Урок русского языка во 2 классе Тема урока «Разделительный мягкий знак». УМК «Школа России»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Материал может быть полезен учителям начальных классов. В ходе урока применяются интересные приёмы, используется коллективная форма организации работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_2_klass_tema_razdelitelnyy_myagkiy_znak.docx | 59.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе
УМК «Школа России»
Тема урока «Разделительный мягкий знак»
Цель урока: создание условий для успешного формирования навыков правописания слов с разделительным мягким знаком.
Задачи:
1. Образовательные: сформировать навык правописания слов с разделительным мягким знаком.
2. Развивающие: развивать речь, логическое мышление, память, орфографическую зоркость.
3. Воспитательные: воспитывать умение выслушивать мнение товарищей, работать в парах, интерес к учению, любовь к родному языку, к своему здоровью, доброжелательность, формировать самостоятельность
Формирование УУД:
- личностные: положительное отношение к процессу познания; навыки соблюдения правил делового сотрудничества;
- регулятивные: планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать деятельность;
- познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находить дополнительную информацию; классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
– коммуникативные: анализировать и исправлять деформированный текст; участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания.
Ход урока:
- Организация начала урока
– Ребята, сегодня у нас необычное утро. Давайте пожелаем себе и одноклассникам что-то хорошее на каждую букву слова УТРО. (У-успеха, удачи; Т – трудолюбия, творчества; Р – радости, развития; О – оптимизма, отличной работы)
– Я вам желаю уверенности, решительности и открытия новых знаний.
- Планирование урока
– Ребята, каким вы хотите видеть наш урок? (Интересным, познавательным, полезным)
– Давайте спланируем нашу работу на уроке. Какие виды работ вам хотелось бы сегодня выполнить? (Работа в парах, работа в группах, работа с учебником, самостоятельная работа)
Вывешиваю карточки в последовательности: работа с учебником, самостоятельная, в паре, в группе.
– Открываем тетради, записываем число, «классная работа».
III. Актуализация знаний.
1. Игра «Я беру тебя с собой» (прием ТРИЗ)
– А сейчас я предлагаю вам игру «Я беру тебя с собой». Предположим, что я собираюсь в путешествие. В свой волшебный чемодан я положу слова, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю слова.
– Итак, я беру с собой коньки. А что у вас? (если дети после 4-5 попыток не догадываются, говорю ещё слово лось).
– Вы берёте все предметы, в написании которых есть мягкий знак.
– Да! Итак, по какому признаку мы собирали слова? (В написании этих слов есть мягкий знак)
2. Определение границы знания и незнания.
– Ребята, а что вы знаете о мягком знаке? (Не обозначает звука, обозначает мягкость предшествующего согласного, не пишется в чк, чн, чт, нч, щн, при переносе нельзя отделять от предыдущей буквы)
– Какую роль выполняет мягкий знак? (Знаем: мягкий знак показатель мягкости и разделительный мягкий знак)
– Где в словах пишется мягкий знак показатель мягкости? (В середине между буквами согласных звуков и в конце слова после согласного)
– Когда в словах пишется разделительный мягкий знак? (Не знаем)
ЗНАЕМ | НЕ ЗНАЕМ | |
| + | |
| + | |
| _ |
– Ребята, а хотите узнать? (Да)
– Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? (разделительный мягкий знак)
– Какую цель мы поставим перед собой? (Узнать, когда в словах пишется разделительный мягкий знак)
IV. Открытие новых знаний.
– Для достижения нашей цели проведём исследование.
– Перед вами слова (на слайде кольца, колья). Прочитайте их. Понятны ли вам значения этих слов? (Колья – заострённые короткие палки)
– Что общего у этих слов? (Есть мягкий знак, начинаются со звука к;2 слога; одинаковый первый слог, первый слог ударный, обозначают предметы во множественном числе)
– В чём отличие мягкого знака в этих словах? (подчёркиваю мягкий знак) (В слове кольца показатель мягкости, а в слове колья - разделительный)
– Почему в слове колья разделительный? Подчеркните буквы перед мягким знаком и после него. Сделайте вывод, что он разделяет? (букву согласного звука и букву я).
– Верно, если бы не было мягкого знака, мы бы прочитали с вами слог-слияние «ля». Тогда какое бы слово получилось? (Коля).
– А колья и Коля – это одно и то же? (Нет) Поэтому разделительный мягкий знак здесь необходим, чтобы прочитать раздельно коль-я.
– Ребята, а можно сказать, что в обоих словах букв больше чем звуков? (Да,нет)
– Для ответа на этот вопрос, сделаем транскрипцию этих слов.
Один ученик работает с транскрипцией у доски, остальные в тетради.
кольца
– Посчитайте сколько в слове букв, сколько звуков (в слове кольца: 6 б., 5 зв.)
– Почему букв больше, чем звуков? (мягкий знак звука не обозначает)
– Маша, выполни транскрипцию слова коль-я.
– Внимательно произноси каждый звук.
колья
– Итак, сколько букв в слове колья? (5)
– А звуков? (тоже 5, я после мягкого знака обозначает 2 звука)
– Произнесём ещё раз вместе слово колья. Что делаем после звука л? (остановку)
– Какие звуки слышим после остановки, после звука л ? ( й а )
– Какой буквой на письме обозначены эти звуки? (буквой я)
– Какой сделаем вывод о букве я после разделительного мягкого знака? (буква я после разделительного мягкого знака обозначает 2 звука)
– Обобщим, какие знания мы открыли в ходе исследования.
– Где пишется разделительный мягкий знак? (в середине слова после буквы согласного звука перед буквой я)
– Когда пишется разделительный мягкий знак? (Когда звуки произносятся раздельно, потому что появился звук й )
Физ.мин (массаж)
V. Работа по теме урока.
Работа с учебником
– Обратимся к учебнику и выясним, перед какими буквами, кроме буквы я, пишется разделительный мягкий знак.
С. 32 упр. 52
– Дарья, прочитай первое слово (ателье), перед какой буквой написан мягкий знак (перед буквой е)
– Какие звуки обозначает буква е после разделительного мягкого знака?
Аналогично по цепочке все слова (бельё, вьюга, друзья, ручьи)
Сделаем вывод. Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак? (разделительный мягкий знак пишется перед буквами е, ё, ю, я, и)
Работа с правилом
– Ребята на с.32 есть правило. Прочитайте его самостоятельно вполголоса.
– Прочитай ... правило вслух.
– Сравним наши выводы с правилом в учебнике. Совпадают? (Да)
Самостоятельная работа
– Следующее задание выполните самостоятельно. Измените, слова так, чтобы они обозначали несколько предметов. Запишите слова, подчёркивая разделительный мягкий знак, по образцу:
Один | Много |
улей – | ульи |
ручей – | |
лист – | |
стул – |
– Для проверки поменяйтесь тетрадями. Сверьтесь с правильными ответами, у кого всё верно поставьте на полях +.
– Возьмите назад свои тетради и поднимите руки кто получил +.
Работа в группах
– А сейчас поработаем в группах.
1 группа
деньки
ученье
огоньки
ь – показатель мягкости льёт разделительный ь
пальцы
вьюга
письмо
соловьи
2 группа
– Найти лишнее слово в каждом столбике и объяснить, почему оно лишнее.
в..юга варен..е пис..мо | кол..цо здоров..е кон..ки | точ..ка поч..та руч..и |
3 группа
– Восстановите правило, используя карточки помощницы
Разделительный мягкий знак пишется в ____________ слова. После букв, обозначающих __________________________ звуки. Перед буквами ________________________. После разделительного мягкого знака эти буквы будут обозначать _________ звука. |
корне | мягкие согласные | е ё ю я и | два |
4 группа
– Ваша задача составить схему, о правописании разделительного мягкого знака в словах. Будьте внимательны, на карточках могут встретиться лишние элементы.
а о у ы э |
е ё ю и я |
– Командиры групп, выйдите и объясните, что у вас получилось.
Проверка правильности выполнения задания.
Резерв Работа в парах
- На карточках слова. Вставьте разделительный мягкий знак, так, чтобы получилось новое слово.
Семя
Перо
Солю
Полёт
–Проверим, какие слова у вас получились?
– На что влияет разделительный мягкий знак? (на лексическое значение слова)
VI. Итог урока. Рефлексия.
– Пришло время подвести итоги.
– Разделимся на группы по 4 человека. Рассуждаем вместе.
Белая шляпа – цифры и факты (тема урока: разделительный мягкий знак, цель достигнута, открыли новое знание где пишется мягкий знак)
Жёлтая шляпа – позитив (Что понравилось? Какие задания? Как работали?)
Чёрная – негатив – какие трудности были на уроке.
Красная шляпа – эмоции, что сначала – волнение, что потом, каких эмоций. было больше: радости или огорчения.
Зелёная шляпа – творчество, чем бы дополнили или изменили урок.
Синяя шляпа – польза , где пригодиться новое знание.
– От команды 1 человек сообщает общее мнение.
– Ребята, молодцы! Вы отлично потрудились!
– Урок окончен. Спасибо, дети, за урок!
Приложение.
Правило | Разделительный Ь пишется в _______________________ слова. После букв, обозначающих _________________________ звуки. Перед буквами ___________________________________. После разделительного мягкого знака эти буквы будут обозначать __ звука: е - [ ], ё - [ ], я - [ ], ю - [ ], и - [ ] . |
Правило | Разделительный Ь пишется в _______________________ слова. После букв, обозначающих _________________________ звуки. Перед буквами ___________________________________. После разделительного мягкого знака эти буквы будут обозначать __ звука: е - [ ], ё - [ ], я - [ ], ю - [ ], и - [ ] . |
Правило | Разделительный Ь пишется в _______________________ слова. После букв, обозначающих _________________________ звуки. Перед буквами ___________________________________. После разделительного мягкого знака эти буквы будут обозначать __ звука: е - [ ], ё - [ ], я - [ ], ю - [ ], и - [ ] . |
Правило | Разделительный Ь пишется в _______________________ слова. После букв, обозначающих _________________________ звуки. Перед буквами ___________________________________. После разделительного мягкого знака эти буквы будут обозначать __ звука: е - [ ], ё - [ ], я - [ ], ю - [ ], и - [ ] . |
Установи соответствие
разделительный ь | деньки ученье огоньки льёт пальцы вьюга письмо соловьи | ь – показатель мягкости |
Установи соответствие
разделительный ь | деньги печенье коньки шьёт удальцы вьюжный бадья лисьи | ь – показатель мягкости |
Допиши слова. Найти лишнее слово в каждом столбике и объяснить, почему оно лишнее. Подчеркни.
л_ют учен_е пал_то | крыл_цо здоров_е зор_ка | боч_ка меч_та суч_я |
Составить схему, где пишется разделительный мягкий знак в словах. Будьте внимательны, на карточках могут встретиться лишние элементы.
а о у ы э |
е ё ю я и |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс. Тема урока: "Разделительный мягкий знак"
Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка 4 класс Тема урока: «Мягкий знак на конце наречий после шипящих».
Русский язык.4 класс УМК"Начальная школа ХХI в"Тип урока - «Урок изучения и первичного закрепления новых знаний».Тема урока: «Мягкий знак на конце наречий после шипящих»....
План- конспект урока русского языка 4 класс .Тема: ,, Местоимение как часть речи. \'\' УМК ,, Школа России\'\'
Урок изучения нового материала с использованием средств икт для осмысления,осознания и первичного закрепления новой учебной информации....
Урок русского языка во 2 кл "правописание разделительного мягкого знака"
конспект уурока...
Урок по русскому языку 4 класс Тема: «Повторение правописания мягкого знака в словах»
Разработка включает в себя урок русского языка для 4 класса, для закрепления правил написания мягкого знака в словах....
Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: Предлог как часть речи. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представления о предлогах как части речи и их значении в тексте; формирование коммуникативных и прогностических умений.Планируемые результаты:Предметные:знать: ...
Технологическая карта урока русского языка (3 класс). Тема: "Изменение глаголов по числам" УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умений определять число глаголов, изменять глаголы по числамПланируемые результаты:Предметные:знать особенности форм числа глагола;уметь изменять глаголы по чис...