урок русского языка в 4 классе, школа 21 века "Лицо и число глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
урок русского языка в 4 классе, школа 21 века "Лицо и число глаголов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок русского языка | 26.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
Тема: Изменение глаголов по лицам и числам
Цели предметные: уточнить и обобщить сведения о глаголе, познакомить с изменением глаголов по лицам и числам, формировать умение распознавать лицо и число глагола, определить все или глаголы изменяются по лицам и числам;
формировать умение спрягать глаголы в настоящем и будущем времени.
Личностные:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;
– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
Регулятивные:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
Познавательные:
– строить сообщение в устной форме;
– находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
Коммуникативные:
– воспринимать другое мнение и позицию;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
– строить монологическое высказывание;
– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать другое мнение и позицию;
– договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре).
- Организационно-мотивационный этап:
Учитель создаёт психологический настрой на урок и приветствует учеников.
Ребята! Давайте улыбнемся, как улыбается солнце, оглянемся вокруг и подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Нужно помнить – улыбаясь, мы улучшаем свое здоровье и делаем прекраснее окружающий нас мир.
- Актуализация знаний:
Мотивируя деятельность учащихся, учитель читает стихотворение, нацеливает на работу и проверяет знания учащихся по теме глагол
-Послушайте и определите, о какой части речи говорится в стихотворении? - Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – все в действие придет. Летит ракета, Люди строят здания. Цветут сады, И хлеб в полях растет.
- О какой части речи говорится в стихотворении? (о глаголе) Почему Вы так решили?
Откроем тетради, запишем сегодняшнее число: Шестнадцатое ноября. Классная работа.
Минутка чистописания. Посмотрите на слова, на доске , сделайте вывод: какую букву мы с вами сегодня будем прописывать и почему? Что объединяют все эти слова. Пропишем Дд
Посмотрите внимательно на слов. Попробуйте определить лицо и число глаголов.
думает (3л., ед.ч.) дарят (3л., мн.ч.) дышу (1 л., ед.ч.) давить ??????? даете (2 л., ед.ч.) дразним (1л., мн.ч ) диктуете (2л., мн.ч.)
Все выполнили? Не возникло ли у вас затруднений?
3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Определение темы, цели и задач урока.
- Определите тему нашего урока. (Изменение глаголов по лицам и числам) - Вспомним, что мы знаем о глаголе. А всё ли мы знаем о нём?
Какой будет цель урока? ( Познакомиться с изменением глагола по лицам и числам)
А какими будут задачи, чтобы достичь поставленной цели?
-научиться определять лицо и число глагола; -выяснить все ли глаголы изменяются по лицам и числам ; -развивать и обогащать речь учащихся; -воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Есть ли необходимость в изучении данной темы? Ваши предположения. Сегодня мы пополним свои знания. Из предложенных слов составьте девиз к уроку. Девиз нашего урока будет таким: " О глаголе знаю много, но хочу узнать ещё".
Кто догадался, что нужно сделать, чтобы правильно определить лицо глагола. (подставить местоимение) 4.Этап усвоения новых знаний и способов действий.
«Открытие нового знания»
Найдите в оглавлении тему нашего урока, откройте нужную страницу. (105). Прочитаем рубрику «Тайны языка». Глагол обозначает действие. А действия совершаются разными действующими лицами. И по глаголу можно узнать, какое действующее лицо совершает это действие. Если действует сам говорящий, то про себя он скажет: я сижу, читаю, пишу. Это первое лицо глагола. Про действие своего собеседника он скажет: ты …, .., .. . Это второе лицо глагола. А про третьего он скажет: он …, …, … .Это третье лицо.
- Сейчас каждому из вас предстоит провести мини – исследование. Работа по карточкам
Единственное число | Множественное число | |
1 лицо | ||
2лицо | ||
3лицо |
Запишите в таблицу глагол: пишу измените его по лицам и числам. Сделайте вывод.
- Что изменилось? (окончание)
-Как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы правильно определить лицо и число глаголов? (подставить местоимение)
Вывод: лицо и число глагола определяется по местоимению и окончанию.
Вернемся к заданию. Почему не можем определить лицо и число глагола в этом слове?
Какой вывод можно сделать?
Вывод: глаголы в Н.ф. не изменяются по лицам и числам.
Выполним упр.1
Физминутка
5. Этап первичной проверки понимания изученного.
Самостоятельное исследование.
Следующий этап работы - творческое задание (работа в парах)
- Какое сейчас время года?
Да, осень. По календарю она длится три месяца. Каждый месяц осени по-своему хорош.
- Чем он хорош?
Сентябрь – самый сухой месяц осени. Эти теплые деньки осени называются бабьим летом. Это самое лучшее время для сбора грибов.
Октябрь называют вершиной осени (это середина) листопад – так называли октябрь в старину. В октябре и лист на дереве не держится. Октябрь землю покроет: где листком, где снежком.
Ноябрь - в ноябре зима с осенью борются. Ноябрь – последний месяц осени. Его древнегреческое название – грудень, от слова “груда”, что значило разъезженный, плохой и замерзший путь. В ноябре небо нередко закрыто тяжелыми облаками, идет снег пополам с дождем.
У вас на парте лежит листочек, на который запишите красивое предложение об осени, загадку, пословицу или стихотворение.
- А у глаголов, определите лицо и число. Эту работу можно выполнить индивидуально и помочь своему соседу по парте. Проверка.
6.Этап применения знаний
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
Соревнование по рядам
- А какая же осень без игр и забав. Я предлагаю игру «Кто быстрее?»
Слева укажите местоимение, справа лицо и число. Какой ряд выполнит быстро и правильно.
(Пускаю листочек с глаголами, а ребята дописывают, то что требуется)
мы поём 1л., мн.ч. он играет 3 л., ед.ч ты споришь 2 л., ед.ч.
я иду 1 л., ед.ч. вы несёте 2 л., мн.ч они мечтают 3 л., мн.ч
7.Этап обобщения и систематизации знаний
Самостоятельная работа
Коль вы справились с заданием, то надеюсь, что следующее вам будет под силу, тем более что вы его будете выполнять в парах.
Работа по учебнику: стр.106, упр.2
Проверка на экране
8. Подведение итогов занятия.
- четкость и краткость этапа;
- Чтобы проверить, насколько каждый из вас усвоил новый материал, я предлагаю вам выполнить тест.
Тест
1. Глагол – это часть речи, которая называет:
1)действие предмета
2) признак предмета
3) предмет
2. У глаголов при изменении меняется:
1) окончание
2) основа
3. Лицо глагола определяй:
1) по местоимению
2) окончанию
3) по предлогу
4. Как определить вид глагола?
1) по предлогу
2) по вопросу
3) по слову стоящему перед ним
5. В предложении глагол чаще всего является:
1)сказуемым
2)подлежащим
9. Этап рефлексии
Достигли ли цели урока?
Возникали ли трудности в ходе урока?
Как мы их преодолевали?
А для тех, кто сомневался в чем – то, ошибался, возьмите на вооружение слова Януша Корчака о том, как один мальчик, ваш ровесник, преодолевал школьные трудности. «Стихи, которые я должен выучить наизусть, — это аэропланы. Каждое выученное слово — 100 метров вверх. Если я выучу стихотворение без ошибок, я беру высоту в 3 километра. Так приятно ни разу не сбиться!»
Я думаю, что мы сегодня взяли свою высоту, а на пути к ней преодолели «препятствия» и поднялись ещё на одну ступеньку лестницы в страну Знаний.
10. Домашнее задание: у.с.106, у.3-4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 3 класс."Школа 2100" Тема:Определение глагола, как части речи.
Урок русского языка. 3 класс. «Школа 2100»Тема: Определение глагола как части речи.Цель: формировать грамматическое понятие «глагол»; лексическое понятие; обогатить речь учащих...
Урок русского языка. 4 класс. "Школа России" Тема урока "Распознавание лица и числа глаголов. 2 лицо глаголов".
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по программе "Школа России". Тема урока: "Распознавание лица и числа глаголов. 2 лицо глаголов единственного числа"...
конспект урока русского языка в 3 кл по теме число глаголов
урок составлен с учетом требований ФГОС русский язык 3 кл тема: "число глаголов"...
Урок русского языка на тему: Единственное и множественное число глаголов.
Урок изучения нового материала. Учащиеся знакомятся с числом глагола....
Урок русского языка 2 класс "Единственное и множественное число глаголов"
Урок изучение нового материала...
Урок русского языка. 3 класс. УМК "Перспектива". Тема "Изменение глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам".
Урок русского языка. 3 класс. УМК "Перспектива" . Тема "Изменение глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам".В конспекте урока есть индивидуальная работа, работа в...
Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: создание благоприятных условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации о 2-ом лице глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе, ...