Разработка материала к уроку "Разделительный мягкий знак"
методическая разработка по русскому языку
совершенствовать умения правильно произносить, писать и переносить слова с разделительным мягким знаком; развивать умения анализировать и наблюдать за речью;. воспитывать уважительное отношение к русскому языку, совершенствовать навыки общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_1.doc | 147 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
во 2 классе
«Разделительный мягкий знак»
Подготовила
учитель начальных классов
Новоивановской ОШ
Рыжик О.А.
Тема: Разделительный мягкий знак.
Цели: совершенствовать умения правильно произносить, писать и переносить слова с разделительным мягким знаком; развивать умения анализировать и наблюдать за речью;. воспитывать уважительное отношение к русскому языку, совершенствовать навыки общения.
Оборудование: компьютерная презентация к уроку, карточки с заданиями, тестовая работа, учебник «Русский язык».
2 класс/В .П. Канакина, В.Г.Горецкий.
Ход урока
- Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Быть должны у нас в порядке
Ручки, книжки и тетрадки..,
- Актуализация знаний.
1. Каллиграфическая минутка
- Напишите правильно и красиво:
Ья ью ье ьи
2. Работа со слайдами (1,2,3)
- Рассмотрите иллюстрации и назовите изображённые на них предметы.
- Выберите правильное написание данного слова и запишите его в тетрадь. (воробьи ,платье, листья)
- Какое правило объединяет данные слова по написанию? (написание слов с разделительным мягким знаком)
- Какова роль разделительного мягкого знака в словах? (он показывает, что согласные и гласные звуки при произношении не сливаются)
3. Самоопределение к деятельности.
- Кто догадался, какова тема нашего урока? (слова с разделительным мягким знаком)
Что мы будем делать на уроке? (писать слова с разделительным мягким знаком)
- Молодцы! Вы абсолютно правы.
III. Сообщение темы и задач урока
Сегодня на уроке мы будем учиться правильно произносить, писать и переносить слова с разделительным мягким знаком.
IV Осмысление знаний
1.Упражнения в написании слов с разделительным мягким знаком.
Сейчас потренируемся в написании слов с разделительным мягким знаком для того, чтобы самим не допускать ошибок.
- К нам на урок пришёл хорошо известный всем герой мультфильма. Кто он? Догадайтесь. О себе он говорит так:
Друзья, открою вам секрет:
Мне без варенья жизни нет.
Для здоровья и веселья
Ем печенье, ем варенье.
- Кто же это? (КАРЛСОН) (слайд 4)
- Карлсон желает проверить, насколько вы были внимательны и запомнили слова с разделительным мягким знаком, которые встретились в прозвучавшем стихотворении.
(Друзья, варенье, печенье, веселье, здоровье)(слайд 5)
- Запишем эти слова.
а). – Объясните написание разделительного мягкого знака в данных словах.(правило на странице 32 учебника)
- Что показывает разделительный мягкий знак? (что согласные и гласные звуки при произношении не сливаются)
- Обозначьте орфограмму.
б). – Определите количество букв и звуков в словах: друзья, варенье.
(6 б., 6 зв.) (7 б., 7 зв.)
2.Работа над предложением.
– Запишем предложение с комментированием:
Карлсон пьёт чай с малиновым вареньем.
- Чем полезно малиновое варенье? (оно помогает при простуде)
- Малиновое варенье – действительно используют как хорошее жаропонижающее и противовоспалительное средство; это очень хорошее лекарство от простуды.
Свежие ягоды малины – хорошо утоляют жажду и улучшают пищеварение.
Отвар корней малины – назначают при аллергии.
А вот свежие листья малины – используют как хорошее ранозаживляющее средство (т. е. прикладывают к ранам). Видите, как много целебных свойств у малины.
3.Физкультминутка.
Мы читали и писали
И немножечко устали,
Физкультминутку проведём
И все вместе отдохнём.
- Поиграем в игру «Бывает – не бывает». Слушайте очень внимательно. Я буду предлагать вам различные высказывания. Если вы с ними согласны, то будете тянуться вверх, а если – не согласны, будете приседать. Готовы?
Ночью идёт дождь. (тянутся вверх)
У слона есть крылья. (приседают)
У охотника есть ружьё. (тянутся вверх)
Ночью бывает радуга. (приседают)
Варенье варят из ягод. (тянутся вверх)
Жильё белки в дупле. (тянутся вверх)
- Молодцы! Садитесь, пожалуйста.
- Какие слова с разделительным мягким знаком прозвучали в этой физкультминутке? (ночью, крылья, ружьё, варенье, жильё)
- Молодцы! Все слова назвали.
4. Самостоятельная работа.(слайд 6)
а). – На слайде два задания. Рассмотрите их, прочитайте .Договоритесь между собой, кто с каким заданием будет работать .
б). – Давайте проверим, что же у вас получилось:
- Что вы заметили при записи данных слов? (во всех словах пишется разделительный мягкий знак)
- Объясните употребление разделительного мягкого знака.
- Что показывает разделительный мягкий знак? (что согласные и гласные звуки при произношении не сливаются)
5. Работа с учебником(стр. 31)
– Откройте учебник на стр. 31
- Прочитайте задание к упражнению 51
- Что требуется сделать в упражнении? (составить предложения со словами полю и полью)
-Чем различается написание слов полю и полью?( мягким знаком )
-Какой звук мы слышим после согласного звука [л’]? ( слышим согласный звук [й‘]и последующий гласный звук [у ])
-Выполняем задание к упражнению.
6.Работа по карточкам.
V. Закрепление изученного материала. Тестовая работа.
- Чтобы проверить себя, насколько у вас сформирован навык написания слов с разделительным мягким знаком, предлагаю выполнить тест.
- Тест содержит шесть заданий трёх уровней сложности.
1 – ый уровень – базовый (обязательный для всех)
2 – ой и 3 – ий уровни – включают задания повышенной сложности.
Поэтому, задания 1 – го уровня (это первые три задания) выполняют все обязательно. А из предложенных заданий 2 – го и 3 – го уровней вы выбираете те, с которыми, на ваш взгляд, вы успешно справитесь. - Приступайте к выполнению заданий.
VI. Домашнее задание.
- Ребята! Наш урок подходит к концу. Отложите, пожалуйста, тесты на край стола. Познакомьтесь с домашним заданием.
( слайд 7 )- стр.32,упр53.
- Прочитайте задание к упражнению.
- Что требуется выполнить? (записать по памяти слова с мягким знаком) -Есть вопросы по домашнему заданию? (нет вопросов)
VII. Итог урока. Рефлексия.
– Давайте подведём итог урока.
– Чему учились на уроке? (писать слова с разделительным мягким знаком)
– Поднимите руку те, кто считает, что он справился с этой учебной задачей.
– Какие вы молодцы!
– Тогда помогите Карлсону. Ему надо было заселить дом словами с разделительным мягким знаком.
- Проверьте, правильно ли выполнил это задание Карлсон? (письмо – мягкий знак обозначает мягкость предыдущего согласного.)
- Давайте ещё раз напомним Карлсону, когда и где в словах пишется разделительный мягкий знак. (пишется в середине слова после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и)
- Что показывает разделительный мягкий знак? (что согласный и гласный звуки при произношении не сливаются)
- Молодцы!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Если осталось время: Игра «Назови одним словом»
а) домики для пчёл (ульи)
б) мать, отец, дети (семья)
в) приспособления для сиденья (стулья)
г) снежная буря (вьюга)
д) то, без чего птица не улетит (крылья)
е) дружно маленькие точки строят дом себе на кочке; вырастет под сосной домик маленький, лесной (муравьи)
ж) мучное кондитерское изделие (печенье)
Приложение 2
ТЕСТ. Разделительный мягкий знак
1 уровень.
1.Найти и подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком.
Хлопья, большой, шалунья, жильцы, жильё, льдина.
2. Прочитай предложения. Выпиши слова с разделительным мягким знаком.
Ночью разыгралась вьюга. Девочка шьёт куклам платья.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Выпиши слова с разделительным мягким знаком.
Коньки, медведь, воробьи, пальто, лагерь, картофель, счастье, обезьяна, вьюга.
__________________________________________________________________
2 уровень.
4.Прочитай. Вставь подходящие по смыслу слова с разделительным мягким знаком.
Охотник зарядил_____________________
С деревьев осыпались_________________
На верёвке сушится____________________
5. Прочитай. Выпиши слова с разделительным мягким знаком, разделив их черточками для переноса.
Без терпенья – нет уменья.
__________________________________________________________________
Повторенье – мать ученья.
__________________________________________________________________
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
__________________________________________________________________
3 уровень.
6.Исправь ошибки.
Наша кожка мурка - бальшая шалунья.
Папа принёс чючело воробя.
Мурка схватила чючело.
Осталис от птичьки одни клочя.
РУЖ СОЛОВ ПИС КРЫЛ | Ь Ь Ь Ь | Ё И МО Я |
Приложение 3
Приложение 4
Карточка 1
-Выпишите слова с разделительным мягким знаком.
Ручьи, льдины, скамьи, письмо, обезьяна, крыльцо, вьюга, возьму, варенье, воробьи, солью, муравьи.
Карточка 2
-Выпишите слова с мягким знаком – показателем мягкости согласных.
Ручьи, льдины, скамьи, письмо, обезьяна, крыльцо, вьюга, возьму, варенье, воробьи, солью, муравьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс. Тема урока: "Разделительный мягкий знак"
Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа 2100"...
Методическая разработка плана-конспекта открытого логопедического занятия с группой учащихся 2 класса, имеющих ФФНР, нарушения письма и чтения на тему: «Путешествие в страну невыученных уроков. Разделительный мягкий знак в словах».
Данный план-конспект составлен в соответствие с учебной программой занятий по курсу: «Коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов». Программа составлена учителе...
Методическая разработка урока "Разделительный мягкий знак". 2-й класс
Методическая разработка урока "Разделительный мягкий знак". 2-й классЗадачи:· Образовательные: o формирование умения распоз...
русский язык 3 класс Тема урока: " Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).
Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.Задачи:1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать ум...
Обобщающий урок: Разделительный мягкий знак (ь). Мягкий знак (ь) показатель мягкости.
Тема. Обобщающий урок: Разделительный мягкий знак (ь). Мягкий знак(ь) показатель мягкости.Цели: формировать навыки правописания слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком показателе...
Урок русского языка во 2 классе Тема урока «Разделительный мягкий знак». УМК «Школа России»
Материал может быть полезен учителям начальных классов. В ходе урока применяются интересные приёмы, используется коллективная форма организации работы....
Методическая разработка: "Правописание слов с разделительным мягким знаком". 2-й класс
формирование навыков правописания слов с разделительным мягким знаком...