Рабочая программа по русскому языку по системе РО Л.В.Занкова, 3 класс по ФГОС
рабочая программа (русский язык, 3 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе требований Федеральных государственных образовательных стандартов общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ №373 от 6 октября 2009г.) и авторской программы А.В.Поляковой «Русский язык», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации (система развивающего обучения Л. В. Занкова).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_3_klass_po_sisteme_ro_l.docx | 96.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
К РаБОЧЕй ПРОгРАММЕ по РУССКому яЗыКу
3 класс
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе требований Федеральных государственных образовательных стандартов общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ №373 от6 октября 2009г.) и авторской программы А.В.Поляковой «Русский язык» (2007 г.) рекомендованной Министерством образования Российской Федерации (система развивающего обучения Л. В. Занкова). Программа разработана на основе основной образовательной программы НOO МБОУ «СОШ №27 с углубленным изучением отдельных предметов»
Рабочая программа «Русский язык» адресована учащимся 3Б класса БМОУ «СОШ№27 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Балаково Саратовской области.
Концепция (основная идея) программы.
Данный курс русского языка разработан на основе концепции Л.В. Занкова. Развивающие возможности системы развивающего обучения Л.В. Занкова связаны с реализацией дидактических принципов, богатым содержанием учебного материала, основной организацией деятельности учащихся, включением эмоциональной сферы, индивидуализацией обучения. Соответственно дидактические принципы системы Л.В. Занкова включают:
-обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;
-ведущую роль теоретических знаний в обучении;
-быстрый темп в изучении материала, обеспечивающий высокую познавательную активность учащихся;
-осознание школьниками процесса обучения;
-систематическую работу над развитием каждого ребёнка, включая самого слабого.
Эти принципы обуславливают расширение в курсе объёма инвариативного содержания предмета и особый подход к его структурированию, определяющий последовательность изучений учебного материала.
Образовательная область «Филология» в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений представлена двумя образовательными компонентами: «Русский язык» и «Литературное чтение».
Роль курса в обучении. Курс «Русский язык» составлен по авторской программе А.В.Поляковой «Русский язык» (2007 г.) рекомендованной Министерством образования Российской Федерации (система развивающего обучения Л. В. Занкова).
Рабочая программа составлена в соответствии с расчасовкой уроков русского языка учебно-методического комплекта (авт. Полякова А.В.) по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Курс обеспечен программой, новыми учебниками и пособиями. Издательство М.; Просвещение.
Основные цели обучения:
– развитие умений видеть орфограмму в слове и объяснять ее; выполнять звукобуквенный и слоговой анализ слов; различать звук, слог, слово;
– формирование знаний о лексико-грамматическом значении и особенностях различных частей речи, о цели и характере высказывания, знаках препинания;
– наличие представлений о предложении, его смысловой и интонационной законченности.
Задачи:
-речевое, интеллектуальное, эстетическое и духовно – нравственное развитие младших школьников;
-формирование у них основных видов речевой деятельности (умение читать, писать, слушать, говорить);
-формирование системы первоначальных знаний и умений по русскому языку и литературе, опыта анализа и обобщения фактов и закономерностей родного языка;
-воспитание культуры речевого общения и развитие творческих способностей учащихся
Срок реализации программы: согласно федеральному базисному учебному плану в соответствии с ФГОC НОО на изучение «русского языка» в 3 классе отводится 5 часов в неделю (170 часов в год).
Основные принципы отбора материала:
- учёт возрастных психологических особенностей детей младшего школьного возраста;
- интеграция – установление устойчивых связей между разными учебными предметами;
- дифференциация обучения: разноуровневость предлагаемых заданий;
- педагогическая поддержка как сильным, так и неуспевающим учащимся;
-учёт психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей.
Общая характеристика учебного процесса:
Программа реализует задачи ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке, формирования умений и навыков грамотного безошибочного письма, развития устной и письменной речи школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Программа русского языка отличается логичностью, глубиной, стройностью изложения. Разнообразные ребусы, кроссворды, загадки, эвристические вопросы, позволяющие развивать творческий потенциал учащихся, активизировать их умственные процессы.
Гармоничное сочетание различных форм работы с учащимися – самостоятельной, индивидуальной, коллективной, работы в парах – позволяет детям более успешно усвоить учебный материал, повысить качество успеваемости.
Методы и приемы обучения.
Широко применяются следующие методы: дифференцированное обучение, исследовательский, научно-практический, частично-поисковый, информативный, метод наблюдения. Приемы: комментирование, практическая работа, изобразительная деятельность, игровые приемы.
Форма работы: индивидуальные, групповые, работа в парах.
Формы реализации программы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Логические связи данного предмета с остальными предметами учебного плана:
- с уроками литературного чтения: составление и запись предложений, мини – текстов (рассказов, сказок) о героях литературных произведений;
- с уроками изобразительного искусства: описание картины, портретов художников и.т.д.
- с музыкой: произношение, распевание звуков речи.
Предполагаемые результаты.
Обучающие научатся:
Различать и сравнивать:
- основные понятия (термины): звук (гласный, согласный), слог (ударный, безударный), интонация, слово, предложение; существительное, прилагательное, глагол, союз, предлог; единственное и множественное число; мужской, женский, средний род; настоящее, прошедшее, будущее время;
- существительные в единственном и множественном числе (на материале слов, представленных в лексическом минимуме);
- род существительных, различия по полу, по формальным признакам;
– признаки предложения; виды предложений по цели высказывания;
– роль предлога в речи;
– названия падежей и вопросы к ним;
– алгоритм определения склонения существительного;
– окончания имен существительных при склонении;
– части речи;
– части слова;
– виды предложений по цели высказывания;
- правила правописания: безударных гласных в словах, гласных после шипящих и ц, глухих и звонких согласных в словах, слов с разделительными ъ и ь знаками, большой буквы;
- правила пунктуации: точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, запятая при однородных членах предложения, правила переноса слов.
Решать практические и учебные задачи:
- читать повествовательные и описательные тексты из 5-10 предложений со снятыми языковыми трудностями;
- отвечать на вопросы по прочитанному;
- пересказывать прочитанный текст, составлять план текста, выделять в тексте главную мысль;
- различать в потоке речи звуки, слоги, слова, словосочетания и предложения;
- понимать речь учителя и сверстников;
- понимать прослушанное краткое сообщение (продолжительность звучания 1-2 минуты);
- общаться в семейно – бытовой и учебной сферах;
- рассказывать о себе, своей семье, своих товарищах, школе;
- строить диалоги по заданной ситуации;
- кратко описывать человека или природу (2-4 предложения);
- писать изложения (3-7 предложений);
- писать диктанты (40-60 слов);
- отвечать письменно на вопросы (3-7 вопросов) о себе, своей семье, занятиях в школе,
Ожидаемые результаты.
Программа обеспечивает достижение учеников личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование уважительного отношения к культуре других народов;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичное единстве и разнообразии природы, народов, культур;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
- развития навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирования умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках, у взрослого), сбора, анализа информации;
- овладения навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интереса сторон и сотрудничества;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значение русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
- сформированность позитивного отношение к правильной устной и письменной речи как показателюобщекультуры и гражданской позиции человека;
владение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка
(орфоэпических, лексических, грамматических) и признаках речевого этикета; умение ориентироваться в
целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач;
- осознание безошибочного письма как одного проявлений собственного уровня культуры, умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Система оценки достижений учащихся:
С учётом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится пятибалльная система
цифровых оценок.
Инструментарий для оценивания результатов:
- самоконтроль, взаимоконтроль;
- словесная оценка;
- письменная оценка;
Используемые в тексте программы условные обозначения:
- «БУП» - базисный учебный план;
- «УМК»- учебный методический комплект.
Учебно-тематическое планирование
по русскому языку
(предмет)
Класс 3
Учитель Огарцева Наталья Владимировна
Количество часов
Всего 170 часов; в неделю 5 час.
Плановых контрольных уроков , зачетов , тестов .;
Административных контрольных уроков ч.
Планирование составлено
на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и авторской программы А.В.Поляковой «Русский язык» (2007 г.) рекомендованной Министерством образования Российской Федерации (система развивающего обучения Л. В. Занкова) в соответствии ФГOC НОО «Русский язык».
Программа по русскому языку в соответствии с требованиями Стандарта предусматривает:
- осознавать безошибочное письмо, как одно из проявлений соответствующего уровня культуры;
- применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное, при работе с текстом на компьютере сможет использовать полуавтоматический орфографический контроль, овладеет основными правилами оформления текста на компьютере;
- первоначальное представление о системе и структуре русского и родного языков, познакомится с разделами изучения языка - фонетикой и графикой, лексикой, словообразования;
- в объеме содержания курса находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных универсальных учебных действий с языковыми единицами.
Тематическое планирование
по русскому языку, 3 класс
№ п/п | Система уроков | Вид | Задачи. Планируемый результат и уровень освоения | Информа- ционно-методическое обеспечение | Дата проведения | Корректи- ровка | ||
Компетенции | ||||||||
Учебно-познавательная | Информационная | |||||||
Базовый уровень | Повышенный уровень | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | Речь. Текст | Фронтальный | Должны уметь ставить в конце предложения нужные знаки препинания, используя интонацию, темп высказывания, голос, мимику, жесты в соответствии с конкретной ситуацией общения | Должны уметь распознавать предложения по цели высказывания и интонации | Уметь распознавать предложения в тексте | Ладыженская, Т. А. Речь. Речь. Речь. – М.: Педагогика, 1990 | 03.09 04.09 | |
2 | Предложения по цели высказывания | |||||||
3 | Побудительные, вопросительные, повествовательные предложения | 05.09 | ||||||
4–5 | Подлежащее и сказуемое. Грамматическая основа предложения | Индивидуальный | Должны уметь выделять главные члены предложения | Должны уметь определять части речи подлежащего | Уметь работать с пред-ложением, выделять основу. Составление предложений по схемам | Ахременкова, Л. А. К пятерке шаг за шагом. – М.: Просвещение, 2001 | 06.09 07.09 | |
6–7 | Подлежащие, выраженные существительными в именительном падеже, | Индивидуальный | Должны уметь выделять главные члены предложения, производить разбор по частям речи, выделять основы предложения | Должны уметь осознавать, что подлежащие, выраженные существительными, должны стоять в именительном падеже | Словарно-орфографи-ческая работа | 10.09 11.09 | ||
8–11 | Второстепенные члены предложения. Синтаксический разбор предложения. Синтаксический разбор по схеме | Фронтальный | Должны получить общее представление о второстепенных членах, устанавливать связь слов в предложении | Должны получить представление о том, что подлежащее может быть выражено не только существительным, но и личным местоимением | Работа над предложением. Словарно-орфо-графическая работа. Работа с фразеологизмами | 12.09 13.09 14.09 17.09 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
12 | Входной контроль. Диктант с грамматическим заданием | Индивидуальный | Должны уметь выполнить диктант, применяя полученные знания | 18.09 | ||||
13 | Работа над ошибками | Индивидуальный | Должны уметь анализировать свои ошибки | Должны уметь группировать ошибки по видам орфо-графии | Работа над текстом диктанта, использовать памятку работы над ошибками | Памятка работы над ошибками | 19.09 | |
14–18 | Состав слова. Корень. Однокоренные слова. Суффикс | Фронтальный | Должны иметь представление о корне; уметь его выделять, определять проверяемое слово по слабой и сильной позиции гласного | Должны уметь образовывать формы слова при помощи суффикса | Схема «Состав слова» | Шкатова, А. Подумай | 20.09 21.09 24.09 25.09 26.09 | |
19 | Чередование соглас-ных в корне слова | Групповой | Должны получить представление о чередованиях согласных в корне слова | Должны получить представление о способе проверки безударной гласной | Алгоритм способа про-верки гласных в суффиксах | 27.09 | ||
20–25 | Правописание суффиксов -ик, -ек, | Фронтальный | Должны уметь изменять форму имен существительных по вопросам и числам; образовывать новые слова при помощи суффиксов, распределять слова по частям речи; должны знать о правописании сочетаний -чк, -чн | 28.09 01.10 02.10 03.10 04.10 05.10 | ||||
26–28 | Приставка. Образование слов с приставками. Словообразующая роль приставки. Правописание приставок от, об, о, по, про, до, под. Словообразовательная роль приставки | Групповой | Должны получить представление о приставке как о части слова; знать словообразующую роль приставки. Уметь образовывать новые слова с помощью приставки; находить и выделять в слове корень, суффикс, приставку | Должны уметь понимать переносное значение фразеологического оборота, | Наблюдение за употреблением приставок; звучание и написание приставок | Попов, П. П. Современный русский язык | 08.10 09.10 10.10 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
29 | Определение порядка разбора слова | Фронтальный | Должны уметь: – вывести алгоритм разбора слова по составу; – подбирать однокоренные слова; – определять часть речи | Должны понимать и уметь употреблять фразеологические обороты | Алгоритм разбора слова по составу | Картины осенней природы. Жуков, В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1980 | 11.10 | |
30–31 | Сочинение на тему «Уж небо осенью дышало». Редактирование сочинения | Индивидуальный | Должны уметь составлять текст на заданную тему, правильно оформлять предложения; учиться редактировать предложения | Должны уметь использовать в письменной речи разные по цели высказывания предложения; соблюдать орфографические нормы | Стихотворения об осени А. Майкова, А. Твардовского, И. Бунина, | Картины осенней природы, словари | 12.10 15.10 | |
32 | Деление слов по морфологическому составу | Фронтальный | Должны уметь анализировать структуру слова, определять части речи | Должны уметь использовать в речи разные фразеологические обороты | Работа по словарю | Словарь юного филолога под редакцией М. Панова | 16.10 | |
33–34 | Перенос слов с приставками. Словообразовательная роль приставок | Индивидуальный | Должны уметь делить слово на морфемы, составлять предложения с данными словами | Должны уметь анализировать структуру слова. Знать смысловые оттенки суффиксов и приставок | 17.10 18.10 | |||
35 | Контрольная работа по темам «Состав слова», «Синтаксический разбор» | Индивидуальный | Уметь выполнять тематическую контрольную работу, применяя полученные знания | 19.10 | ||||
36 | Работа над ошибками. Состав слова | Индивидуальный | Уметь самостоятельно работать над ошибками | Памятки в работе над ошибками | 22.10 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
37–38 | Правописание предлогов и приставок | Фронтальный | Должны уметь различать предлоги и приставки, правильно их писать | Должны уметь анализировать состав слова, подбирать слова, и синонимичные фразеологические обороты | Работа со словарем | Жуков, В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1980 | 23.10 24.10 | |
39 | Проверочная работа по теме «Предлог | Индивидуальный | Уметь работать над орфографической зоркостью | 25.10 | ||||
40 | Работа | Индивидуальный | Уметь самостоятельно работать над ошибками | 26.10 | ||||
41 42 | Состав слова. Окончание. Роль окончания в речи | Групповой | Должны иметь представление об окончании как о части слова, о начальной форме существительного | Уметь выделять в словах окончания | Схема «Состав слова» | Справочное пособие для начальной школы | 06.11 07.11 | |
43 | Выведение алгоритма определения окончания у имен существительных | Фронтальный | Должны уметь изменять существительное по вопросам, составлять алгоритм выделения окончания у существительного | Должны уметь четко работать по алгоритму | Работа с алгоритмом | 08.11 | ||
44 | Контрольный диктант | Индивидуальный | Уметь воспринимать диктуемый текст, правильно писать слова с изученными орфограммами | 09.11 | ||||
45 | Работа над ошибками | Индивидуальный | Уметь самостоятельно работать над ошибками | Должны уметь анализировать ошибки самостоятельно | Памятка «Работа над ошибками» | 12.11 | ||
46 | Состав слова. Основа. Различие основ по составу. Сравнение основ слова | Фронтальный | Должны иметь представление об основе как о части слова; уметь сравнивать основы по составу; выполнять морфемный разбор слова; выделять корень | Должны уметь дописать фразеологизм | Схема «Состав слова» | Справочное пособие для начальной школы | 13.11 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
47- 49 | Деление слов по морфемному составу | Групповой | Должны уметь соотносить слова со схемой слов, грамотно писать слова с безударной гласной в корне слова | Должны развивать познавательный интерес к русскому языку | Работа по схеме | Шкатова, Л. А. Подумай | 14.11 15.11 16.11 | |
50- 53 | Слова с двойными согласными. Образование однокоренных прилагательных с двойными согласными. Перенос слов с двойными согласными | Фронтальный | Должны уметь сопоставить на основе звукового анализа написание и значение слова, переносить слова с двойными согласными | Должны уметь образовывать слова с помощью различных морфем, ведущих | Словарно-орфографи-ческая работа на материале фольклора (загадки, пословицы) | 19.11 20.11 21.11 22.11 | ||
54- 55 | Сложные слова | Групповой | Должны иметь представление об образовании сложных слов путем сложения двух слов или их частей при помощи соединительных гласных о, е; уметь образовывать сложные слова | Уметь работать с правилом; комментировать письмо; объяснять орфограммы и лексическое значение слов | Александрович, Н. Ф. Внеклассная работа по русскому языку | 23.11 26.11 | ||
56- 57 | Правописание соединительных букв | Индивидуальный | Должны уметь определять вид текста и выявлять изобразительные средства | Должны уметь на основе наблюдений осмыслить разнообразие морфемного состава сложных слов | Деформированный текст | 27.11 28.11 | ||
58 | Парные согласные звуки в середине слова. Слабая позиция парного согласного | Групповой | Должны уметь пользоваться правилом написания парного согласного в середине слова | Должны уметь выделять парный согласный звук | Работа с пособием | Справочное пособие по русскому языку в начальной школе | 29.11 30.11 | |
59 | Образование слов | Индивидуальный | Должны уметь находить парный согласный звук | Должны уметь понимать смысл устаревших слов | Работа с текстами | Наруше-вич, А., Попова, Е. Тесты по рус-скому языку. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999 | 03.12 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
60- 62 | Правописание парных согласных | Индивидуальный | Должны уметь грамотно писать слова с парными согласными в корне слова | Должны уметь распознавать антонимичные прилагательные | 04.12 05.12 | |||
63 | Состав слова. Классификация слов по раз-личным орфограммам | Фронтальный | Должны уметь определять морфемный состав слова, выполнять фонетический анализ слова | Справочное пособие | 06.12 | |||
64- 65 | Правописание безударных гласных и парных согласных в кор-не слова. Правописание удвоенных согласных | Фронтальный | Должны уметь списывать текст, выделяя изученные орфограммы; подбирать проверочные слова; выполнять синтаксический разбор предложения | Должны уметь закончить фразеологизм и использовать его в речи | Жуков, В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1980 | 07.12 10.12 | ||
66-70 | Правописание слов | Фронтальный | Должны уметь образовывать слова с непроизносимыми согласными и подбирать проверочное слово; графически устно определять связь слов в предложении; выделять в тексте слова с непроизносимыми согласными | Должны уметь сделать вывод о способе проверки слов с непроизносимым согласным; анализировать звуки речи, различать произношение и написание слов, использовать знания и умения в практической деятельности, соблюдать орфографические нормы | Работа с текстом | Шкатова, Л. Подумай | 11.12 12.12 13.12 14.12 | |
71 | Словоизменение | Фронтальный | Иметь представление о новом разделе в русском языке | Знать, что изучает данный раздел русского языка | Упр. № 1–3 | 17.12 | ||
72 | Словообразование | Групповой | Знать, как образуются слова, для чего они необходимы | Уметь пробовать работать со словообразовательным гнездом | Работа со схемой | Упр. № 5–7 | 18.12 | |
73 | Имя существительное. Изменение имен существительных по падежам | Фронтальный | Уметь изменять имена существительные по падежам | Знать об истории образования названия падежей. Уметь определять, какие | Работа со схемой | Схема | 19.12 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
74- 75 | Упражнения в распознавании типа склонения имен существительных. 1-е склонение | Групповой | Уметь распознавать типы склонений в различных словах | существительные относятся к первому, второму склонению; правильно склонять их | Творческая работа | Упр. № 12–15 | 20.12 21.12 | |
76 | 2-е склонение имен существительных. Словарный диктант | Парный | Творческая частично поисковая работа | Упр. № 17–19 | 24.12 | |||
77 | Распознавание типа склонения в косвенном падеже | Индивидуальный | Уметь распознавать типы склонений в словах с косвенными падежами | Уметь находить в тексте любой тип склонения | Работа с памятками | Памятка | 25.12 | |
78 | Зрительное изложение | Индивидуальный | Уметь писать изложение по картине | Составление плана текста | 26.12 | |||
79-80 | Именительный и винительный падежи существительных | Фронтальный | Знать особенности падежей существительных | Уметь определять падежи в любом типе склонения; отличать существительные в именительном падеже в косвенных падежах | Объяснение орфограмм по алгоритму; работа | Упр. № 30–32 | 27.12 28.12 | |
81-82 | Родительный падеж имен существительных 1-го склонения | Групповой | Упр. № 35–37 | 14.01 15.01 | ||||
83-84 | Дательный и предложный падежи имен существительных | Парный | Упр. № 39–40 | 16.01 17.01 | ||||
85 | Составление текста на основе представлений и стихотворения Т. Белозерова | Индивидуальный | Уметь составлять текст | Составление плана текста | 20.01 | |||
86 | Сравнение падежных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах | Парный | Уметь находить падежные окончания | Уметь сравнивать окончания существительных в косвенных падежах | Работа с памятками | Упр. № 44–46 | 21.01 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
87 | Творительный падеж имен существительных | Индивидуальный | Знать особенности творительного падежа | Уметь определять вопросы | Контрольное списывание | Упр. № 48–50 | 22.01 | |
88 | Сравнение падежных окончаний имен существительных 1-го склонения | Индивидуальный | Уметь сравнивать окончания существительных в косвенных падежах | Работа с таблицей | Упр. № 52–55 | 23.01 | ||
89- 90 | Множественное число имен существительных 1-го склонения | Фронтальный | Знать, как образуется множественное число имен существительных | Уметь образовывать слова во множественном числе | Работа с перфокартами | Упр. № 57–60 | 24.01 27.01 | |
91 | Диктант по теме «Имя существительное» | Индивидуальный | Уметь писать окончания имен существительных, выполнять грамматическое задание, самопроверку | Узорова О. В., Нефедова Е. А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. – М.: Аквариум, | 28.01 | |||
92 | Именительный, родительный, винитель-ный падежи имен су-ществительных 2-го склонения | Парный | Знать особенности падежей существительных | Уметь определять падежи в любом типе склонения | Работа с перфокартами. Предупредительный диктант | Разноуровневые задания | 29.01 | |
93- 94 | Творительный и пред-ложный падежи имен существительных | Упр. № 66–69 | 30.01 31.01 | |||||
95 | Выборочное изложение (описание бурундука) | Фронтальный | Уметь передавать содержание текста, использовать навык написания существительных | Составление плана текста | 03.02 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
96 | Родительный, творительный и предложный падежи имен су-ществительных 2-го склонения | Групповой | Уметь определять окончания существительных 2-го склонения | Уметь находить падежные окончания в словаре | Работа с памятками; наблюдение за окончаниями существительных 2-го склонения | Волина, В. Учимся играя – М.: Новая школа, 1994 | 04.02 | |
97 | 2-е склонение. Склонение имен существительных с основой на -й | Парный | Знать особенность склонения существительных с основой на -й | Уметь правильно писать падежные окончания имен существительных мужского рода с основой на -й | Работа со схемой | Упр. № 72–76 | 05.02 | |
98- 99 | Правописание о и е | Фронтальный | Знать особенность правописания о и е в падежных окончаниях | Уметь объяснять правописание о и е в окончаниях существительных | Работа с памятками | Упр. № 77–80 | 06.02 07.02 | |
100- 101 | Составление текста-описания «Русская зима» | Индивидуальный | Уметь составлять текст-описание | Составление плана текста | 10.02 11.02 | |||
102- 104 | Второстепенный член предложения – дополнение | Фронтальный | Знать, что называют дополнением и как подчеркнуть его в тексте | Уметь находить дополнение в предложении; углубить знания учащихся | Работа с памятками | Памятки | 12.02 13.02 14.02 | |
105- 106 | Склонение имен существительных мужского рода во множественном числе | Индивидуальный | Уметь склонять имена существительные мужского рода во множественном числе | Уметь правильно писать падежные окончания имен существительных мужского рода во множественном числе | Работа по алгоритму | Упр. № 82–85 | 17.02 18.02 | |
107- 108 | Составление текста-повествования. Пись-мо текста с продолжением | Индивидуальный | Уметь составлять текст-повествование | Составление плана текста | 19.02 20.02 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
109- 110 | Склонение имен существительных среднего рода в единственном и во множественном числе | Индивидуальный | Уметь склонять имена существительные среднего рода во множественном | Волина, В. Учимся играя – М.: Новая школа, 1994 | 21.02 24.02 | |||
111- 112 | Имена существительные 1 и 2-го склонений. Обобщение, сравнение, опора | Индивидуальный | Уметь работать с существительными 1 и 2-го склонений | Уметь работать по алгоритму | Работа со схемой | Разноуровневые задания | 25.02 26.02 | |
113 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | Индивидуальный | Уметь применять полученные знания по теме | Узорова О. В., Нефедова Е. А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. – М.: Аквариум, 1997 | 27.02 | |||
114 | Работа над ошибками. Словарный диктант | Индивидуальный | Уметь выполнять самостоятельно работу над ошибками | 28.02 | ||||
115- 116 | Составление текста. Сочинение после экскурсии | Индивидуальный | Уметь составлять текст, передавать его содержание | Составление плана текста | 03.03 04.03 | |||
117- 119 | Определение. Сравнение членов предложения | Групповой | Иметь представление о но-вом второстепенном члене – определении | Уметь сравнивать различные члены предложения | Работа по схемам | Упр. № 88–91 | 05.03 06.03 07.03 | |
120- 122 | Однородные члены предложения | Групповой | Уметь находить однородные члены предложения | Уметь определять части речи у второстепенных членов предложения | Работа со схемами предложений с второстепенными предложениями; составление схем | Разноуровневые задания | 10.03 11.03 12.03 | |
123- 125 | Однородные члены предложения с союзами | Индивидуальный | Знать особенность правописания второстепенных членов предложения с союзами | Уметь составлять предложения с второстепенными членами | Упр. № 93–95 | 13.03 14.03 17.03 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
126-127 | 3-е склонение имен существительных. Сравнение | Парный | Знать особенность написания окончаний существительных третьего склонения | Уметь сравнивать существительные разных склонений | Работа по алгоритму | Алгоритм, упр. № 9–99 | 18.03 19.03 | |
128- 130 | Множественное число имен существительных 3-го склонения | Парный | Знать написание окончаний существительных во множе- ственном числе 3-го скло-нения | Уметь правильно писать падежные окончания имен существительных 3-го скло-нения во множественном числе | Работа с правилом | Упр. № 101–104 | 20.03 21.03 01.04 | |
131- 133 | Мягкий знак на конце существительных 3-го склонения | Парный | Знать, когда пишется мягкий знак в существительных 3-го склонения | Уметь выделять окончания существительных 3-го скло-нения | Упр. № 105–108 | 02.04 03.04 07.04 | ||
134 | Проверочная работа по теме «Однородные члены предложения» | Индивидуальный | Уметь находить в предложении однородные члены, распознавать предложения | Узорова О. В., Нефедова Е. А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. – М.: Аквариум, 1997 | 08.04 | |||
135- 136 | Работа с текстом. Описание | Индивидуальный | Знать особенности написания текста-описания | Уметь писать текст-опи-сание | Составление плана текста | Иллюстрации картин | 09.04 10.04 | |
137 | Контрольный диктант по теме «Склонение имен существительных» | Индивидуальный | Уметь применять полученные знания, умения | Узорова О. В., Нефедова Е. А. Контрольны | 11.04 | |||
138 | Работа над ошибками | Индивидуальный | Уметь самостоятельно работать над ошибками | 14.04 |
Окончание табл.
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
139 | Имя числительное | Фронтальный | Познакомиться с новой частью речи | Уметь отличить числительное от других частей речи | Работа с перфокартами | Волина, В. Учимся играя – М.: Новая школа, 1994 | 15.04 | |
140- 142 | Порядковые и количественные числительные. Контрольное списывание | Фронтальный | Знать основные группы числительных | Уметь употреблять виды числительных по назначению | 16.04 17.04 18.04 | |||
143- 149 | Текст. Анализ текста. Восстановление текста. Типы текстов. Структура текста. Контрольный словарный диктант. | Парный | Знать определение текста, типы и структуру текстов. Уметь восстановить текст | Учиться анализировать | Работа с текстом | Разноуровневые задания | 21.04 22.04 23.04 24.04 25.04 28.04 29.04 | |
150 | Контрольный диктант. | Индивидуальный | Узорова О. В., Нефедова | 30.04 | ||||
151 | Работа над ошибками | Индивидуальный | 02.05 | |||||
152- 154 | Изложение с элементами сочинения | Индивидуальный | Уметь предавать содержание текста, проявлять твор-чество, самостоятельно раз-вивать орфографическую зоркость | 05.05 06.05 07.05 | ||||
155- 170 | Резервные уроки | Фронтальный, индивидуальный | 08.0512.05 13.0514.05 15.0516.05 19.0520.05 21.0522.05 23.0526.05 27.0528.05 |
Содержание курса
« Русский язык» 3 класс 170 часов
Содержание курса предусматривает целенаправленную работу по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
-интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
-познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом -- самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
-организационных (планировать свою деятельность, осуществлять самооценку и контроль своих действий, организовывать сотрудничество).
Курс обеспечивает реализацию основных задач образовательной области «Филология»: формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; развитие коммуникативных умений; развитие нравственных и эстетических чувств; развитие способностей к творческой деятельности.
Обоснованность курса - реализация принципов развития речи, коммуникативной функции языка, практической направленности обучения; максимальное использование внутренних ресурсов предмета в целях формирования личности ребенка и его творческих возможностей. Предлагается много заданий и упражнений на развитие устной речи на основе имеющегося речевого опыта детей, а работа с текстом – залог успешного обучения по любому предмету; предлагаются алгоритмы, памятки определений частей речи; делается попытка осуществить деятельностный подход в обучении, вооружить учащихся общим способом действий при решении языковых задач.
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Содержание программы |
1.
2. 3. 4. | Синтаксис Словообразование Орфография Морфология
Итого | 17
47 41 65 170 | Текст. Части речи. Понятие о склонении имен существительных, падежи. |
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
Учащиеся должны знать:
- предложения по цели высказывания и интонации (повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные);
- главные члены предложения (подлежащее и сказуемое), второстепенные члены предложения;
- однородные члены предложения;
- состав слова (корень, приставку, суффикс, окончание);
- правописание парных согласных в корне;
- правописание непроизносимых согласных;
- правописание слов с двойными согласными;
- изменение имен существительных по падежам (названия падежей и падежные вопросы), начальную форму имен существительных, три склонения имен существительных, падежные окончания;
- правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, вещь, сторож, плащ);
- имя числительное, правописание количественных числительных
Учащиеся должны уметь:
- распознавать виды предложений по цели высказывания и интонации,
-ставить в конце предложения нужные знаки препинания;
- устанавливать связь слов в предложении; распознавать предложения с однородными членами;
-выделять главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
-производить разбор предложения по членам предложения и частям речи (производить разбор слова как части речи в пределах изучаемого материала);
-производить разбор слова по составу;
- обозначать парные согласные в корне;
-писать слова с непроизносимыми согласными;
- писать слова с двойными согласными;
- изменять имена существительные. по падежам;
-склонять существительные, писать падежные окончания существит. в форме един. и множественного числа;
-писать имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце;
- писать диктанты различных видов (слуховые, зрительные, зрительно-слуховые, выборочные и т.п.);
- использовать интонацию, темп высказывания, голос, мимику, жесты в соответствии с конкретной ситуацией общения;
-пользоваться словарями и справочной литературой.
Четверть | Всего часов | Контрольные работы | Развитие речи | |||
Диктант | Словарный диктант | Списывание | Изложения | Сочинения | ||
1 четверть | 44 | 3 | 2 | 1 | ||
2 четверть | 35 | 3 | 1 | 1 | 3 | 1 |
3 четверть | 49 | 3 | 2 | 3 | ||
4 четверть | 42 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Всего | 170 | 11 | 2 | 2 | 8 | 6 |
Формы и виды контроля
Учебник
Полякова, А. В. Русский язык: 3 класс. Части 1, 2. – М.:, Просвещение, 2006.
Методическая литература.
-Росланова О.В.Русский язык. 3 класс: поурочные планы по учебнику А.В.Поляковой.-Волгоград: Учитель,2008.
-Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом. – М.: Просвещение, 2004
-Образовательные здоровьесберегающие технологии: опыт работы методического объединения учителей начальных классов / авт.- сост. В.Ф.Феоктистова.- Волгоград: Учитель, 2009. – 121 с.
-Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 3 класс, Литвинова Е.А. «Интеллект – Центр» Москва 2008.
-Беседы с учителем 3 класс. Л.Е.Журова. Москва. Издательский центр «Вентана – Граф» 2007.
Оборудование
Интерактивное оборудование в классе представлено следующими устройствами:
комиьютер, интерактивная доска, проектор, принтер.
Технологии:
информационные (ИКТ), здоровьесбережение, деятельностный подход
Список литературы ( основной и дополнительный)
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы. Книга для учащихся. Москва. Просвещение, 1995.
- Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. Книга для учителя. Дидактические игры и
занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы - М.: «Просвещение». - АО «Учебная литература», 1995.
- Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3 класс. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 144с.
- Волина В.В. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Русский язык. «Фирма «Издательство АСТ», 1998.
- Ерёмина О.А. Всякому мила родная сторона. Тематический словарь. Самара: Издательство «Учебная литература», 2005. – 48 с.
- Ерёмина О.Е. От макушечки до пят. Тематический словарь. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2003. – 64с.
- Лапатухин М.С. и др. Школьный толковый словарь русского языка. Пособие для учащихся. Москва. «Просвещение», 1981.
- Литвинова Е.А. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М.: «Интеллект центр», 2007. -97с.
- Львов МР. Школьный словарь антонимов русского языка. Издательство «Просвещение», 1981.
- Львов Т.Р. Словарик синонимов и антонимов. Москва. Издательство «Вентатаграф», 1995.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва, «русский язык». 1989.
- Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов. Пособие для учащихся. Москва. «Просвещение», 1983.
- Рик Т. Доброе утро, Имя прилагательное, - М.: РИО «Самовар», 1994.
- Рик Т. Здравствуй, дядюшка глагол! - М.: РИО «Самовар», 1995.
- Рик Т. Здравствуйте, имя существительное!- М.: РИО «Самовар», 1994.
12.Соколовская С.М. Словарь в ребусах и загадках русский язык. 1-4, Издательский центр «Взгляд», 2002.
13 Соловьёва З.И. Русский язык. Карточки для опроса учащихся 3 класс. – М., Верум – М, 2001. – 96 с.
14. Полякова А.В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Пояснения для учителя. Москва, 1998.
15. Правило В.И. Словарная работа на уроках русского языка в 3 классе. Методическое пособие.–Самара:Издательский дом «Фёдоров», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку к учебнику В.П.Канакиной. 1 класс. ФГОС.
Данная программа составлена на основе авторской программы В.П.Канакиной....
Рабочая программа по русскому языку по системе Л.В.Занкова 2 класс
Представлена рабочая программа с тематическим планированием по русскому языку по системе Л.В.Занкова (в соответствии с ФГОС )...
Рабочая программа по русскому языку по системе Занкова 3 класс
В материале представлена пояснительная записка, составленная по всем требованиям ФГОС и тематичемкое планирование для 3 класса по системе Занкова...
Рабочая программа по русскому языку по системе Занкова 2 класс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по русскому языку по системе Занкова 3 класс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по русскому языку УМК система Занкова
В программе представлены - пояснительная записка, содержание, планируемые результаты и тематическое планирование....
Рабочая программа по русскому языку образовательная система Л.В.Занкова 4класс
Программа разработана на основе авторской программы «Русский язык» В.А.Поляковой, Н.А.Песняевой...