Урок русского языка в 4 классе. УМК "Начальная школа 21 века"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Тема: «Правописание мягкого знака в именах числительных»
Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся первичных представлений о правописании мягкого знака в именах числительных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_myagkogo_znaka_v_imeni_chislitelnom_4_kl.docx | 50.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка. 4 класс УМК «Начальная школа 21 века»
Тема: «Правописание мягкого знака в именах числительных»
Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся первичных представлений о правописании мягкого знака в именах числительных.
Задачи:
- познакомить учащихся с особенностями правописания мягкого знака в именах числительных и создать алгоритм доказательства его написания;
- тренировать полученные умения;
- развивать творческие способности через моделирование правила.
Планируемые результаты.
Личностные:
- развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, стремление к его грамотному использованию в устной и письменной речи,
- развитие мотивов учения как важного показателя сформированности внутренней позиции выпускника начальной школы.
Метапредметные:
- способность к самоорганизации в целях решения учебных задач (целеполагание, планирование, коррекция и оценка);
- постановка и решение проблемы;
- преобразование правила в модель;
- учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Предметные:
- применять полученные знания о правописании мягкого знака в именах числительных для решения практических задач.
Оборудование для учителя:
1. Интерактивная доска
2. Демонстрационные карточки (тема урока, картинный план задач урока, блок-схема).
Ход урока
- Орг. момент
- Сегодня я вошла в класс, и мне очень приятно, что вы встречаете меня добрым и ласковым взглядом. Давайте с таким же настроением проведем весь урок.
Я смотрю на ваши лица,
Хорошо, отрадно мне,
Словно я в огромной, дружной
И приветливой семье.
- Ребята, а при какой погоде мы испытываем радость, тепло? (при солнечной, теплой)
- Согласна. А в нашем классе тепло и уютно от солнышка, которое лежит у вас на партах. Оно будет согревать нас весь урок. Возьмите жёлтый карандаш и поселите его у себя, разукрасив.
- А теперь откройте тетради, запишите число (23 марта), классная работа.
- Ребята, если вы будете активно работать, правильно отвечать на вопросы, наш класс заиграет ещё и всеми цветами радуги.
- Сколько цветов у радуги? (7)
-А можете их назвать? (каждый охотник желает знать, где сидит фазан)
- Сегодня, вы должны работать быстро, правильно выполнять задания, помогать друг другу, чтобы у нашей радуги образовались все 7 красивых дуг.
- За каждое правильно выполненное задание будет появляться дуга радуги.
2. Словарная работа.
- Ребята, поднимите руку, кто любит ходить в магазин?
-Вот и начнем наш урок с посещения магазина.
-Сегодня мы посетим магазин «Канцтовары».
- Где располагается товар в магазинах? (в витрине)
- У нас тоже с вами есть витрина и товар…..
- Посмотрите, какой товар у нас в наличии и чего вы пожелали себе приобрести.
(тетрадь-9р., ручка 7р., пенал 15р., карандаш-3р., ластик 2р., акварель-35р.)
- А когда товар покупают, покупателю кроме кассового чека какой чек еще выдают, если он пожелает? (товарный чек)
-Правильно, товарный чек, в котором записывается наименование товара, его цена и общая стоимость всей покупки.
- А кто производит эту запись? (продавец)
- Ребята, поднимите руку, кто мечтает стать продавцом?
- Хорошо. Вот сегодня мы с вами и поучимся заполнять товарный чек.
-Возьмите все желтую карточку - это товарный чек. Посмотрите, как мы должны его заполнять. В товарном чеке 3 колонки: номер по порядку, название товара и цена.
Товар у нас в витрине, на каждом предмете есть ценник.
- А первым посетит наш магазин ……………………
Он записывает на доске, а вы в товарных чеках.
(дети работают, по одному выходят к доске)
- Молодцы! Вы справились с задание, какую рисуем дугу радуги? ( красная )
- Ребята, посмотрите и скажите, какие слова расположены в 1 столбике?
( словарные)
- Почему их так называют? (их нельзя проверить, а надо запомнить)
- А где мы можем их найти и посмотреть? (в словаре)
- А какой частью речи являются эти слова? (существительными)
- Назовите признаки, по которым вы узнали, что это существительные? ( вопрос что? обозначают предмет)
- А какой частью речи являются слова 2 столбика? (числительные)
-Обоснуйте свой ответ. Почему?
Я каждый день и каждый час
Сказать готова, сколько вас,
И я могу, имей в виду,
Сказать, который ты в ряду.
-А теперь посчитайте, на какую сумму мы купили товар (тридцать пять рублей - 35 рублей)
- Запишите это числительное.
- Какое оно? (составное)
- Вы справились с заданием , рисуем вторую дугу радуги, какую? оранжевая
- А сейчас с одним из слов 1 столбика составьте предложение. У кого уже готово? (идет записывает на доске)
ПРОСТОЙ КАРАНДАШ ЛЕЖИТ НА ПАРТЕ.
- Выполните синтаксический разбор этого предложения.
(предложение простое, 1грамм. основа-карандаш лежит, повествовательное, невосклицательное, распространенное - есть второстепенные члены……………………………..)
- Молоды! Следующая дуга? (желтая)
- А теперь настало время игры. На карточках товарного чека через запятую будете записывать слова «да», «нет».
- Готовы?
3. Игра «Скажи да или нет».
- Наша речь состоит из предложений? (да)
- Предложения состоят из слов? (да)
- Слова, которые отвечают на вопрос сколько? Это существительные? (нет)
- Это числительные? (да)
-Числительные бывают большие и маленькие? (нет)
- Числительные бывают порядковые и количественные? (да)
- Числительные бывают простые и составные? (да)
- Порядковые числительные отвечают на вопрос «сколько»? (нет)
- На вопрос, «который» отвечают количественные числительные? (нет)
- Количественные числительные отвечают на вопрос сколько? (да)
- Составные числительные состоят из 2 и более слов? (да)
- Простые числительные состоят из одного слова? (да)
- Молодцы! И вот появляется дуга какого цвета? зеленого
4. Самоопределение к учебной деятельности
- Продолжим урок. Возьмите карточку с текстом, давайте прочитаем по цепочке. При чтении подумайте, о чем говорится?
Наступала ночь. Термометр показывал 38 (тридцать восемь) градусов мороза. От сильного мороза наши бороды стали похожи на перепутанные проволоки, а ресницы – на ледяную бахрому. Чтобы не отморозить ноги, мы бежали возле собачьих упряжек уже минут 50 (пятьдесят). В 19 (девятнадцать) часов 15 (пятнадцать) минут мы остановились на ночлег...
Вдруг, словно огромная радуга, вспыхнула дуга самых блестящих цветов на свете. Из нее то и дело вылетали вверх красные и желтые лучи. Я разбудил товарищей, и мы стали любоваться необыкновенным зрелищем. Через 7 (семь) минут красный огонь залил все небо. Через 10 (десять) секунд пурпур сменился оранжевым цветом, а еще через двадцать секунд небо стало бледно-зеленым. Затем появилось две дуги, которые продержались на небе секунд 60 (шестьдесят), а затем распались на множество отвесных полос. Через 30 (тридцать) минут это великолепие исчезло, и снежная пустыня вновь превратилась в мрачную и непроглядную.
(после чтения учитель читает стихотворение, а дети хором дополняют)
Дальний север - северок,
Ветер гонит из-под ног
Мёрзлые снежинки
Жёсткие, как льдинки.
И при звёздах и луне
Небо плещется в огне
Цветоизлиянием -
(Северным сиянием)
- Что же такое северное сияние? ( это разноцветное цветоизлияние)
*Весной и осенью в полярных областях можно наблюдать одно из красивейших явлений природы — полярное сияние. На ночном небе загораются сверкающие дуги, переливаясь разными красками.
*Полярное (северное) сияние — свечение верхних слоёв атмосфер планет, обладающих магнитосферой, вследствие их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра.
* А по старинным финским легендам, это лисы охотятся на сопках и чешут бока о скалы так, что искры летят на небо, превращаясь в северное сияние.
- Ребята, а мы прочитали текст или набор предложений?
-Почему вы так думаете? (предложения связаны по смыслу, у них общая тема)
- Из текста надо выписать числительные словами, которые записаны цифрами. Работаем по вариантам.
( 2 ученика у доски)
1вариант - выписывает простые. Простые числительные – это слова с одной основой, Простые числительные состоят из одного слова.
2вариант - выписывают сложные. Сложные числительные состоят из 2 основ.
- Проверка выписанных числительных.
( обменялись тетрадями, взяли красный карандаш)
1вариант - (девятнадцать, пятнадцать, семь, десять, тридцать).
2вариант - (пятьдесят, шестьдесят)
- Какое числительное мы не написали? (тридцать восемь)
- Почему? (оно составное)
- Обоснуйте ответ. Как вы догадались (из 2 слов состоит)
- Хорошо! За выполнение этого задания мы рисуем голубую дугу радуги. Гимнастика для глаз.
* Посмотрите на меня, поморгайте 5 раз, затем закройте глаза и подушечкой указательного пальца сделайте им легкий круговой массаж.
5. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
- Ребята, что вы заметили одинакового в написании числительных? (во всех числительных есть «ь» знак).
- Сформулируйте тему нашего урока?
Тема урока: « Правописание мягкого знака в именах числительных».
- У кого есть ошибки в написании слов, поднимите руку?
- Слова были одинаковые, а написали вы их по-разному. Почему? (не знаем правило написания ь в числительных)
- Какова цель урока? ( Найти правило написания мягкого знака в именах числительных).
- Какие задачи поставим перед собой на урок?
1. Понаблюдать за числительными.
2. Сделать вывод, сформулировать правило.
3. Поупражняться в написании числительных с мягким знаком.
6. Усвоение новых знаний и способов действий.
- Итак, приступим к реализации нашего плана.
- Наблюдаем. Рассмотрим таблицу на странице 99 учебника. Устно дополним её пропущенными именами числительными.
Мягкий согласный на конце числительных | Мягкий согласный в середине числительных |
Пять, шесть, …, …, …, десять, …, двенадцать, тринадцать, …, …, …, …, восемнадцать, …, двадцать; тридцать | Пятьдесят, шестьдесят, …, восемьдесят; пятьсот, шестьсот, семьсот, …, девятьсот |
- Какую закономерность вы заметили в 1 столбике таблицы?
- А во втором?
- Какие числительные по составу встретились вам в 1 столбике, а во 2-м?
- Есть ли ещё числительные, в которых пишется мягкий знак? Назовите. Нет?
- Тогда сможете ли вы сформулировать правило правописания мягкого знака? Попытайтесь.
- Сверим ваши версии правила с тем, что нам дано в учебнике.
- с. 99 Прочитать правило.
- Поработаем в группах.
На листах фломастерами попытайтесь схематично изобразить:
1 группа – правило, данное в учебнике.
2-ая группа – правило, опирающееся на состав числительных.
- Я вам предлагаю следующие схемы.
- Мои схемы совпадают с вашими?
- Давайте сформулируем правило написания мягкого знака в числительных, опираясь на 2-ую схему. (Чтобы определить место ь в числительном, смотрим на состав слова. У простых числительных (состоят только из корня или из корня и суффиксов -надцать, -дцать) мягкий знак пишется в конце слова, а в сложных числительных (состоят из двух корней, второй из которых -десят, -сот) – в середине слова).
7. Первичная проверка понимания изученного
- Поработаем с учебником. Упражнение 2 на стр. 100. Читаем задание. Какие числительные выпишите?
- Повторим, какие же имена числительные пишутся с мягким знаком на конце слова? (5 – 19, 20, 30)
- Какой ещё вопрос вам нужно задать друг другу? ( в середине с ь какие)
- Ответьте на него. (50 -80, 500 – 900)
- А теперь запишите числительные.
- Что вы можете сказать о числительном 4? (простое числительное, количественное)
-Поставьте его в форму творительного падежа. (четырьмя)
- Что вы заметили?
- А есть ли два ь в числительном? Оказывается, существует секрет.
Ученик: Мягкий знак в числительных в одних случаях в серединке, а в других - в конце. Так ведь и перепутать недолго! А ведь есть секрет и он очень прост: в каждом из числительных всего один мягкий знак. Прислушайтесь, как звучит конец числительного. Если там есть ь, то его всегда слышно – он в сильной позиции. Значит, в середине его уже не может быть. Вот и весь секрет! (В.Волина “Русский язык.Учимся играя”, Екатеринбург, ТОО “Издательство АРГО”, 1996 г., с.391)
- Мы справились и с этим заданием, рисуем дугу? ( синяя дуга)
8. Закрепление новых знаний и способов действий
Работа в тетрадях «Пишем грамотно» №2.
- Стр. 24 упражнение 1. Выполняем самостоятельно.
9. Применение новых знаний и способов действий
Карточка №1
-Прочитай числительные и вставь, где надо, мягкий знак.
Пят_надцать, девят_сот, пят_, шест_десят, сем_надцать, четыр_мя.
(Пятнадцать, девятьсот,пять,шестьдесят, семнадцать, четьмя.)
Карточка №2
-Прочитай числительные, найди и исправь ошибки.
Пятьдесят, четырмя, восемь, восемьнадцать, восемсот, девятьнадцать.
( Пятьдесят, четырьмя, восемь, восемнадцать, восемьсот, девятнадцать)
2.Проверка.
- Даны числительные: 5, 17, 600, 18, 500, 900
1 уровень – запиши числительные словами,
2 уровень – запиши числительные словами, рядом запиши порядковые
3 уровень - запиши числительные словами, рядом запиши порядковые; составь словосочетания с порядковыми числительными, запиши их.
- Проверим вашу работу. В каких именах числительных вы написали мягкий знак в середине слова?
- В каких числительных– в конце слова?
- Какие порядковые числительные вы подобрали?
- Какие словосочетания вы придумали? Молодцы.
- Вот и последнюю дугу рисуем, какую? ( фиолетовая)
10. Обобщение и систематизация знаний
- Как вы считаете, важна ли тема сегодняшнего урока для жизни?
- Что бы произошло, если бы не было мягкого знака?
- Обобщим наши знания о правописании мягкого знака в именах числительных и других частях речи.
- Когда же мы пишем мягкий знак в числительных?
- В каких других частях речи мы его пишем?
Без мягкого знака,
Без мягкого знака
Не стала бы елью
Зелёная ель.
Без мягкого знака,
Замечу, однако,
Не стала бы мелью
Песчаная мель.
Песчаная мель
Превратилась бы в мел,
И ель бы исчезла,
А кто-то бы ел!
Без мягкого знака,
Без мягкого знака,
Пожалуй, и уголь бы
Не был углём.
Без мягкого знака,
Замечу, однако,
Он стал бы, он стал бы
Обычным углом.
Без мягкого знака
Была бы беда:
Любой бы из нас
Ошибался тогда!
11. Подведение итогов занятия.
- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Что получилось, над чем ещё надо поработать?
- Достигли ли мы с вами поставленной в начале урока цели? Со всеми ли задачами мы справились?
- На сегодняшнем уроке хорошо работали и получают пятёрки - …., на четвёрки работали ….
13 Рефлексия урока.
- Посмотрите, появилась прекрасная радуга, которая радует нас нашими успехами. А под ней лесенка – чудесенка. Ваша задача поставить своё солнышко (себя) на одну из этих ступенек. (У вас на партах человечки - это каждый из вас. Вы должны поставить себя на одну из ступенек -) рассуждая следующим образом:
1) Если вы считаете, что хорошо усвоили эту тему, можете четко повторить правило, не допустили ошибок в самостоятельной работе - прикрепите героя на верхнюю ступеньку.
2) Если вам еще нужно время, чтобы выучить правило, но ошибок на это правило вы уже не допускаете - на вторую ступеньку.
3)Если вам нужно еще раз послушать объяснение, так как вы не понимаете, как действовать – третью.
(Дети подходят и прикрепляют своих героев на соответствующие места и объясняют почему)
- Спасибо Всем за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по программе "Начальная школа 21 века" во 2 классе
План-конспект урока с презентацией по теме "Антонимы". Урок составлен на основе деятельностного подхода в обучении с использованием здоровьесберегающих технологий....
Урок русского языка 3 класс Начальная школа ХХI века Тема: «Склонение имен существительных
Урок русского языка3 классНачальная школа ХХI века Тема: «Склонение имен существительных...
Урок русского языка по программе "Начальная школа XXI века" "Слова-омонимы" , 2 класс
Данный материал содержит разработку урока по теме "Слова-омонимы" (блок "Развитие речи") и презентацию к уроку....
Урок русского языка, 2 класс (УМК "Школа 21 века")
Урок русского языка. Тема "Учимся применять орфографические правила"....
Технологическая карта урока русского язык 4 класс УМК « Школа XXI века » под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Технологическая карта урока русского язык 4 класс УМК « Школа XXI века » под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Разработка урока по теме: Прошедшее время глагола....
Урок русского языка 2 класс «Начальная школа 21 века» с использованием ТРКМ
Урок русского языка (2 класс «Начальная школа 21 века»)с использованием ТРКМ (технология развития критического мышления)...
урок русского языка в 4 классе, школа 21 века "Лицо и число глаголов"
урок русского языка в 4 классе, школа 21 века "Лицо и число глаголов"...