.

           Бежал по речке голубой-

           Речка сделалась рябой.(Ветер)

         *Непоседа пёстрая,

            Птица длиннохвостая ,

            Птица говорливая,

            Самая болтливая.(Сорока)

*Ползун ползёт, иголки везёт.(Ёж)

-Отыщите «лишнее» слово, подчеркните его и скажите, почему оно «лишнее».

(Лишнее слово ёж. В нём нет буквы р)

Как вы думаете, какой падеж пропал? (Родительный).

Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

3. Изучение нового материала.

Наш Старичок - лесовичок просит ему помочь. Он не может вырастить дерево. Дерево имеет такое же название, как и наш урок. Поможем ему? Чтобы это сделать, нужно заполнить таблицу, которая у вас на партах.

Родительный  падеж

Падежный вопрос

Вспомогательное слово

Предлоги

кого? чего?

нет

из, у, с, от, до, из-под

Чтобы это сделать выполним следующее задание. Но сначала давайте вспомним названия падежей, вопросы и вспомогательные слова. Запишите в таблицу вопросы родительного падежа и вспомогательное слово.  Посмотрите на словосочетания. Для этого определите падеж подчеркнутых имен существительных в каждом словосочетании.Как вы думаете, что они помогут нам заполнить в таблице.

Перед вами словосочетания

Капля дождя, берег моря, кувшинчик из глины, остаться у друга, спуститься с горы, бежать от старта до финиша, выглянуть из-под крыш.

- А сейчас я предлагаю выполнить ещё одно задание.  Составьте  и запишите словосочетания  с существительными в родительном падеже, употребляя предлоги.

  • Добрался           город;    (до)
  • Слетела             дерево;   (с)
  • Вылетел            гнездо;   (из)
  • Написал            ошибка; (без)
  • Приготовил     подарок; (для)
  • Посидел           ручей;     (у)
  • Отплыл            берег;     (от)
  • Вырос              забор;   (около)
  • Играл               друг,   (у)

Какое словосочетание лишнее. Почему?

А вы уверены, что в этом словосочетании существительное в родительном падеже? Чтобы убедиться в этом, давайте выполним следующее задание.

Разделите страницу на два столбика.

Перед вами слова

Стол, брат, хворост, слон, забор, тигр

Запишите их сначала в родительном падеже, потом в Винительном.

Что заметили? Проблема

А теперь, тоже самое сделаем со словами

Волна, сестра.

Обратимся к правилу в учебнике на странице 125

Устно выполним упражнение после правила.

А сейчас вы выполните самостоятельную работу. (Раздаю карточки)

-Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:

Мне удалось …

Мне понравилось …

Я порадовался за …

Я могу похвалить себя за …

-Благодарю всех вас за работу на уроке. Желаю вам дальнейших успехов!

Д.З.  стр. 126 упр. 143

Тест

Отметь знаком “+” те словосочетания, в которых выделенные имена существительные находятся в родительном падеже.

Тест

Отметь знаком “+” те словосочетания, в которых выделенные имена существительные находятся в родительном падеже.

Сидел у кровати

Сидел у кровати

Сок из моркови

Сок из моркови

Работал шофёром

Работал шофёром

Отъезжал от деревни

Отъезжал от деревни

Шапка папы

Шапка папы

Кисель из клюквы

Кисель из клюквы

Шум ручья

Шум ручья

Застучал по крыше

Застучал по крыше

Гулял с сыном

Гулял с сыном

Ушёл без портфеля

Ушёл без портфеля

Выпить воды

Выпить воды

Пою о Родине

Пою о Родине

Желаю здоровья

Желаю здоровья

Коридор гостиницы

Коридор гостиницы

Дует ветер

Дует ветер

Тест

Отметь знаком “+” те словосочетания, в которых выделенные имена существительные находятся в родительном падеже.

Тест

Отметь знаком “+” те словосочетания, в которых выделенные имена существительные находятся в родительном падеже.

Сидел у кровати

Сидел у кровати

Сок из моркови

Сок из моркови

Работал шофёром

Работал шофёром

Отъезжал от деревни

Отъезжал от деревни

Шапка папы

Шапка папы

Кисель из клюквы

Кисель из клюквы

Шум ручья

Шум ручья

Застучал по крыше

Застучал по крыше

Гулял с сыном

Гулял с сыном

Ушёл без портфеля

Ушёл без портфеля

Выпить воды

Выпить воды

Пою о Родине

Пою о Родине

Желаю здоровья

Желаю здоровья

Коридор гостиницы

Коридор гостиницы

Дует ветер

Дует ветер

Тест

Отметь знаком “+” те словосочетания, в которых выделенные имена существительные находятся в родительном падеже.

Тест

Отметь знаком “+” те словосочетания, в которых выделенные имена существительные находятся в родительном падеже.

Сидел у кровати

Сидел у кровати

Сок из моркови

Сок из моркови

Работал шофёром

Работал шофёром

Отъезжал от деревни

Отъезжал от деревни

Шапка папы

Шапка папы

Кисель из клюквы

Кисель из клюквы

Шум ручья

Шум ручья

Застучал по крыше

Застучал по крыше

Гулял с сыном

Гулял с сыном

Ушёл без портфеля

Ушёл без портфеля

Выпить воды

Выпить воды

Пою о Родине

Пою о Родине

Желаю здоровья

Желаю здоровья

Коридор гостиницы

Коридор гостиницы

Дует ветер

Дует ветер

Тест

Отметь знаком “+” те словосочетания, в которых выделенные имена существительные находятся в родительном падеже.

Тест

Отметь знаком “+” те словосочетания, в которых выделенные имена существительные находятся в родительном падеже.

Сидел у кровати

Сидел у кровати

Сок из моркови

Сок из моркови

Работал шофёром

Работал шофёром

Отъезжал от деревни

Отъезжал от деревни

Шапка папы

Шапка папы

Кисель из клюквы

Кисель из клюквы

Шум ручья

Шум ручья

Застучал по крыше

Застучал по крыше

Гулял с сыном

Гулял с сыном

Ушёл без портфеля

Ушёл без портфеля

Выпить воды

Выпить воды

Пою о Родине

Пою о Родине

Желаю здоровья

Желаю здоровья

Коридор гостиницы

Коридор гостиницы

Дует ветер

Дует ветер

Родительный  падеж

Падежный вопрос

Вспомогательное слово

Предлоги

Родительный  падеж

Падежный вопрос

Вспомогательное слово

Предлоги

Родительный  падеж

Падежный вопрос

Вспомогательное слово

Предлоги

Родительный  падеж

Падежный вопрос

Вспомогательное слово

Предлоги

Родительный  падеж

Падежный вопрос

Вспомогательное слово

Предлоги

Родительный  падеж

Падежный вопрос

Вспомогательное слово

Предлоги

Родительный  падеж

Падежный вопрос

Вспомогательное слово

Предлоги

Добрался           город;    (до)

Слетела             дерево;   (с)

Вылетел            гнездо;   (из)

Написал            ошибка; (без)

Приготовил     подарок; (для)

Посидел           ручей;     (у)

Отплыл            берег;     (от)

Вырос              забор;   (около)

Играл               друг,   (у)

Добрался           город;    (до)

Слетела             дерево;   (с)

Вылетел            гнездо;   (из)

Написал            ошибка; (без)

Приготовил     подарок; (для)

Посидел           ручей;     (у)

Отплыл            берег;     (от)

Вырос              забор;   (около)

Играл               друг,   (у)

Добрался           город;    (до)

Слетела             дерево;   (с)

Вылетел            гнездо;   (из)

Написал            ошибка; (без)

Приготовил     подарок; (для)

Посидел           ручей;     (у)

Отплыл            берег;     (от)

Вырос              забор;   (около)

Играл               друг,   (у)

Добрался           город;    (до)

Слетела             дерево;   (с)

Вылетел            гнездо;   (из)

Написал            ошибка; (без)

Приготовил     подарок; (для)

Посидел           ручей;     (у)

Отплыл            берег;     (от)

Вырос              забор;   (около)

Играл               друг,   (у)

Добрался           город;    (до)

Слетела             дерево;   (с)

Вылетел            гнездо;   (из)

Написал            ошибка; (без)

Приготовил     подарок; (для)

Посидел           ручей;     (у)

Отплыл            берег;     (от)

Вырос              забор;   (около)

Играл               друг,   (у)

Добрался           город;    (до)

Слетела             дерево;   (с)

Вылетел            гнездо;   (из)

Написал            ошибка; (без)

Приготовил     подарок; (для)

Посидел           ручей;     (у)

Отплыл            берег;     (от)

Вырос              забор;   (около)

Играл               друг,   (у)

Добрался           город;    (до)

Слетела             дерево;   (с)

Вылетел            гнездо;   (из)

Написал            ошибка; (без)

Приготовил     подарок; (для)

Посидел           ручей;     (у)

Отплыл            берег;     (от)

Вырос              забор;   (около)

Играл               друг,   (у)

Добрался           город;    (до)

Слетела             дерево;   (с)

Вылетел            гнездо;   (из)

Написал            ошибка; (без)

Приготовил     подарок; (для)

Посидел           ручей;     (у)

Отплыл            берег;     (от)

Вырос              забор;   (около)

Играл               друг,   (у)

1

Мое настроение в начале урока

2

Таблица о родительном падеже

3

Словосочетания

4

Родительный и винительный падеж

5

Самостоятельная работа

6

Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:

Мне удалось …

Мне понравилось …

Я порадовался за …

Я могу похвалить себя за …

7

Мое настроение в конце урока

1

Мое настроение в начале урока

2

Таблица о родительном падеже

3

Словосочетания

4

Родительный и винительный падеж

5

Самостоятельная работа

6

Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:

Мне удалось …

Мне понравилось …

Я порадовался за …

Я могу похвалить себя за …

7

Мое настроение в конце урока

1

Мое настроение в начале урока

2

Таблица о родительном падеже

3

Словосочетания

4

Родительный и винительный падеж

5

Самостоятельная работа

6

Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:

Мне удалось …

Мне понравилось …

Я порадовался за …

Я могу похвалить себя за …

7

Мое настроение в конце урока

1

Мое настроение в начале урока

2

Таблица о родительном падеже

3

Словосочетания

4

Родительный и винительный падеж

5

Самостоятельная работа

6

Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:

Мне удалось …

Мне понравилось …

Я порадовался за …

Я могу похвалить себя за …

7

Мое настроение в конце урока

1

Мое настроение в начале урока

2

Таблица о родительном падеже

3

Словосочетания

4

Родительный и винительный падеж

5

Самостоятельная работа

6

Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:

Мне удалось …

Мне понравилось …

Я порадовался за …

Я могу похвалить себя за …

7

Мое настроение в конце урока

1

Мое настроение в начале урока

2

Таблица о родительном падеже

3

Словосочетания

4

Родительный и винительный падеж

5

Самостоятельная работа

6

Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:

Мне удалось …

Мне понравилось …

Я порадовался за …

Я могу похвалить себя за …

7

Мое настроение в конце урока

1

Мое настроение в начале урока

2

Таблица о родительном падеже

3

Словосочетания

4

Родительный и винительный падеж

5

Самостоятельная работа

6

Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:

Мне удалось …

Мне понравилось …

Я порадовался за …

Я могу похвалить себя за …

7

Мое настроение в конце урока

1

Мое настроение в начале урока

2

Таблица о родительном падеже

3

Словосочетания

4

Родительный и винительный падеж

5

Самостоятельная работа

6

Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:

Мне удалось …

Мне понравилось …

Я порадовался за …

Я могу похвалить себя за …

7

Мое настроение в конце урока


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

из у с от до из-под без для кого? чего? нет

Слайд 5

Капля дождя , берег моря , остаться у друга , спуститься с горы , бежать от старта, добежать до финиша , выглянуть из-под крыш, кувшинчик из глины

Слайд 6

Добрался город; (до) Слетела дерево; (с) Вылетел гнездо; (из) Написал ошибка; (без) Приготовил подарок; (для) Посидел ручей; (у) Отплыл берег; (от) Вырос забор; (около) Играл друг, (у)

Слайд 7

Добрался до города Слетела с дерева Вылетел из гнезда Написал без ошибки Приготовил для подарка Посидел у ручья Отплыл от берега Вырос около забора Играл у друга

Слайд 8

Родительный падеж Винительный падеж

Слайд 9

Стол, брат, хворост, слон, забор, тигр

Слайд 10

Волна, сестра

Слайд 11

Тест Сидел у кровати + Сок из моркови + Работал шофёром Отъезжал от деревни + Шапка папы + Кисель из клюквы + Шум ручья Застучал по крыше Гулял с сыном Ушёл без портфеля + Погладить пингвина Пою о Родине Желаю здоровья + Остаться без кота + Дует ветер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку. 2 класс. Тема конспекта" Слово и его лексическое значение" УМК "Школа России"

Тема: Слово и его лексическое значениеЦели деятельности учителя: ознакомление  с понятием лексическое значение словаПланируемые результаты:Предметные:Знать: понятие, что такое лексическ...