Рабочая программа по курсу "Русский язык"
рабочая программа по русскому языку

Курочкина Галина Борисовна

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования и авторской программы «Русский язык» В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. В., Бойкина и др.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

УМК «Школа России»

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Называевская Гимназия»

«Рассмотрено» на заседании ШМО

Учителей начальных классов

Руководитель ШМО

/ ____/ Т.Н. Залётова

Протокол № ___ от

«____»__________201__ г.

«Согласовано»

Заместитель директора гимназии по УВР

Т. А. Литвинова

«____»__________201__ г.

«Утверждаю»

Директор гимназии

_______ Т. А. Понамарёва

Приказ № ___ от «___»________201___ г.

                                         

Рабочая программа

По курсу «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Класс 1 В

КУРОЧКИНА ГАЛИНА БОРИСОВНА

Примерная программа по учебным предметам.

Начальная школа. В 2 ч.- М, Просвещение, 2011 год

         

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностными результатами изучения предмета «Русский  язык» в 1 классе являются следующие умения:

  • осознание языка как основного средства человеческого общения;

восприятие русского языка как явления национальной культуры;

  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство  достижения  этих  результатов  –  тексты  литературных произведений из Букваря и учебников «Русский язык».

Метапредметными результатами изучения «Русский  язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;  проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться  высказывать своё предположение  (версию)  на основе работы с материалом учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться  в  учебнике  (на  развороте,  в  оглавлении,  в условных обозначениях);
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать  информацию  из  одной  формы  в  другую:  подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования  познавательных УУД служат  тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
  • учиться работать  в  паре, группе; выполнять  различные  роли (лидера, исполнителя.) Понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции.

         Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения предмета «Русский  язык» являются следующие умения:

  • представление о русском языке как государственном языке нашей страны, Российской Федерации;
  • представление о значимости языка и речи в жизни людей;
  • представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);
  • практические умения работать с языковыми единицами;
  • представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;
  • представление о правилах речевого этикета;
  • адаптация к языковой и речевой деятельности.

Раздел «НАША РЕЧЬ»

Обучающийся научится: 

  • различать устную и письменную речь, писать без ошибок слова язык и русский язык.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • строить высказывания о значении языка и речи в жизни человека.

Раздел «ТЕКСТ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ДИАЛОГ»

Обучающийся научится: 

  • отличать текст от предложения, выделять предложения из речи, правильно оформлять предложения на письме, распознавать диалог в письменной речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • озаглавливать текст, составлять текст из деформированных предложений, составлять небольшие тексты по рисунку, составлять предложения по заданной схеме.

Раздел «СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА…»

Обучающийся научится: 

  • определять количество слов в предложении; вычленять слова из предложения;
  • различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета); классифицировать и объединять слова по значению в тематические группы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • составлять текст по рисунку и опорным словам.

Раздел «СЛОВО И СЛОГ. УДАРЕНИЕ»

Обучающийся научится: 

  • различать слово и слог;
  • определять количество в слове слогов;
  • переносить слова по слогам;
  • определять ударение в слове, находить наиболее рациональные способы определения ударения в слове;
  • различать ударные и безударные слоги.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить новые способы определения слогов в слове через проведение лингвистического опыта со словом; 
  • составлять слова из слогов;
  • находить в предложениях сравнения, осознавать, с какой целью они использованы авторами;
  • составлять сказку по её данному началу и заключительной части и рисункам к сказке.

Раздел «ЗВУКИ И БУКВЫ»

Обучающийся научится: 

  • различать гласные и согласные звуки;
  • правильно обозначать звуки буквами в письменной речи;
  • правильно называть буквы в алфавитном порядке;
  • располагать заданные слова в алфавитном порядке;
  • различать в слове гласные звуки по их признакам;
  • различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки;
  • различать проверочное и проверяемое слова; 
  • определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове, проверять безударную гласную в словах.
  • различать в слове согласные звуки по их признакам;
  • буквы, обозначающие согласные звуки;
  • делить для переноса слова с удвоенной согласной и буквой Й;
  • различать в слове и вне слова мягкие и твёрдые, парные и непарные согласные звуки;
  • объяснять, как обозначена на письме твёрдость — мягкость согласного звука;
  • объяснять причины расхождения звуков и букв в этих словах;
  • обозначать мягкость согласного звука мягким знаком в конце слова и в середине слова перед согласным;
  • определять и правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки подбирать проверочное слово путём изменения формы слова (дуб — дубы, снег — снега);
  • писать двусложные слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце, объяснять их правописание;
  • различать шипящие согласные звуки в слове и вне слова;
  • находить в словах сочетания чк, чн, чт, подбирать примеры слов с такими сочетаниями;
  • писать слова с сочетаниями чк, чн, чт;
  • писать сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в словах;
  • писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание, использовать в общении правила и принятые нормы вежливого обращения друг к другу по имени, по имени и отчеству;
  • применять изученные правила при списывании и записи под диктовку; оценивать уровень достижений.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • наблюдать над образностью русских слов, звучание которых передаёт звуки природы;
  • применять знание алфавита при пользовании словарями;
  • составлять развёрнутый ответ на вопрос по содержанию сказок;
  • составлять устный рассказ по рисунку и опорным словам;
  • восстанавливать текст с нарушенным порядком предложений, определять последовательность повествования с опорой на рисунок, составлять текст из предложений;
  • определять тему и главную мысль, подбирать заголовок, выбирать и записывать предложения, которыми можно подписать рисунки;
  • создавать собственный информационный объект, участвовать в презентации проекта;
  • наблюдать над образностью слова (олицетворением), когда неодушевлённый предмет наделяется свойствами одушевлённого;
  • воспроизводить по памяти содержание сказки;
  • находить информацию о названии своего города; участвовать в презентации проекта.

2. Содержание учебного предмета, курса

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального образования и примерному учебному плану образовательного учреждения на изучение русского языка в 1 классе отводиться 5 часов в учебную неделю (33 учебные недели), т.е. 165 часов за учебный год: из них 115 часов (23 учебные недели) отводиться урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 часов (10 учебных недель), включая часы на промежуточный и итоговый контроль. Данная программа составлена в соответствии с этим распределением учебного времени.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

 • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

 Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

 • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

 • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

 • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

 • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Структура курса.

Систематический курс.

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных.

За курс изучения русского языка предусматривается 1 стартовый тест, 1 итоговый контрольный тест.

Рабочая программа предусматривает следующие формы контроля:

  • стартовый: тест;
  • итоговый: итоговый контрольный тест.

В конце каждой темы предусмотрены обобщающие материалы, нацеленное на конкретизацию полученных знаний, выполнение учащимися проверочных заданий в форме тестирования или проверочных работ, которые позволят убедиться в том, что основной материал ими усвоен. Все задания простроены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедур их выполнения знакомы и понятны учащимся. В конце курса предлагается проведение итогового обобщения в формате итогового контрольного диктанта.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

Чтение 4 ч в 1 неделю – 92 ч, письмо 5 ч в 1 неделю - 115 ч

№ урока (занятия)

Раздел (глава), тема урока

Количество часов

Дата проведения урока (занятия)

№ урока (занятия)

Раздел (глава), тема урока

Количество часов

Дата проведения урока (занятия)

Пла-ни-руе-мая

Фак-тиче-ская

Планируемая

Фактическая

Добукварный период (36 ч)

Обучение чтению (16 ч)

Обучение письму (20 ч)

1.

«Азбука» - первая учебная книга

1

1.

Прописи – первая учебная тетрадь.

Тренировка мелкой моторики руки

1

2.

Здравствуй, школа! Устная и письменная речь. Предложение

1

2.

Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки

1

3.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Предложение и слово

1

3.

Обводка рисунков по контуру. Письмо овалов и полуовалов

1

4.

Люби все живое. Слово и слог

1

4.

Рисование полуовалов и кругов  

1

5.

Письмо длинных прямых наклонных линий

1

5.

Не нужен и клад, когда в семье лад. Слог. Ударение

1

6.

Письмо наклонных длинных линий с закруглением внизу

1

6.

Согласие крепче каменных стен. Звуки в окружающем мире

1

7.

Письмо элементов букв

1

7.

Край родной, навек любимый. Гласные и согласные звуки

1

8.

Письмо больших и маленьких овалов, коротких наклонных линий

1

8.

Век живи, век учись. Как образуется слог?

1

9.

Письмо коротких и длинных линий

1

10.

Повторение и обобщение пройденного материала по русскому языку. Письмо  наклонных линий

1

9.

Повторение - мать учения

1

11.

Письмо коротких и длинных линий

1

10.

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы  А, а

1

12.

Письмо строчной и заглавной букв А, а

1

11.

Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы  О, о

1

13.

Письмо строчной заглавной букв О, о.

1

12.

Нет друга – ищи, а нашел – береги. Звук [и]. Буквы И, и

1

14.

Письмо строчной и заглавной букв И, и.

1

15.

Повторение и обобщение изученных звуков и обозначающих их букв. Функция этих букв в слоге-слиянии. Заглавная буква И. 

1

13.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Звук [ы]. Буква ы

1

16.

Письмо строчной буквы ы.

1

14.

Ученье – путь к уменью.  Звук [у]. Буквы У, у (с.36-39)

2

17.

14.

Письмо строчной и заглавной букв У, у.

Письмо строчной и заглавной букв И, и.

2

15.

18.

16.

Повторение изученных букв

1

19.

Закрепление и повторение изученного.

1

20.

Письмо изученных букв

Добукварный период (36 ч)

Обучение чтению (59ч)

Обучение письму (73ч)

17.

Труд кормит, а лень портит. Звуки [н], [н,]. Буквы Н, н

21.

Письмо строчной буквы н.

18.

Чтение слов с буквой Н, н

22.

Письмо заглавной буквы Н

19.

Старый друг лучше новых двух.  Звуки [с], [с,]. Буквы  С, с

23.

Письмо строчной буквы с.

20.

Чтение слов с буквой С, с

24.

Письмо заглавной буквы С.

25.

Повторение изученного материала. Письмо изученных букв.

21.

Каков мастер, такова и работа. Звуки [к], [к,]. Буквы К, к

26.

Письмо строчной буквы к.

 

22.

Чтение слов с буквой К, к

27.

Письмо заглавной буквы К.

23.

А.С. Пушкин. Сказки. Звуки [т], [т,]. Буквы Т,т

28.

Письмо строчной буквы т.

24.

 Звуки [т], [т,]. Буквы

Т, т

29.

Письмо заглавной буквы Т.

30.

Повторение и закрепление изученного, закрепление написания  слов.

25.

К.И. Чуковский. Сказки. Звуки [л], [л,]. Буквы Л, л

31.

Письмо строчной и заглавной букв Л,  л.

26.

Чтение слов с буквой Л, л

32.

Буквы Л, л

27.

А.С.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке.  Звуки [р], [р,]. Буквы Р, р

33.

Письмо строчной буквы р.

28.

Чтение слов с буквой Р, р

34.

Письмо заглавной буквы Р.

35.

Повторение и закрепление изученного, закрепление написания  слов.

29.

Век живи – век учись. Звуки [в], [в,]. Буквы В, в

36.

Письмо строчной буквы в.

30.

Чтение слов с буквой В, в

37.

Письмо заглавной буквы В.

31.

Русская народная сказка. Звуки [й,э][ ,э]. Буквы Е, е

38.

Письмо строчной буквы е.

32.

Чтение слов с буквой Е, е

39.

Письмо заглавной буквы Е.

40.

Повторение изученного. Письмо слов  предложений.

33.

Красуйся, град Петров!  Звуки [п], [п,]. Буквы П, п

41.

Письмо строчной буквы п.

34.

Чтение слов с буквой П, п

42.

 Письмо заглавной буквы П

35.

Москва – столица России. Звуки [м], [м,]. Буквы М, м

43.

Письмо строчной и заглавной букв М, м

36.

Закрепление сведений о букве М. Обобщение изученного о буквах и звуках

44.

Письмо слов с буквами М, м.

45.

Повторение изученного. Письмо слов и предложений.

37.

Повторение изученного о буквах и звуках

46.

Повторение изученного. Письмо слов и предложений.

38.

О братьях наших меньших. Звуки [з], [з,]. Буквы З, з

47.

Письмо строчной и заглавной буквы З, з.

39.

Закрепление умения чтения предложений  с буквами З, з

48.

Письмо слов и предложений с буквами З, з.

40.

А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане…» Звуки [б], [б,]. Буквы Б, б

49.

Письмо строчной буквы б.

50.

Письмо заглавной буквы Б.

41.

Закрепление знаний о буквах Б, б.

Сопоставление букв Б-П.

51.

Повторение изученных тем по русскому языку. Письмо с изученными буквами.

42.

Терпение и труд все перетрут. Звуки [д], [д,]. Буквы Д, д.

52.

Письмо строчной буквы д.

43.

Буквы Д, д (закрепление). Сопоставление букв д – т в слогах и словах.

53.

Письмо заглавной буквы Д.

44.

Россия – Родина моя. Звуки [й, а],

[,а]. Буквы Я, я.

54.

Письмо строчной я.

55.

Письмо заглавной буквы Я.

45.

Сад, садовые растения. Чтение текстов с буквой Я.

56.

Работа по развитию речи. Списывание текстов.

46.

Не делай другим того, чего себе не пожелаешь. Звуки [г], [г,]. Буквы Г, г.

57.

Письмо строчной и заглавной буквы Г, г.

47.

Закрепление знаний  о буквах Г, г. Смысловая связь слов в предложении.

58.

Письмо заглавной буквы Г.

48.

Сопоставление слов и слогов с буквами г – к.

59.

Письмо текстов с изученными буквами.

60.

Письмо текстов с изученными буквами.

49.

Итоговый урок по I части «Азбуки»

61.

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

50.

Делу время, а потехе – час. Звук [ч,]. Буква Ч. Правописание сочетаний ЧА-ЧУ.

62.

Письмо строчной буквы ч.

51.

Буква Ч (закрепление.) Чтение текстов с буквой Ч.

63.

Письмо заглавной буквы Ч.

Правописание сочетаний ЧА-ЧУ.

52.

Красна птица опереньем, а человек - уменьем. Буква Ь как показатель мягкости согласных звуков.

64.

Письмо буквы Ь.

65.

Письмо буквы Ь.

53.

Буква Ь.

66.

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

54.

Мало уметь читать, надо уметь думать. Звук [ш]. Буквы Ш, ш.

67.

Письмо строчной буквы ш.

55.

Чтение текстов с буквой Ш.

68.

Письмо заглавной буквы Ш.

Правописание сочетания ШИ.

56.

Где дружбой дорожат, там враги дрожат. Звук [ж]. Буквы Ж, ж.

69.

Письмо букв Ж, ж.

70.

Письмо букв Ж, ж. Правописание сочетаний ЖИ-ШИ

57.

Правописание сочетаний ЖИ-ШИ.

71.

Правописание сочетания ЖИ-ШИ

58.

Люби все живое. Звуки [й,о],[ ,о]. Буквы Ё, ё.

72.

Написание строчной буквы ё.

59.

Буква Ё (закрепление).

73.

Заглавная буква Ё.

60.

Жить – Родине служить. Звук [й,]. Буква Й, й.

74.

Письмо букв Й, й.

75.

Письмо букв Й, й.

61.

Согласный звук [й,]. Букв Й, й.

76.

Закрепление правописания ЖИ-ШИ, ЧА-ЧУ.

62.

Без труда хлеб не родится никогда. Звуки [х], [х,]. Буквы Х, х.

77.

Написание заглавной и строчной букв Х, х.

63.

Чтение текстов о животных и морально-этического характера.

Звуки [х], [х,]. Буквы Х, х.

78.

Написание заглавной буквы Х, слов и предлжений с ней.

64.

С.Я.Маршак. «Сказка о глупом мышонке». Звуки [й,у], [,у]. Буквы Ю, ю.

79.

Написание строчной и заглавной букв Ю, ю.

80.

Написание предложений с буквами Ю, ю.

65.

Буквы Ю, ю (зак-репление).

81.

Проверка и закрепление       правописания изученных букв

66.

Делу время – потехе час. Звук [ц]. Буквы Ц, ц.

82.

Письмо букв Ц, ц.

67.

Звук [ц], буквы Ц, ц (закрепление).

83.

Письмо слов и слогов с буквой Ц.

68.

Как человек научился летать. Звук [э]. Буквы Э, э.

84.

Написание строчной буквы  э.

85.

Написание заглавной буквы  Э.

69.

Гласный Звук [э], буквы Э, э (закрепление).

86.

Письмо текстов с изученными буквами.

70.

Русская народная сказка «По щучьему велению». Звук [щ,]. Буквы Щ, щ. .Правописание ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

21.01

87.

Письмо букв Щ, щ.

71.

Звук [щ,]. Буквы Щ, щ (закрепление).

22.01

88.

Письмо букв Щ, щ. Правописание сочетаний ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА.

72.

«Играют волны, ветер свищет..». Звуки [ф], [ф,]. Буквы Ф, ф.

25.01

89.

Написание букв  Ф, ф.

26.01

90.

Написание букв  Ф, ф.

73.

Буквы Ф, ф (закрепление)

27.01

91.

Письмо текстов с изученными буквами. 

74.

Бог не в силе, а в правде. Буквы Ь и Ъ

28.01

92.

Письмо слов с разделительными Ь и Ъ

75.

Русский алфавит

29.01

93.

Итоговый урок по букварному периоду «Азбуки» 

Послебукварный ппериод (37ч.)

Обучение чтению (15ч)

Обучение письму (22ч)

76.

Как хорошо уметь читать

01.02

94.

Оформление предложений в тексте.

02.02

95.

Повторение изученного. Письмо слов, предложений о Родине.

77.

Одна у человека родная мать - одна у него и родина

03.02

96.

Повторение пройденного материала: Ь как показатель мягкости.

78.

История славянской азбуки

04.02

97.

Слова, отвечающие на вопросы  Кто?, Что?

79.

История первого русского букваря

05.02

98.

Слова, отвечающие на вопросы  Что делать? Что сделать?

80.

А.С.Пушкин - гордость нашей Родины.

08.02

99.

Слова, отвечающие на вопросы  Какой? Какая? Какое? Какие? На материале произведений А.С. Пушкина.

100.

Повторение изученного материала: непарные по звонкости/глухости мягкости/твердости согласные звуки и соответствующие им буквы

81.

Рассказы Л.Н.Толстого  для детей

101.

Повторение изученного материала: способы обозначения звука [й’] на письме, двойной роли букв У, Ё, Ю, Я.

82.

Произведения К.Д. Ушинского для детей

102.

Повторение тем «Слог», «Ударение».

83.

Стихи К.И. Чуковского

103.

Правописание  сочетаний жи – ши.

84.

Рассказы В.В. Бианки о животных

104.

Правописание  сочетаний ча – ща.

105.

Правописание  сочетаний чу – щу.

85.

Стихи С.Я Маршака

106.

Заглавная буква в именах собственных.

86.

Рассказы М.М. Пришвина о природе

107.

Повторение лексического материала «Азбуки»

87.

Стихи А.Л. Барто

108.

Комплексное повторение изученного материала по фонетике,  графике, орфографии.

88.

Стихи С.В. Михалкова

109.

Повторение и закрепление пропедевтических сведений по морфемике.

89.

Веселые стихи Б.В. Заходера

110.

Повторение материала по лексике на материале темы «Труд кормит, а лень портит».

90.

Стихи В.Д. Берестова

111.

Повторение синтаксиса на базе предложений тематической группы «Школа».

91.

Презентация проекта

«Живая азбука».

Конкурс чтецов

112.

Комплексное повторение на материале слов темы «Люби все живое»

92.

 Наши достижения

113.

Итоговое занятие «Проверим себя и оценим свои достижения»

114.

Контрольное списывание.

Календарно-тематическое планирование

1 класс (50 часов - 5 раз в неделю)

№ урока

(занятия)

Раздел (глава), тема урока

Количество часов

Дата проведения урока (занятия)

Планируемая

Фактическая

НАША РЕЧЬ – 2 ч.

1

Язык и речь, их значение в жизни людей.

1

2

Русский язык — родной язык русского народа.

1

ТЕКСТ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ДИАЛОГ – 3 ч.

3

Текст и предложение (общее представление)

1

4

Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль

1

5

Диалог  (общее представление). Оформление предложений в диалогической речи

1

СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА… - 4 ч.

6

Слово. Роль слов в речи.

1

Слова-названия предметов, признаков и  действий предметов и явлений.

1

7

Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам.

1

8

Тематические группы слов.

Вежливые слова.

Слова однозначные и многозначные (общее представление).

Слова, близкие и противоположные по значению.

1

9

Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.

*Слова с непроверяемым написанием: ворона, воробей, пенал, карандаш.

1

СЛОВО И СЛОГ. УДАРЕНИЕ – 6 Ч.

10

Слово и слог.

Слог как минимальная произносительная единица (общее представление).

1

11

Деление слов на слоги.

*Слова с непроверяемым написанием: лисица.

1

12

Перенос слов.

Правила переноса слов (первое представление): стра-на, уро-ки. 

Развитие речи. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа.

1

13

Правила переноса слов (первое представление): стра-на, уро-ки. 

1

14

Ударение. Способы выделения ударения. Графическое обозначение ударения.

Слогоударные модели слов.

1

15

Ударение. (общее представление) Зависимость значения слова от ударения.

Знакомство с орфоэпическим словарём. *Слова с непроверяемым написанием: сорока, собака. Развитие речи. Коллективное составление содержания основной части сказки.

1

ЗВУКИ И БУКВЫ – 34 Ч.

16

Звуки и буквы.

Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.

1

17

Звуки и буквы.

Условные звуковые обозначения слов.

*Слова с непроверяемым написанием: пальто, весело. Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

1

18

Русский алфавит, или Азбука

Значение алфавита.

 

1

19

Русский алфавит, или Азбука Использование алфавита при работе со словарями.

*Слова с непроверяемым написанием: хорошо, учитель, ученик, ученица.

1

20

Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки.

Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки (сонсын).

1

21

Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

1

22

Гласные звуки

Слова с буквой э.

*Слово с непроверяемым написанием: деревня.

Развитие речи. Составление развёрнутого ответа на вопрос.

1

23

Ударные и безударные гласные звуки

Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме.

Произношение безударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме.

1

24

Ударные и безударные гласные звуки. Особенности проверяемых и проверочных слов. Правило обозначения буквой безударного гласного звука в двусложных словах.

1

25

Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова).

1

26

Ударные и безударные гласные звуки. Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др.).

Работа с орфографическим словарём.

*Слова с непроверяемым

1

написанием: заяц, петух, корова, молоко.

27

Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам.

Проверочный диктант по теме: «Ударные и безударные гласные звуки»

1

28

Согласные звуки и  

буквы, обозначающие согласные звуки. Проверочный словарный диктант

1

29

27а

Согласные звуки. Слова с удвоенными согласными.

1

30

28а

Слова с буквами Й и И

*Слова с непроверяемым написанием: класс, классный, дежурный.

1

31

29а

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости.

1

32

Парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки 

1

33

Парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки 

*Слово с непроверяемым написанием: ребята

1

34

4 м

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука

1

35

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука

1

36

6 м

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука

Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

1

37

10м

Глухие и звонкие согласные звуки

1

38

11м

Наблюдение над обозначением парных по глухости-звонкости согласных звуков буквами

1

39

12м

Обозначение буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова

*Слова с непроверяемым написанием: тетрадь, медведь.

1

40

13м

Проверочный диктант по теме: «Согласные звонкие и глухие».

1

41

16м

Развитие речи. Выполнение текстовых заданий (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений, которыми можно подписать рисунки).

1

42

17м

Шипящие согласные звуки Буквы шипящих согласных звуков: непарных твёрдых ш, ж; непарных мягких ч, щ.

*Слова с непроверяемым написанием: работа (работать).

Проект «Скороговорки». Составление сборника

«Весёлые скороговорки».

1

43

18м

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

Правило правописания сочетаний чк, чн, чт, нч.

*Слово с непроверяемым написанием: девочка.

Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

1

44

19м

Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ.

Правило правописания сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу.

*Слово с непроверяемым написанием: машина.

1

45

20м

Проверочный диктант по теме: «Шипящие согласные звуки».

1

46

23м

Шипящие согласные звуки Развитие речи.

1

47

24 м

Заглавная буква в словах.

1

48

25 м

Заглавная буква в словах

Развитие речи.

1

49

Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок — изученные правила письма).

1

50

Повторение

1

Приложение 2

Материалы для проведения стартового и итогового контроля по предмету, курсу.

«Обучение грамоте и развитие речи», 1 класс

Проверочная работа по разделу «Букварный период»

Проверяемые умения:

  1. Скорость техники чтения вслух, понимать прочитанное.
  2. Понимать лексическое значение слов, уметь группировать.
  3. Самостоятельно списывать и усваивать фонетические знания.
  4. Уметь работать с предложением.
  5. Уметь определять интонацию.
  6. Уметь проводить звуковой анализ слова с определением качества звуков в слове.

Образец заданий:

Предложенные заданий оценивают лишь базовый уровень

 

I часть

Учительница Наталья Васильевна попросила учеников сделать ей указку. На другой день ребята принесли указки. Их сделали родители. Указки были красивые и ровные. Но среди них была кривая палочка. Эту указку сделал Вася Лукашов, сделал  сам. Учительница взяла её и стала показывать буквы.

 

Вопросы к тексту.

О чем просила учительница?

Как поступили ученики?

Почему Наталья Васильевна показывала буквы указкой, сделанной  Васей Лукашевым?  

Критерии оценивания

Скорость чтения более 20 слов в минуту – 1 балл.

Самостоятельный пересказ текста – 1 балла.

Ответы на предлагаемые вопросы к тексту – 1 балл.

II часть

 

1. Прочитайте слова. Подчеркни «лишнее» слово.

 

Ручка. Учебник. Машинка. Ранец.

Диван. Стол. Шкаф. Компьютер.

Декабрь. Август. Январь. Февраль.

Критерии оценивания

Найдены все слова – 2 балла.

Найдены менее 3 слов – 1 балл.

При наличии ошибки балл не выставляется.

2. Спиши слова. Раздели их на слоги.

Банка, язык, стол, майка, пальто, снег, зной.

Критерии оценивания

Списано без ошибок – 1 балл.

Разделены верно на слоги все слова – 1 балл.

3. Укажи цифрой, сколько предложений записано?

        Деревья покрыты снегом ели повесили громадные тяжелые лапы березы согнулись макушками до самой земли.

Критерии оценивания

    Указано, что предложений три – 1 балл.

4. Прочитай предложения  и реши, какие знаки в конце  пропущены.  Поставь знаки в конце предложения.

     

     Какое у тебя настроение ( )

     Мама сварила вкусный суп ( )

     Я получил пятерку ( )

Критерии оценивания

          Правильно расставленные знаки – 1 балл.

5. Проведите звуковой анализ слова «вишня». Обозначьте всех звуковичков.

«Обучение грамоте и развитие речи», 1 класс

Проверочная работа по разделу «Букварный период»

Критерии оценивания

Указано, что звуки  [в*] согласный, звонкий, мягкий

                                  [и] гласный, ударный

                                            [ш] согласный, глухой, твердый

                                  [н*] согласный, звонкий, мягкий

                                  [а] гласный, безударный

- 1 балл.

Общая оценка работы в целом

I часть: максимальная оценка 3 балла

II часть:

Всего 5 заданий, из них:

Задание 1 – максимальная оценка 2 балла

Задание 2 – максимальная оценка 2 балла

Задание 3 – максимальная оценка 1 балл

Задание 4 – максимальная оценка 1 балл

Задание 5 – максимальная оценка 1 балл

Работа считается выполненной на базовом уровне, если набрано 7 баллов.

Проверочная работа по обучению грамоте.

1 класс. I полугодие.

      1.На первую строку выпиши гласные буквы, на вторую строку –

         согласные буквы.

                 Э А Ё В С О Л З К Ю М        /     Я К У Г Р Е Д Н Т И Ы

2.Запись под диктовку. Поставь ударение в словах.

мыло    рама      рой     Вера       Аня    Рома.

      3.Списывание с печатного текста.

   Вера   мыла   раму.                          У   мамы   мыло.

   А  Дима  мал.                                  Никита   рад.

   У   Димы  рана.                                            Мама мыла Никиту.

        4*.Из данных слогов составь и запиши слова.

            КО   РА   ВЕ                                   ДЫ   ЛА   СЕ

            МЕ   МА   СИ                                              НО    РА    ВО

   

Проверочная работа по обучению грамоте.

1 класс. I полугодие.

ОЦЕНИВАНИЕ:

         К= т / п, где т – количество правильно выполненных существенных

                                 операций;

                    п – общее количество операций.

         К=0,7 (70%) успеваемости – оценка «3» - низкий  уровень = 18-19 баллов.

         К=0,8 (80%) успеваемости – оценка «4» - средний уровень= 20-22 баллов.

         К=0,9 (95%) успеваемости – оценка «5» - высокий уровень= 23-25 баллов.

         I   задание – 11 баллов  (1 б. –за выписанную букву).

         II задание –11 баллов  (1б.-за ударение, 1б.-за верно написанное слово).

         III задание – 3 балла    (1б.-за верно записанное и оформленное

                                                  предложение).

         IV*задание – 1 балл = 1 слово (баллы не учитываются ).

         Максимальное количество – 25 баллов  за 3 задания.

Проверочная работа по обучению грамоте

1 класс.  2 полугодие.

I. Раздели буквы на две группы:

 

 ё    ь    э    ю    я    у    о                              з    с    ш   п    г    ж    в

II. Запиши под диктовку слова:

  1. книга  гусь  рыбак  диван  Люда  Гена
  2. В словах поставь ударение.
  3. Подчеркни мягкие согласные.

III. Запиши под диктовку предложения. В именах подчеркни    

      гласные буквы.

       Ира писала буквы.

       Анюта играла.

IV. Из слогов составь и запиши слова.

   го   но   ды  ра                                              ла   си   ма   зи

V. Из слов составь и запиши предложения.

Петя  на  Нина  и  горку  пришли                ходят  школу  Нина  в  Оля  и

в  дети  санки  сели                                     помогают  другу  они  друг

Проверочная работа по обучению грамоте

1 класс.  2 полугодие.

Оценивание:

Задание I (3 балла)

2 балла – за деление на 2 группы.

1 балл – за умение следовать инструкции.

Задание II (16 баллов)

6 баллов – за правильно написанные слова.

5 баллов – за постановку ударения.

5 баллов – за мягкие согласные.

Задание III (12 баллов)

2 балла – за правильно оформленные предложения.

5 баллов – за подчеркнутые гласные в именах.

5 баллов – за каждое правильно написанное слово.

Задание IV (6 баллов)

6 баллов – за шесть составленных слов

                 гора  дыра  нора                          Сима  мази  лама

                 годы  рады  рано                          зима  мала  сила

Задание V (4 балла)

2 балла – за правильно оформленные предложения.

2 балла – за верно составленные предложения.

Максимальное количество – 41 балл.

Высокий уровень: 41 – 40 – 39 – 38 баллов.

Средний уровень: 37 – 36 – 35 – 34 – 33 баллов.

Низкий уровень:   32 – 31 – 30 – 29 баллов

Проверочная работа по обучению грамоте

1 класс    2 полугодие.

1. Выпиши гласные буквы:

  Р, и, м, й, а, к, ю, ы, в, о.______________________________

2. Выпиши слова, которые начинаются с согласного звука:

Утка, дети, сосны, игра, парк, аист, небо, юла.

    _________________________________________________________

    _________________________________________________________

 3.Прочитай слова. Подчеркни буквы, которые обозначают мягкие

   согласные звуки:

     

    Берёза,    дятел,    лыжи,   чулок,    письмо,     тюлень.

  4.Прочитай слова. Покажи дугой количество слогов:

   Чайка,   якорь,    сумка,   шарик.                          

 5.Запиши слова под диктовку. В словах поставь ударение:

Кошка, Оля, домик, конь, ёжик, Наташа.

    _________________________________________________________

    _________________________________________________________

 6.Вставь сочетания  жи-ши, ча-ща, чу-щу:

    Гру____,    пи____,   сне____нка,    ____йник,   лы____.

 7.Запиши под диктовку:

    У Димы живёт кот Мурзик. Кот любит играть.            

     _________________________________________________________

    _________________________________________________________

    _________________________________________________________

    _________________________________________________________

 8.Дописать слоги, чтобы получились слова:

 до _____,        пи_____,      мы______.

Проверочная работа по обучению грамоте

Оценивание:

Задание 1 (5 баллов)

1 балл - за  правильно выписанную гласную букву.

Задание 2 (5 баллов)

1 балл – за правильно выписанное слово.

Задание 3 (10 баллов)

1 балла – за правильно подчёркнутую букву.

Задание 4 (4 балла)

1 балл – за верно показанное количество слогов.

Задание 5 (10 баллов)

1 балл – за правильно написанное слово.

1 балл – за постановку ударения (кроме слов: конь, ёжик).

Задание 6 (5 баллов)

1 балл – за  составленное слово.

Задание 7 (10 баллов)

1 балл – за верно написанное слово.

1 балл – за верно оформленное предложение.

Задание 8 (3 балла)

1 балл – за верно составленное слово.

Максимальное количество - 52 балла.

Высокий уровень: 52-50 баллов.

Средний уровень: 49-42 баллов.

Низкий уровень:   41-37 баллов.

Приложение 2

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по учебному предмету, курсу

1. УМК «Школа России»; Канакина В.П., Горецкий В.Г. и др. «Русский язык», учебник для 1 класса, Москва «Просвещение» 2014 год; Горецкий В.Г., Федосова Н.А. «Прописи», прописи 1-4 части для 1 класса, Москва «Просвещение» 2016 год; Канакина В.П. «Русский язык», рабочая тетрадь для 1 класса, Москва «Просвещение» 2016 год.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по английскому языку для 2-4 классов с учётом рабочей программы под редакцией Кузовлева В.П. Английский язык.

Рабочая программа по английскому языку для 2-4 классов с учетом рабочей программы под редакцией Кузовлева В.П....

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Изучаем русский язык" к рабочей программе по русскому языку для 3 класса

В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих общеобразовательные учреждения, является значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящим...