Рабочая программа по окружающему миру по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме
Данная рабочая программа соответствует требованиям ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_okr_mir_chudinova.docx | 88.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по окружающему миру
(ФГОС нового поколения)
УМК системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
Учебник Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварёва «Окружающий мир»
издательство М.:«ВИТА-ПРЕСС»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова и комплексной программы по окружающему миру авторов: В.Чудиновой, Е.Н.Букварёвой в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Общая характеристика учебного курса
Образовательный компонент «Окружающий мир» занимает особое место в системе начального обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова. Во-первых, этот образовательный компонент составляют два учебных блока: «Естествознание» и «Обществознание». Основой объединения блоков «Естествознание» и «Обществознание» в целостный компонент «Окружающий мир» является в данной программе логика развертывания «Естествознания», поскольку именно в этом блоке выстроена систематическая последовательность учебных задач, обеспечивающая формирование основ научного мышления младшего школьника.
Также в содержание курса включены материалы по безопасности жизнедеятельности. Вторая особенность, отличающая «Окружающий мир» как от курсов русского языка и математики, так и от курсов эстетического цикла, состоит в том, что «Окружающий мир» решает задачи формирования мышления и сознания в условиях взаимодействия ребенка с «сопротивляющимся» объектом — природными и социальными явлениями. Это дает возможность ребенку проверять на практике свои предположения об устройстве и характере природных и социальных явлений, что и определяет успешность становления у него основ научного мышления.
Естественнонаучное знание представляет собой совокупность фактов, теорий, объясняющих факты, и научного метода, позволяющего получать факты и строить объяснительные модели. Можно учить детей представлениям или даже понятиям, входящим в современную научную картину мира, убирая все «строительные леса», с помощью которых она строилась. Но картина мира все время меняется, причем особенно быстро в последние годы, а с другой стороны, знание определенного круга фактов и объяснений вовсе не дает возможности ребенку самому поставить и решить проблему при столкновении с новым, неизвестным явлением.
В предлагаемом курсе учебным предметом является не картина мира, а сами способы создания этой картины, способы получения знаний о природе.
Основным методом обучения по системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова является решение детьми системы учебных задач. В курсе «Окружающий мир» основной учебнойзадачей является открытие эксперимента как способа практической проверки выдвинутых предположений. Решение детьми более частных учебных задач, открывающих способы планирования эксперимента, способы измерения величин, способы представления результатов исследования, построения объяснительной гипотезы как модели и пр., позволяет развить и конкретизировать простейшее экспериментирование.
Цели и задачи курса
Главная цель любого предметного курса, реализующего образовательную систему Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова:
- Обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему
Цель изучения курса «Окружающий мир»
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Задачи курса:
- овладеть основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе;
- осмыслить причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;
- формировать у школьников фундамент экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей, умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни и поведения в экстремальных ситуациях;
- формировать личный опыт общения ребенка с природой и людьми.
Данная рабочая программа конкретизирует содержание федерального государственного образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, способствует созданию условий для полноценного развития личности, её познавательных и созидательных возможностей, отражает пути реализации учебного материала: распределяет учебные часы по разделам курса, уточняет виды учебной деятельности, определяет количество контрольных работ для учащихся,
Основные содержательные линии курса
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе тремя содержательными блоками (предметными линиями)
«Природные и искусственные объекты как совокупности признаков и свойств»
«Человек в пространстве»
«Человек во времени»
К первой области относятся такие общие способы действия, как описание совокупности наблюдаемых признаков природного объекта, расположение группы объектов в порядке выраженности признака или состояния (порядковые шкалы), условное измерение – оценка выраженности признака или состояния, группировка объектов, выявление отношения между выраженностью свойства у разных объектов. Предметом действия являются такие признаки объектов как форма, цвет, длина, ширина, высота, объём, площадь, материал, скорость движения, численность группы объектов и пр.
Ко второй области относятся способы описания объекта, как имеющего пространственную структуру - это запись маршрута (последовательных точек пространства), картосхема, профиль и рельеф как плоские отображения трёхмерной местности, разрезы (срезы) как изображения внутренней пространственной структуры объекта.
К третьей области относятся способы описания временных характеристик объектов – последовательности состояний, событий, измерения длительности промежутков между событиями, способы выявления и описания обусловленности изменений (наблюдение, эксперимент).
Следует жестко зафиксировать, что естественнонаучные понятия (модели процессов) не могут и не должны быть предметом усвоения на начальной ступени школьного образования. Вместе с тем, перечисленные выше способы описания (получения и фиксации естественнонаучного факта) должны частично или полностью осваиваться в начальной школе, потому что освоение этих способов действия делает возможным понимание учебных текстов основной школы по физике, химии, биологии, географии, астрономии и разворачивание активных форм освоения содержания естественнонаучных предметов.
Это соответствует современным тенденциям развития образования, отраженным в принятом Государственном Стандарте начального образования. Школа перестает быть местом, где ребенок получает информацию и заучивает ее, а становится местом, где ребенок учится работать с информационными источниками, понимать и преобразовывать полученную информацию.
В предлагаемом курсе учебным предметом является не картина мира, а сами способы создания этой картины, способы получения знаний о природе.
Основным методом обучения по системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова является решение детьми системы учебных задач. В курсе «Окружающий мир» основной учебной задачей является открытие эксперимента как способа практической проверки выдвинутых предположений. Решение детьми более частных учебных задач, открывающих способы планирования эксперимента, способы измерения величин, способы представления результатов исследования, построения объяснительной гипотезы как модели и пр., позволяет развить и конкретизировать простейшее экспериментирование.
Исходя из этого тематическое содержание подбиралось так, чтобы:
- на первых этапах работы дети имели дело с наиболее чувственно богатым материалом, позволяющим расширить опыт их ощущений и практических действий;
- у детей сложилась картина мира, максимально близкая к современной научной картине (мир, в котором все взаимосвязано и непрерывно развивается).
Тем не менее программа предполагает, что творчески работающий учитель может свободно использовать тот или иной материал при постановке конкретных учебных задач.
Разделы по обществознанию дополняют этот материал, раскрывая перед учащимися другие стороны окружающего мира. Вместе с тем эти разделы органично вписаны в основную логику движения от темы к теме. Так, проблема измерения времени, поднятая в блоке «Естествознание», находит свое закономерное продолжение в теме «Историческое время» (блок «Обществознание»), а освоение умения читать простейшие карты и планы (блок «Естествознание») находит применение в темах «История на карте», «Народы, населяющие Россию» («Обществознание»). В блоке «Обществознание» сильно выражен региональный компонент.
Материал и форма конкретных заданий подобраны с учетом возрастных особенностей детей. Задания содержат элементы конструирования, рисования, практических действий и игр. Обращается особое внимание на проведение практических работ и экскурсий, с одной стороны, и формирование умения работать с текстами и документами — с другой.
Значение курса «Окружающий мир» состоит также в том, что в ходе его изучения происходит формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры; закладываются основы экологической и культурологической грамотности. В процессе изучения курса «Окружающий мир» развиваются общеучебные умения ребенка, такие, как способность наблюдать, анализировать, выделять существенное, схематически фиксировать новый опыт, работать с научно-популярным текстом, выдвигать и проверять гипотезы, творчески подходить к проблемной ситуации, представлять свои наблюдения и выводы в принятых в культуре формах, а также специальные умения, такие, как: устанавливать временные и причинно-следственные связи между процессами, фиксировать результаты наблюдений и экспериментов, ориентироваться на местности, ориентироваться в ходе событий своей жизни и жизни окружающих, осознавать ход природных и социальных процессов и т.д.
Место предмета в базисном учебном плане
Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.
На изучение окружающего мира отводится 2 часа в неделю, всего на изучение программного материала отводится 68 часов в год.
1-ый год обучения -2часа х 34 недели=68 часов
2-ой год обучения - 2часа х 34 недели=68 часов
3-ий год обучения - 2часа х 34 недели=68 часов
4-ый год обучения -2часа х 34 недели=68 часов
Планируемые результаты освоения предмета
Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
• осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в общих делах и событиях;
• осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений (толерантность, взаимопомощь, уважительное отношение к культуре и истории своего и других народов, ценность человеческой жизни и жизни других живых существ Земли и т.д.), культура поведения и взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
• установка на безопасный здоровый образ жизни (физическая культура, закаливание, безопасное поведение на природе и в общественных местах).
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
• способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность;
• способность осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач, работать с информацией, представленной в разнообразных знаковых формах (схемы, таблицы, картосхемы, разрезы, диаграммы и пр.)
• способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира;
• способность описывать и характеризовать факты и явления природного мира, события культуры, результаты своей исследовательской и практической деятельности, создавая разнообразные информационные тексты.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
• реконструкция общекультурной картины природного и социального мира (природных и социальных объектов и явлений в их взаимосвязях), которая в курсах основной школы выступит как материал, подлежащий рефлексивной переработке и дифференциации;
• опыт применения этих представлений для решения несложных практических задач;
• освоение средств и способов научно-познавательной деятельности (в частности, средств и способов представления материальных объектов через совокупность их признаков и свойств; репрезентации пространственных отношений, процессов и зависимостей; прямого и косвенного измерения параметров объектов и процессов; упорядочения, группировки и выразительного предъявления фактических данных; первичного анализа причинных связей процессов).
Формы организации учебного процесса
Образовательный процесс в окружающем мире организуется с помощью следующих форм и видов учебных занятий:
• урок – место для коллективной работы класса по постановке и решению учебных задач;
• урок моделирования и преобразования модели. Цель моделирования – выделить и зафиксировать наиболее общее отношение в предмете для его исследования;
• урок решения частных задач по применению «открытого» способа.
• урок-презентация – место для предъявления учащимися результатов самостоятельной работы;
• урок-диагностика – место для проведения проверочной или диагностической работы;
• урок-проектирование – место для решения проектных задач;
• урок контроля.
• самостоятельная работа учащихся дома имеет следующие линии:
- задания по коррекции знаний и умений после проведения диагностических и проверочных работ;
- задания по освоению ведущих тем курса, включая отработку соответствующих навыков, на трех уровнях (формальном, рефлексивном и ресурсном);
- творческие задания для учащихся, которые хотят расширить свои естественнонаучные знания и умения (эти задания выбираются и выполняются по желанию).
• урок оценки способа.
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Программа предусматривает применение современных технологий:
• технология РО Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова (карты движения, стол «заданий», « стол помощников», карточки с индивидуальными заданиями, справочники ошибок, тетради открытий, тетради достижений);
• проблемное обучение (схемы, модели);
• игровые технологии (дидактические игры, ролевые игры)
• технология индивидуализации обучения, групповые технологии (карточки с индивидуальными заданиями, стол «помощников», построение индивидуальных траекторий движения по предметам, карточки для работы в группах сменного состава);
• «Педагогика сотрудничества»;
Система оценивания
Контроль и оценка учебной деятельности учащихся со стороны педагога является неотъемлемой частью педагогической деятельности. Без данных действий педагог не может профессионально принимать решения по отношению к ребенку. Положительный результат работы школы может быть получен только при условии создания и применения педагогическим коллективом единой системы контроля и оценки.
Система оценивания по окружающему миру представлена следующими видами работ:
Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также наметить «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организовать коррекционную работу в зоне актуальных знаний.
Тестовая диагностическая работа(ТДР)- (на входе и выходе) включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках решения учебной задачи.
Самостоятельная работа учащихся по теме начинается сразу с началом новой учебной темы и направлена, с одной стороны, на возможную коррекцию результатов предыдущей темы обучения, с другой стороны, на параллельную отработку и углубление текущей изучаемой учебной темы. Учитель предоставляет учащимся набор учебного материала, учащийся из него выбирает те задания, которые сочтет для себя нужными. Самостоятельная работа учащихся рассчитана на продолжительное время выполнения (но не более одного месяца). Результаты этой работы учащийся оформляет в специальной тетради «Для самостоятельных работ», учитель осуществляет их проверку. По итогам выполнения самостоятельной работы учащихся проводится специальный урок-презентация.
Проверочная работа по итогам выполнения самостоятельной работы учащимися проводится после демонстрации учащимися своей самостоятельной работы по теме и может служить механизмом управления и коррекции следующего этапа самостоятельной работы школьников. Результаты проверочной работы заносятся учителем в электронный журнал, а для учащихся и их родителей в электронном дневнике.
Проверочная работа по установлению уровня освоения учащимися предметных культурных способов/средств действия. Такая работа проводится после решения учебной задачи и представляет собой трехуровневую задачу, состоящую из трех заданий. По итогам работы определяется персональный «профиль» ученика.
Итоговая проверочная работа (проводится в конце апреля) включает основные темы учебного периода. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения. Работа может проводиться в несколько этапов.
Выпускник начальной школы по данной программе в рамках ФГОС должен:
- В области естествознания:
Называть:
- основные свойства воды;
- основные свойства воздуха;
- условия, необходимые для жизни растений и животных.
- правила охраны и укрепления здоровья.
- название нашей планеты,
- правила поведения в природе.
Приводить примеры:
- диких и домашних животных (2-3 на кажду группу);
- дикорастущих и культурных растений (2-3 на кажду группу);
- хвойных и лиственных деревьев, кустарников, трав (2-3 на каждую группу);
- природных явлений (2-3);
- живых и неживых природных тел (объектов наблюдения);
- веществ в разных агрегатных состояниях;
- полезных и вредных для здоровья привычек.
- представителей разных групп животных (насекомые, рыбы, птицы, звери) не менее 3 представителей из изученных.
- представителей растений своего региона: трав, кустарников и деревьев (не менее 3 из каждой группы), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.
- представителей насекомых, рыб, птиц и зверей своего региона (не менее трех из каждой группы), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.
Различать на уровне представлений:
- естественные (природные) и искусственные объекты (предметы труда и изделия человека);
- живые и неживые природные объекты (тела);
- части растения, отображать их в схематическом рисунке.
- вещества (материалы);
- явления (процессы).
- агрегатные состояния воды;
Кратко характеризовать:
- свойства объекта наблюдения (форма, цвет, сравнительные размеры).
- роль Солнца для жизни на Земле;
- сезонные изменения в природе; связи между жизнью живых существ и сезонными изменениями.
- воздействие человека на природу (положительное и отрицательное), меры по ее охране.
Решать практические задачи:
- измерять температуру воздуха с помощью термометра;
- измерять время с помощью часов;
- составлять свой распорядок дня;
- проращивать семена, ухаживать за растениями;
- владеть элементарными приемами чтения картосхемы: показывать на карте материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без называния);
- показывать на карте границы России, столицу России.
- В области обществознания и основ безопасности жизнедеятельности:
Называть:
- Название родной страны, родного региона, столицы России, родного города (села).
- основной закон страны.
- правила дорожного движения.
Приводить примеры:
- правильного и неправильного поведения на улице.
Кратко характеризовать:
- элементарные правила поведения в школе и дома.
- условия результативной работы группы и правила взаимодействия людей при общении;
- условия безопасного перехода через улицу (правила дорожного движения);
- изменения ребенка по мере взросления.
- условия пожарной безопасности (правила поведения при пожаре и задымлении).
- государственные символы России (флаг, герб).
- отдельные (изученные) события из истории Отечества.
- о родном крае,
- родной стране, столице.
Решать практические задачи:
- прокладывать безопасные маршруты в своем микрорайоне;
- осуществлять безопасное поведение в своем доме.
- находить на современной карте границы современной России, столицу, 1-2 города;
- находить на исторической карте примерную территорию Древней Руси, Российского государства, места отдельных исторических событий (2-3 древнерусских города, где были сражения с монголами; 2-3 города, основанные сибирскими первопроходцами, Петербург – город, построенный Петром, и выдержавший блокаду в Великой Отечественной войне),
Кроме этого обучение по данной программе дает возможность научиться:
- В области естествознания:
Приводить примеры:
- состояний разных объектов;
- процессов, происходящих вокруг нас (в том числе, природных явлений);
- процессов, происходящих в теле человека (из числа изученных на уроках).
- разных пород собак.
- измерительных приборов;
- местных признаков, предсказывающих погоду.
- горных пород и минералов;
- полезных ископаемых, их свойств и использования;
- разных жилищ животных;
- воздействия природных сил на рельеф местности;
- воздействия человека на рельеф местности.
- использования космического пространства для нужд человечества.
Различать на уровне представлений:
- органы чувств человека и их функции;
- виды осадков;
- виды горных пород;
- почву и горную породу;
- процессы роста и развития живых существ;
- существенные и несущественные условия процессов;
- наблюдение и эксперимент как разные способы получения ответов на вопросы об окружающем мире.
Кратко характеризовать:
- состояние погоды.
- условия некоторых физических превращений (изменений агрегатного состояния воды, скольжения, полета и пр.)
- условия некоторых химических процессов (горения, появления ржавчины и пр.)
- условия некоторых биологических процессов (движения растений, позеленения растений, прорастания семян, сезонной линьки животных, распознавания животными особей своего вида и пр.).
- превращения горных пород;
- состав почвы в отличие от горной породы;
- внутреннее строение Земли.
Решать практические задачи:
- проводить целенаправленное наблюдение за живыми существами и процессами, происходящими с ними;
- строить ряды объектов по указанному свойству.
- строить простейшие классификации объектов.
- планировать и проводить несложные опыты (вместе с одноклассниками);
- использовать шкалы разной мерности для измерения свойств объектов и процессов (в рамках рассмотренных на уроках);
- измерять силу ветра, количество осадков;
- измерять температуру воды и собственного тела с помощью термометра;
- измерять время разными способами.
- представлять результаты наблюдений и опытов в виде простейших картосхем, графиков, шкал, таблиц, диаграмм;
- читать простейшие картосхемы, шкалы, графики, диаграммы, таблицы, разрезы;
- фиксировать маршрут своего движения с помощью символической записи и на картосхеме;
- определять твердость минерала по шкале Мооса.
- определять силу ветра по шкале Бофорта.
- определять стороны горизонта по компасу, звездам и Солнцу.
- строить график процесса собственного роста.
- строить свой температурный график.
- В области обществознания и основ безопасности жизнедеятельности:
Приводить примеры:
- событий из личной истории и истории семьи;
- родственных отношений;
- событий из истории родного города (села).
- разных жилищ людей;
- традиций разных народов;
- стран, окружающих Россию.
- народов, населяющих Россию.
- достопримечательностей родного дома, края, столицы, страны.
- крупных деятелей Отечества;
- традиционных, семейных и религиозных праздников
Кратко характеризовать:
- памятники архитектуры, описывая их по плану,
- признаки разных профессий;
- виды транспорта,
- предметы быта (изделия человека), выделяя их свойства.
- экологические и демографические проблемы человечества.
Решать практические задачи:
- проводить целенаправленное наблюдение за процессами, происходящими вокруг нас в повседневной жизни;
- уметь называть в речевой форме и анализировать свои ощущения при наблюдении;
- строить ряды объектов по указанному свойству.
- определять последовательность исторических событий (раньше - позже);
- соотносить год с веком;
Уметь получать и анализировать информацию:
- определять тему простого научно-популярного текста;
- формулировать своими словами или словами из текста его главную мысль.
- находить в тексте незнакомые слова, определять их значение разными способами.
- составлять простейший план несложного текста для пересказа;
- рассказывать несложный текст по плану.
- представлять результаты социологического опроса в виде простейших таблиц и диаграмм;
- читать простейшие картосхемы с внесенной туда информацией о социальных объектах;
- читать простейшие графики, диаграммы и таблицы, содержащие информацию о социальных объектах и процессах;
- находить в справочниках ответ на интересующий вопрос.
Для реализации программного содержания используются:
- Е. В. Чудинова, Е.Н. Букварева. Окружающий мир 1 кл. Учебник-тетрадь. М. Вита-Пресс, 2012
- Е. В. Чудинова, Е.Н. Букварева. Окружающий мир 2 кл. Учебник-тетрадь. М. Вита-Пресс, 2012
- Е. В. Чудинова, Е.Н. Букварева. Окружающий мир 3 кл. Учебник-тетрадь. М. Вита-Пресс, 2012
- Е. В. Чудинова, Е.Н. Букварева. Окружающий мир 4 кл. Учебник-тетрадь. М. Вита-Пресс, 2012
- Е. В. Чудинова, Е.Н. Букварева. Окружающий мир. Методические рекомендации для учителя 1-4 класс. М. Вита-Пресс, 2012.
- Электронный инновационный учебно-методический комплект «Новая начальная школа». Сайт единой цифровой образовательной коллекции http://school –collection.edu.ru
- «Тайны пространства и времени для младших школьников» - диск с цифровыми образовательными ресурсами, - Изд-во: ЗАО «1С», 2008 г.
- «Окружающий мир. Тесты. (1-4)» - диск с цифровыми образовательными ресурсами, - Изд-во: ЗАО «1С», 2012 г.
- «Развитие речи. Работа с текстом. (1-4)» - диск с цифровыми образовательными ресурсами, - Изд-во: ЗАО «1С», 2011 г.
- Сайт информационной поддержки«www.n-bio.ru»
Тематическое планирование
Е. В. Чудинова, Е.Н. Букварева
Окружающий мир 1 класс
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
1. Постановка проблемы получения знания об естественных (природных) и искусственных объектах-10 часов | ||
Природа – то, что нас окружает, но не создано человеком. Естественное (природные объекты) и искусственное, сделанное руками человека (изделия). Изготовление стекла из песка, бумаги из древесины, продуктов питания из растений и животных продуктов (мяса, яиц, молока), резины из каучука, одежды из шерсти животных и растительных волокон. Дикорастущие и культурные растения. Части цветкового растения (корень, стебель, лист, плод с семенами). Разнообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Роль растений в природе и жизни людей. | • Преобразование природы человеком. Искусственное и природное. • Дикие и домашние животные, дикорастущие и культурные растения. • Основные части цветкового растения: корень, стебель, лист, цветок и плод. • Деревья, кустарники и травы. Разнообразие растений. • Внешнее строение и части растений. Использование растений человеком. | Работа в группах (знакомство с первыми правилами групповой работы).Различение объектов, предложенных для рассмотрения в группе, по признакам, называние признаков объекта словами, группировка (классификация) на естественное и искусственное. Знакомство со способом выражения сомнения (вопроса) и способом выражения несогласия (общеклассная дискуссия).Получение опыта наблюдения и описания разнообразных изделий (стекло, бумага, вязаные и меховые изделия, продукты питания, др.). Работа с текстом: понимание смысла текста со слуха. |
2. Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире. Анализ ощущений человека-8 часов | ||
Признаки рассматриваемых объектов (цвет, форма, сравнительные размеры, запах, вкус, пр.). Органы чувств и их работа: глаза (зрение), уши (слух), нос (обоняние), язык (вкус), кожа (осязание). Органы чувств человека и животных. Животные – «чемпионы» по зрению, слуху, осязанию, обонянию, вкусу. Слабовидящие и слабослышащие люди, их трудности, помощь им других людей. | • Виды ощущений человека: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. • Органы чувств человека и животных. | Различение объектов по признакам, описание природных объектов и изделий - называние ощущений, получаемых разными органами чувств, точными словами, получение опыта дифференцировки разнокачественных ощущений. |
3. Свойства (признаки) объекта наблюдения. Выделение и называние разных свойств объекта наблюдения. Планирование наблюдений -16 часов | ||
Окружающие люди – работники разных профессий: учитель, врач, художник, программист, дворник, продавец и т.д. Признаки профессий. Значение труда в жизни человека и общества. Постройки людей: примечательные здания. Примечательные здания родного города (села).Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Ядовитые грибы. Пластинчатые и трубчатые грибы. Правила сбора грибов. Насекомые, которых можно встретить дома или рядом с домом. Дикие и одомашненные животные. Роль животных в жизни людей. | • Архитектурные сооружения Москвы – столицы России, и Петербурга. Их признаки. • Предметы быта и их признаки. • Признаки профессий. • Листья, ветки и кора деревьев, хвойные и лиственные деревья, камни, грибы съедобные и несъедобные, их признаки.. • Насекомые, домашние животные, птицы, наблюдаемые признаки и свойства. | Обсуждение стихотворений, посвященных разным профессиям (например, С.Маршака, Дж.Родари, Б.Житкова). Рассматривание разных инструментов, принесенных учителем (например, классный журнал, компьютерная мышь, микроскоп, рубанок, швабра, набор специй и пр.) определение их профессиональной принадлежности. Группировка (классификация) грибов на съедобные и несъедобные, трубчатые и пластинчатые. Различение насекомых и других мелких животных (по отличительным признакам – 6 ног и насечки на покрове). Работа с лупой. Рассматривание коллекций насекомых. Планирование описания. Классификация животных на диких и одомашненных. Сравнение домашних животных и их диких родственников по признакам |
4. Сравнение объектов по выделенному свойству. Построение рядов объектов по выделенному свойству. Классификация объектов по выделенному свойству-10часов | ||
Объект как совокупность признаков. Новые объекты для наблюдения и описания. Разнообразие зверей и птиц. Объект как совокупность признаков. Часто встречаемые и хорошо знакомые объекты. Деревья в городе (селе). | • Виды бумаги. Изготовление бумаги. Необходимость экономии бумаги. • Птичьи клювы. Приспособленность птиц к условиям их жизни. • Птичьи яйца. Приспособленность птиц к условиям обитания. Охрана птиц. • Хвосты животных. Приспособленность животных к условиям обитания. • Листья деревьев. Разнообразие растений. • Бабочки. Примеры бабочек, обитающих в России. • Предметы быта (мебели, посуды и пр.). | Работа с лупой – рассмотрение скорлупы куриного яйца (прочность – защита, поры – для дыхания будущего цыплёнка). Сравнение птичьих яиц и птичьих клювов по разным признакам. Построение рядов по выраженности признака. Обсуждение приспособленности птиц к разным условиям (цвет яиц, вид гнезда, вид клюва и его работа, вид лап и их работа). Сравнение изображений хвостов и изделий, принесенных учителем (метёлка, лопатка, проволока и пр.), построение гипотез о функциях хвостов. Обсуждение приспособленности животных к разным условиям (лазанье по деревьям, быстрое передвижение по открытым пространствам, плавание и пр.). Различение видов деревьев, растущих в городе (селе) – 4-5 видов по выбору учителя. Построение рядов по выраженности признаков |
5. Разные состояния объекта. Их описание и представление с помощью схемы-6 часов | ||
Состояния объектов. Разные физические и эмоциональные состояния человека: усталость и бодрость, грусть и веселье, спокойствие и активность. Разные состояния природы: погода и ее перемены. Разные состояния вещей (изделий человека). Учебник – книга, которую нужно беречь. | • Состояния погоды (ясная, пасмурная, влажная, сухая, жаркая, холодная). • Состояния человека (бодрый, усталый, рассеянный, сосредоточенный, огорченный и пр.). • Болезненные состояния человека. Примеры классификации заболеваний. | Описание разных состояний вещи (изделия). Наблюдение за погодой, фиксация ее состояний. Различение состояний других людей. Обсуждение возможности проявления своего состояния (правила поведения в общественных местах). Анализ выражения своего состояния животными – сравнение выражений эмоций обезьяной и человеком (общее и различное). Способы проявлений эмоций собакой. Обсуждение правил поведения на улице при встрече с неизвестной собакой. |
6. Процесс как смена состояний объекта. Процессы вокруг нас-16 часов | ||
Процесс как смена состояний объекта. Состояния воды: твёрдое тело, жидкость, газ. Изменение состояния воды в зависимости от нагревания и охлаждения. Вода в природе. Процесс падения капли. Сезонные изменения в природе. Названия времен года. Явления природы: снегопад, листопад, сезонная линька животных, гроза, перелеты птиц и др. Процессы разрушения и роста (кристаллизация) в неживой природе. Жизнь улицы. Общественный транспорт в городе и селе. Наземный, воздушный и водный транспорт Процессы, происходящие с неживыми объектами и живыми существами. Живое и неживое. | • Химические процессы: горение, его необратимость. • Жизнь города. Движение транспорта на улицах города. Виды транспорта. Поведение людей на улице. • Последовательность времен года. Сезонные изменения растений и животных. • Физические процессы, происходящие с водой: падение капли в воду, замерзание воды, таяние льда и снега, испарение лужи, узоры на окнах. Первое представление о круговороте воды в природе. • Физиологические процессы у человека: дыхания, заживания синяков и царапин, плача младенца, усиления биения сердца при физической нагрузке, сгибания руки. • Изменения эмоционального состояния человека и животных. Проявление эмоций человеком и животными (обезьянами, собаками). Мимика и поза как показатели эмоций. • Живая и неживая природа. Изменения в живой и неживой природе. Неживая природа: разрушение (размывание берегов и пр.), рост (кристаллов, стактитов, и пр.) • Живая природа: развитие как важная отличительная черта живых существ (развитие одуванчика, курицы, насекомых). • Установление последовательности процессов (на примере чтения следов животных). • Возможность предсказания хода процесса (на примере прорастания луковицы). • Примеры природных явлений. | Наблюдение за таянием снега, испарением воды. Выдвижение гипотез о том, как «поймать исчезнувшую» (превратившуюся в пар) воду (на демонстрационных опытах). Практическая работа по изучению падения капли. Анализ стихотворений. Отгадывание загадок. Группировка транспортных средств по признакам (разные классификации видов транспорта ). Первоначальное знакомство с правилами культурного поведения на улице (не сорить, быть вежливым, быть осторожным и внимательным). Описание разных состояний вещи (изделия). Наблюдение за погодой, фиксация ее состояний. Рефлексия собственного состояния. Различение состояний других людей. Обсуждение возможности проявления своего состояния (правила поведения в общественных местах). Анализ выражения своего состояния животными – сравнение выражений эмоций обезьяной и человеком (общее и различное). Способы проявлений эмоций собакой. Обсуждение правил поведения на улице при встрече с неизвестной собакой. |
Примерная тематика экскурсий:
- История вещей (экскурсия в политехнический, краеведческий или исторический музей).
- Сезонные изменения в природе.
- Фенологические наблюдения (экскурсия в лес, парк).
Тематическое планирование
Е. В. Чудинова, Е.Н. Букварева
Окружающий мир 2 класс
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Условия процесса. Различение существенных и несущественных условий -12 часов | ||
Стартовая работа. Определение «дефицитов» в знаниях и умениях учащихся Сопоставление оценки учителя и учащегося по итогам стартовой работы. Организация работы по составлению плана ликвидации трудностей и ошибок учащихся. Отбор необходимых заданий для самостоятельной работы. Определение задач учебного года через анализ задач стартовой работы на «разрыв». Составление «карты» основных задач года и плана работы над ликвидацией проблемных «зон» учащихся Постановка задачи на определение условий протекания природных и социальных процессов в жизни природы и человека. Обнаружение условий наблюдаемых процессов. Выделение условий протекания процессов в разных текстах. Тела и вещества. Процессы, происходящие с ними. Горение. Условия, необходимые для жизни растений и животных, правильного роста и развития человека. Планирование и проведение простейших опытов: выявить влияние условия на результат. | • Условия приготовления вареной и жареной картошки; условия приготовления еды; безопасность при приготовлении еды. • Условия перехода воды из одного агрегатного состояния в другое; круговорот воды в природе. Различение тела и вещества, тел природы и изделий человека, неживых тел природы и живых существ. • Разные материалы (вещества) и условия процессов, происходящих с ними (на примере изготовления глиняной чашки, порчи оловянных пуговиц, ржавления железных изделий). • Условия горения (тушения огня). Безопасность при пожаре и задымлении. • условия результативной работы группы на уроке; правила взаимодействия людей в обществе. • Условия безопасного перехода через улицу; • Условия правильного роста и развития человека. Закаливание и гигиена как способы профилактики заболеваний. • Условия, необходимые для жизни растений и животных; взаимосвязь неживой и живой природы • Условия хорошего полета, условия скольжения (которые возможно выявить в практической работе). | Анализ технологических рецептов, как описаний порядка действий с предметами и материалами. Составление и чтение схем изменения состояния объектов (например: картофель сырой → картофель варёный) с указанием условий изменения (вода, нагревание). Различение существенных и несущественных условий процессов. Работа с информационным текстом: поиск незнакомых слов, вычитывание информации. Обнаружение воздуха, как необходимого условия горения. Знакомство с правилами безопасного поведения при возгорании. Практические работы по поиску условий процессов (условия работы веревочного телефона и «змейки», выявляющей движение воздуха). Различение состояний воды по признакам. Составление и чтение схем превращений (например, лёд→ вода→пар и т.п.) с указанием условий превращения (нагревание, охлаждение). Работа с информационным текстом: интерпретация, поиск значения незнакомых слов). Практические работы по изучению превращений воды, вида снежинок, образования тумана, процесса растворения. |
Эксперимент как основной способ решения научных споров. Простейшие способы проверки гипотез -16 часов | ||
Формирование у учащихся представлений об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах. Предпочтение отдается самому близкому, что доступно непосредственному опыту детей | • Причины раскрывания-закрывания упавших шишек. • Причины осенней и весенней линьки зверей. • Существенные условия запоминания. • Условия прочности сооружений. Обеспечение безопасности при землетрясении; • Таяние снега в городе и в лесу. Загрязненность улиц города. • Движение комнатных растений (стебли и листья растений тянутся к свету, корни растений тянутся к питательным веществам). • Поведение животных (ощущения животных; признаки, на которые ориентируются животные) | Планирование опытов. Предсказание возможных результатов. Описание результатов. Извлечение выводов из опытов. Интерпретация опытов, проведенных учеными. Составление текста-описания эксперимента. Работа с информационным текстом: озаглавливание, разбиение на смысловые части, восстановление значения слов по контексту, вычитывание информации, различение известного и неизвестного, различение фактов и объяснений. Освоение тестовой формы проверочной работы. Выполнение технического рисунка. |
Измерение как необходимая часть наблюдения или эксперимента-30 часов | ||
Постановка задачи: для чего нужно выполнять измерения. Выделение и осознание соответствия между измерительным прибором, измеряемой величиной и единицей измерения: что и чем мерить. Работа с основными единицами измерения длины, знакомство с другими мерами. Знакомство с различными видами часов. Знакомство с измерительными приборами (термометр, флюгер, анемометр, осадкомер). Измерения облачности (палеткой), количества и интенсивности осадков. Работа со шкалами: Цельсия, Фаренгейта, Реомюра. Познание учащимися различных процессов, явлений окружающего мира, как естественных, так и связанных с деятельностью людей. | • Оценка температуры, влажности, силы ветра. Проблема объективности наблюдений. • Единицы измерения, стандартные единицы измерения. Погрешность измерения (на примере измерения длины). • Простейший измерительный прибор, его устройство. Конструирование измерительных приборов (осадкомер, гигрометр, термометр, часы) и работа с ними. • Приемы измерений количества осадков и силы ветра. Виды осадков Основные свойства воздуха и воды.. • Приемы измерения температуры. Разные температурные шкалы. Измерение температуры воздуха. Измерение температуры тела. Вещества в разных состояниях. Твердые вещества, жидкости, газы. • Приемы измерения временных промежутков. Разные виды часов (солнечные часы, часы-свечка, водяные часы и пр.) Измерение времени по часам. • Измерение времени и историческое время. Разные временные масштабы. Измерение времени в секундах, минутах, часах, сутках, неделях, месяцах, годах. • Моя личная история и история моей семьи. Измерение времени в десятилетиях и веках. Родственные отношения в семье. • Планирование времени, распорядок дня ученика. Полезные и вредные привычки • История моего города (села). Важные сведения из истории родного края. Труд людей родного края. | Измерение длины разными мерами. Исследование точности измерения. Измерение силы ветра. Конструирование приборов для оценки силы ветра. Измерение силы ветра по шкале Бофорта. Работа с цифровыми ресурсами: шкала Бофорта (измерение силы ветра по фотографии, картине, тексту). Практическое исследование свойств воздуха. Практическое исследование потоков воздуха. Планирование опытов. Интерпретация проведенных опытов. Работа с информационным текстом: озаглавливание, обнаружение главной мысли. Практическая работа по изучению устройства термометра. Практическая работа по изучению и сравнению разных температурных шкал.». Практическая работа по измерению температуры воздуха и тела человека. Знакомство с правилами техники безопасности. Различение силы (интенсивности) дождя и общего количества осадков. Практическая работа по измерению силы дождя и общего количества осадков. Практическая работа по изучению облаков. Измерение облачности с помощью палетки. Работа с цифровыми ресурсами: измерение облачности с помощью палетки. Анализ устройства приборов для измерения влажности (гигрометра), давления воздуха (барометра). Конструирование часов: солнечные часы, водяные часы и пр. Работа с цифровыми ресурсами: Солнечные часы, часы-свечка, водяные часы). Изготовление макета циферблата механических часов. Освоение счета времени по механическим часам. |
Выращивание растений. Рефлексия и презентация итогов -10 часов | ||
Постановка задачи на необходимость экспериментирования как способа разрешения научных споров. Плоды и семена цветковых растений. Рост и развитие животных Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице Итоговая работа. Разбор заданий итоговой проверочной работы. |
| Составление «Календаря садовода». Экспериментальное исследование распространения плодов и семян и условий жизни растений. Работа с информационным текстом: составление плана, пересказ прочитанного. Работа с план – схемой, сделанной в начале учебного года. Работа с план – схемой движения в материале, полученной на конец учебного года. Рефлексивное сочинение «Что я знаю в ОМ». Подведение итогов за год. |
Примерная тематика экскурсий:
- Политехнический музей, научно-исследовательский институт или местная метеостанция – приборы для измерения погодных явлений.
- Краеведческий (исторический) музей – история родного края.
- Весной – в поле и лес (наблюдение за ростом и развитием растений и животных).
Тематическое планирование
Е. В. Чудинова, Е.Н. Букварева
Окружающий мир 3 класс
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
1.Способы описания результатов наблюдений и опытов. Маршрут – линейная запись пути. Запись маршрута с помощью символов (пиктографическая запись) -5 часов | ||
Знакомые маршруты. Дорога в школу и домой, прогулки по району: дороги в магазин, библиотеку, на почту. Безопасность в пути. Светофор, дорожные знаки, правила дорожного движения. Поведение на улице, перекрестках, площадях, игровых площадках. | • Безопасные маршруты в школу и домой. • Правила поведения по дороге от школы до дома (безопасность поведения на улице и в подъезде. | Описание маршрута как последовательности остановок. Прокладывание маршрутов. Различение дорожных знаков. Работа с практикумом «Дорожные знаки». Игровое моделирование безопасных перемещений. Работа с практикумом «Безопасные маршруты» Работа с практикумом «Городские маршруты» - выбор видов транспорта и маршрута передвижения на основе транспортной схемы. Работа с информационным текстом: составление определений. |
2.Выбор направления движения, стороны горизонта-5 часов | ||
Направления движения. Горизонт. Стороны горизонта. Солнце и Полярная звезда, как ориентиры при определении направления движения. Местные признаки для определения направления движения (расположение мхов, лишайников и водорослей на стволах деревьев, рост веток у одиноко стоящего дерева, расположение муравейников и др.). | • Ориентирование на местности с помощью Солнца, звезд, компаса. • Возможности ориентирования по Луне и по местным признакам. • Безопасность в лесу (определение направления движения к дому). | Различение и понимание относительности движения влево и вправо, вперёд и назад. Наблюдение движения Солнца, Луны и звёзд по небосводу. Определение сторон горизонта по Солнцу, тени, Полярной звезде, местным признакам. Определение нужного направления движения с помощью ориентировки в системе направлений (сторон горизонта). Работа с информационным текстом: поиск незнакомых слов, составление инструкции, составление списка вопросов к тексту. Работа со словарём. |
3. Картосхема (план, карта) как способ представления на плоскости трехмерных объектов. Общее представление о масштабе. Разные виды картосхем-13 часов | ||
Открытие мира. Древние мореплаватели – первые составители картосхем. Компас. Древние и современные картосхемы. Картосхема – вид местности сверху, условные обозначения. Карта и план. Масштаб. Разномасштабные карты. Москва – столица нашей Родины. Изображение Москвы на разномасштабных картах. Достопримечательности Москвы, их история: Красная площадь, Кремль, Большой театр и др. Герб Москвы. План класса. План квартиры. Опасные места в квартире. Основные правила профилактики пожара, правила обращения с газом, электроприборами, водой. Карта мира. Материки и океаны, их названия, расположение на карте мира. Многообразие жизни на планете. Достопримечательности разных континентов. Жизнь людей на разных континентах. | • План комнаты – опасные места в моем доме. Правила противопожарной безопасности. • Карта мира – материки и океаны (общее представление, расположение на карте). Особенности жизни на разных материках. Представление о Мировом океане и его жителях. • Россия на карте: политические соседи России (положение стран на карте, флаги стран, традиции разных народов), народы, населяющие Россию (5-7 названий), их национальные обычаи (на примерах народов, представители которых учатся в классе). • Физическая карта России (горы и реки, моря и океаны). Природа нашей Родины: пейзажи степи, пустыни, тундры, тайги, гор. • Москва на карте: рост территории Москвы, названия московских улиц – отражение истории Москвы, достопримечательности столицы. • Туристская картосхема – достопримечательности родного края. Название региона, села (города). Достопримечательности страны, родного дома. | Рассмотрение разномасштабных картосхем и анализ их применимости для решения разных задач. Работа с лабораторией «Масштаб». Практическая работа по составлению плана парты с помощью палетки. Составление плана класса. Составление плана квартиры с указанием опасных мест (газовая плита, электроприборы, розетки, трубопровод, окна, балконы). Работа с конструктором плана комнаты. Составление плана участка местности. Работа с конструктором плана местности. Тренировка в чтении картосхем. Работа с информационными источниками (справочники, сеть Интернет). Работа с информационным текстом: составление плана, поиск незнакомых слов, соотнесение разных информационных фрагментов, составление списка вопросов к тексту, анализ эпиграфа, формулирование главной мысли. |
4. Способ внесения в картосхемы дополнительной информации с помощью изолиний. Построение и чтение изолиний-9 часов | ||
Изолинии на карте. Обозначение высот и глубин на карте. Водоёмы: озеро, пруд, река, ручей. Их обитатели. Передвижение по рекам. Безопасность при купании. Поведение на воде. Изолинии на карте. Туристическая картосхема. Родной край – частица России. Название своего региона. Важнейшие природные объекты и достопримечательности: музеи, театры, спортивные комплексы и др. Правила поведения на экскурсии. Синоптические карты. Прогнозирование погоды. Климатические карты. Особенности распространения животных и растений в природе. Ареал. Охраняемые животные и растения. Красная книга. Заповедники и национальные парки России, их роль в охране природы. Охраняемые растения и животные родного края. | • Глубина водоема. Безопасное поведение на воде. Движение судов по рекам (работа лоцмана). Ручей и его обитатели. • Изолинии высоты – изображение высот на карте. Путешествие по карте страны: горы и равнины, реки и озера. • Ареалы распространения живых существ на карте. Проблема вымирания животных и растений. Красная Книга. • Синоптические карты. Предсказание погоды. Значение прогноза погоды для разных профессий. Труд метеорологов. | Изображение высоты на плане. Определение с помощью изолиний на картах водоемов мест, пригодных для купания и движения судов. Составление инструкции по безопасному поведению на воде. Работа с ЦОР «Прогулка по летнему водоему». Определение местной погоды с помощью синоптической карты. Описание местообитания животных и растений по картам с обозначением ареалов. Работа с информационными источниками (справочники, сеть Интернет). Составление маршрута однодневного похода с помощью туристической картосхемы (определение протяженности маршрута, направления движения, времени движения, числа остановок, Освоение правил поведения в природе на экскурсии в парковую зону, в походе. Работа с информационным текстом: озаглавливание, формулирование главной мысли, вычитывание информации. |
5. Способы построения и чтения графиков. Способы построения и чтения таблиц. Способы построения и чтения диаграмм-15 часов | ||
Человек на планете Земля и его здоровье. Зависимость продолжительности жизни от питания. Рост и развитие человека. Рацион здорового питания человека. Потребность человека в чистом воздухе. Бактерии и другие микробы в загрязненном воздухе. Гигиена кожи и органов дыхания. Заболеваемость в разное время года. Профилактика заболеваний и травматизма. Биосфера – живая оболочка планеты. Животные и растения материков и океанов. Растения, животные, грибы и бактерии. Насекомые, рыбы, птицы, звери и другие животные. Животные – спутники человека. Одомашненные животные. Хранители жизни – растения. Посадка деревьев. Спилы деревьев ( годичные кольца). Внутреннее устройство плодов растений. | • Процессы роста живых существ. Кривые роста. Особенности роста многолетнего растения, насекомого, зверя, человека. • Изменения ребенка по мере взросления (развитие). Изменение пропорций тела. Младенец, дошкольник, младший школьник, - изменение основных занятий и умений. • Изменения температуры тела человека в здоровом состоянии и во время болезни. Температурные различия протекания простуды и гриппа. • Питание и продолжительность жизни. Необходимые составляющие еды человека. Здоровое питание. • Здоровье и домашние животные. Гигиена при общении с домашними животными. • Чистый воздух и дыхание человека. Проблемы больших городов: микробы в воздухе, задымленность (смог). • Заболеваемость в разное время года. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний. Роль закаливания и зарядки в профилактике заболеваний. • Молния и гром. Шаровая молния и ее особенности. Безопасное поведение в грозу. • Поведение птиц в разную погоду. • Выпадение осадков в разные времена года. • Классификация живых существ: животные, растения, грибы. Животные: насекомые, рыбы, птицы, звери. | Построение и чтение диаграмм и таблиц, иллюстрирующих разнообразие животных. Наблюдения за птицами в городе (селе). Отгадывание загадок. Построение и чтение разрезов. Оценка рациона питания. Чтение и построение диаграмм, таблиц и схем с данными наблюдений и экспериментов для формулирования правил сбережения здоровья. Разновозрастной проект «Здоровая школа»(спортивно-оздоровительная, научно-познавательная, общественно-полезная, проектная) Чтение и построение диаграмм, таблиц и схем с данными наблюдений и экспериментов для формулирования правил сбережения здоровья. |
5. Чтение простейших разрезов-14 часов | ||
Биосфера – живая оболочка планеты. Животные и растения материков и океанов. Растения, животные, грибы и бактерии. Насекомые, рыбы, птицы, звери и другие животные. Животные – спутники человека. Одомашненные животные. Хранители жизни – растения. Посадка деревьев. Спилы деревьев ( годичные кольца). Внутреннее устройство плодов растений. Почва, ее состав. Образование почвы. Значение почвы для живой природы и хозяйственной деятельности человека. Охрана почв. Горные породы (магматические, метаморфические и осадочные). Слои земной коры. Примеры горных пород и минералов. Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, нефть, природный газ, известняк, мрамор, каменная соль). Полезные ископаемые своего региона (2-3 примера). | • Внутреннее устройство привычных в быту вещей (разрезы фруктов, овощей, предметов быта). • Жилища животных и человека. Жилища древних людей. Современные сооружения и их назначение. • Слои земной коры (представление о раскопках, культурном слое). • Окаменелости. Представление о древних обитателях нашей планеты. • Горные породы и минералы. Признаки разных горных пород (песок, глина, гранит) и минералов (по выбору). Шкала твердости минералов Мооса. • Почва и ее свойства (плодородие, содержание воды и воздуха, содержание горных пород). Образование почвы живыми существами. Разрушение почвы, трудность ее восстановления. • Полезные ископаемые. Их виды. Примеры добычи и использования полезных ископаемых. Труд шахтеров. | Построение и чтение разрезов. Практическое исследование свойств почвы. Анализ схем, показывающих процесс образования и разрушения почвы. Построение разреза слоёв земной коры (с помощью пластилинового макета). Характеристика слоёв и возможных движений земной коры по виду разреза. Практическое исследование свойств горных пород (глина, песок, гранит, известняк, сланцы – и другие по выбору) и минералов (по выбору). Оценка твердости минералов по Моосу. Работа с определителем горных пород. Освоение тестовой формы проверочной работы. Практическое исследование свойств полезных ископаемых. Подготовка сообщения для одноклассников. Работа с информационным текстом: озаглавливание, формулирование главной мысли, вычитывание информации. |
6.Использование изученных способов описания для связи разнородных явлений- 7 часов | ||
Изменения рельефа местности под действием сил Природы и под влиянием человека. Особенности форм рельефа родного края. Влияние человека на рельеф местности (в том числе, на примере окружающей местности). Внутреннее устройство Земли. Движение литосферных плит. Землетрясения. Извержения вулканов. | • Гипотеза о внутреннем строении Земли и движении материков. • Превращения горных пород. • Извержения вулканов. • Землетрясения. Представление о шкале Рихтера. • Рельеф местности. Равнина, гора, холм, овраг. Гипотезы о формировании рельефа местности. Воздействие на рельеф местности хозяйственной деятельности человека. | Моделирование образования русла и устья реки, родника, кратеров, выветривания горных пород (с помощью природных и искусственных материалов – глины, песка, воды, камней, муки). Работа с информационным текстом: формулирование главной мысли, вычитывание информации. Освоение тестовой формы проверочной работы. Анализ диаграмм, графиков, таблиц, разрезов, картосхем. Моделирование движения литосферных плит. |
Примерная тематика экскурсий:
- Политехнический музей, научно-исследовательский институт или местная метеостанция – приборы для измерения погодных явлений.
- Краеведческий (исторический) музей – жизнь, быт людей в прошлом.
- Весной – в поле, лес, ботанический сад или зоопарк (наблюдение за ростом и развитием растений и животных).
Тематическое планирование
Е. В. Чудинова, Е.Н. Букварева
Окружающий мир 4 класс
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
1. Наблюдение небесных явлений. Небесные тела-2 часа | ||
Наша планета среди других небесных тел. Небесные (космические) тела: звёзды, планеты, спутники планет, кометы, метеоры, галактики и др. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла на Земле. |
| Описание небесных тел с помощью таблиц, столбчатых, площадных и круговых диаграмм. Работа с информационным текстом: |
2.Разные способы моделирования: схемы, «живые модели», модели из конструктора, модели с источником света, компьютерное моделирование. Проверка предположений в случае невозможности эксперимента-8 часов | ||
Взаимное движение Земли, Солнца, Луны. Наблюдатель на Земле: явления смены дня и ночи, смены фаз Луны, лунных и солнечных затмений. |
| Наблюдение дневного движения Солнца по небосводу, смен фаз Луны. Работа с текстом: сочинение сказки о происхождении Солнца. Различение сказочного и научного объяснения явления. Построение гипотез о взаимном движении небесных тел для объяснения наблюдаемых явлений: движения Солнца по небу, смены фаз Луны, солнечных и лунных затмений. Тренировка в чтении и составлении таблиц, схем, диаграмм. |
3. Моделирование формы Земли-3 часа | ||
Луна - спутник Земли и ее влияние на Землю. Искусственные спутники Земли и их значение для решения хозяйственных задач. Представление о слоях земной атмосферы. Земля – планета Солнечной системы. Общее представление о форме и размерах Земли. Наблюдаемые явления, подтверждающие шарообразность Земли (затмения, движение за горизонт, кругосветные путешествия). |
| Наблюдение дневного движения Солнца по небосводу, смен фаз Луны. Работа с текстом: сочинение сказки о происхождении Солнца. Различение сказочного и научного объяснения явления. Построение гипотез о взаимном движении небесных тел для объяснения наблюдаемых явлений: движения Солнца по небу, смены фаз Луны, солнечных и лунных затмений. Моделирование взаимного движения небесных тел в космическом пространстве. Тренировка в чтении и составлении таблиц, схем, диаграмм. |
4. Основания для выбора и оценки моделей (представление о Всемирном тяготении)-4 часа | ||
Представление о Всемирном тяготении: проявления земного тяготения, взаимное притяжение Солнца, Земли, Луны. Системы Птолемея и Коперника. Планеты Солнечной системы. Их масса, размеры, скорость движения и др. свойства. Устройство Солнечной системы. |
Взаимное притяжение Солнца, Земли, Луны.
Устройство Солнечной системы. Земля – планета, на которой есть жизнь.
| Практическое исследование магнитного, электростатического и гравитационного притяжения. Анализ объяснительных схем. Тренировка в чтении и составлении таблиц, схем, диаграмм. Работа с информационным текстом: |
5. Глобус – модель Земли. Форма и размеры Земли. Значение наклона земной оси для климата на земном шаре и явлений смены сезонов на Земле-12 часов | ||
Глобус – модель Земли. Северное и южное полушария. Линия экватора. Полюса. Расположение материков и океанов на глобусе. Земля – планета, на которой есть жизнь. Общая характеристика условий жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода, живые существа, почва. Наклон земной оси как причина зональности. Карта природных зон. Растения и животные зоны Арктики, тундры, лесной зоны, степей, пустынь России. Климат. Взаимосвязь живых существ с неживой природой и между собой. Приспособленность растений и животных к условиям своего существования. Влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы, примеры труда и быта людей. Природная зона родного края. |
| Моделирование орбит искусственных спутников Земли. Анализ диаграмм, характеризующих явления приливов и отливов. Моделирование (объяснение) явления приливов и отливов Мирового океана. Информационный поиск (справочники, сеть Интернет) Моделирование формы Земли. Работа с информационным текстом: Анализ глобуса как модели Земли. Сравнение карты мира и глобуса. Использование глобуса для нахождения местоположения объекта. |
6. Календарь – способ описания времени, основанный на знаниях о небесных явлениях-5 часов | ||
Происхождение крупных мер времени (год, месяц, неделя). Времена года, их особенности. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае (особенности погодных явлений, сезонные явления в жизни растений и животных, труд людей). Счет времени по Луне и по Солнцу. Эра календаря. Многообразие календарей. Летосчисление. Лента времени. Календарь, которым мы пользуемся. Праздники: Государственные (Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День Победы, День России, День Государственного флага России, День народного единства, День конституции), религиозные, профессиональные, семейные. |
| Наблюдение дневного движения Солнца по небосводу. Моделирование суток (день равен ночи, день короче ночи и т.д.) Моделирование изменения соотношения продолжительности дня и ночи при изменении положения Земли относительно Солнца (для разных позиций наблюдателя – на полюсе, на экваторе, между экватором и полюсом). Работа с информационными источниками. Моделирование способов летосчисления. Работа с анимированной схемой «Эра календаря». Составление годового круга. Работа с анимированной схемой «Годовой круг.» Изготовление личного календаря на год (работа с практикумом «Сделай свой календарь»). |
7. Прошлое и настоящее России-17 часов | ||
Способы получения знаний о прошлом. Следы прошлой жизни. Ископаемые остатки древней жизни. Культурный слой. Способы определения датировки находок. Наше прошлое. Находки стоянок древнего человека. Жизнь древних людей. Возникновение общества – группы людей, которых объединяет общая культура и которые связаны совместной деятельностью. Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Права и обязанности человека перед обществом. Конституция – основной закон государства. Права ребенка. Наше прошлое. История Отечества. Примеры важных и ярких событий общественной и культурной жизни страны в эпоху Древней Руси. Князья и дружинники, крестьяне и ремесленники, их труд. Древние профессии. Сражения князей друг с другом. Борьба с монголо-татарами. Страна городов. Города Золотого кольца России: Ярославль и др. (по выбору). Работа скульптора Герасимова по восстановлению портретов людей. Наше прошлое. История Отечества. Примеры важных и ярких событий общественной и культурной жизни страны в эпоху Московского государства. Присоединение Сибири, коренные народы Сибири. Петр 1 Великий. Жизнь Государя как пример служения Отечеству. Оборона Севастополя – пример героической борьбы народа России с иноземными захватчиками. Великие люди России: Н.И.Пирогов – изобретатель гипсовой повязки, наркоза и первой помощи пострадавшим. Правила первой помощи, предложенные Пироговым. |
| Работа с разностилевыми информационными текстами: интерпретация смысла текста, определение позиции автора. Выдвижение гипотез о происхождении археологических находок, их подтверждение и опровержение с помощью информационных текстов. Работа с разными информационными текстами: интерпретация смысла текста, определение позиции автора. Выдвижение гипотез о происхождении археологических находок, их подтверждение и опровержение с помощью информационных текстов. Работа с историческими текстами (летопись). Работа с исторической картой. Работа с осью времени (соотнесение года и века, тысячелетия) Работа с информационными текстами: интерпретация смысла текста, определение позиции автора. Работа с историческими текстами (летопись). Работа с исторической картой. Децентрация - рассмотрение события глазами очевидца и свидетеля, современника и потомка. Практическая работа по исследованию свойств гипса. Тренировка в оказании первой помощи. Работа с осью времени (соотнесение года и века, тысячелетия) |
9. Наше место на планете Земля-7 часов | ||
Наше прошлое и современность. Деятельность человека на Земле. Рост численности людей на планете. Развитие цивилизации – важные открытия и изобретения человечества. Потребности человечества в энергии, энергоресурсы Земли. Энергетические и экологические проблемы современности. Значение атмосферного воздуха для живых существ Земли, проблема загрязнения и очистки воздуха. Проблема уничтожения отходов. Загрязнение воды и ее очистка. Распространение воды на Земле, значение для живых существ и для хозяйственной деятельности человека. Использование и охрана водоемов человеком. Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу (в том числе, на пример окружающей местности). Хозяйство семьи – часть мирового хозяйства. Посильное участие каждого человека в охране природных богатств: экономия энергии и чистой воды, раздельный сбор мусора, забота о животных и растениях. |
| Работа с информационным текстом: вычитывание информации. Тренировка в чтении и составлении таблиц, схем, диаграмм. Работа с физической картой России. Расчет семейного бюджета (доходы и расходы, экономия). Практическая работа по изучению мусора, накапливаемого в квартире. Исследование в лаборатории «Загрязнение воздуха» Экологическая оценка действий людей. Проект «Рост населения Земли и экологические проблемы человечества». Проект «Лишайники как показатель чистоты воздуха». Изготовление кормушек для птиц. Участие в природоохранной деятельности (на выбор: уборка загрязненной территории, озеленение, очистка водного источника, участие в экологическом проекте. |
Примерная тематика экскурсий:
- Краеведческий музей – календарные обряды и праздники.
- Местный экологический центр – проблемы экологии родного края.
- Планетарий – небесные явления, звездный мир и пр.
- Выезд на природу – наблюдения за небесными явлениями, экскурсии по экологическим тропам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ (образовательная система Д. Б. Эльконина – В.В. Давыдова )
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконин...
Урок окружающего мира по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова во 2 классе
Урок постановки учебной задачи...
Рабочая программа по окружающему миру по системе РО Л.В.Занкова, 4 класс по ФГОС
Планирование составлено: на основе стандартов второго поколения и авторской программы по окружающему миру Дмитриевой Н.Я., Казаковой А.Н. (2008), рекомендованной Министерством образования ...
Рабочая программа по математике 3 класс ( система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова)
Представлена рабочая программа по математике. 3 класс. Система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова....
Рабочая программа по математике 4 класс (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)
Эта рабочая программа по математике будет полезна учителям, работающим по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова....
Рабочая программа для 1-4 класса по окружающему миру по системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова
Рабочая программа предмета "Окружающий мир" для 1-4 классов по системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова (учебник Чудиновой, Букваревой). Рабочая программа составлена в соотвествии с требованиями ФГОС ...
Рабочая программа по математике 2 класс (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)
Материал будет полезен для учителей, работающих по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова....