Урок русского языка во 2 классе по теме "Связь слов в предложении"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Цель урока: развивать умение различать главные и второстепенные члены предложения; тренировать учащихся в нахождении главных и второстепенных членов предложения; учить ставить вопросы от одного члена предложения к другому, от главных к второстепенным членам предложения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehn_karta_svyaz_slov_v_predlozhenii_2_klass.docx | 34.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Шевчук Натальи Владимировны
ГБОУ СОШ № 523 Колпинского района С.П.б.
УМК «Перспектива»
Учебный предмет: русский язык
Класс: 2
Номинация: Урок русского языка
Тема: «Связь слов в предложении» | Тип: Урок систематизации знаний | ||
Цель урока: развивать умение различать главные и второстепенные члены предложения; тренировать учащихся в нахождении главных и второстепенных членов предложения; учить ставить вопросы от одного члена предложения к другому, от главных к второстепенным членам предложения | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные: - Научиться находить в предложении главные | Метапредметные: - Понимать и сохранять учебную задачу урока, определять достаточность, недостаточность знаний, определять затруднение, намечать последовательность действий, формулировать и аргументировать своё мнение, анализировать текст, преобразовывать информацию в схему, успешно взаимодействовать при работе в паре, группе | Личностные: - Объективно оценивать и стремиться реализовывать свои возможности, уважительно относиться к товарищам, уметь осуществлять самооценку на основе критерия | |
Ресурсы урока: медиапроектор, интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал, рабочая доска, мел | |||
Ход урока | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||
Мотивация к деятельности | |||
Предлагает проверить готовность к уроку: - Проверьте глазами готовность к уроку. Составьте предложение об этом. |
Проверяют глазами, составляют предложение : На парте лежит учебник… | ||
Актуализация необходимых знаний | |||
Нацеливает учащихся на определение темы урока, цели 1) Устная: - Прочитайте эпиграф. Как понимаете высказывания? «Надежней конь без узды, чем речь без связи» Теофраст «Ясность — главное достоинство речи» Аристотель - Какую важную тему мы изучаем? - Как эпиграф связан с темами наших последних уроков? - Почему я называю эту тему важной? - А чтобы речь наша была интересной и понятной, чему мы должны научиться? - Что мы уже знаем о предложении? (обсуждают в паре, выступления пар) - Что необходимо знать для правильного построения предложений? - Какие способы действий могут помочь нам на уроке подробнее познакомиться со строением предложения и научиться ясно выражать свои мысли? - С чего начнём? 2) Практическая (словарная работа): - Прочитайте загадку, отгадайте: «Зе….лена, а не лу…, б…ла, а не сне…, кудрява, а не г…л...ва. Клейкие почки, з…лёные л…сточки.» (Берёза) - Объясните написание орфограмм - Кто из вас уже наблюдал берёзку сегодня? Какая она сейчас? - Как будете списывать, чтобы не было ошибок? - Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы - Сравните с образцом, оцените работы друг друга в паре
- Составьте предложение из слов: мы, стройной, любуемся, берёзкой. - Каким образом вы смогли составить предложение? - Запишите в тетрадь: Мы любуемся стройной берёзкой. - Докажите, что у вас получилось предложение. Как вы обозначили его на письме? - Что можете рассказать об этом предложении? - Кто посадил берёзку во дворе? (семья)
Создаёт условия для формулирования темы и цели - По результатам наблюдения: Как связаны главные члены в предложении между собой? - Связаны ли второстепенные члены с главными и друг с другом? - Сегодня на уроке будем пытаться ответить на этот вопрос! - Сформулируйте тему урока: - Какую цель ставим сегодня перед собой? - Решение каких учебных задач поможет достичь цели урока? | Слушают задание, высказывают своё мнение, дополняют мнения детей, вспоминают изученный материал по теме в паре, готовят совместный ответ
- Тему «Предложение» - С помощью предложений мы выражаем свои мысли, поэтому наши высказывания должны быть понятными - Правильно составлять предложения, знать виды предложений, их состав - Знания о составе предложения - Разбор по составу, наблюдение, исследование состава предложения, моделирование строения предложения с помощью схемы - Вспомним, что уже знаем
Читают, обосновывают орфограмму, высказывают свои мнения, выслушивают ответы, дополняют или исправляют ответы детей, оценивают свою работу. - 6 слов с проверяемой безударной гласной, 2 слова с парным согласным - На деревьях наливаются почки - Ученик выполняет у доски на оценку - Взяли предмет, добавили действие - Составляют предложение - Записывают в тетрадь с проговариванием - Повествовательное, невосклицательное, основа предложения «Кто? Мы Что делаем? любуемся». Определяют тему, определяют учебные задачи, намечают пути их решения. - С помощью смысловых вопросов - ? - «Связь слов в предложении» - Научиться устанавливать связи между словами в предлож. - Разбор предложения по составу, наблюдение, исследование состава предложения, наблюдение за связями между главными второстепенными членами предложений , моделирование этих связей с помощью схем | ||
Организация познавательной деятельности | |||
Создаёт условия для устной работы в паре 1) Работа по учебнику: стр. 128, упр. 175. Устная работа в паре. Прочитайте задание. - На какую тему текст? - Прочитайте предложение, поставьте вопрос от подлежащего к сказуемому. - Сформулируйте вывод: - Как устанавливается связь между словами в предложении? - Прочитайте вывод Самоварова, сравните наш вывод с выводом профессора - Придумайте свой «умный» вопрос к правилу для детей. - Расскажите правило соседу, поправьте, проговорите вместе - Попробуйте придумать ассоциацию: с чем можно сравнить предложение по составу?
- Работа по учебнику: упр. 176. Самостоятельно работаем в тетради. - Прочитайте задание, определите тему текста? - Составьте план, по которому будете работать: - Самостоятельная работа в тетради. - Подчеркните главные члены предложения. - Фронтальная проверка: - «Привяжите» второстепенные к главным. Как это сделать? - Сформулируем вывод: - Оцените правильность выполнения работы смайликом Физминутка: (видеозапись – детский танец)
Организует фронтальную работу учащихся Работа по учебнику: упр. 177. Фронтальная устная работа. - Рассмотрите графическую схему - Какие слова находятся на одном уровне? Почему? - Поставьте вопрос от подлежащего, затем от сказуемого к второстепенному члену предложения - Сконструируйте модель предложения из слов на карточках, над стрелочками надпишите вопросы - Остались ли у вас лишние слова? - Сформулируем вывод:
Организует самостоятельную работу - Самостоятельно составьте схему предложения про берёзу в тетради, выпишите словосочетания с вопросами - Взаимопроверка, обсуждение правильности выполнения - Оцените правильность выполнения в паре (фронтальная проверка учителем) - В чём возникли трудности? | Читают вопросы, выслушивают мнения одноклассников, высказывают свой ответ, помогают запомнить вывод соседу - Семья - Слова в предложении связаны между собой по смыслу, зависят друг от друга, поддерживают друг друга. Связь слов устанавливается с помощью вопросов. - Выводы совпадают - Придумывают вопросы по содержанию правила, отвечают на вопросы детей - С семьёй! Т.к. в семье тоже 2 главных члена семьи – мама (подлежащее) и папа (сказуемое)! Читают задания, составляют алгоритм выполнения, выбирают вопросы в скобках, записывают предложения в тетрадь. Самостоятельно работают в тетрадях, формулируют вывод - Второстепенные члены предложения зависят от главных, связь устанавливается с помощью смыслового вопроса.
Рассматривают модель предложения, определяют связь слов, дополняют схему вопросами, формулируют вывод - Это модель предложения - (кто?) Человек (что делал?) жил. - Это главные чл. предложения, они равнозначны - Человек (какой?) рассеянный; - жил (где?) на улице; - на улице (какой?) Бассейной. - Нет - Все слова в предложении связаны по смыслу вопросами, в результате таких связей образуются словосочетания Самостоятельно записывают в тетрадь, разбирают по членам предложения, оформляют схему предложения, выписывают словосочетания, оценивают работу в паре Мы любуемся
берёзкой
стройной | ||
Рефлексия деятельности | |||
Организует обсуждение итогов урока, рефлексию учащихся 1) - Какова тема урока? - Какую цель мы ставили перед собой на уроке? - Поднимите руку те дети, кто уже научился устанавливать связи слов в предложении? Почему не получилось? - Кому ещё нужно потренироваться на следующем уроке? - Почему эти умения важны для каждого человека? - Как же помочь себе запомнить выводы, полученные по теме «Предложение»? - Предлагаю вам составить памятку по теме «Предложение», а чтобы поддержать и помочь друг другу, работать будем в группах: Организует работу в группах Задание для 1 группы: - Составьте из слов предложение, запишите его: весна, пришла, солнечная, долгожданная. Задание для 2 группы: - Расставьте знаки препинания, в зависимости от вида предложения по цели высказывания: «У вас есть сказки Андерсена?». « Дима с папой ходили на салют.» «Катя, пойдём в парк!» Задание для 3 группы: - Расставьте знаки препинания, в зависимости от вида предложения по интонации: «Побежали быстрые ручьи.» « Пойдём пускать кораблики!» Задание для 4 группы: - Подчеркните главные члены предложения – подлежащее и сказуемое: «Пришла долгожданная весна.» «Снег почти растаял.» «Побежали быстрые ручейки.» Задание для 5 группы: - Распространите предложение второстепенными членами. Запишите новое предложение. «Листочки распускаются.» Задание для 6 группы: - Расставьте слова в нужном порядке, чтобы получились предложения, запишите предложение: «Звонкие, ручейки, по тёплой, земле, побежали.» Задание для 7 группы: - Составьте и выпишите 3 словосочетания по схеме. Что образуют второстепенные члены предложения? «Маленький мальчик пускал бумажные кораблики.»
Организует анализ деятельности на уроке - Оцените свою работу по шкале самооценки. Посчитайте баллы. Поставьте оценку. Кто молодец? У кого мало баллов? В чём видишь причину неудачи?
Организует запись домашнего задания Упр. 178. Повышенный уровень: стрелочками показать связь слов. - Как вы думаете, что мы ещё не изучили о предложении? - Это тема завтрашнего урока. | Анализируют своё умение, высказывают мнения, выявляют затруднения, их причины, ищут пути решения проблемы. - Возвращаются к эпиграфу урока - Высказывания детей Объединяются в группы по 4 – 5 человек, вспоминают «Правила работы в группе». Читают задания, выслушивают мнения, обсуждают, обосновывают своё мнение, оформляют вывод на листе. Выводы каждой группы вывешивают на доску – составляется памятка - Вывод 1: Предложение это – одна законченная мысль. - Вывод 2: предложения по цели высказывания бывают: повествовательные, вопросительные, побудительные. - Вывод 3: Предложения по интонации бывают: восклицательные и невосклицательные. - Вывод 4: в предложении есть главные члены предложения - подлежащее и сказуемое. - Вывод 5: Предложения бывают: распространённые и нераспространённые. - Вывод 6: Все слова в предложении между собой связаны. Связь устанавливается с помощью вопросов. - Вывод 7: Связь слов в предложении устанавливается с помощью вопросов. Второстепенные члены предложения образуют словосочетания На доске – памятка по теме «Предложение». Раздают личные памятки. Проводят анализ своей работы на уроке, выявляют причины неудач «Активная работа на уроке» – 1 балл «Понял тему» - 1 балл «Могу объяснить другому» – 1 балл «С заданиями справляюсь самостоятельно» – 2 балла Критерии оценки: 5 баллов – «5» 4 балла – «4» 3 балла – «3» Моя оценка: ____
Записывают задание, планируют дальнейшую деятельность - Составление текстов из предложений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».
Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...
Урок русского языка 2 класс. Тема: "Состав слова. Основа слова"
Работа над темой «Состав слова» начинается с первого класса - дети получают начальные знания о корне слова, вводится понятие «родственные слова». Далее эта тема продолжается во втором классе. Раскрыва...
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме: «Конструирование сочетаний слов и предложений со словами, отвечающими на вопросы кто? что?»
Основная цель: Сформировать у учащихся умение составлять сочетание слов по схемам. ЗадачиОбразовательные задачи:1) Систематизировать знания учащихся о словах, которые отвечают на вопр...
Урок русского языка 2 класс Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова».
Урок русского языка 2 класс Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова»....
Урок русского языка. 2 класс Тема: Повторение. Слова с двойными согласными. Состав слова.
Урок с применением развивающей технологии, игровой технологии и КСО.Урок-путешествие...
Технологическая карта урока русского языка 1 класс по теме: " Текст и предложение" (в соответствии с ФГОС)
На данном уроке учащиеся научатся распознавать текст, отдельные предложения; выделять предложения из текста; оформлять предложения на письме....
Русский язык,2 класс.Повторение пройденного. Слово. Словосочетание. Предложение»
Цель урока Формирование предметных и универсальных учебных действий на основе применения ранее сформированных знаний, формирование позитивного опыта применения ранее сформирова...