спецкурс по русскому языку _ Рыцарский турнир. 3-4 класс
план-конспект урока по русскому языку (3,4 класс) по теме

внеклассное занятие по русскому языку  проводится как обобщение изученных знаний по теме "Имя существительное"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие по спецкурсу

Рыцарский турнир.

- Сегодня у нас необычное занятие, мы проводим «Рыцарский турнир».

Вводный этап.

                        Орешек знаний тверд, но все же

                        Мы не привыкли отступать.

                        Нам расколоть его поможет

                        Наш «Рыцарский турнир»

                        Девиз которого: - Хочу все знать!

- В нашем турнире участвуют 2 команды, которые в честном поединке выяснят, кто же лучше знает «Имя существительное».

- Сейчас слово нашим командам для представления.

Учитель  - Я желаю обеим командам успехов в «Рыцарском турнире». Цель заданий нашего турнира не только посмотреть, чему мы научились, но и как мы используем наши знания в новых ситуациях. Все задания оцениваются по 3-х бальной системе:                1балл – зеленый шар

                                2балла – желтый шар

                                3 балла – красный шар

Первый тур.

- Любая игра начинается с разминки. Сейчас вы должны показать, какие вы дружные команды. Это задание на развитие образной речи. Наиболее ярко существительные употребляются в пословицах и поговорках. Вам нужно подобрать к началу пословицы ее окончание, соединить их. За каждую правильную пословицу вы получаете 1балл. ( по 1 листочку у каждой команды)

Пословицы

 

Не спеши языкам –

Сам пропадай,

Труд человека кормит,

Глаза страшатся,

Хочешь много знать,

 Грамоте учиться –

По одежке встречают,

 . . .а лень портит.

 . . .надо мало спать.

 . . .всегда пригодится.

 . . .а товарища выручай.

 . . .торопись делом.

 . . .а по уму провожают.

 . . .руки делают.

Итог: - Какую роль играют пословицы в нашем языке?

   (они обогащают наш язык, придают ему точность, выразительность.)


Второй тур.

- Этот тур потребует от вас внимательности. Вам надо за 2 мин собрать и записать наибольшее количество словарных слов, которые нечаянно рассыпались и не могут самостоятельно найти свои половинки.

(слоги записаны с обратной стороны доски)

                мо                        лек                        ный          /молоток, карандаш,

                ка                        га                        даш            огород, дежурный,

                о                        ран                        ток                    магазин, коллектив/

                де                        ло                        зин

                ма                        жур                        род

                кол                        го                        тив

Проверка: - Какие словарные слова вы составили?

Итог: - Для чего нужно знать словарные слова?

      ( для того, чтобы грамотно писать)  

Третий тур.

 - Наш третий тур так и называется «Грамотей». Выберите самого грамотного представителя вашей команды. Его задача будет состоять в том, чтобы найти в тексте существительные с ошибками и исправить их.   Время 1мин.

( у каждой команды один листочек с текстом )

Карточка: Пёстрым кавром покрыты паля и луга. Трапа идет через лисок. Капелка расы сверкнула натраве. Бабужка доит казу милку.                        10 ошибок.

Четвертый тур.

 - Пока наши «грамотеи» ищут и исправляют ошибки, я объявляю следующий тур «Шарады». (французское слово – словесная игра , в которой задуманное слово разгадывается по частям)

1. Начало – голос птицы,

    Конец – на дне пруда,

    А целое в музее найдете без труда.     /КАР-ТИНА/

2. Первое найдешь средь нот,

    а второе лось несет.

    Хочешь целое найти,

    Так ищи его в пути.                        /ДО-РОГА/

 

  3.  С буквой «К» я в школе на стене,

        горы реки есть на мне.

        С буквой «П» - от вас не утаю –

        Тоже в школе я стою.                        /КАРТА- ПАРТА/

  4.   Хоть и мала я, но взгляни-

        весь мир в себе я отражаю.

        Но «К» на «Ц» перемени –

        Я по болоту зашагаю.                        /КАПЛЯ-ЦАПЛЯ/

   5.  Корень мой находится в «цене»,

        В «очерке» найди приставку» мне.

        Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,

        Вся же – в дневнике я и в журнале.        /О-ЦЕН-КА/

   6.  Мой корень в «просьбе» заключен,

        в ней он озвучен и смягчен.

        Приставка в «воплощение» где-то,

        На целое – все ждут ответа.                        /ВО-ПРОС/

Итог: - Какие знания и умения использовали при решении шарад?

  1. Знания состава слова.
  2. Умения выделять в слове нужные части и из них составлять новое слово – отгадку.

Пятый тур.

«Найди антоним».

- В этом туре вам потребуется внимание, отменная реакция, т.к. будем работать с антонимами. Все помнят, какие слова называются АНТОНИМАМИ ?

(слова, противоположные по лексическому значению)

- Мы привыкли с вами подбирать антонимы одной части речи, но сейчас я предлагаю вам усложненное задание. Я называю слово, а вы должны ответить на него антонимом - существительным.

Большой – малыш                                горячий - холод

Длинный – коротышка                        верхний - низ

Добрый – зло                                        светлый - темнота

Храбрый – трус                                        соленый - сладость

Сладкий – горечь                                больной - здоровяк

Громкий – тишина                                мокрый – сушь, засуха

Итог: - Какова роль антонимов в нашей речи?

    (Делают речь ярче и выразительней)

Шестой тур.

«Капитанский».

- Пришла пора скрестить шпаги капитанам команд. Им предстоит за 2 мин из слова «ВОСПИТАНИЕ» составить и записать имена существительные И. п. ед. ч.

Одну и ту же букву использовать в каждом слове только 1 раз.

(у капитанов листочки на которых написано слово : ВОСПИТАНИЕ)


воспитание-        питание                   сан                    сито                степ

сова                            сота          Сева                тост

вес                        сон           тон                тип

сено                           пост          пот

Седьмой тур.

«Ответь на вопросы».

- Пока капитаны выполняют свое задание, у команд другой конкурс.

(у каждой команды листок с кроссвордом, большой плакат на доске).

  «Сначала столбик рассмотри, потом ответь на мой вопрос:

    - В каких словах стоят внутри

   РОТ, УХО, ЛОБ, УСЫ и НОС ?

    Подсказку шепчет самосвал:

    - Везу я буквы всех начал!

   А буквы всех концов, друзья,

   Уже отдельно скинул я! 

 /ВОРОТА. МУХОМОР, КОЛОБОК, ГУСЫНЯ, ЮНОСТЬ/

Восьмой тур.

«Аукцион»

- На продажу выставляется часть речи «Имя существительное». Назовите все известные грамматические и морфологические признаки существительных. Выигрывает та команда, которая последней назовет признак существительного

(называть по одному признаку)

Итог: - Имя сущ. Называют знаменательной /главной/, склоняемой ч. р. По роду имена сущ. делят на 4 группы: М.р., Ж. р., Ср. р. и общий род.

Девятый тур.

- Наш следующий тур посвящен именам сущ. общего рода. Мы часто произносим их очень ласково, а иногда в форме дразнилок.

- Запишите их одним словом:

  1. Человек, который часто и много кушает.                /ОБЖОРА/
  2. Человек, любящий лежать на диване, кровати.        /ЛЕЖЕБОКА/
  3. Кто рано ложится и поздно встает?                /СОНЯ, ЗАСОНЯ/
  4. Задиристый, драчливый человек.                /ЗАДИРА, ЗАБИЯКА/
  5. Как называем того, кто любит лукавить, хитрить? /ХИТРЮГА/

Итог: - Что нового узнали о существительном? (бывают общего рода, когда сущ. можно сказать о человеке м. р. и ж. р.)

Подведение итогов турнира:

  1. Грамоты командам I и II место
  2. «Орден грамотея»
  3. «Орден хорошего настроения» /всем/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного мероприятия "Рыцарский турнир" для 2 класса

Мероприятие посвящено празднованию Дня защитника Отечества...

Утренник: «Рыцарский турнир во 2 классах».

Данный материал можно использовать при подготовке к мероприятию, посвященному 23 февраля. Это конкурсная программа для мальчиков. Я проводила во 2 классе....

РЫЦАРСКИЙ ТУРНИР для 1 класса

Знакомство и расширение знаний учащихся по истории средневекового рыцарства. Включение учащихся в активную познавательную и творческую деятельность.. Развитие внимания, памяти, речи, творческих способ...

Рыцарский турнир вежливости 2 класс

Праздник весенних именников во 2 классеВсе задания с ответами и список инвентаря в сценарии....

"Рыцарский турнир" 2-3 классов

Рыцарский турнир для цчащихся 2-3 классы...

Спецкурс по русскому языку для 4 класса

тематическое планирование...

Классный час к 23 февраля "Рыцарский турнир" для 2 класса

Разработка классного часа с презентацией к 23 февраля для 2 класса...