Правописание слов с парными по глухости звонкости согласными 3кл
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
конспект урока
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОУ «Измайловская школа»
УМК «Школа России», 3 класс,
Тема: Правописание слов с парными по глухости звонкости согласными
АтимайкинаН.Ш.
Учитель 1 категории
Тема: Правописание слов с парными по глухости звонкости согласными
Цель: формирование умения различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками.
Задачи:
- развивать умения на слух и зрительно находить изученные орфограммы в слове, проверять написание слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне;
- формировать умение выбирать нужную букву для обозначения парного по глухости-звонкости согласного звука;
- формировать умение подбирать к проверочным словам проверяемые слова с заданной орфограммой;
- развивать умение работать в парах, осуществлять взаимопроверку;
- формировать умение оценивать свою работу.
Тип урок: обобщение и систематизация знаний.
Оборудование: учебник «Русский язык» Канакина В.П., Горецкий В.Г. 3 класс, 1 часть, проектор, презентация, листы с тестами, рабочие тетради.
Ход урока:
1 | Организационный момент | Дети по-очереди заходят в класс (сначала девочки, потом мальчики). - Здравствуйте. Тихонечко садитесь. | Дети заходят в класс, встают около парт и проверяют рабочее место. Тихо садятся |
2 | Проверка домашнего задания | - Дома вы выполняли 213 упражнение. Сейчас по цепочке проверим его. Называй однокоренные слова как в образце. Все остальные проверяют у себя в тетради. Поставьте себе на полях напротив цифры 1 «+», если правильно подобрали все слова. Напротив 2 – если обозначили орфограммы, 3- разобрали слова по составу. Передаём тетради на первую парту. | Грибок-гриб, дороженька-дорожка, ягода-ягодка, колосок-колоски (колос), тетради-тетрадь, ошибаться-ошибка, подсказать-подсказка, сапожок-сапожки, мягонький- мягкий, ледяной-лёд, обедать-обед, гвоздик-гвоздь, голубочек–голубь, ложечка-ложка, узенький-узко, записать-записка, хлебец-хлеб. |
3 | Постановка темы и цели урока | - Какую тему мы сейчас изучаем? -Как вы считаете, что необходимо знать по этой теме? - Как вы думаете, чему будем учиться на уроке, над чем продолжим работать? - Хорошо, давайте начнём урок и проверим, всему ли мы научимся! | - Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. - Знать буквы, обозначающие парные согласные звуки. Знать правило проверки слов с парными согласными в корне и перед согласными в корне. - Учиться находить слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком. Различать проверочное и проверяемое слово. Правильно подбирать проверочные слова. Выбирать нужную букву, для обозначения парного по глухости-звонкости согласного звука. |
4 | Актуализация знаний | - Откройте тетради, запишите число, классная работа. На доске: б п в ф г к у д т ж ш з с - Что записано на доске? (слайд 1) - Какая буква лишняя и почему? - Какие это согласные? - Запишите согласные парами: в верхней строчке – буквы, обозначающие звонкий звук, в нижней – буквы, обозначающие глухой звук. - Давайте проверим, что у вас получилось. Кто хочет произнести звуки из первой строки? Остальные проверяют у себя в тетради, все ли звуки они записали. (слайд 1) - Кто-то выписал по-другому? - Кто произнесёт звуки из второй строки? - У кого другой вариант? Поднимите руку. | Записывают число, классная работа в тетради. - Буквы - Буква у – так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные звуки. - Звонкие – глухие, парные. Записывают в тетрадях: б в г д ж з п ф к т ш с Произносят звуки первой строки. Остальные проверяют у себя в тетрадях. - б в г д ж з - Нет. - п ф к т ш с У всех так же. |
5 | Обобщение и систематизация знаний | - Посмотрите на доску (слайд 2). Назовите предметы, которые вы там видите. - Какой частью речи являются эти слова? - Какая орфограмма встречается в этих словах? - Запишите эти слова вместе с проверочными словами. Давайте первое слово запишем вместе. - Как нужно написать слово хлеб? Какая буква на конце? - Как мы это можем проверить? - Запишем: хлеб – хлебушек. Подчеркнём орфограмму. - Следующие два слова сами. Не забудьте выделить орфограмму! - Какие проверочные слова вы подобрали к слову пирог? - А к слову морковь? (слайд 3) Ло…ка, тетра…ка, доро…ка - Прочитайте слова и определите, какой честью речи они являются. - Какая орфограмма в них пропущенная? - Как мы можем проверить их правописание? - Давайте подберём однокоренные слова с помощью суффиксов –очк-, -ечк-, -еньк-. - Какое проверочное слово подберём к слову лодка? - Значит, какая буква, обозначающая парный согласный, пропущена в слове? - Запишем сначала проверяемое слово, потом проверочное, выделим орфограмму. - Следующую пару слов обсудите в парах. Подберите проверочные слова вместе. Запишите сначала проверяемое слово, потом проверочное. Выделите орфограмму. Проверьте друг друга, помогите исправить ошибки. - Как проверили слово тетрадка? - Как проверили слово дорожка? (слайд 3) У…кий, лё…кий, мя…кий - Прочитайте слова и определите, какой честью речи они являются. - Какая орфограмма в них пропущенная? - Как мы можем проверить их правописание? - Давайте подберём однокоренные слова с помощью суффикса –ок-. - Каким проверочным словом проверим слово узкий? - Значит, какая буква, обозначающая парный согласный, пропущена в слове? - Запишите сами у себя в тетради. Сначала проверяемое слово, потом проверочное. Не забудьте выделить орфограмму. - Следующие два слова запишите самостоятельно. Сначала проверяемое слово, потом проверочное. Не забудьте выделить орфограмму. - Как проверили слово лёгкий? - Как проверили слово мягкий? - В какой позиции могут стоять парны по глухости-звонкости согласные? - В середине слова перед каким суффиксом чаще всего мы проверяем? | - Хлеб, пирог, морковь. - Именами существительными. - Правописание букв, обозначающих парные согласные, на конце слов. - В слове хлеб на конце Б. - Подобрать проверочное слово – хлеба, хлебушек. Записывают вместе с учителем. Пирог – пироги, морковь – морковный. - пироги - морковный. - Имена существительные. - Правописание букв, обозначающих парный по глухости-звонкости согласный звук, в середине слова (парный согласный в середине слова перед суффиксом к) - Путём подбора проверочного слова. - Лодочка. - Д Вместе с учителем записывают слова. Лодка – лодочка. Записывают: тетрадка тетрадочка, дорожка- дороженька. - Тетрадочка. - Дороженька. - Именем прилагательным. - Правописание букв, обозначающих парный по глухости-звонкости согласный звук, в середине слова (парный согласный в середине слова перед суффиксом к) - Путём подбора проверочного слова. - Узок. - З. Узкий – узок Легкий – лёгок, мягкий – мягок. - лёгок - мягок. - В конце слова, и в середине. - Перед суффиксом -к-. |
6 | Устная работа | - Сейчас мы с вами искали проверочные слова к проверяемым. Давайте проверим, насколько хорошо мы умеем работать с этой орфограммой. Сейчас нам нужно будет от проверочных слов подобрать проверяемые слова. (слайд 4) упр. в учебнике №216. - Прочитай первое проверочное слово. - Как изменили слово, чтобы на конце оказался парный по глухости-звонкости согласный. - Читаем следующее слово. - Как его изменим? - Сейчас называем сразу проверочное слово и проверяемое. - Я убедилась, что вы хорошо умеете работать с проверяемыми и проверочными словами. | - Хороший - Хорош. - Свежий - Свеж Называют слова по очереди. На слайде появляются правильные ответы. |
Физминутка | Игра на внимание. Я буду называть слова, если вы услышите слово с парным по глухости-звонкости согласным звуком, вы должны хлопнуть в ладоши. | ||
7 | Работа с учебником | - Давайте откроем учебник на стр. 114, упр. 217. - Кто прочитает, что нужно сделать в этом упражнении? - Так что нам надо сделать? - Кто сможет прочитать выразительно это стихотворение? Остальные пока слушают, думают, как можно его озаглавить. - Как мы можем озаглавить это стихотворение? - Как можно продолжить это стихотворение? - Давайте мы сейчас запишем только слова, в которых нужно выбрать букву из скобок. Прочитайте первое слово. - Как проверит, какую букву нужно вставить? - Кто может назвать нам его? (проверочное слово). Запишем это слово вместе с предлогом через тире проверочное слово. Записывает вместе с учениками. - Кто прочитает следующее слово? - Как проверим, какую букву надо написать? - Запишем это слово, а через тире проверочное. Не забывайте подчёркивать орфограмму. - Следующие два слова запишите сами по образцу. - Какие слова вы подобрали для проверки слова травкой? - А для слова козявка? - Что мы сейчас с вами делали? | - Прочитайте. Подберите заголовок к стихотворению. Спишите, выбирая нужную букву из скобок. Объясните, почему вы выбрали именно её. Придумайте продолжение к стихотворению о том, кто с кем дружит. - Подобрать заголовок, списать и выбрать нужную букву из скобок. Читает вслух стихотворение, остальные внимательно следят и думают над заглавием. Варианты детей. (кто что ест) Высказывают предположения. - (С) шишечкой. - Подобрать проверочное слово. - Шишечка, шишечкой, шишек. С шишкой – шишечка - с кочерыжкой - Подберём проверочное слово кочерыжек, значит, пишем букву Ж. С кочерыжкой – кочерыжек. С травкой – травушка, в траве, травы, травяной; с козявкой – козявок, козявочка. - травушка, в траве, травы, травяной - козявок, козявочка. - Выбирали нужную букву парного по глухости-звонкости согласного звука из данных букв для правильного написания слова. |
8 | Первичное закрепление | - Подбирать проверочные слова вы умеете? - Выбирать нужные буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные, вы умеете? - Тогда вы с лёгкостью сможете выполнить следующее задание. (слайд 5) Вам нужно дописать предложения словами с противоположным значением и в скобках написать проверочное слово. Приступайте. - Как называются слова с противоположным значением? - Поменяйтесь тетрадями и проверьте ошибки друг у друга. (на слайде выводятся правильные ответы) Если всё выполнено верно, поставьте карандашом знак «+». - Поднимите руки те, у кого всё верно и стоит «+». - Остальные ребята, не расстраивайтесь. Поработайте дома над этой орфограммой, в следующий раз у вас всё получится. | - Да. - Да. Камень тяжёлый, а пух лёгкий. (лёгок) Редька горькая, а груша сладкая. (сладок) - Антонимы. Поднимают руки. |
9 | Подведение итогов | - Давайте вспомним, какими знаниями мы пользовались сегодня? - Чему мы учились? - Как вы считаете, всему ли из сказанного мы научились? | - Знать буквы, обозначающие парные согласные звуки. Знать правило проверки слов с парными согласными в корне и перед согласными в корне. - Находить слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком. Различать проверочное и проверяемое слово. Правильно подбирать проверочные слова. Выбирать нужную букву, для обозначения парного по глухости-звонкости согласного звука. - Да. (если нет, то нужно продолжать работу над этим) |
10 | Закрепление изученного. Рефлексия | - Сейчас, чтобы проверить насколько хорошо вы усвоили материал урока, проведём небольшой тест. У вас на столах лежат листочки с заданиями. Каждый выполняет тест индивидуально. Не забудьте закончить предложение после теста. После этого листочки сдаём, результаты теста я вам скажу на следующем уроке. | Ученики индивидуально решают тест. Заканчивают предложение: На уроке мне понравилось… |
11 | Домашнее задание | - Запишите домашнее задание. Учебник стр. 116, упр. 221. Откройте учебник, прочитайте задание про себя. Вам нужно будет списать, выбрать нужную букву из скобок и быть готовым доказать, правильность выполнения задания. Не забудьте объяснить смысл каждой пословицы. - Всем спасибо за урок. Подготовьтесь к следующему уроку и можете идти на перемену. | Записывают домашнее задание. Читают его. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание слов с парным по глухости- звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным
конспект урока русского языка во 2 классе по программе "Школа России" урок открытия новых знаний, разработан по системно-деятельностному методу...
Тема: « Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным».
Закрепить знания о правописании слов с парными звонкими и глухими согласными. Развивать речь, внимание, мышление, память. Воспитывать любовь к русскому языку....
Конспект урока в 3 классе по теме «Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласными в корне слова»
Урок дан в рамках конкурса "Учитель года - 2014"...
Технологическая карта Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласными в корне слова
Технологическая карта...
Тема: " Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне"
Тема: " Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне"...
Конспект урока по предмету: русский язык тема «Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне»
Цель: Формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками.Задачи:· Учить...
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным
Учащиеся познакомятся в процессе урока с правописанием слов с парным по звонкости-глухости согласным звуком на конце слова в результате интересных заданий, игр, упражнений на всех этапах урока....