Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Уроки школы грамотея» для 2 - 4 класса
рабочая программа (2, 3, 4 класс)
Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Уроки школы грамотея» для 2 - 4 класса | 318.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхнекужебарская средняя общеобразовательная школа им. В. П. Астафьева»
Утверждаю:
Директор школы Н. Л. Брезгина
«_____»________________2018 год
Рабочая программа
спецкурса по русскому языку
«Уроки школы грамотея»
для 2 - 4 класса
учителя начальных классов
Селиной Елены Владимировны
высшей категории
Согласовано:
зам.директора по учебной работе
___________
«____»______________2018г
с.Верхний Кужебар
2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит специальный курс «Уроки школы грамотея», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Уроки школы грамотея» (далее – программа) составлена на основе:
- авторской программы внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» Л. В. Петленко, В. Ю. Романова (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 192с.);
- программы УУД;
- программы ООН ПОО и учебного плана МБОУ «Верхнекужебарская СОШ им. В. П. Астафьева.
Цель и задачи курса.
Цель курса: показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по спецкурсу “Уроки школы грамотея”.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Уроков грамотея”, направленно на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, а также на воспитание у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работа по воспитанию этики общения ведётся с первого года прохождения программы. Для этого на занятиях используются ролевые игры. Кроме того, спецкурс “Уроки грамотея” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения курса “Уроков грамотея” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Необходимость разработанного специального курса «Уроки грамотея» заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
С целью оптимизации учебной деятельности учащихся используются следующие типы уроков:
- урок ознакомления с новым материалом, урок обучения умениям и навыкам, применение знаний на практике, урок повторения, урок контроля и проверки знаний и умений, комбинированный урок, урок-практикум, урок-экскурсия, урок-исследование.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих методических принципах: занимательность, научность, сознательность и активность, наглядность, доступность, связь теории с практикой, индивидуальный подход к учащимся.
Внеурочная работа позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных занятиях учащиеся мало пишут и много говорят.
Формы проведения занятий: лекции, практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок, анализ и просмотр текстов, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.
Основные методы: развивающее обучение.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Спецкурс «Уроки школы грамотея» относится к образовательной области «Учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов». Согласно программы ООП НОО и учебному плану МБОУ «Верхнекужебарская СОШ им. В. П. Астафьева» всего на изучение спецкурса во 2-4 классах – 115 часов (35 учебных недель *1 ч в неделю = 35 часов *3 (класс) = 115). Реализуется из учебного плана за счет часов части, школьного компонента.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ В СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Важными ориентирами содержания данного спецкурса являются:
-развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
-формирование представлений о языке как универсальной ценности;
-изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
-развития устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
- включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, СОДЕРЖАНИЕ, И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел | Содержание | Планируемые результаты освоения учебного предмета | ||
Предметные результаты | личностные | метапредметные результаты | ||
2 класс «Секреты орфографии» (35 часов) | Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок». Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки.астывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит». Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница». Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры. «Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения. Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки». Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов». Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот! Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения. Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения. Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака. Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ. Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа. «Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания. Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями. Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками. Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения. Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл. Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения. Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа со словарём. Тренировочные упражнения. | Обучающиеся должны знать: Правила правописания слов с изученными орфограммами. Состав слова. Признаки родственных слов. Виды пересказа. Обучающиеся должны уметь: Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно. | Личностные результаты: осознавать роль языка и речи в жизни людей;
| Метапредметные результаты Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). |
3 класс «Занимательное словообразование» (35 часов) | Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной «Снежные слова». Игра «Найди лишнее слово» Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ–загадка. Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний об отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников. Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему. Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов. Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка». Знакомство с заимствованными словами. Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть». Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте. Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке. Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка». Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха, ни пера». Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра «Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?». Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле. Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей. Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы». Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества. Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов. Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка). Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов. Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя». Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады. Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку. | Обучающиеся должны знать: Правила правописания слов с изученными орфограммами. Обучающиеся должны уметь: Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно. | Личностные результаты
| Метапредметные результаты Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
4 класс «Занимательная лингвистика» (35 часов) Фонетика и орфоэпия (7 часов) Лексикология (27 часов) | Фонетика и орфоэпия (7 часов) Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы. Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках. Знакомство с наукой фонетикой правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций. Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха. Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы. Разыгрывание ситуаций с этими словами. Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах. Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика». Лексикология (27 часов) Знакомство с термином «лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. Обогащение словарного запаса учащихся. Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями. Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов». Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. Рассказ о свойстве «многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов». Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова,. Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи. Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями. Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка». Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша». Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов. Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов. Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина. Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся. Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина. Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов. Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем. Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен. Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи . Знакомство с явлением межъязыковой паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов», с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи. Знакомство со словарной статьей орфографического словаря.Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем. Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка» и «запятая».Работа с этимологическим словарем. Знакомство с наукой «ономастика», С традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями. Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем. Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова. Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая номинация». | учащиеся должны знать: -отличительные признаки основных языковых единиц; - основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией; -слова, словосочетания, предложения, текста; -основные орфографические и пунктуационные правила; -о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных; учащиеся должны уметь: -четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи; - подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты; - различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы; - пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Материально-техническое обеспечение представлено в виде таблицы «Перечень учебного оборудования для обеспечения образовательного процесса по предмету «Русский язык» и учебно-методического комплекта по предмету.
Таблица. Перечень учебного оборудования для обеспечения образовательного процесса по предмету «Русский язык».
№ | Наименование | Кол-во |
2 | Компьютер учителя | 1 |
3 | Интерактивная доска 77" с возможностью одновременной работы не менее 2 человек | 1 |
4 | Проектор | 1 |
5 | Акустическая система (колонки) | 1 |
6 | Офисный пакет | 1 |
7 | Интегрированная творческая среда для поддержки освоения и развития грамотности, развития речи, освоения математических моделей, развития коммуникативных навыков и творческих способностей обучающихся | 1 |
8 | Интерактивный курс по основным предметам начальной школы, созданный на основе мультимедийных продуктов | 1 |
9 | Антивирус | 1 |
10 | Компьютерный стол для учителя | 1 |
Литература для учителя:
- Александрова З. “Словарь синонимов русского языка”. М.: 1995 г.
- Львов М. “Словарь антонимов русского языка”. М.: 2001 г.
- Волина В. “Занимательная этимология”. М.: 1995 г.
- Ожегов С.И. “Толковый словарь русского языка”. М.: 2001 г.
- Новейший большой толковый словарь русского языка /Гл.ред. С.А.Кузнецов. – СПб.: «Норинт»,М.: «РИПОЛ классик», 2008. - 1536 с.
- Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
- Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
- Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
- Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
- Одинцов В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 1984.
Литература для учащихся:
- 1.Ушакова О.Д. “Толковый словарик школьника”, “Этимологический словарик школьника”, “Синонимы и антонимы”. Санкт – Петербург, “Литера”, 1995 г.
- М.И.Кузнецова Учимся писать без ошибок: Рабочая тетрадь для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№п/п | Тема урока | Кол-во часов | Результаты | Дата по плану | Дата фактическая | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
Как обходились без письма? | 1 | Начало человеческой цивилизации. | Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
| Осознавать роль языка и речи в жизни людей; | 5.09 | ||
Древние письмена. | 1 | Знать появление первых книг. | 12.09 | ||||
Как возникла наша письменность? | 1 | Знать историю возникновения письменности. | 19.09 | ||||
Меня зовут Фонема. | 1 | Умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква; способность контролировать свои действия, проверять написанное. | 26.09 | ||||
Игры с фонемами. | 1 | Умение выделять звуки в потоке речи. | 3.10 | ||||
Для всех ли фонем есть буквы? | 1 | Знание особенностей различия звуков и букв. Умение различать произношение и написание слов. | 10.10 | ||||
Звонкие и глухие «одиночки». | 1 | Различать согласные звонкие и глухие (ц,ч,щ).Знать звуковые модели слов. | 17.10 | ||||
Твёрдые и мягкие фонемы. | 1 | Различать согласные твердые и мягкие. | 24.10 | ||||
«Ошибкоопасные» места | 1 | Способность контролировать свои действия, проверять написанное. | 31.10 | ||||
Тайны фонемы | 1 | Знать звукопись как одну из выразительных возможностей русского языка. | 14.11 | ||||
Опасные согласные | 1 | Способность контролировать свои действия, проверять написанное. | 21.11 | ||||
Тренировочные упражнения. | 1 | Сравнивать и анализировать пары слов по заданному основанию. | 28.11 | ||||
На сцене гласные | 1 | Группирует слова по заданному основанию (ударение на первом, втором или третьем слоге). | 5.12 | ||||
«Фонемы повелевают буквами» | 1 | Выполняет алгоритм фонетического разбора слова. | 12.12 | ||||
Когда ь пишется, а когда не пишется? | 1 | Использует алгоритм написания слов с ь; контролирует свои действия при использовании алгоритма. | 19.12 | ||||
Ваши старые знакомые | 1 | Объясняет различие в звуко-буквенном составе слов. при использовании правила написания сочетаний жи — ши, ча-ща, чу-щу. | 26.12 | ||||
Правила о непроизносимых согласных | 1 | Устанавливает несовпадение произношения и написания слов с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне». | 16.01 | ||||
Нефонемное правило. | 1 | Преобразовывает транскрипцию в буквенную запись. | 23.01 | ||||
Волшебное средство – «самоинструкция» | 1 | Умеет составлять памятки (алгоритм) для написания слов с непроизносимым согласным в корне. | 30.01 | ||||
Обучение краткому пересказу. | 1 | Умеет составлять план пересказа. | эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; | 6.02 | |||
Строительная работа морфем | 1 | Умеет образовывать слова при помощи суффикса и приставки. | 13.02 | ||||
Где же хранятся слова? | 1 | Опознает слова по их лексическим значениям. Устанавливает значение слова, опираясь на текст. | 20.02 | ||||
Работа со словарями. | 1 | Осуществляет поиск необходимой информации в толковых словарях. | 27.02 | ||||
Поговорим о всех приставках сразу | 1 | Определяет значения приставок. Подбирает родственные слова с различными приставками. | 6.03 | ||||
Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). | 1 | Умеет писать слова с приставкой с-, и с приставками пре- и при-. | 13.03 | ||||
Игры и упражнения с приставками. | 1 | Подбирает слова, образованные приставочным способом, в соответствии с заданной моделью. Различает слова с приставками и слова, корень которых начинается со сходных буквосочетаний. | обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). | 20.03 | |||
Слова – «родственники» | 1 | Различает родственные слова и формы одного и того же слова. | 3.04 | ||||
Кто командует корнями? | 1 | Умеет определять смысл в слове. | 10.04 | ||||
Командует ударение. | 1 | Группирует слова по заданному основанию (ударение на первом, втором или третьем слоге). | 17.04 | ||||
Тренировочные упражнения. Работа с текстами | 1 | Сравнивает языковые единицы: звук, слово, предложение, текст. Различает текст и «не текст». | 24.04 | ||||
«Не лезьте за словом в карман!» | 1 | Умеет собирать слова из звуков и букв. Умеет подбирать близкие по значению слова. | 8.05 | ||||
«Не лезьте за словом в карман!» | 1 | Осуществляет поиск необходимой информации в толковых словарях. | 15.05 | ||||
«Пересаженные» корни | 1 | Осуществляет поиск необходимой информации в толковых словарях. | 22.05 | ||||
Итоговое занятие . Олимпиада | 1 | Умеет самостоятельно и хорошо ориентироваться в языковых явлениях и фактах. | 29.05 | ||||
Резерв | 1 | - |
Согласно годовому календарному графику выходные (праздничные дни) 1 мая, в рабочей программе 34 часа.
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№п/п | Тема урока | Кол-во часов | Результаты | Дата по плану | Дата фактическая | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||
| Сказочное царство слов. | 1 | Понимает богатство русского языка, народную фантазию, мудрость народа. | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока;
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
| Осознавать роль языка и речи в жизни людей. Умеет осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
| |||
Путешествие в страну Слов. | 1 | Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. | ||||||
Путешествие в страну Слов. | 1 | Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова». Игра « Найди лишнее слово» | ||||||
Чудесные превращения слов. | 1 | Умеет находить «сбежавшие» из слов буквы; разгадывать шарады, загадки. | ||||||
Чудесные превращения слов. | 1 | Подбирает слова, образованные приставочным способом, в соответствии с заданной моделью. Различает слова с приставками и слова, корень которых начинается со сходных буквосочетаний. | ||||||
В гостях у слов- родственников. | 1 | Знакомство с разными группами родственных слов. Подбирает родственные слова с заданным корнем. Знает отличительные признаки слов – родственников. | ||||||
В гостях у слов- родственников. | 1 | Различает родственные слова и формы одного и того же слова. | ||||||
Добрые слова. | 1 | Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». | ||||||
Добрые слова. | 1 | Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему. | ||||||
Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. | 1 | Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов. | ||||||
Новые слова в русском языке. | 1 | «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. | ||||||
Новые слова в русском языке. | 1 | Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка». | ||||||
Встреча с зарубежными друзьями. | 1 | Знакомство с заимствованными словами. Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть». | ||||||
Синонимы в русском языке. | 1 | Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». | ||||||
Синонимы в русском языке. | 1 | «Что обозначают слова- синонимы».Нахождение слов-синонимов в тексте. | ||||||
Слова- антонимы. | 1 | Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Роль антонимов в русском языке. | ||||||
Слова- омонимы. | 1 | Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка». | ||||||
Крылатые слова. | 1 | Значение «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха, ни пера». | ||||||
В королевстве ошибок. | 1 | Умеет составлять памятки (алгоритм) для написания слов с проверяемым безударным гласным в корне. | ||||||
В королевстве ошибок. | 1 | Умеет составлять памятки (алгоритм) для написания слов с непроизносимым согласным в корне. | эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать | |||||
В стране Сочинителей. | 1 | Умеет составлять рассказы по картинке. | ||||||
В стране Сочинителей. | 1 | Умеет составлять рассказы по заданной теме. Различает текст и «не текст». | ||||||
Искусство красноречия. | 1 | Осуществляет поиск необходимой информации в толковых словарях. | ||||||
Искусство красноречия. | 1 | Осуществляет поиск необходимой информации в толковых словарях. | ||||||
Праздник творчества и игры. | 1 | |||||||
Трудные слова. | 1 | Умеет писать слова с приставкой с-, и с приставками пре- и при-. | ||||||
Трудные слова. | 1 | Умеет писать сложные слова . | ||||||
Анаграммы и метаграммы. | 1 | Умеет определять смысл в слове. | ||||||
Анаграммы и метаграммы. | 1 | Умеет определять смысл в слове. | ||||||
Шарады и логогрифы. | 1 | Умеет определять смысл в слове. | обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). | |||||
Шарады и логогрифы. | 1 | Умеет собирать слова из звуков и букв. | ||||||
Откуда пришли наши имена. | 1 | Осуществляет поиск необходимой информации в толковых словарях. | ||||||
Занимательное словообразование. | 1 | Умеет разбирать слово по составу, знает значение некоторых приставок. | ||||||
Занимательное словообразование | 1 | Умеет разбирать слово по составу, знает значение некоторых суффиксов. | ||||||
КВН по русскому языку. | 1 | Умеет самостоятельно и хорошо ориентироваться в языковых явлениях и фактах. |
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№п/п | Тема урока | Кол-во часов | Результаты | Дата по плану | Дата факт. | ||
Фонетика и орфоэпия (7 часов) | Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
Что такое орфоэпия? | 1 | Знакомство с понятиями «орфоэпия» | Метапредметные результаты Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
| Личностные результаты
| |||
Что такое фонография или звукозапись? | 1 | Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись». | |||||
Звуки не буквы! | 1 | Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». | |||||
Звучащая строка. | 1 | Обучение правильному произношению слов. Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции | |||||
Банты и шарфы. | 1 | Знакомство с произношением слов банты и шарфы | |||||
«Пигмалион» учит орфоэпии. | 1 | Правильная постановка ударений в словах. | |||||
Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. | 1 | Сравнение звукоподражаний разных языков | |||||
Лексикология (27 часов) | |||||||
Имена вещей. | 1 | Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. | |||||
О словарях энциклопедических и лингвистических. | 1 | Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. | |||||
В царстве смыслов много дорог. | 1 | Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов». | |||||
Как и почему появляются новые слова? | 1 | Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. | |||||
Многозначность слова. | 1 | Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. | |||||
«Откуда катится каракатица?»О словарях, которые рассказывают об истории слов. | 1 | Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. | |||||
Об одном и том же - разными словами. | 1 | Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи. | |||||
Как возникают названия. | 1 | Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». | |||||
Слова – антиподы. | 1 | Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. | |||||
Фразеологические обороты. | 1 | Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша». | |||||
Словари «чужих» слов. | 1 | Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты | |||||
Капитан и капуста. | 1 | Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. | |||||
«Он весь свободы торжество». | 1 | Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». | |||||
Мы говорим его стихами. | 1 | Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. | |||||
Слова, придуманные писателями. | 1 | Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». | |||||
Слова уходящие и слова – новички. | 1 | Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов. | |||||
Словарь языка Пушкина. | 1 | Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина».Беседа о значении этого словаря. | |||||
Смуглая Чернавка. | 1 | Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. | |||||
Паронимы, или «ошибкоопасные слова». | 1 | Знакомство с понятием «паронимы». Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи . | |||||
Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». | 1 | Знакомство с явлением межъязыковой паронимии их виды и способы образования. | |||||
Какой словарь поможет избежать ошибок? | 1 | Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи. | |||||
Словарь- грамотей. | 1 | Беседа о значении орфографического словаря. | |||||
Научная этимология. | 1 | Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка»и «запятая». | |||||
Какие бывают имена? | 1 | Знакомство с наукой «ономастика». С традиционными кличками животных на Руси. Работа со словарями. | |||||
Древнерусские имена. | 1 | Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем. | |||||
Отчество и фамилия. | 1 | Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». | |||||
Надо ли останавливаться перед зеброй? | 1 | Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Вводится понятие «метафорическая номинация». | |||||
Резерв | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Русский язык" на основе фгос. 2 класс. УМК "Школа России".
Рабочая программа по русскому языку включает в себя поянительную записку, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование (с УУД). УМК "Школа России" , Канакина, Горецкий....
Рабочая программа по предмету "Русский язык" на основе ФГОС. 3 класс. УМК "Школа России".
Рабочая программа включает пояснительную записку, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование (с УУД)....
Рабочая программа учебного курса « Русский язык » УМК «Школа России» 2 класс
В разработке содержится пояснительная записка,общая характеристика курса,отражено описание места курса в учебном плане, дано описание ценностных ориентиров содержания курса,отражены личностные,метопре...
Рабочая программа по предмету "Русский язык" на основе ФГОС. 4 класс. УМК "Школа России"
В программу включены основные виды деятельности учащихся, предметные и метапредметные результаты, УУД....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Русский язык» (УМК «Школа России») 2 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» УМК "Школа России" 1 класс
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-н...
Рабочая программа по предмету "Русский язык" УМК "Школа России", 4 класс
Содержание учебного предмета «Русский язык» 4 классРабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,...