Конспект урока по русскому языку "Алфавит"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку на тему «Алфавит» 2 класс
Самоопределение к учебной деятельности
- Здравствуйте, ребята! Звонок прозвенел, встаньте около своих парт.
1. Актуализация пробного действия
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие в один сказочный город. Кто является жителями этого города, вы узнаете, если угадаете загадку.
На страницах букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
- Кто же является жителями сказочного города?
- Правильно, это буквы. Сегодня мы отправимся в город Буквоград. Жители города приготовили для вас интересные задания. Давайте откроем тетради и запишем число, классная работа.
- А теперь мы отправляемся в путешествие. Посмотрите на экран и представьте, что мы плывём на кораблях в Буквоград.
- Вот мы и в городе, все жители-буквы встречают нас. (Учитель открывает плакат с буквами)
2. Выявление места и причины затруднения.
- Ребята, жители Буквограда приглашают нас в библиотеку, чтобы мы им помогли.
У них возникла проблема: они не могут найти нужную им книгу. Что нужно сделать, чтобы им помочь? (Расставить книги в алфавитном порядке).
- Что такое алфавит? (Алфавит – это буквы, расположенные в определённом порядке)
- Запишите тему урока: Алфавит. Как по-другому можно назвать алфавит? Запишите рядом: Азбука. Эти слова называются синонимами. (Синонимы – это слова, которые произносятся по-разному, но они одинаковые или близкие по смыслу.)
- Каковы же цели нашего урока-путешествия?
- Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке у славян (наших предков) азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу.
Историческая справка учителя
- Сейчас я вам расскажу, откуда появилась наша азбука и почему её так называют.
- Русский алфавит произошёл от старославянского алфавита, который создали в 863 году Кирилл и Мефодий.
В IX веке в Греции жили Кирилл и Мефодий – два брата, люди мудрые и очень образованные, они были учениками Иисуса Христа.
Кирилл и Мефодий по просьбе славянского князя приехали в Древнюю Русь, чтобы составить для наших предков-славян азбуку. Кирилл и Мефодий сначала создали глаголицу (первую славянскую азбуку), но буквы глаголицы были трудные для написания. Глаголица быстро исчезла из употребления. Тогда Кирилл м Мефодий создали вторую славянскую азбуку (кириллицу) на основе греческого алфавита. Так что наша азбука — «дочка» греческого алфавита. Многие наши буквы взяты из греческого языка, поэтому они и с виду на них похожи.
Новую старославянскую азбуку назвали кириллицей в честь Кирилла.
24 мая – День памяти Кирилла и Мефодия. В этот день проходит праздник славянской письменности и культуры.
При царе Петре I была реформа кириллица. Петр I убрал некоторые буквы из алфавита, некоторые упростил. Возникла азбука, которой и мы сейчас пользуемся.
3. Работа по теме урока
- Давайте сейчас по цепочке повторим буквы нашего алфавита.
- Сколько букв в русском алфавите?
- Сколько гласных букв? Сколько согласных букв?
- Какие буквы звуков не обозначают?
- Чем отличаются буквы от звуков?
- Давайте сейчас поможем жителям Буквограда расположить авторов книг в алфавитном порядке. Кто может назвать фамилию, имя, отчество этих авторов.
- Расскажите, как мы будем действовать. Давайте составим памятку «Как расположить слова в алфавитном порядке?». (устно)
Памятка «Как расположить слова в алфавитном порядке?»
1) Назови первые буквы в словах.
2) Вспомни место этих букв в алфавите.
3) Запиши слова в алфавитном порядке по первой букве.
4) Если в словах первые буквы одинаковые, то назови вторые буквы в словах.
5) Запиши слова в алфавитном порядке по второй букве.
6) И т.д.
- Давайте, пользуясь памяткой, запишем названия авторов в алфавитном порядке.
(Названия авторов записаны на доске)
(Ученики проговаривают авторов по цепочке)
- Книги в библиотеке расположены в алфавитном порядке по фамилии автора. Зачем нам ещё нужно знать алфавит? Где в повседневной жизни нам может пригодиться знание алфавита?
Работа в группах.
а) Деление на группы.
-У каждого из вас есть карточка с буквой. Объединяться вы будете в группы с одинаковыми карточками. Но сначала отгадайте загадки.
I группа.
На прямую палочку справа села галочка, там поныне и сидит, буквой (к) на нас глядит.
II группа.
Вот, посмотрите, кто такой? Загородив дорогу, стоит с протянутой рукой, согнув баранкой ногу. (Б)
-Разделились на группы. Давайте вспомним правила работы в группах.
Задания:
IV группа. Расположить в алфавитном порядке названия цветов.
V группа. Расположить в алфавитном порядке инструменты.
Какая буква «лишняя»
1)АБОИ
2)ВЖУН
3)ЕИУЯ
4)ТФКД
5)РЛЦН
6)ЧЦЩЙ
- Сегодня мы на нашем уроке-путешествии помогаем жителям Буквограда. Маленькие жители Буквограда в следующем учебном году придут учиться в школу. Нужно помочь их учителю расположить имена учеников в алфавитном порядке.
Наше путешествие подходит к концу, мы возвращаемся в школу. Все жители Буквограда благодарят вас за помощь, которую вы им оказали. Посмотрите на экран.
Корабли по морю плыли,
Снова в школу мы спешили.
Вы много нового узнали,
И друзей вы повстречали.
4. Рефлексия учебной деятельности, домашнее задание
Учитель:
- Вот мы и в классе. Понравился вам наш урок-путешествие?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...
Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»
Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....