Спецкурс по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Фоос Светлана Леонидовна

Спецкурс по русскому языку для 2 класса "Знатоки русского языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Спецкурс 2 класс43.28 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Москаленского муниципального района Омской области «Алексеевская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Руководитель ШМО

Фоос С.Л.

«___» _________        2020г.

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР МБОУ «Алексеевская СОШ»

Жусубаева А.Ж.

«___» _________        2020г.

«Утверждено»

Директор МБОУ «Алексеевская СОШ»

Енаки Е.И.

«___» _________        2020г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

                            по спецкурсу  «Знатоки русского языка»

Начальное общее образование

Срок реализации программы  - 1 год

2 класс

Учитель, составивший рабочую программу Фоос Светлана Леонидовна

с. Алексеевка

2020 - 2021 учебный год




Пояснительная записка

Программа спецкурса «Знатоки русского языка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта, предназначена для учащихся 2 класса.

Спецкурс «Знатоки русского языка» способствует развитию познавательных способностей учащихся как основы учебной деятельности, коммуникативных умений младших школьников с использованием современных средств обучения.

Планируемые результаты УУД

2-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

1. Актуальность программы: младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности, знакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.

2. Цель, задачи и принципы программы:

Цель:

повышение познавательного интереса учащихся; развитие письменной монологической речи; развитие творческих способностей учащихся; формирование познавательной мотивации к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.

Задачи:

1.развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;

2.расширение и углубление программного материала;

3.воспитание любви к великому русскому языку;

4.пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;

5.совершенствование общего языкового развития младших школьников.

Принципы программы:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой.

3.. Место курса «Знатоки русского языка» в учебном плане:

Общий объём учебного времени составляет 34 часа: Продолжительность каждого занятия 2 класс – 40 минут.

Групповые: с наполняемостью до 15 человек. В состав группы входят учащиеся одного класса  Группа постоянна, дети обучаются в течение 1 года

  • Формы организации деятельности

Групповая и индивидуальная

  • Форма организации занятий.  

Задания (логические ) игры,  упражнения,  графические  задания,  развлечения  -  загадки,  задачи-шутки,  ребусы,  головоломки,  дидактические  игры   конкурсы и др.

Преобладающие  формы занятий

групповая

Методы деятельности

Игровой, репродуктивный, продуктивный, обьяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

                        Основные методы

Приёмы

Основные виды деятельности учащихся:

 1.Словесный метод:

-Анализ  и  синтез.

-Сравнение.

-Классификация.

-Аналогия.

-Обобщение.

оформление  газет

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с русским языком
  • проектная деятельность
  • самостоятельная работа
  • работа в парах, в группах
  • творческие работы
  • Рассказ    (специфика  деятельности учёных ),  беседа, обсуждение    (информационных  источников, готовых сборников);
  • словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы).

2.Метод наглядности:

Наглядные пособия и иллюстрации.

3.Практический метод:

Тренировочные упражнения; практические работы.

4.Объяснительно-иллюстративный:

Сообщение готовой информации.

5.Частично-поисковый метод:

Выполнение частичных заданий для достижения главной цели.

                                     Форма проведения занятий – свободная форма занятий

                                                            Составные части занятий:

                РАЗМИНКА 

              (3-5 минут)

Тренировка психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей (памяти, воображения, внимания, мышления)

               (15 минут)

  ВЕСЁЛАЯ    ПЕРЕМЕНКА

    (3-5 минут)

ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК , ШТРИХОВКА

   (15-20 минут)

Основной задачей данного этапа является создание у учащихся определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку достаточно легкие, способны вызвать интерес и рассчитаны на сообразительность и быстроту реакции.

Задания несут соответствующую дидактическую нагрузку, позволяющую углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания.

Динамическая пауза развивает двигательную сферу учащихся, развивает умение выполнять несколько заданий одновременно.

Штриховка предметов, построение при помощи трафаретов - это способ развития речи, так как попутно составляются минирассказы по теме, работают над словом, словосочетанием, предложением.

IV. Способы выявления промежуточных и конечных результатов.

1.Участие в олимпиаде по русскому языку, в интеллектуальных играх, творческих конкурсах.                                                                                   2.Тестирование.                                                                                                    3.Конкурсы заметок.                                                                                    4.Исследование познавательного интереса.

Тематическое планирование спецкурса “Знатоки русского языка”.

2-й класс (34 ч)

Содержание занятия

1

Орфография.

2

Дорога к письменности. Как люди обходились без письма?

3

Кто-кто в алфавите живет?

4 - 5

Звуки-смыслоразличители. Фонема

6

Звуки и буквы.

7

Звуко-буквенный анализ слов.

8

Звонкие и глухие “двойняшки”. Почему с ними много хлопот?

9

Как обозначать твердые фонемы

10

Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах

11

Буква-помощница. Мягкий знак

12

Секреты буквы Ы.

13

Игры АБВГДейки. Назови слова на звук …

14

Собираем слова из букв и звуков.

15

Какое слово спряталось в другом?

16

“Ошибкоопасные места”. “Зеркальные” и “незеркальные” слова.

17

Что такое орфографическая зоркость?

18

Тайна фонемы. Какие звуки могут чередоваться?

19

Самые безопасные звуки. Звуки-волшебники.

20

Добрый “волшебник” – ударение. Какие чудеса творит ударение?

21

Фонемы повелевают буквами. Писать или не писать?

22

Почему не пишем мягкий знак? Сочетания ЧН, ЧК, НЩ, НЧ, ЧУ, ЩУ,ЧА,ЩА,ЖИ,ШИ.

23

Праздничный урок. Обобщение изученного материала.

24

Что мы называем именами собственными?

25

Что означают наши имена?

26

Что такое текст?

27

О чем можно узнать из заглавия?

28

Как построить текст?

29

Пословицы и поговорки.

30

Чистоговорки. Скороговорки

31-32

Загадки. Сможешь ли ты придумать сам?

33

Олимпиада.

34

Итоговое занятие. Награждение

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 2-го класса.

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность

 научиться

Участвовать в устном общении (слушать собеседника, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения

Анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей с точки зрения правильности, точности, ясности содержания

Анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков

Применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии

Осознавать слово как единство звучания и значения

Пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач

Распознавать группы однокоренных слов

Различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями

Находить грамматические группы слов

Различать грамматические группы слов

Составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему

Опознавать предложения распространенные и нераспространенные, составлять такие предложения.

Применять изученные правила правописания

Пользоваться орфографическим словарем как средством самоконтроля при проверке написания слов

Литература:

  1. Граник Г.Г.,. Бондаренко С.М, Концевая Л.А. Секреты орфографии. Москва. Просвещение. 1991.
  2. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Все предметы начальной школы в викторинах. 1–4 классы. Москва. АСТ. 2003
  3. Тикунова Л.И. Новикова Ю.В. Юным умникам и умницам. Русский язык. 2–3 класс. Москва. РОСТ, 2003 г.
  4. Н.Г.Белицкая, А.О.Орг. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. Москва: Айрис – пресс,2006.
  5. Н.М. Бетенькова, Д.С. Фонин. Конкурс грамотеев. Москва. Просвещение. 1996 г.
  6. Т.А. Ладыженская. Речевые секреты. Москва. Просвещение. 1992 г.
  7. В.В. Волина. Занимательное азбуковедение. Москва. Просвещение. 1991 г.
  8. П. С. Тоцкий Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  9. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996.

Учебно-методическое обеспечение

Дидактический материал

  • Тетради
  • Файлы с заданиями
  • Презентации по тематике

Описание материально-технического обеспечения.

  • Компьютерная техника.
  • Аудиотехника.
  • Мультимедийная система.
  • Интернет-ресурсы.
  • Энциклопедии.

Календарно – тематическое планирование

2 класс

Тема

Содержание занятия

Сроки

1

Орфография.

Соотносить звук и соответствующую ему букву.

2

Дорога к письменности. Как люди обходились без письма?

Воспроизводить алфавит.

 

3

Кто-кто в алфавите живет?

Осознавать алфавит как определенную последовательность букв.

4 - 5

Звуки-смыслоразличители. Фонема

Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки.

6

Звуки и буквы.

Дифференцировать согласные звуки и буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки.

7

Звуко-буквенный анализ слов.

Распознавать условные обозначения (транскрипцию твёрдых и мягких согласных

8

Звонкие и глухие “двойняшки”. Почему с ними много хлопот?

Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки ( с –з, ш – ж, з – ж, р – л, ц – ч и т.д.).Наблюдать и устанавливать способы обозначения мягкости согласных на письме (ь и буквами еёюя).

Осмысление особенностей звуков и их свойств.

Осознание значимости мира звуков для человека

9

Как обозначать твердые фонемы

10

Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах

Дифференцировать согласные звуки и буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки Выделять в словах согласные звуки, парные по мягкости-твёрдости (без терминологии).

11

Буква-помощница. Мягкий знак

Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как тень, лось, пеньки.

12

Секреты буквы Ы.

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение

13

Игры АБВГДейки. Назови слова на звук …

Выделять в контексте звучащей речи отдельные предложения.

14

Собираем слова из букв и звуков.

Определять ударение в слове

15

Какое слово спряталось в другом?

Наблюдать и сравнивать количество звуков и букв в словах с мягким знаком (ь).

16

“Ошибкоопасные места”. “Зеркальные” и “незеркальные” слова.

Переводить слово звучащее в слово написанное.

17

Что такое орфографическая зоркость?

Различать слово и слог .Наблюдать над слоговой структурой различных слов.

18

Тайна фонемы. Какие звуки могут чередоваться?

Моделировать звуковой состав слова.

19

Самые безопасные звуки. Звуки-волшебники.

Произносить слова с делением на слоги. Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный

20

Добрый “волшебник” – ударение. Какие чудеса творит ударение?

Определять ударение в слове Наблюдать и устанавливать подвижность ударения в слове

21

Фонемы повелевают буквами. Писать или не писать?

Наблюдать над ролью словесного ударения в слове.

22

Почему не пишем мягкий знак? Сочетания ЧН, ЧК, НЩ, НЧ, ЧУ, ЩУ,ЧА,ЩА,ЖИ,ШИ.

Сравнивать и практически различать предложения и группы слов, не составляющие предложения

23

Праздничный урок. Обобщение изученного материала.

Произносить слова в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово.

24

Что мы называем именами собственными?

Использование знаков и символов как способов взаимодействия с окружающим миром.

25

Что означают наши имена?

Работать с орфоэпическим словарём.

26

Что такое текст?

Наблюдать, анализировать, устанавливать, как в устной и письменной речи одно предложение отделяется от другого.

27

О чем можно узнать из заглавия?

Сравнивать и практически различать предложения и группы слов, не составляющие предложения

28

Как построить текст?

Находить в тексте образные сравнения

29

Пословицы и поговорки.

 Находить в тексте слова с переносным значением

30

Чистоговорки. Скороговорки

 Подбирать слова в рифму

3132

Загадки. Сможешь ли ты придумать сам?

Наблюдать в речи за загадкам (признаки описываемого предмета), стихотворениями (рифма)Составлять загадки

33

Олимпиада.

Контроль знаний

34

Итоговое занятие. Награждение

Составлять предложения с  словами..

Факт










По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа спецкурса по русскому языку.

Русский язык – сложный учебный предмет, но в то же время и социально значимый: он является и средством общения, и инструментом познания, и основой нашей культуры. Начальная школа призвана заложи...

спецкурс по русскому языку _ Рыцарский турнир. 3-4 класс

внеклассное занятие по русскому языку  проводится как обобщение изученных знаний по теме "Имя существительное"...

Рабочая программа спецкурса по английскому языку.

Рабочая программа спецкурса по английскому языку для 3 классов...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

Методическое пособие: программа спецкурса по русскому языку «Занимательная грамматика»

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных инт...

Спецкурс по русскому языку для 4 класса

тематическое планирование...

Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Уроки школы грамотея» для 2 - 4 класса

Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихс...