Конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Измайлова Равиля Фатеховна

Тема. Правописание безударных гласных в корне слова.

Цель:

Образовательная:

Отрабатывать умение подбирать проверочные слова для слов с  безударными гласными в корне, развивать творческое мышление

Развивающая:

- развивать умения выдвигать предположения, сравнивать, обобщать, использовать в работе полученные знания.

  Воспитательная:

- воспитывать уважение   друг к другу, интерес к изучению русского языка.

Здоровьесберегающая:

   -способствовать сохранению здоровья ребенка через проведение динамической паузы и создание санитарно-гигиенических условий.

Планируемые результаты:

 Предметные: закреплять умение правильно подбирать проверочные слова, решать учебные и практические задачи – правильно писать безударные гласные  в корне слова

Личностные: формировать мотивацию к обучению, целенаправленной познавательной деятельности Метапредметные:

Регулятивные УУД:  принимать и сохранять учебную задачу; составлять план и последовательность работы; формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные УУД: уметь анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, обработка информации, установление аналогий.

Коммуникативные УУД: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus_yaz_3.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. педагога: Измайлова Равиля Фатеховна

Номинация: предметный урок в начальной школе

Предмет: русский язык

Тема. Правописание безударных гласных в корне слова.

Цель:

Образовательная:

Отрабатывать умение подбирать проверочные слова для слов с  безударными гласными в корне, развивать творческое мышление

Развивающая:

- развивать умения выдвигать предположения, сравнивать, обобщать, использовать в работе полученные знания.

  Воспитательная:

- воспитывать уважение   друг к другу, интерес к изучению русского языка.

Здоровьесберегающая:

   -способствовать сохранению здоровья ребенка через проведение динамической паузы и создание санитарно-гигиенических условий.

Планируемые результаты:

 Предметные: закреплять умение правильно подбирать проверочные слова, решать учебные и практические задачи – правильно писать безударные гласные  в корне слова

Личностные: формировать мотивацию к обучению, целенаправленной познавательной деятельности Метапредметные:

Регулятивные УУД:  принимать и сохранять учебную задачу; составлять план и последовательность работы; формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные УУД: уметь анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, обработка информации, установление аналогий.

Коммуникативные УУД: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Оборудование:. электронное приложение к учебнику, презентация, карточки, схемы. 

Методы урока: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический.

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Сегодня у нас много гостей, как гостеприимные хозяева,  вначале окажем им внимание.
II. Приветствие гостей.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать,

Начнѐм же урок, не будем зря время терять.

- Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

III. Психологический настрой.

- Садитесь. Я рада видеть вас. Пусть этот день принесёт вам радость общения.

 - Сегодня ребята мы побываем в гостях у Мудрой Совы. Она приглашает нас в лес. (Слайд 2)

IV. Чистописание.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа   (слайд 3)

- А сейчас минутка чистописания.

На доске:

Нос, носовой, носить, переносица

- Скажите, что объединяет эти слова?       

- Какое слово лишнее и почему?           (слайд 4)

А теперь красиво каллиграфическим почерком пишем только однокоренные  родственные слова.

V. Словарная работа.

- Сова приготовила для вас задание. Запишите под диктовку в тетрадь слова:

МОРОЗ,  ЗАЯЦ, УЛИЦА,  РАБОТА,  СЕВЕР,  ОБЕД.    (слайд 5)

- Как называются слова, которые мы записали? Почему эти слова называются словарными? Поставьте ударение в каждом слове и подчеркните букву, которую надо запомнить.

- Молодцы, ребята. С этим заданием вы справились. Мы продолжаем путешествие.

VI. Постановка проблемы урока.

- Сова рассказала мне историю, она произошла с её друзьями – Сашей и Денисом. Послушайте её.

«Саша написал своему другу Денису записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».

Денис записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков.

- Мяч будет, - сказал товарищам Саша – Денис принесёт. Пришёл Денис, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не смогут поиграть в футбол».

- Почему так получилось?

- Какое правило не знал Саша?

- Как правильно записать это слово?

с м…чом – мяч – с мячом          (слайд 6)

- Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?

(Правописание безударной гласной в корне слова.)

- Какую цель мы поставим перед собой?

(учиться писать слова с безударной гласной в корне слова)

Ребята, давайте поможем мальчикам Саше и Денису.

Сколько гласных букв в русском языке ?Назовите их

Сколько звуков?(А, О, И. Ы. У. Э) .

О гласных  звуках принято сказать , что они стоят в сильной и слабой позиции .

Звуки , которые в сильной позиции как называются? (Ударные). Они слышатся четко и ясно.

А звуки в слабой позиции? (Безударные). Они слышатся нечетко).

Давайте, выберем какие безударные гласные требуют проверки.

 а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я        (А, О, Е. И. Я)

Буквы Ё. Э ,Ю. У, Ы не требуют проверки.

Буква Ё всегда находится ударным в слове, а в выборе остальных букв вы не ошибетесь, даже если звуки находятся  в безударной позиции.

Экран, пюре, кусты, рыбак

- Я вам предлагаю  ответить на вопросы:      (слайд7)

Что

Где                                      надо проверять?

Как

Чем

VII. Работа над темой урока

- А теперь, давайте составим алгоритм проверки безударной гласной, которым будем пользоваться в дальнейшем.

- Например, слово ЗИМА

- Сначала  прочитаем слово.

- Затем - поставим ударение.

- Далее - выделим корень

- Потом определим безударную гласную.

- И подберём проверочное слово.

АЛГОРИТМ

Прочитай слово.

Поставь ударение.

Выдели корень.

Определи безударную гласную.

Подбери проверочное слово.              (слайд 8)

VIII. Упражнения. Работа по учебнику.

- Используя алгоритм, выполните упражнение  №194  в учебнике на стр. 104. (слайд 9)

(Двор, дворник) дворы, (стрелы, стрелка) стрела,  (травы, травка) трава,  (холм, холмик) холмы, (жар, жаркий) жара,  (свечи, свечка) свеча.

 (Пчёлы, пчёлка) пчела, ( гнёзда, гнёздышко) гнездо, ( чиж, чижик) чижи, (дождь, дождик) дожди, (шкаф, шкафчик) шкафы

 

     

- Молодцы, ребята! С этим заданием вы тоже справились. И мы продолжаем наше путешествие.

X. Физкультминутка. (Слайд 10)

- Что-то сова устала. Да и мы тоже. Давайте проведём физкультминутку.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

     Как крылья сложат назад

- Следующее задание Совы потребует от вас не только знание алгоритма, но и внимания.

- Возьмите свои карточки. На карточках три тестовых задания. Вам необходимо  из четырех представленных ответов, найти правильный. Желаю удачи!

А.  В каком варианте допущена ошибка в подборе проверочного слова?

1) тяжелый – тЯжесть                              3) столовая - стОлик

2) похвала – хвАлить                               4) гостиница – гОсть

В) В каком слове допущена ошибка?

1) морской                                         3) посодить

2) письмо                                           4) страна

                                              (слайд 11)

* VI. Игра «Четвёртый лишний»

  Вы все знаете игру «Третий лишний». Я предлагаю вам сыграть в игру «Четвёртый лишний».  Твоя задача – найти лишнее слово, а оставшиеся слова записать так: сначала проверочное, а затем слова, которые надо проверять. (Можно выполнить по рядам).

-  борец, борщ, борьба, борется

-  водитель, водичка, водный, водяной

-  носилки,  носик, носит, носильщик

          Если будет время, можно записать слова, поставив первым проверочное слово, затем все остальные.

  1. Работа в парах. Работа по учебнику (стр. 125, упр. 196)

          А теперь задание посложнее, поэтому будем работать в парах.

 Прочитаем задание. Обсудите с соседом по парте значение слов, какие безударные гласные надо вставить в слова и почему. Перед тем, как подобрать проверочное слово, надо внимательно прочитать слово, понять его смысл в предложении.  

              Проводится выборочное списывание (по рядам). Проверяем.

 Отварить – варит          Слезал –лез                    увидал – вид

 Отворить –затвор         Слизал – лижет            увядал – завял

IX. Работа с текстом.

- Сова приготовила для вас новое задание – текст. Прочитайте. О чём говорится в тексте? Какая главная мысль текста? Восстановите его и вставьте пропущенные орфограммы. (Слайд 12)

         Кр…сив русский лес з…мою! Поб…лели  п…ля и луга. Льдом покрылась р…ка. Глубокие, чистые л…жат под д…ревьями сугробы.

- Молодцы! С этим заданием вы тоже справились.

1. Игра «Солнышко». (Слайд 13).

1. обл. тели

6. д. ждливый

11. цв. тной

16. к. рмушка

2. тр. щат

7. с. сновый

12. в. черний

17. др. зды

3. пос.дил

8. л. сной

13. тр. пинка

18. к. вер

4. см. стерили

9. з. леный

14. х. л.да

19. гр. чи

5. п. ля

10. с. нева

15. пл. ды

20. скв. рец

(Ученик передает солнышко другу и загадывает слово под любым номером. Далее объясняется написание слова и задается другое следующему ребенку и т. д.)

              Дома  у вас будет похожее задание, поэтому будьте внимательны к словам.

       !!! Вывод: Перед тем как подобрать проверочное слово, надо внимательно прочитать слово, понять его смысл в предложении.

XI. Подведение итогов.

- Итак, со всеми заданиями, которые подготовила вам сова, вы справились. Давайте вспомним, чем мы занимались на уроке. (Учились писать слова с безударной гласной в корне слова)  (Слайд 14)

- Первый вопрос? Второй? Третий? Четвёртый?

- Молодцы!

XII. Рефлексия. 

- Послушайте стихотворение в конце нашего путешествия по лесу.

Сосна, вода, дела, трава –
Проверить надо все слова.
Безударный гласный –
Стоп! Писать опасно!

Слуху вы не доверяйте –
Удареньем проверяйте:
Сосны, воды, травы, дело.
А теперь пишите смело.

-Я, думаю, что урок Мудрой Совы вам запомнится. Многое мы повторили, а кое-что  узнали нового. Ребята, на уроке вы все были молодцы, старались.

-Получился ли урок, каким мы его задумали?

-Давайте поблагодарим сову за те задания, которые она вам приготовила. Если они вам понравились, то подарите сове цветочек, а если вы испытывали затруднения, то подарите ей шишку, чтобы сова на следующем уроке помогла вам понять этот материал.

Спасибо за урок!

XIII. Домашнее задание. Стр. 98, упр. 261 (Слайд 14)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....