Рабочая программа по русскому языку 2 класс , система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
календарно-тематическое планирование по русскому языку (2 класс)
Материал будет полезен для учителей, работающих по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_2.docx | 40.96 КБ |
russkiy_yazyk_2.docx | 40.96 КБ |
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК
Цели курса:
-познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- социокультурная цель- изучение русского языка – включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
-освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;
-воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Учебник: В.В.Репкин, Т.В.Некрасова, Е.В.Восторгова
«Русский язык»
Издательство «ВИТА-Пресс», Москва, 2012
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 2 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373), на основе Основной образовательной программы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней школы №8 (начальная ступень общего образования), примерной программы для начальной общеобразовательной школы (система Д.Б.Эльконина) (ООО Издательство «ВИТА-ПРЕСС», 2011г.), программы курса «Русский язык», авторы: В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, Т.В. Некрасова.
В основу разработки рабочей программы положены Требования к результатам освоения основных образовательных программ, Требования к результатам начального общего образования.
Обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему, — такова главная цель любого предметного курса, реализующего образовательную систему Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова, которая, бесспорно, является ярким воплощением деятельностного подхода.
Однако участвовать в учебном процессе в качестве его субъекта ребенок может лишь в том случае, если он способен не только на воспроизводящие, исполнительские действия, но и на осознание объективных оснований своих действий. Иными словами, он может не только правильно решить ту или иную задачу, но и объяснить, почему надо действовать именно так, а не иначе. В целях обеспечения возможности формирования таких личностных качеств учащегося в предлагаемом курсе по русскому языку для 1—4 классов изучение систематического курса начинается не с отдельных (частных) правил, а с общего принципа решения целого класса задач (проверки орфограмм), который затем последовательно конкретизируется на материале проверки разных типов орфограмм (безударных гласных, сомнительных согласных, непроизносимых согласных) во всех частях слова. Таким образом решается также задача формирования системного знания, при котором усвоение материала оказывается более качественным, так как оно осуществляется главным образом в процессе понимания, а не заучивания.
Вместе с тем понять общий принцип проверки орфограмм, овладеть им и распространить его на все указанные случаи ребенок сможет только в том случае, если у него сформировано представление о некоторой системе лингвистических понятий (соотношение звука и буквы в слове, слабые и сильные позиции звуков, фонема, значимые части слова, формы слова и пр.), на которую этот принцип опирается. В предлагаемом курсе последовательность и глубина изучения вводимых лингвистических понятий диктуется логикой формирования действия письма, которое, в силу неоднозначности отношений между звуковой и буквенной оболочками слова, приобретает характер орфографического действия. Теоретические знания в данном курсе являются не самоцелью, а средством решения целого круга актуальных для младшего школьника практических задач, связанных с правописанием. Такое построение содержания способствует поддержанию учебной мотивации младших школьников (так как грамотное письмо для них — символ взрослости), устойчивого познавательного интереса к изучению языковых поня-, тий, осознанию практической значимости изучаемой теории.
Вместе с тем в рамках предлагаемого курса решаются и другие традиционные задачи обучения родному языку. Важнейшая среди них — формирование у детей навыков чтения и письма, составляющих необходимую предпосылку успешности всего последующего обучения.
Обучение письму на основе фонематического принципа неминуемо включает и обучение чтению как действию по воспроизведению звуковой формы слова на основе его буквенной модели (записи). Осознанное выполнение этого действия опирается на анализ соотношения между звуковой (фонемной) формой слова и его буквенной структурой. По мере освоения и автоматизации такое действие превращается в навык чтения на уровне фонетического слова — сначала послогового, а затем и без разделения слова на слоги. Показателем овладения этим уровнем чтения является быстрый рост его скорости, который, однако, далеко не всегда сопровождается ростом его осмысленности. Понятно, что такой уровень чтения недостаточен. Для его превращения в осмысленное восприятие читаемого текста в качестве «единиц» чтения должны быть выделены не слоги и фонетические слова, а более крупные единицы текста. Осознанное их выделение опирается на понимание смысловых отношений между элементами высказывания. Поскольку эти отношения не вскрываются в процессе формирования орфографического действия, их выделение и анализ составляют особую задачу на заключительных этапах обучения чтению.
Программой предусматривается, что уже при первом столкновении детей с высказыванием (предложением) в нем должны быть выделены слова, указывающие на предмет сообщения (вопроса), и слова, указывающие на содержание сообщения (вопроса) об этом предмете. Такая задача на актуальное членение высказывания, т. е. на выделение в нем темы и ремы, должна быть в поле зрения учителя и учащихся на протяжении всего послебуквар-ного периода. Поскольку такое членение высказывания обусловлено контекстом, учащиеся постепенно начинают предугадывать, прогнозировать его, что и создает предпосылки для перехода к смысловому чтению. Для об-легчения этого перехода в упражнениях, предназначенных для отработки навыков чтения в послебукварный период, предусмотрена ориентация на тактовые ударения16, которые и служат средством выделения смысловых отрезков высказывания в потоке речи. По мере овладения навыком чтения эта задача трансформируется в задачу обучения чтению как особому виду речевой деятельности, т. е. общению, диалогу с автором текста.
Задачи обучения чтению и способы их решения тесно переплетаются с задачами развития речи учащихся, воспитания их речевой культуры. Необходимо исходить из того, что речь функционирует и развивается в неразрывном единстве с конкретными видами их деятельности: игровой, трудовой, художественной и т. д. В условиях реализации деятельностного подхода важнейшие изменения в речи связаны со становлением учебной деятельности. Ее коллективно-распределенный характер ставит ученика перед необходимостью обсудить ее цели и задачи, способы и средства их решения, оценить полученные результаты, т. е. порождает содержательные мотивы общения. Развертывающийся на этой основе коллективный учебный диалог ставит каждого из его участников в ситуацию конкретной коммуникативной задачи, успешное решение которой требует учета и адекватной оценки всей совокупности условий общения, выбора соответствующих средств, умения правильно использовать их. Вместе с тем все более глубокое осознание языковых значений и средств их выражения способствует интенсивному развитию чувства языка, которое становится одним из существеннейших факторов развития речи.
Но какую бы важную роль ни играло учебное общение в жизни младшего школьника, оно не исчерпывает того круга коммуникативных задач, с которыми он сталкивается и к решению которых его необходимо готовить. Учебный диалог сам по себе не обеспечивает овладение монологическими формами речи, которые играют весьма важную роль в последующем обучении. Важно и то, что, участвуя в учебном диалоге, ученик овладевает соответствующими речевыми умениями сугубо практически, не осознавая их оснований, что существенно сужает возможности произвольной регуляции речи. Все эти обстоятельства заставляют рассматривать развитие речи в рамках предлагаемой программы как особую задачу, требующую специальных средств ее решения. Они заключаются в том, чтобы обеспечить условия для постепенного перехода от непроизвольного учебного диалога к произвольно регулируемым формам монологической речи — как устной, так и письменной.
Решение этой задачи предполагает овладение рядом умений — как общеречевых, так и специфических — для того или иного вида речи. Важнейшими из них на начальном этапе обучения являются, во-первых, осознанное использование всех возможностей слова как важнейшего средства речевого общения, во-вторых, умение правильно ориентироваться в особенностях
^Тактовое ударение более сильное, чем словесное, с помощью него выделяются значимые слова в рамках такта — смыслового отрезка фразы, высказывания. текстов разных типов, от качества которого решающим образом зависит развитие монологической речи. Тем самым определяется два основных направления работы по развитию речи учащихся 1—4 классов. Это, с одной стороны, обогащение и активизация словарного запаса, а с другой — анализ и продуцирование разнообразных текстов. В процессе этой работы благодаря специальному подбору текстов, включающих лучшие образцы отечественной художественной литературы, одновременно решаются и воспитательные задачи начального курса родного языка, являющегося носителем национальной культуры.
Курс родного языка решает и определенные образовательные задачи, заключающиеся в ознакомлении детей с особенностями языка как знаковой системы и важнейшего средства общения.
Овладение принципом построения орфографического действия с необходимостью требует преодоления наивно-натуралистических представлений о языке, с которыми ребенок приходит в школу. Первый и решающий шаг в этом направлении должен быть сделан уже на начальном этапе обучения грамоте в связи со звуковым анализом слова. Осознание фонематических качеств звуков предполагает выделение в слове его значения (первоначально номинативного) и звуковой формы, а также установление отношения (связи) между ними. Фактически это означает открытие ребенком языкового знака — важнейшего объекта лингвистической науки. Представление о нем обогащается и конкретизируется по мере того, как в процессе формирования орфографического действия (а затем и за его пределами) развертываются обе стороны выделенного отношения.
Прежде всего наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. От представления о звуке как чувственно воспринимаемом элементе речи дети переходят к пониманию его смыслоразличительной функции («работы»), т. е. начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему. Обнаружив явление позиционного чередования звуков, ученики постепенно приходят к понятию фонемы как ряда позиционно чередующихся звуков, т. е. сверхчувственной фонетической единицы, реально выполняющей в языке функцию разграничения слов и морфем. Важно, что это знание принципиально нового для ребенка типа приобретает для него особый смысл, так как именно оно позволяет понять принцип построения орфографического действия и самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач.
В процессе формирования орфографического действия существенно обогащаются, перестраиваются и первоначальные представления о значении слова. Уже в начале второго класса анализ условий орфографической задачи приводит к выделению в слове его основы и окончания, а затем и значимых частей основы (морфем). Поиск сильной позиции для фонем в этих частях слова требует учета их значений. Тем самым у учащихся формируется представление о морфосемантической структуре слова, а затем и о системе его грамматических форм. Наиболее существенный сдвиг в понимании слова как значимой единицы языка происходит в процессе его изучения как части речи. И наконец, представление о слове не может быть полным без понимания механизмов и закономерностей его функционирования в речи, т.е. без анализа синтаксических единиц (словосочетания и предложения), в составе которых слово включается в речь.
Место курса «Русский язык» в учебном плане
Во 2 классе – 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели).
Содержание
1. Повторение материала, изученного в 1 классе (7ч.)
Слово как значимая (номинативная) и звуковая (фонетическая) единица языка. Ударение как средство организации слогов в слово. Звуки и буквы. Выбор буквы для обозначения гласного звука в зависимости от его позиции в слове (в начале слова, после согласных, парных и непарных по твердости-мягкости). Выбор буквы для обозначения звука [и]. Орфограммы, связанные с обозначением звука буквой (гласные после шипящих и ц, разделительные знаки ь и ъ).
Высказывание-сообщение и высказывание-вопрос. Восклицательное высказывание. Диалог, его элементы (реплики). Оформление высказываний на письме.
2. Позиционное чередование гласных звуков (14 ч.)
Возможность замены звуков в одном и том же слове при его изменении (чередование звуков). Изменение позиции звуков как причина их чередования (позиционное чередование). Сильная и слабая позиции гласных звуков (наличие любых гласных в ударных слогах и невозможность появления некоторых гласных в безударных слогах). Обозначение позиционно чередующихся звуков одной буквой, выбор этой буквы. Проблемный характер буквенного обозначения гласных звуков в слабой позиции (орфограммы слабых позиций). Формирование умения выделять слабые позиции гласных непосредственно в процессе письма (письмо с пропуском безударных гласных).
3. Позиционное чередование согласных звуков, парных по звонкости-глухости (13 ч)
Сильные и слабые позиции согласных, парных по звонкости-глухости. Отработка умения выделять орфограммы слабых позиций в процессе письма (письмо с пропуском орфограмм слабых позиций гласных и согласных).
4. Проверка орфограмм слабых позиций с помощью орфографического словаря (11 ч)
Приемы работы с орфографическим словарем. Печатный текст как образец орфографически правильных написаний. Приемы списывания текста с орфограммами слабых позиций.
5. Проверка орфограмм по сильной позиции (30 ч)
Приведение звука к сильной позиции как общий способ проверки орфограмм слабых позиций. Изменение слова как прием приведения звука к сильной позиции. Важнейшие типы изменения слов: изменение слов, называющих предметы, по числам и падежам (без названия падежей); изменение
слов, называющих признаки, по числам, родам и падежам; изменение слов, называющих действия, по лицам, числам, временам (настоящее и прошедшее время), по родам (в прошедшем времени). Неизменяемые слова.
6. Необходимость учета состава слова при проверке орфограмм слабой позиции (18 ч)
Основа и окончание слова. Неприменимость способа проверки орфограммы слабой позиции в окончании слова путем его изменения. Способ выделения окончаний и основ в словах разных типов. Изменения одного и того же слова и разные слова.
7. Проверка орфограмм с помощью родственных слов (27 ч)
Понятие о родственных словах (слова, образованные от одного и того же слова). Корень как общая часть основ родственных слов. Подбор однокоренных слов к заданному (простейшие случаи). Понятие об аффиксах как значимых частях основы, с помощью которых образуются новые слова. Классификация аффиксов по их положению в слове: префиксы (приставки), суффиксы. Позиционное и непозиционное чередование звуков в словах. Проверка орфограмм слабых позиций в корне с помощью родственных слов.
Правило правописания разделительных знаков ь и ъ.
8. Систематизация изученного материала (15 ч)
Слово и его изменения. Родственные слова. Значимые части слова: основа и окончание; корень и аффиксы.
Звуки как «строительный материал» языка. Позиционное чередование звуков. Сильные и слабые позиции звуков.
Обозначение звуков на письме. Орфограммы слабых и сильных позиций (систематизация). Правила правописания орфограмм сильных позиций (ь и ъ, гласные а, у, и, е после шипящих). Общий способ проверки орфограмм слабой позиции (приведение звука к сильной позиции в той же части слова). Приемы приведения звука к сильной позиции (изменение слова, подбор родственных слов). Орфограммы слабых позиций, не требующие специальной проверки. Проверка орфограмм слабой позиции с помощью орфографического словаря.
9. Развитие речи
Характеристика лексического (без употребления термина) значения слова с помощью толкового (учебного) словаря. Слова-синонимы и слова-омонимы (общее представление). Высказывание-сообщение и высказывание-вопрос (повторение). Восклицательные высказывания, их оформление на письме (повторение). Смысловые части высказывания (повторение).
Высказывание с несколькими сообщениями об одном предмете. Выражение содержания сообщения об одном предмете в нескольких взаимосвязанных высказываниях. Отнесенность сообщений к одному предмету (наличие общей темы) и наличие смысловой связи между сообщениями как признаки текста. Основное и дополнительные (уточняющие) сообщения в тексте. Заголовок текста как отражение его предмета (темы) или основного сообщения (основной мысли).
Диалог, его элементы (реплики, поясняющие слова автора), правила записи диалога (состоящего из реплик без слов автора).
Рифма и ритм в поэтической речи.
Узнавание предмета по сообщениям о нем (загадки).
Планируемые результаты
Личностные:
• осознание языка как основного средства человеческого общения; осознание необходимости изучения родного языка; обычаев и культуры своего народа;
• понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем культуры человека;
• умение оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение одноклассников с точки зрения правильности и культуры речи, соблюдения этикетных норм;
• осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений, таких как толерантность, уважительное отношение к другим ученикам и работникам школы, готовность прийти на помощь;
• знание основ культурного поведения и взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, старшими и младшими детьми в классном и школьном коллективе и за его пределами;
• владение нормами сотрудничества: уметь работать в паре, в малых и больших группах, уметь договариваться, слушать и слышать друг друга в ходе групповой и общеклассной дискуссии.
Метапредметные:
• умение формулировать запрос на недостающую информацию: обращаться ко взрослому или к доступной справочной литературе — орфографическому, орфоэпическому и толковому словарям;
• умение формулировать тему и основную мысль короткого и простого в смысловом отношении текста;
• умение определять границы собственных знаний, понимать, что уже знаешь, а что еще предстоит узнать.
Предметные:
• умение различать сильные и слабые позиции гласных и согласных звуков;
• владение способом определения значимых частей слова: окончания, основы, корня;
• владение общим способом проверки орфограмм слабых позиций;
• умение ставить орфографические задачи по ходу письма;
• владение способом определения корня слова, умение подбирать к сло ву однокоренные слова;
• умение определять лексическое значение слов с помощью контекста и толкового словаря;
• умение различать однокоренные слова и изменения одного и того же слова,
• умение проверять изученные орфограммы сильных позиций; проверять орфограммы слабых позиций в корне слова изменением слова и с помощью родственных слов;
• умение пользоваться орфографическим словарем для проверки орфограмм и ударения;
• умение правильно писать слова с непроверяемыми написаниями, предусмотренные программой;
• умение писать под диктовку текст в 35—45 слов с изученными орфограммами;
• умение списывать несложный по содержанию текст по специальным правилам;
• умение различать предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске, употреблять их в соответствии с ситуацией и правильно интонировать, обозначать интонацию предложений на письме;
• определять тему текста и его основную мысль, подбирать заголовок к тексту;
• выделять в тексте его части: начало, главную часть и концовку;
• умение восстанавливать деформированный текст; составлять текст по заданному началу или заключительной части;
• умение различать текст-повествование и текст-описание;
• умение читать выразительно незнакомый текст с ориентировкой на знаки препинания (темп чтения – 55 – 60 слов в минуту), ответить на вопросы по содержанию прочитанного текста.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Календарно – тематическое планирование
4 часа в неделю
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | |
по плану | по факту | |||
Повторение материала, изученного в 1 классе. | ||||
1. | Высказывание. | 1 | 01.09 | |
2. | Правила графики. | 1 | 03.09 | |
3. | Орфограмма. | 1 | 04.09 | |
4. | Орфограммы, связанные с обозначением звука буквой (гласные после шипящих, буквосочетания чк,чн,щн). | 1 | 07.09 | |
5. | Орфограммы, связанные с обозначением звука буквой. | 1 | 08.09 | |
6. | Орфограммы, связанные с обозначением звука буквой. | 1 | 10.09 | |
7. | Наблюдения над изменением в речи одного и того же слова, называющего предмет. Рифма и ритм. | 1 | 11.09 | |
| Позиционное чередование гласных. | |||
8. | Постановка учебной задачи «Может ли одна и та же буква обозначать разные звуки?». | 1 | 14.09 | |
9. | Позиционное чередование гласных звуков. | 1 | 15.09 | |
10. | Контрольный диктант №1. | 1 | 17.09 | |
11. | Работа над ошибками. | 1 | 18.09 | |
12. | Сильные и слабые позиции звуков. | 1 | 21.09 | |
13. | Закон русского письма. | 1 | 22.09 | |
14. | Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций. | 1 | 24.09 | |
15. | Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций. | 1 | 25.09 | |
16. | Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций. | 1 | 28.09 | |
17. | Р/р Восстановление деформированных предложений. | 1 | 29.09 | |
18. | Работа над ошибками. | 1 | 01.10 | |
19. | Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций. | 1 | 02.10 | |
20. | Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций. | 1 | 05.10 | |
21. | Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций. | 1 | 06.10 | |
| Позиционное чередование согласных звуков. | |||
22. | Постановка УЗ «Есть ли сильные и слабые позиции у согласных звуков?» | 1 | 08.10 | |
23. | Слабые и сильные позиции согласных звуков. | 1 | 09.10 | |
24. | Слабые и сильные позиции согласных звуков. | 1 | 12.10 | |
25. | Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций. | 1 | 13.10 | |
26. | Контрольный диктант №2. | 1 | 15.10 | |
27. | Работа над ошибками. | 1 | 16.10 | |
28. | Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций. | 1 | 19.10 | |
29. | Р/р Изложение по вопросам. | 1 | 20.10 | |
30. | Работа над ошибками. | 1 | 22.10 | |
31. | Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций. | 1 | 23.10 | |
32. | Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций. | 1 | 05.11 | |
33. | Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций. | 1 | 06.11 | |
34. | Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций. | 1 | 09.11 | |
Проверка орфограмм слабых позиций с помощью орфографического словаря. | ||||
35. | Проверка орфограмм слабых позиций по словарю. | 1 | 10.11 | |
36. | Проверка орфограмм слабых позиций по словарю. Признаки текста. | 1 | 12.11 | |
37. | Печатный текст как источник орфографических написаний. | 1 | 13.11 | |
38. | Списывание текста с орфограммами слабых позиций. | 1 | 16.11 | |
39. | Приемы списывания текста с орфограммами слабых позиций. | 1 | 17.11 | |
40. | Р/р Изложение. | 1 | 19.11 | |
41. | Работа над ошибками. | 1 | 20..11 | |
42. | Приемы списывания текста с орфограммами слабых позиций. | 1 | 23.11 | |
43. | Приемы списывания текста с орфограммами слабых позиций. | 1 | 24.11 | |
44. | Проверочная работа №1. | 1 | 26.11 | |
45. | Работа над ошибками. | 1 | 27.11 | |
| Проверка орфограмм по сильной позиции. | |||
46. | Постановка УЗ о способе проверки орфограмм без орфографического словаря. | 1 | 30.11 | |
47. | Приведение звука к сильной позиции как общий способ проверки орфограмм слабых позиций. | 1 | 01.12 | |
48. | Контрольное списывание №1. | 1 | 03.12 | |
49. | Работа над ошибками. | 1 | 04.12 | |
50. | Проверка орфограмм слабых позиций путем приведения звука к сильной позиции. | 1 | 07.12 | |
51. | Изменение названий предметов по числу. Словарный диктант №1. | 1 | 08.12 | |
52. | Изменение названий предметам по падежам (без названия падежей). Работа над ошибками. | 1 | 10.12 | |
53. | Проверка орфограмм слабых позиций по сильной в изменениях по числу и падежу. Неизменяемые слова. | 1 | 11.12 | |
54. | Проверка орфограмм слабых позиций по сильной. Изменение названий действий по лицам и числам. | 1 | 14.12 | |
55. | Проверка орфограмм слабых позиций путем приведения к сильной позиции. Изменение названий действий по временам (настоящее и прошедшее время). | 1 | 15.12 | |
56. | Р/р Изложение. | 1 | 17.12 | |
57. | Работа над ошибками. | 1 | 18.12 | |
58. | Проверка орфограмм слабых позиций путем приведения к сильной позиции. Изменение названий действий по родам (в прошедшем времени). | 1 | 21.12 | |
59. | Род слов называющих предметы. | 1 | 22.12 | |
60. | Контрольный диктант №3. | 1 | 24.12 | |
61. | Работа над ошибками. | 1 | 25.12 | |
62. | Проверка орфограмм слабых позиций. Неопределенная форма слов, называющих действия. | 1 | 28.12 | |
63. | Изменения слов, называющих признаки, по числам, родам и падежам. | 1 | 29.12 | |
64. | Важнейшие типы изменений слов (систематизация). | 1 | 11.01 | |
65. | Способы проверки орфограмм слабых позиций. | 1 | 12.01 | |
66. | Р/р Сочинение по серии сюжетных картинок. | 1 | 14.01 | |
67. | Работа над ошибками. | 1 | 15.01 | |
68. | Способы проверки орфограмм слабых и сильных позиций. | 1 | 18.01 | |
69. | Способы проверки орфограмм слабых и сильных позиций. | 1 | 19.01 | |
70. | Способы проверки орфограмм. | 1 | 21.01 | |
71. | Способы проверки орфограмм. | 1 | 22.01 | |
72. | Способы проверки орфограмм. | 1 | 25.01 | |
73. | Способы проверки орфограмм. Синонимы и омонимы. | 1 | 26.01 | |
74. | Проверочная работа №2. | 1 | 28.01 | |
75. | Работа над ошибками. | 1 | 29.01 | |
Необходимость учета состава слова при проверке орфограмм слабых позиций. | ||||
76. | Постановка УЗ «Все ли орфограммы можно проверять по сильной позиции?» | 1 | 01.02 | |
77. | Окончание как значимая часть слова. | 1 | 02.02 | |
78. | Способ выделения в слове окончания. Словарный диктант №2. | 1 | 04.02 | |
79. | Способ выделения в слове окончания. Нулевое окончание. Работа над ошибками. | 1 | 05.02 | |
80. | Способ выделения в слове окончания. | 1 | 08.02 | |
81. | Р/р Изложение. | 1 | 09.02 | |
82. | Работа над ошибками. | 1 | 11.02 | |
83. | Способ выделения в слове окончания. Окончания неопределенной формы. | 1 | 12.02 | |
84. | Способ выделения в слове окончания. | 1 | 15.02 | |
85. | Основа как значимая часть слова. | 1 | 16.02 | |
86. | Контрольное списывание №2. | 1 | 18.02 | |
87. | Работа над ошибками. | 1 | 19.02 | |
88. | Изменение одного итого же слова и разных слов. | 1 | 22.02 | |
89. | Неприменимость способа проверки орфограммы слабой позиции в окончании слова путем его изменения. | 1 | 24.02 | |
90. | Р/р Изложение. | 1 | 25.02 | |
91. | Работа над ошибками. | 1 | 26.02 | |
92. | Необходимость учета состава слова при проверке орфограмм. | 1 | 01.03 | |
93. | Необходимость учета состава слова при проверке орфограмм. | 1 | 02.03 | |
| Проверка орфограмм по сильной позиции с помощью родственных слов. | |||
94. | Понятие о родственных словах. Словарный диктант №3. | 1 | 04.03 | |
95. | Корень слова. Работа над ошибками. | 1 | 05.03 | |
96. | Способ определения родственных (однокоренных) слов. | 1 | 09.03 | |
97. | Контрольный диктант №4. | 1 | 11.03 | |
98. | Работа над ошибками. | 1 | 12.03 | |
99. | Способ определения родственных (однокоренных) слов. | 1 | 15.03 | |
100. | Непозиционное чередование звуков в корне. | 1 | 16.03 | |
101. | Аффиксы основы. | 1 | 18.03 | |
102. | Способы выделения в слове значимых частей. | 1 | 19.03 | |
103. | Способы выделения в слове значимых частей. | 1 | 01.04 | |
104. | Проверка орфограмм слабых позиций по сильной позиции с помощью однокоренных слов. | 1 | 02.04 | |
105. | Проверка орфограмм слабых позиций по сильной позиции с помощью однокоренных слов. | 1 | 05.04 | |
106. | Проверка орфограмм слабых позиций. | 1 | 06.04 | |
107. | Р/р Составление рассказа по серии картинок. | 1 | 08.04 | |
108. | Работа над ошибками. | 1 | 09.04 | |
109. | Проверка орфограмм слабых позиций. | 1 | 12.04 | |
110. | Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. | 1 | 13.04 | |
111. | Р/р Изложение. | 1 | 15.04 | |
112. | Работа над ошибками. | 1 | 16.04 | |
113. | Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. | 1 | 19.04 | |
114. | Проверка орфограмм слабых позиций. | 1 | 20.04 | |
115. | Проверочная работа №3. | 1 | 22.04 | |
116. | Работа над ошибками. | 1 | 23.04 | |
117. | Проверка орфограмм слабых позиций. | 1 | 26.04 | |
118. | Проверка орфограмм слабых позиций. | 1 | 27.04 | |
119. | Проверка орфограмм слабых позиций. | 1 | 29.04 | |
120. | Проверка орфограмм слабых позиций. | 1 | 30.04 | |
Систематизация изученного материала. | ||||
121. | Слово и его изменения. | 1 | 03.05 | |
122. | Значимые части слова. | 1 | 04.05 | |
123. | Чередование звуков.. Словарный диктант №4. | 1 | 06.05 | |
124. | Виды орфограмм и способы их проверки. Работа над ошибками. | 1 | 07.05 | |
125. | Виды орфограмм и способы их проверки. | 1 | 11.05 | |
126. | Р/р Изложение. | 1 | 13.05 | |
127. | Работа над ошибками. | 1 | 14.05 | |
128. | Виды орфограмм и способы их проверки. | 1 | 17.05 | |
129. | Виды орфограмм и способы их проверки. | 1 | 18.05 | |
130. | Контрольный диктант №5. | 1 | 20.05 | |
131. | Работа над ошибками. | 1 | 21.05 | |
132. | Повторение изученного. | 1 | 24.05 | |
133. | Повторение изученного. | 1 | 25.05 | |
134. | Повторение изученного. | 1 | 27.05 | |
135. | Повторение изученного. | 1 | 28.05 |
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК
Цели курса:
-познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- социокультурная цель- изучение русского языка – включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
-освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;
-воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Учебник: В.В.Репкин, Т.В.Некрасова, Е.В.Восторгова
«Русский язык»
Издательство «ВИТА-Пресс», Москва, 2012
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 2 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373), на основе Основной образовательной программы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней школы №8 (начальная ступень общего образования), примерной программы для начальной общеобразовательной школы (система Д.Б.Эльконина) (ООО Издательство «ВИТА-ПРЕСС», 2011г.), программы курса «Русский язык», авторы: В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, Т.В. Некрасова.
В основу разработки рабочей программы положены Требования к результатам освоения основных образовательных программ, Требования к результатам начального общего образования.
Обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему, — такова главная цель любого предметного курса, реализующего образовательную систему Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова, которая, бесспорно, является ярким воплощением деятельностного подхода.
Однако участвовать в учебном процессе в качестве его субъекта ребенок может лишь в том случае, если он способен не только на воспроизводящие, исполнительские действия, но и на осознание объективных оснований своих действий. Иными словами, он может не только правильно решить ту или иную задачу, но и объяснить, почему надо действовать именно так, а не иначе. В целях обеспечения возможности формирования таких личностных качеств учащегося в предлагаемом курсе по русскому языку для 1—4 классов изучение систематического курса начинается не с отдельных (частных) правил, а с общего принципа решения целого класса задач (проверки орфограмм), который затем последовательно конкретизируется на материале проверки разных типов орфограмм (безударных гласных, сомнительных согласных, непроизносимых согласных) во всех частях слова. Таким образом решается также задача формирования системного знания, при котором усвоение материала оказывается более качественным, так как оно осуществляется главным образом в процессе понимания, а не заучивания.
Вместе с тем понять общий принцип проверки орфограмм, овладеть им и распространить его на все указанные случаи ребенок сможет только в том случае, если у него сформировано представление о некоторой системе лингвистических понятий (соотношение звука и буквы в слове, слабые и сильные позиции звуков, фонема, значимые части слова, формы слова и пр.), на которую этот принцип опирается. В предлагаемом курсе последовательность и глубина изучения вводимых лингвистических понятий диктуется логикой формирования действия письма, которое, в силу неоднозначности отношений между звуковой и буквенной оболочками слова, приобретает характер орфографического действия. Теоретические знания в данном курсе являются не самоцелью, а средством решения целого круга актуальных для младшего школьника практических задач, связанных с правописанием. Такое построение содержания способствует поддержанию учебной мотивации младших школьников (так как грамотное письмо для них — символ взрослости), устойчивого познавательного интереса к изучению языковых поня-, тий, осознанию практической значимости изучаемой теории.
Вместе с тем в рамках предлагаемого курса решаются и другие традиционные задачи обучения родному языку. Важнейшая среди них — формирование у детей навыков чтения и письма, составляющих необходимую предпосылку успешности всего последующего обучения.
Обучение письму на основе фонематического принципа неминуемо включает и обучение чтению как действию по воспроизведению звуковой формы слова на основе его буквенной модели (записи). Осознанное выполнение этого действия опирается на анализ соотношения между звуковой (фонемной) формой слова и его буквенной структурой. По мере освоения и автоматизации такое действие превращается в навык чтения на уровне фонетического слова — сначала послогового, а затем и без разделения слова на слоги. Показателем овладения этим уровнем чтения является быстрый рост его скорости, который, однако, далеко не всегда сопровождается ростом его осмысленности. Понятно, что такой уровень чтения недостаточен. Для его превращения в осмысленное восприятие читаемого текста в качестве «единиц» чтения должны быть выделены не слоги и фонетические слова, а более крупные единицы текста. Осознанное их выделение опирается на понимание смысловых отношений между элементами высказывания. Поскольку эти отношения не вскрываются в процессе формирования орфографического действия, их выделение и анализ составляют особую задачу на заключительных этапах обучения чтению.
Программой предусматривается, что уже при первом столкновении детей с высказыванием (предложением) в нем должны быть выделены слова, указывающие на предмет сообщения (вопроса), и слова, указывающие на содержание сообщения (вопроса) об этом предмете. Такая задача на актуальное членение высказывания, т. е. на выделение в нем темы и ремы, должна быть в поле зрения учителя и учащихся на протяжении всего послебуквар-ного периода. Поскольку такое членение высказывания обусловлено контекстом, учащиеся постепенно начинают предугадывать, прогнозировать его, что и создает предпосылки для перехода к смысловому чтению. Для об-легчения этого перехода в упражнениях, предназначенных для отработки навыков чтения в послебукварный период, предусмотрена ориентация на тактовые ударения16, которые и служат средством выделения смысловых отрезков высказывания в потоке речи. По мере овладения навыком чтения эта задача трансформируется в задачу обучения чтению как особому виду речевой деятельности, т. е. общению, диалогу с автором текста.
Задачи обучения чтению и способы их решения тесно переплетаются с задачами развития речи учащихся, воспитания их речевой культуры. Необходимо исходить из того, что речь функционирует и развивается в неразрывном единстве с конкретными видами их деятельности: игровой, трудовой, художественной и т. д. В условиях реализации деятельностного подхода важнейшие изменения в речи связаны со становлением учебной деятельности. Ее коллективно-распределенный характер ставит ученика перед необходимостью обсудить ее цели и задачи, способы и средства их решения, оценить полученные результаты, т. е. порождает содержательные мотивы общения. Развертывающийся на этой основе коллективный учебный диалог ставит каждого из его участников в ситуацию конкретной коммуникативной задачи, успешное решение которой требует учета и адекватной оценки всей совокупности условий общения, выбора соответствующих средств, умения правильно использовать их. Вместе с тем все более глубокое осознание языковых значений и средств их выражения способствует интенсивному развитию чувства языка, которое становится одним из существеннейших факторов развития речи.
Но какую бы важную роль ни играло учебное общение в жизни младшего школьника, оно не исчерпывает того круга коммуникативных задач, с которыми он сталкивается и к решению которых его необходимо готовить. Учебный диалог сам по себе не обеспечивает овладение монологическими формами речи, которые играют весьма важную роль в последующем обучении. Важно и то, что, участвуя в учебном диалоге, ученик овладевает соответствующими речевыми умениями сугубо практически, не осознавая их оснований, что существенно сужает возможности произвольной регуляции речи. Все эти обстоятельства заставляют рассматривать развитие речи в рамках предлагаемой программы как особую задачу, требующую специальных средств ее решения. Они заключаются в том, чтобы обеспечить условия для постепенного перехода от непроизвольного учебного диалога к произвольно регулируемым формам монологической речи — как устной, так и письменной.
Решение этой задачи предполагает овладение рядом умений — как общеречевых, так и специфических — для того или иного вида речи. Важнейшими из них на начальном этапе обучения являются, во-первых, осознанное использование всех возможностей слова как важнейшего средства речевого общения, во-вторых, умение правильно ориентироваться в особенностях
^Тактовое ударение более сильное, чем словесное, с помощью него выделяются значимые слова в рамках такта — смыслового отрезка фразы, высказывания. текстов разных типов, от качества которого решающим образом зависит развитие монологической речи. Тем самым определяется два основных направления работы по развитию речи учащихся 1—4 классов. Это, с одной стороны, обогащение и активизация словарного запаса, а с другой — анализ и продуцирование разнообразных текстов. В процессе этой работы благодаря специальному подбору текстов, включающих лучшие образцы отечественной художественной литературы, одновременно решаются и воспитательные задачи начального курса родного языка, являющегося носителем национальной культуры.
Курс родного языка решает и определенные образовательные задачи, заключающиеся в ознакомлении детей с особенностями языка как знаковой системы и важнейшего средства общения.
Овладение принципом построения орфографического действия с необходимостью требует преодоления наивно-натуралистических представлений о языке, с которыми ребенок приходит в школу. Первый и решающий шаг в этом направлении должен быть сделан уже на начальном этапе обучения грамоте в связи со звуковым анализом слова. Осознание фонематических качеств звуков предполагает выделение в слове его значения (первоначально номинативного) и звуковой формы, а также установление отношения (связи) между ними. Фактически это означает открытие ребенком языкового знака — важнейшего объекта лингвистической науки. Представление о нем обогащается и конкретизируется по мере того, как в процессе формирования орфографического действия (а затем и за его пределами) развертываются обе стороны выделенного отношения.
Прежде всего наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. От представления о звуке как чувственно воспринимаемом элементе речи дети переходят к пониманию его смыслоразличительной функции («работы»), т. е. начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему. Обнаружив явление позиционного чередования звуков, ученики постепенно приходят к понятию фонемы как ряда позиционно чередующихся звуков, т. е. сверхчувственной фонетической единицы, реально выполняющей в языке функцию разграничения слов и морфем. Важно, что это знание принципиально нового для ребенка типа приобретает для него особый смысл, так как именно оно позволяет понять принцип построения орфографического действия и самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач.
В процессе формирования орфографического действия существенно обогащаются, перестраиваются и первоначальные представления о значении слова. Уже в начале второго класса анализ условий орфографической задачи приводит к выделению в слове его основы и окончания, а затем и значимых частей основы (морфем). Поиск сильной позиции для фонем в этих частях слова требует учета их значений. Тем самым у учащихся формируется представление о морфосемантической структуре слова, а затем и о системе его грамматических форм. Наиболее существенный сдвиг в понимании слова как значимой единицы языка происходит в процессе его изучения как части речи. И наконец, представление о слове не может быть полным без понимания механизмов и закономерностей его функционирования в речи, т.е. без анализа синтаксических единиц (словосочетания и предложения), в составе которых слово включается в речь.
Место курса «Русский язык» в учебном плане
Во 2 классе – 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели).
Содержание
1. Повторение материала, изученного в 1 классе (7ч.)
Слово как значимая (номинативная) и звуковая (фонетическая) единица языка. Ударение как средство организации слогов в слово. Звуки и буквы. Выбор буквы для обозначения гласного звука в зависимости от его позиции в слове (в начале слова, после согласных, парных и непарных по твердости-мягкости). Выбор буквы для обозначения звука [и]. Орфограммы, связанные с обозначением звука буквой (гласные после шипящих и ц, разделительные знаки ь и ъ).
Высказывание-сообщение и высказывание-вопрос. Восклицательное высказывание. Диалог, его элементы (реплики). Оформление высказываний на письме.
2. Позиционное чередование гласных звуков (14 ч.)
Возможность замены звуков в одном и том же слове при его изменении (чередование звуков). Изменение позиции звуков как причина их чередования (позиционное чередование). Сильная и слабая позиции гласных звуков (наличие любых гласных в ударных слогах и невозможность появления некоторых гласных в безударных слогах). Обозначение позиционно чередующихся звуков одной буквой, выбор этой буквы. Проблемный характер буквенного обозначения гласных звуков в слабой позиции (орфограммы слабых позиций). Формирование умения выделять слабые позиции гласных непосредственно в процессе письма (письмо с пропуском безударных гласных).
3. Позиционное чередование согласных звуков, парных по звонкости-глухости (13 ч)
Сильные и слабые позиции согласных, парных по звонкости-глухости. Отработка умения выделять орфограммы слабых позиций в процессе письма (письмо с пропуском орфограмм слабых позиций гласных и согласных).
4. Проверка орфограмм слабых позиций с помощью орфографического словаря (11 ч)
Приемы работы с орфографическим словарем. Печатный текст как образец орфографически правильных написаний. Приемы списывания текста с орфограммами слабых позиций.
5. Проверка орфограмм по сильной позиции (30 ч)
Приведение звука к сильной позиции как общий способ проверки орфограмм слабых позиций. Изменение слова как прием приведения звука к сильной позиции. Важнейшие типы изменения слов: изменение слов, называющих предметы, по числам и падежам (без названия падежей); изменение
слов, называющих признаки, по числам, родам и падежам; изменение слов, называющих действия, по лицам, числам, временам (настоящее и прошедшее время), по родам (в прошедшем времени). Неизменяемые слова.
6. Необходимость учета состава слова при проверке орфограмм слабой позиции (18 ч)
Основа и окончание слова. Неприменимость способа проверки орфограммы слабой позиции в окончании слова путем его изменения. Способ выделения окончаний и основ в словах разных типов. Изменения одного и того же слова и разные слова.
7. Проверка орфограмм с помощью родственных слов (27 ч)
Понятие о родственных словах (слова, образованные от одного и того же слова). Корень как общая часть основ родственных слов. Подбор однокоренных слов к заданному (простейшие случаи). Понятие об аффиксах как значимых частях основы, с помощью которых образуются новые слова. Классификация аффиксов по их положению в слове: префиксы (приставки), суффиксы. Позиционное и непозиционное чередование звуков в словах. Проверка орфограмм слабых позиций в корне с помощью родственных слов.
Правило правописания разделительных знаков ь и ъ.
8. Систематизация изученного материала (15 ч)
Слово и его изменения. Родственные слова. Значимые части слова: основа и окончание; корень и аффиксы.
Звуки как «строительный материал» языка. Позиционное чередование звуков. Сильные и слабые позиции звуков.
Обозначение звуков на письме. Орфограммы слабых и сильных позиций (систематизация). Правила правописания орфограмм сильных позиций (ь и ъ, гласные а, у, и, е после шипящих). Общий способ проверки орфограмм слабой позиции (приведение звука к сильной позиции в той же части слова). Приемы приведения звука к сильной позиции (изменение слова, подбор родственных слов). Орфограммы слабых позиций, не требующие специальной проверки. Проверка орфограмм слабой позиции с помощью орфографического словаря.
9. Развитие речи
Характеристика лексического (без употребления термина) значения слова с помощью толкового (учебного) словаря. Слова-синонимы и слова-омонимы (общее представление). Высказывание-сообщение и высказывание-вопрос (повторение). Восклицательные высказывания, их оформление на письме (повторение). Смысловые части высказывания (повторение).
Высказывание с несколькими сообщениями об одном предмете. Выражение содержания сообщения об одном предмете в нескольких взаимосвязанных высказываниях. Отнесенность сообщений к одному предмету (наличие общей темы) и наличие смысловой связи между сообщениями как признаки текста. Основное и дополнительные (уточняющие) сообщения в тексте. Заголовок текста как отражение его предмета (темы) или основного сообщения (основной мысли).
Диалог, его элементы (реплики, поясняющие слова автора), правила записи диалога (состоящего из реплик без слов автора).
Рифма и ритм в поэтической речи.
Узнавание предмета по сообщениям о нем (загадки).
Планируемые результаты
Личностные:
• осознание языка как основного средства человеческого общения; осознание необходимости изучения родного языка; обычаев и культуры своего народа;
• понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем культуры человека;
• умение оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение одноклассников с точки зрения правильности и культуры речи, соблюдения этикетных норм;
• осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений, таких как толерантность, уважительное отношение к другим ученикам и работникам школы, готовность прийти на помощь;
• знание основ культурного поведения и взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, старшими и младшими детьми в классном и школьном коллективе и за его пределами;
• владение нормами сотрудничества: уметь работать в паре, в малых и больших группах, уметь договариваться, слушать и слышать друг друга в ходе групповой и общеклассной дискуссии.
Метапредметные:
• умение формулировать запрос на недостающую информацию: обращаться ко взрослому или к доступной справочной литературе — орфографическому, орфоэпическому и толковому словарям;
• умение формулировать тему и основную мысль короткого и простого в смысловом отношении текста;
• умение определять границы собственных знаний, понимать, что уже знаешь, а что еще предстоит узнать.
Предметные:
• умение различать сильные и слабые позиции гласных и согласных звуков;
• владение способом определения значимых частей слова: окончания, основы, корня;
• владение общим способом проверки орфограмм слабых позиций;
• умение ставить орфографические задачи по ходу письма;
• владение способом определения корня слова, умение подбирать к сло ву однокоренные слова;
• умение определять лексическое значение слов с помощью контекста и толкового словаря;
• умение различать однокоренные слова и изменения одного и того же слова,
• умение проверять изученные орфограммы сильных позиций; проверять орфограммы слабых позиций в корне слова изменением слова и с помощью родственных слов;
• умение пользоваться орфографическим словарем для проверки орфограмм и ударения;
• умение правильно писать слова с непроверяемыми написаниями, предусмотренные программой;
• умение писать под диктовку текст в 35—45 слов с изученными орфограммами;
• умение списывать несложный по содержанию текст по специальным правилам;
• умение различать предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске, употреблять их в соответствии с ситуацией и правильно интонировать, обозначать интонацию предложений на письме;
• определять тему текста и его основную мысль, подбирать заголовок к тексту;
• выделять в тексте его части: начало, главную часть и концовку;
• умение восстанавливать деформированный текст; составлять текст по заданному началу или заключительной части;
• умение различать текст-повествование и текст-описание;
• умение читать выразительно незнакомый текст с ориентировкой на знаки препинания (темп чтения – 55 – 60 слов в минуту), ответить на вопросы по содержанию прочитанного текста.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Календарно – тематическое планирование
4 часа в неделю
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | |
по плану | по факту | |||
Повторение материала, изученного в 1 классе. | ||||
1. | Высказывание. | 1 | 01.09 | |
2. | Правила графики. | 1 | 03.09 | |
3. | Орфограмма. | 1 | 04.09 | |
4. | Орфограммы, связанные с обозначением звука буквой (гласные после шипящих, буквосочетания чк,чн,щн). | 1 | 07.09 | |
5. | Орфограммы, связанные с обозначением звука буквой. | 1 | 08.09 | |
6. | Орфограммы, связанные с обозначением звука буквой. | 1 | 10.09 | |
7. | Наблюдения над изменением в речи одного и того же слова, называющего предмет. Рифма и ритм. | 1 | 11.09 | |
| Позиционное чередование гласных. | |||
8. | Постановка учебной задачи «Может ли одна и та же буква обозначать разные звуки?». | 1 | 14.09 | |
9. | Позиционное чередование гласных звуков. | 1 | 15.09 | |
10. | Контрольный диктант №1. | 1 | 17.09 | |
11. | Работа над ошибками. | 1 | 18.09 | |
12. | Сильные и слабые позиции звуков. | 1 | 21.09 | |
13. | Закон русского письма. | 1 | 22.09 | |
14. | Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций. | 1 | 24.09 | |
15. | Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций. | 1 | 25.09 | |
16. | Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций. | 1 | 28.09 | |
17. | Р/р Восстановление деформированных предложений. | 1 | 29.09 | |
18. | Работа над ошибками. | 1 | 01.10 | |
19. | Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций. | 1 | 02.10 | |
20. | Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций. | 1 | 05.10 | |
21. | Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций. | 1 | 06.10 | |
| Позиционное чередование согласных звуков. | |||
22. | Постановка УЗ «Есть ли сильные и слабые позиции у согласных звуков?» | 1 | 08.10 | |
23. | Слабые и сильные позиции согласных звуков. | 1 | 09.10 | |
24. | Слабые и сильные позиции согласных звуков. | 1 | 12.10 | |
25. | Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций. | 1 | 13.10 | |
26. | Контрольный диктант №2. | 1 | 15.10 | |
27. | Работа над ошибками. | 1 | 16.10 | |
28. | Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций. | 1 | 19.10 | |
29. | Р/р Изложение по вопросам. | 1 | 20.10 | |
30. | Работа над ошибками. | 1 | 22.10 | |
31. | Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций. | 1 | 23.10 | |
32. | Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций. | 1 | 05.11 | |
33. | Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций. | 1 | 06.11 | |
34. | Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций. | 1 | 09.11 | |
Проверка орфограмм слабых позиций с помощью орфографического словаря. | ||||
35. | Проверка орфограмм слабых позиций по словарю. | 1 | 10.11 | |
36. | Проверка орфограмм слабых позиций по словарю. Признаки текста. | 1 | 12.11 | |
37. | Печатный текст как источник орфографических написаний. | 1 | 13.11 | |
38. | Списывание текста с орфограммами слабых позиций. | 1 | 16.11 | |
39. | Приемы списывания текста с орфограммами слабых позиций. | 1 | 17.11 | |
40. | Р/р Изложение. | 1 | 19.11 | |
41. | Работа над ошибками. | 1 | 20..11 | |
42. | Приемы списывания текста с орфограммами слабых позиций. | 1 | 23.11 | |
43. | Приемы списывания текста с орфограммами слабых позиций. | 1 | 24.11 | |
44. | Проверочная работа №1. | 1 | 26.11 | |
45. | Работа над ошибками. | 1 | 27.11 | |
| Проверка орфограмм по сильной позиции. | |||
46. | Постановка УЗ о способе проверки орфограмм без орфографического словаря. | 1 | 30.11 | |
47. | Приведение звука к сильной позиции как общий способ проверки орфограмм слабых позиций. | 1 | 01.12 | |
48. | Контрольное списывание №1. | 1 | 03.12 | |
49. | Работа над ошибками. | 1 | 04.12 | |
50. | Проверка орфограмм слабых позиций путем приведения звука к сильной позиции. | 1 | 07.12 | |
51. | Изменение названий предметов по числу. Словарный диктант №1. | 1 | 08.12 | |
52. | Изменение названий предметам по падежам (без названия падежей). Работа над ошибками. | 1 | 10.12 | |
53. | Проверка орфограмм слабых позиций по сильной в изменениях по числу и падежу. Неизменяемые слова. | 1 | 11.12 | |
54. | Проверка орфограмм слабых позиций по сильной. Изменение названий действий по лицам и числам. | 1 | 14.12 | |
55. | Проверка орфограмм слабых позиций путем приведения к сильной позиции. Изменение названий действий по временам (настоящее и прошедшее время). | 1 | 15.12 | |
56. | Р/р Изложение. | 1 | 17.12 | |
57. | Работа над ошибками. | 1 | 18.12 | |
58. | Проверка орфограмм слабых позиций путем приведения к сильной позиции. Изменение названий действий по родам (в прошедшем времени). | 1 | 21.12 | |
59. | Род слов называющих предметы. | 1 | 22.12 | |
60. | Контрольный диктант №3. | 1 | 24.12 | |
61. | Работа над ошибками. | 1 | 25.12 | |
62. | Проверка орфограмм слабых позиций. Неопределенная форма слов, называющих действия. | 1 | 28.12 | |
63. | Изменения слов, называющих признаки, по числам, родам и падежам. | 1 | 29.12 | |
64. | Важнейшие типы изменений слов (систематизация). | 1 | 11.01 | |
65. | Способы проверки орфограмм слабых позиций. | 1 | 12.01 | |
66. | Р/р Сочинение по серии сюжетных картинок. | 1 | 14.01 | |
67. | Работа над ошибками. | 1 | 15.01 | |
68. | Способы проверки орфограмм слабых и сильных позиций. | 1 | 18.01 | |
69. | Способы проверки орфограмм слабых и сильных позиций. | 1 | 19.01 | |
70. | Способы проверки орфограмм. | 1 | 21.01 | |
71. | Способы проверки орфограмм. | 1 | 22.01 | |
72. | Способы проверки орфограмм. | 1 | 25.01 | |
73. | Способы проверки орфограмм. Синонимы и омонимы. | 1 | 26.01 | |
74. | Проверочная работа №2. | 1 | 28.01 | |
75. | Работа над ошибками. | 1 | 29.01 | |
Необходимость учета состава слова при проверке орфограмм слабых позиций. | ||||
76. | Постановка УЗ «Все ли орфограммы можно проверять по сильной позиции?» | 1 | 01.02 | |
77. | Окончание как значимая часть слова. | 1 | 02.02 | |
78. | Способ выделения в слове окончания. Словарный диктант №2. | 1 | 04.02 | |
79. | Способ выделения в слове окончания. Нулевое окончание. Работа над ошибками. | 1 | 05.02 | |
80. | Способ выделения в слове окончания. | 1 | 08.02 | |
81. | Р/р Изложение. | 1 | 09.02 | |
82. | Работа над ошибками. | 1 | 11.02 | |
83. | Способ выделения в слове окончания. Окончания неопределенной формы. | 1 | 12.02 | |
84. | Способ выделения в слове окончания. | 1 | 15.02 | |
85. | Основа как значимая часть слова. | 1 | 16.02 | |
86. | Контрольное списывание №2. | 1 | 18.02 | |
87. | Работа над ошибками. | 1 | 19.02 | |
88. | Изменение одного итого же слова и разных слов. | 1 | 22.02 | |
89. | Неприменимость способа проверки орфограммы слабой позиции в окончании слова путем его изменения. | 1 | 24.02 | |
90. | Р/р Изложение. | 1 | 25.02 | |
91. | Работа над ошибками. | 1 | 26.02 | |
92. | Необходимость учета состава слова при проверке орфограмм. | 1 | 01.03 | |
93. | Необходимость учета состава слова при проверке орфограмм. | 1 | 02.03 | |
| Проверка орфограмм по сильной позиции с помощью родственных слов. | |||
94. | Понятие о родственных словах. Словарный диктант №3. | 1 | 04.03 | |
95. | Корень слова. Работа над ошибками. | 1 | 05.03 | |
96. | Способ определения родственных (однокоренных) слов. | 1 | 09.03 | |
97. | Контрольный диктант №4. | 1 | 11.03 | |
98. | Работа над ошибками. | 1 | 12.03 | |
99. | Способ определения родственных (однокоренных) слов. | 1 | 15.03 | |
100. | Непозиционное чередование звуков в корне. | 1 | 16.03 | |
101. | Аффиксы основы. | 1 | 18.03 | |
102. | Способы выделения в слове значимых частей. | 1 | 19.03 | |
103. | Способы выделения в слове значимых частей. | 1 | 01.04 | |
104. | Проверка орфограмм слабых позиций по сильной позиции с помощью однокоренных слов. | 1 | 02.04 | |
105. | Проверка орфограмм слабых позиций по сильной позиции с помощью однокоренных слов. | 1 | 05.04 | |
106. | Проверка орфограмм слабых позиций. | 1 | 06.04 | |
107. | Р/р Составление рассказа по серии картинок. | 1 | 08.04 | |
108. | Работа над ошибками. | 1 | 09.04 | |
109. | Проверка орфограмм слабых позиций. | 1 | 12.04 | |
110. | Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. | 1 | 13.04 | |
111. | Р/р Изложение. | 1 | 15.04 | |
112. | Работа над ошибками. | 1 | 16.04 | |
113. | Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. | 1 | 19.04 | |
114. | Проверка орфограмм слабых позиций. | 1 | 20.04 | |
115. | Проверочная работа №3. | 1 | 22.04 | |
116. | Работа над ошибками. | 1 | 23.04 | |
117. | Проверка орфограмм слабых позиций. | 1 | 26.04 | |
118. | Проверка орфограмм слабых позиций. | 1 | 27.04 | |
119. | Проверка орфограмм слабых позиций. | 1 | 29.04 | |
120. | Проверка орфограмм слабых позиций. | 1 | 30.04 | |
Систематизация изученного материала. | ||||
121. | Слово и его изменения. | 1 | 03.05 | |
122. | Значимые части слова. | 1 | 04.05 | |
123. | Чередование звуков.. Словарный диктант №4. | 1 | 06.05 | |
124. | Виды орфограмм и способы их проверки. Работа над ошибками. | 1 | 07.05 | |
125. | Виды орфограмм и способы их проверки. | 1 | 11.05 | |
126. | Р/р Изложение. | 1 | 13.05 | |
127. | Работа над ошибками. | 1 | 14.05 | |
128. | Виды орфограмм и способы их проверки. | 1 | 17.05 | |
129. | Виды орфограмм и способы их проверки. | 1 | 18.05 | |
130. | Контрольный диктант №5. | 1 | 20.05 | |
131. | Работа над ошибками. | 1 | 21.05 | |
132. | Повторение изученного. | 1 | 24.05 | |
133. | Повторение изученного. | 1 | 25.05 | |
134. | Повторение изученного. | 1 | 27.05 | |
135. | Повторение изученного. | 1 | 28.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ (образовательная система Д. Б. Эльконина – В.В. Давыдова )
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконин...
Рабочая программа по русскому языку по системе РО Л.В.Занкова, 3 класс по ФГОС
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе требований Федеральных государственных образовательных стандартов общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ №373 ...
Рабочая программа по окружающему миру по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
Данная рабочая программа соответствует требованиям ФГОС...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
данная разработка опробирована и используется при работе...
Рабочая программа по математике 3 класс ( система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова)
Представлена рабочая программа по математике. 3 класс. Система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова....
Рабочая программа по математике 4 класс (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)
Эта рабочая программа по математике будет полезна учителям, работающим по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова....
Рабочая учебная программа по математике, 1 класс (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)
Программа по математике....