Урок русского языка во 2 классе по теме "Связь слов в предложении"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Шевчук Наталья Владимировна

Цель урока: развивать умение различать главные и второстепенные члены предложения; тренировать учащихся в нахождении главных и второстепенных членов предложения; учить ставить вопросы от одного члена предложения к другому, от главных к второстепенным членам предложения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn_karta_svyaz_slov_v_predlozhenii_2_klass.docx34.17 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Шевчук Натальи Владимировны

ГБОУ СОШ № 523 Колпинского района С.П.б.

УМК «Перспектива»

                                        

Учебный предмет: русский язык

Класс: 2

Номинация: Урок русского языка

Тема: «Связь слов в предложении»

Тип: Урок систематизации знаний

Цель урока: развивать умение различать главные и второстепенные члены предложения; тренировать учащихся в нахождении главных и второстепенных членов предложения; учить ставить вопросы от одного члена предложения к другому, от главных к второстепенным членам предложения

Планируемые результаты

Предметные:

  - Научиться находить в предложении главные
и второстепенные члены, определять связь  между ними с помощью вопросов, составлять модель предложения, составлять памятку по теме

Метапредметные:

 - Понимать и сохранять учебную задачу урока,

определять достаточность, недостаточность знаний, определять затруднение, намечать последовательность действий, формулировать и аргументировать своё мнение, анализировать текст, преобразовывать информацию в схему, успешно взаимодействовать при работе в паре, группе

Личностные:

 - Объективно оценивать и стремиться реализовывать свои возможности, уважительно относиться к товарищам, уметь осуществлять самооценку на основе критерия

Ресурсы урока: медиапроектор, интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал, рабочая доска, мел

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

  1. Организационный момент:

Предлагает проверить готовность к уроку:

 - Проверьте глазами готовность к уроку. Составьте предложение об этом.

 

  Проверяют глазами, составляют предложение :  На парте  лежит учебник…

Актуализация необходимых знаний

  1. Актуализация знаний.

Нацеливает учащихся на определение темы урока, цели

 1) Устная:

 - Прочитайте эпиграф. Как понимаете высказывания?

«Надежней конь без узды, чем речь без связи» Теофраст

«Ясность — главное достоинство речи» Аристотель

 - Какую важную тему мы изучаем?

 - Как эпиграф связан с темами наших последних уроков?

 - Почему я называю эту тему важной?

 - А чтобы речь наша была  интересной  и понятной, чему  мы должны научиться?

 - Что мы уже знаем о предложении? (обсуждают в паре, выступления пар)

 - Что необходимо знать  для правильного построения предложений?

 - Какие способы действий могут помочь  нам на уроке  подробнее  познакомиться со строением предложения и  научиться ясно выражать свои мысли?

 - С чего начнём?

 2) Практическая (словарная работа):

 - Прочитайте загадку, отгадайте:

«Зе….лена, а не лу…, б…ла, а не сне…, кудрява,

 а не г…л...ва.

 Клейкие почки,  з…лёные л…сточки.» (Берёза)

 - Объясните написание орфограмм

 - Кто из вас уже наблюдал берёзку сегодня?  Какая она сейчас?        

 - Как будете списывать, чтобы не было ошибок?

 - Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы  

 - Сравните с образцом, оцените работы друг друга в паре

 

 - Составьте  предложение из слов:  

   мы, стройной, любуемся, берёзкой.

- Каким образом вы смогли составить предложение?

 - Запишите в тетрадь:  Мы любуемся стройной берёзкой.

 - Докажите, что у вас получилось предложение.

   Как вы обозначили его на письме?

 - Что можете рассказать об этом предложении?

 - Кто посадил берёзку во дворе? (семья)

  1. Формулирование темы и цели урока:

Создаёт условия для формулирования темы и цели

 - По результатам наблюдения:  Как связаны главные члены в предложении между собой?

 - Связаны ли второстепенные члены  с главными  и  друг с другом?

 - Сегодня на уроке  будем пытаться ответить  на этот вопрос!

  - Сформулируйте тему урока:

 - Какую цель ставим сегодня перед собой?

 - Решение каких учебных задач поможет достичь цели урока?

  Слушают задание, высказывают своё мнение, дополняют мнения детей, вспоминают изученный материал по теме в паре, готовят совместный ответ

 

 - Тему «Предложение»

 - С помощью предложений мы выражаем свои мысли, поэтому наши высказывания должны быть понятными

 - Правильно составлять предложения, знать виды предложений, их состав

 - Знания о составе предложения

 - Разбор по составу, наблюдение, исследование состава предложения, моделирование строения предложения с помощью схемы

 - Вспомним, что уже знаем

 

  Читают, обосновывают орфограмму, высказывают свои мнения, выслушивают ответы, дополняют или исправляют ответы детей, оценивают свою работу.

 - 6 слов с проверяемой безударной гласной, 2 слова с парным    согласным

 - На деревьях наливаются почки

 - Ученик выполняет у доски на оценку

 - Взяли предмет, добавили действие

 - Составляют предложение

 - Записывают в тетрадь с проговариванием

 - Повествовательное, невосклицательное, основа предложения

«Кто? Мы Что делаем? любуемся».

  Определяют тему, определяют учебные задачи, намечают пути их решения.

 - С помощью смысловых вопросов

 - ?

 - «Связь слов  в предложении»

 - Научиться устанавливать связи между словами в предлож.

 - Разбор предложения по составу, наблюдение, исследование состава предложения, наблюдение за связями  между главными  второстепенными членами предложений , моделирование этих связей с помощью схем

Организация познавательной деятельности

  1. Первичное усвоение новых знаний:

Создаёт условия для устной работы в паре

 1)  Работа по учебнику: стр. 128, упр. 175.

  Устная работа в паре. Прочитайте задание.

 - На какую тему текст?

 - Прочитайте предложение, поставьте вопрос от подлежащего к сказуемому.

 - Сформулируйте вывод:

 - Как устанавливается связь между словами в предложении?

 - Прочитайте вывод Самоварова, сравните наш вывод с выводом профессора

 - Придумайте  свой «умный» вопрос к правилу для детей.

 - Расскажите правило соседу, поправьте, проговорите вместе

  - Попробуйте придумать ассоциацию: с чем можно сравнить предложение по составу? 

  1. Первичное закрепление:  Организует самостоятельную работу учащихся

 - Работа по учебнику: упр. 176. Самостоятельно работаем в тетради.

 - Прочитайте задание, определите тему текста?

 - Составьте план, по которому будете работать:

- Самостоятельная работа в тетради.  

 - Подчеркните главные  члены предложения.

 - Фронтальная проверка:

 - «Привяжите» второстепенные к главным. Как это сделать?

- Сформулируем вывод:

 - Оцените правильность выполнения работы смайликом

 Физминутка: (видеозапись – детский танец)

  1. Первичная проверка понимания:

Организует фронтальную работу учащихся

  Работа по учебнику:  упр. 177. Фронтальная устная работа.  

 - Рассмотрите графическую схему

 - Какие слова находятся на одном уровне? Почему?

 - Поставьте вопрос от подлежащего, затем от сказуемого к второстепенному члену предложения

  - Сконструируйте  модель предложения из слов на карточках, над стрелочками надпишите вопросы

 - Остались ли у вас лишние слова?

 - Сформулируем вывод:

  1. Самостоятельная работа в тетради:

Организует самостоятельную работу

 - Самостоятельно составьте схему предложения про  берёзу в тетради, выпишите  словосочетания с вопросами

 - Взаимопроверка, обсуждение правильности выполнения

 - Оцените правильность выполнения в паре

 (фронтальная проверка учителем)

 - В чём возникли трудности?

  Читают вопросы, выслушивают мнения одноклассников, высказывают свой ответ, помогают запомнить вывод соседу

 - Семья

 - Слова в предложении связаны между собой по смыслу, зависят друг от друга, поддерживают друг друга. Связь слов устанавливается с помощью вопросов.

 - Выводы совпадают

 - Придумывают вопросы по содержанию правила, отвечают на вопросы детей

- С семьёй! Т.к. в семье тоже 2 главных члена семьи – мама (подлежащее) и папа (сказуемое)!

  Читают задания, составляют алгоритм выполнения, выбирают вопросы в скобках, записывают предложения в тетрадь.

 Самостоятельно работают в тетрадях, формулируют вывод

 - Второстепенные  члены  предложения зависят от главных, связь устанавливается с помощью смыслового вопроса.

 

  Рассматривают модель предложения, определяют связь слов,  

 дополняют схему вопросами, формулируют вывод

 - Это модель предложения

 - (кто?) Человек (что делал?) жил.

 - Это главные чл. предложения, они равнозначны

 - Человек (какой?) рассеянный;

 - жил (где?) на улице;

 - на улице (какой?) Бассейной.

 - Нет

 - Все слова в предложении связаны по смыслу вопросами, в результате таких связей образуются словосочетания

  Самостоятельно записывают в тетрадь, разбирают по членам предложения, оформляют схему предложения, выписывают словосочетания, оценивают работу в паре

   Мы      любуемся

             

               берёзкой

     

                стройной

Рефлексия деятельности

  1. Включение новых знаний в систему:        

Организует обсуждение итогов урока, рефлексию учащихся

 1) - Какова тема урока?

 - Какую цель мы ставили перед собой на уроке?

 - Поднимите руку те дети, кто уже научился устанавливать связи слов в предложении? Почему не получилось?

 - Кому ещё нужно потренироваться на следующем уроке?

 - Почему эти умения важны для каждого человека?  

 - Как же помочь себе запомнить выводы, полученные по теме «Предложение»?

 - Предлагаю вам составить памятку по теме  «Предложение», а чтобы поддержать и помочь друг другу, работать будем в группах:

Организует работу в группах

 Задание для 1 группы:

 - Составьте из слов предложение, запишите его: весна, пришла, солнечная, долгожданная.  

 Задание для 2 группы:

 - Расставьте знаки препинания, в зависимости от вида  предложения по цели высказывания: «У вас есть сказки  Андерсена?». « Дима с папой ходили на салют.»

 «Катя, пойдём в парк!»

 Задание для 3 группы:

 - Расставьте знаки препинания, в зависимости от вида предложения по интонации:

 «Побежали быстрые ручьи.» « Пойдём пускать кораблики!»

 Задание для 4 группы:

 - Подчеркните главные члены предложения – подлежащее и сказуемое:

 «Пришла долгожданная весна.»  «Снег почти растаял.»    «Побежали быстрые ручейки.»

 Задание для 5 группы:

 - Распространите предложение второстепенными членами. Запишите новое предложение.  «Листочки распускаются.»

 Задание для 6 группы:

 - Расставьте слова в нужном порядке, чтобы получились предложения, запишите предложение:

 «Звонкие, ручейки, по тёплой, земле, побежали.»

 Задание для 7 группы:

 - Составьте и выпишите 3 словосочетания по схеме. Что образуют второстепенные члены предложения?

 «Маленький мальчик пускал бумажные кораблики.»

  1. Рефлексия:          

Организует  анализ  деятельности на уроке                                                

 - Оцените свою работу по шкале самооценки. Посчитайте баллы. Поставьте оценку. Кто молодец? У кого мало баллов? В чём видишь причину неудачи?

  1.  Домашнее задание:

Организует запись домашнего задания

  Упр. 178.  

 Повышенный уровень: стрелочками показать связь слов.

 - Как вы думаете, что мы ещё не изучили о предложении?  

 - Это тема завтрашнего урока.

   Анализируют своё умение, высказывают мнения, выявляют затруднения, их  причины, ищут пути решения проблемы.

 - Возвращаются к эпиграфу урока

 - Высказывания детей

 Объединяются в группы по 4 – 5 человек, вспоминают «Правила работы в группе». Читают задания, выслушивают мнения, обсуждают, обосновывают своё мнение, оформляют вывод на листе.

 Выводы каждой группы вывешивают  на доску – составляется памятка

 - Вывод 1: Предложение это – одна законченная мысль.

 - Вывод 2: предложения по цели высказывания бывают: повествовательные, вопросительные, побудительные.

 - Вывод 3: Предложения по интонации бывают: восклицательные и невосклицательные.

 - Вывод 4: в предложении есть главные члены предложения - подлежащее и сказуемое.

 - Вывод 5: Предложения бывают: распространённые и нераспространённые.

 - Вывод 6: Все слова в предложении между собой связаны. Связь устанавливается с помощью вопросов.

 - Вывод 7: Связь слов в предложении устанавливается с помощью вопросов. Второстепенные члены предложения образуют словосочетания

 На доске – памятка по теме «Предложение». Раздают личные памятки.

  Проводят анализ своей работы на уроке, выявляют  причины неудач

 «Активная работа на уроке» – 1 балл

 «Понял тему»  -  1 балл

 «Могу объяснить другому» – 1 балл

 «С заданиями справляюсь самостоятельно» – 2 балла

 Критерии оценки:

 5 баллов – «5»

 4 балла – «4»

 3 балла – «3»        Моя оценка:     ____

 

 Записывают задание,  планируют дальнейшую деятельность

 - Составление текстов из предложений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

Урок русского языка 2 класс. Тема: "Состав слова. Основа слова"

Работа над темой «Состав слова» начинается с первого класса - дети получают начальные знания о корне слова, вводится понятие «родственные слова». Далее эта тема продолжается во втором классе. Раскрыва...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме: «Конструирование сочетаний слов и предложений со словами, отвечающими на вопросы кто? что?»

Основная цель:  Сформировать у учащихся умение составлять сочетание слов по схемам. ЗадачиОбразовательные задачи:1) Систематизировать знания учащихся о словах, которые отвечают на вопр...

Урок русского языка 2 класс Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова».

Урок русского языка 2 класс Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова»....

Урок русского языка. 2 класс Тема: Повторение. Слова с двойными согласными. Состав слова.

Урок с применением развивающей технологии, игровой технологии и КСО.Урок-путешествие...

Технологическая карта урока русского языка 1 класс по теме: " Текст и предложение" (в соответствии с ФГОС)

На данном уроке учащиеся научатся распознавать текст, отдельные предложения; выделять предложения из текста; оформлять предложения на письме....

Русский язык,2 класс.Повторение пройденного. Слово. Словосочетание. Предложение»

Цель  урока Формирование предметных  и универсальных учебных действий  на основе применения ранее сформированных знаний, формирование позитивного опыта применения ранее сформирова...