Методическое пособие: программа спецкурса по русскому языку «Занимательная грамматика»
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Сиохина Наталья Викторовна

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spetskurs_zanimatelnaya_grammatika.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 имени А.М.Горького»

 городского округа город Фролово Волгоградской области

Программа спецкурса по русскому языку

 «Занимательная грамматика»

2 класс

подготовила

учитель  начальных классов

Сиохина Наталья Викторовна

г. Фролово
2015

Пояснительная записка

Программа спецкурса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

Обучающие:

развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

развитие мотивации к изучению русского языка;

развитие творчества и обогащение словарного запаса;

совершенствование общего языкового развития учащихся;

углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

воспитание культуры обращения с книгой;

 формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

развивать смекалку и сообразительность;

приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; учиться работать в паре, группе.

№ заня

тия

Тема

Характеристика деятельности учащихся

Дата

план

факт

1

В мире безмолвия и неведомых звуков.

Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка.

Анализировать речь людей (при анализе текстов).

Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её.

Видеть и правильно записывать слова с орфограммами.

Делить слова на слоги. Определять количество в слове слогов. Классифицировать слова по количеству в них слогов.

Ударение. Определять ударение в слове.

Находить слова по заданной модели.

Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова.

Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы.

Запоминать написание

непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов.

2

В страну слов.

3

К тайнам волшебных слов.

4

Выбор друзей в стране слов.

5

К несметным сокровищам Страны Слов.

6

Чудесные превращения слов.

7

В гости к Алфавиту.

8

К тайнам звуков и букв.

9

Встреча с Радугой.

10

В Страну Говорящих Скал.

11

Вглубь веков на Машине времени.

12

 Все о фонетике.

13

К тайнам слова. Синонимы.

14

К тайнам слова. Антонимы.

15

Игры в слова и со словами.

16

 Части речи все нужны! Части речи все важны!

17

Викторина «Знаешь ли ты русский язык?»

Список использованной литературы

  1. Граник Г.Г.,. Бондаренко С.М, Концевая Л.А. Секреты орфографии. Москва. Просвещение. 1991.
  2. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Все предметы начальной школы в викторинах. 1–4 классы. Москва. АСТ. 2003
  3. Тикунова Л.И. Новикова Ю.В. Юным умникам и умницам. Русский язык. 2–3 класс. Москва. РОСТ, 2003 г.
  4. Мищенкова Л.В. 25 развивающих занятий с третьеклассниками. Ярославль.2006 г.
  5. Н.Г.Белицкая, А.О.Орг. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. Москва: Айрис – пресс,2006.
  6. Н.М. Бетенькова, Д.С. Фонин. Конкурс грамотеев. Москва. Просвещение. 1996 г.
  7. Т.А. Ладыженская. Речевые секреты. Москва. Просвещение. 1992 г.
  8. В.В. Волина. Занимательное азбуковедение. Москва. Просвещение. 1991 г.
  9. Г.Т. Дьячкова. Олимпиадные задания по русскому языку. 3–4 классы. Волгоград. 2006 г.
  10. П. С. Тоцкий Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  11. Агаркова Н. Г., Бугрименко Е. А., Жедек П. С., Цукерман Г. А. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1993 г.
  12. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика"

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика" предназначена для 1-4 классов. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателе...

Программа кружка по русскому языку "Занимательная грамматика 4 класс"

Материал содержит  задания, направленные на развитие письменной и устной речи, на воспитании у них чувства языка. Данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпа...

Программа кружка по русскому языку "Занимательная грамматика 4 класс"

Материал содержит задания, направленные на развитие письменной и устной речи, на воспитании у них чувства языка. Данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир...

Рабочая программа кружка по русскому языку «Занимательная грамматика». 1 класс

Направление программы: интеллектуальное и общекультурноеТип программы: образовательный...

Программа кружка по русскому языку "Занимательная грамматика" .

Программа кружка по русскому языку "Занимательная грамматика" для 1,2,3,4 классов....

Рабочая программа кружка по русскому языку "Занимательная грамматика"- 4 кл.

Рабочая программа кружка по русскому языку "Занимательная грамматика"....