урок русского языка в 4 классе, школа 21 века "Лицо и число глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

урок русского языка в 4 классе, школа 21 века "Лицо и число глаголов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок русского языка26.33 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

Тема: Изменение глаголов по лицам и числам

Цели предметные: уточнить и обобщить сведения о глаголе, познакомить с изменением глаголов по лицам и числам, формировать   умение  распознавать  лицо  и  число  глагола, определить все или глаголы изменяются по лицам и числам;

формировать умение спрягать глаголы в настоящем и будущем времени.

Личностные:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;

– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

Регулятивные:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

Познавательные:

– строить сообщение в устной форме;

– находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

Коммуникативные:

– воспринимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

– строить монологическое высказывание;

– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре).

  1. Организационно-мотивационный  этап:

 Учитель создаёт психологический настрой на урок и приветствует учеников.

Ребята! Давайте улыбнемся, как улыбается солнце, оглянемся вокруг и подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Нужно помнить – улыбаясь, мы улучшаем свое здоровье и делаем прекраснее окружающий нас мир.

  1. Актуализация знаний:

Мотивируя деятельность учащихся, учитель читает стихотворение, нацеливает на работу и проверяет знания учащихся по теме глагол

-Послушайте и определите, о какой части речи говорится  в стихотворении?                                                                                                      - Что  без  меня  предметы?                                                                                                                                                                                                    Лишь  названья.                                                                                                                                                                                                                                        А я  приду – все в действие придет.                                                                                                                                                               Летит  ракета,                                                                                                                                                                                           Люди  строят  здания.                                                                                                                                                                                                           Цветут  сады,                                                                                                                                                                                                            И  хлеб  в  полях  растет.

- О какой части речи говорится  в стихотворении? (о глаголе) Почему Вы так решили?

Откроем тетради, запишем сегодняшнее число: Шестнадцатое ноября. Классная работа.

Минутка чистописания. Посмотрите на слова, на доске , сделайте вывод: какую букву мы с вами сегодня будем прописывать и почему? Что объединяют все эти слова. Пропишем Дд

Посмотрите  внимательно на слов. Попробуйте определить лицо и число глаголов.

думает (3л., ед.ч.)                                                                                                                                                                                                              дарят (3л., мн.ч.)                                                                                                                                                                                                                дышу  (1 л., ед.ч.)                                                                                                                                                                                                                                     давить  ???????                                                                                                                                                                                                                даете  (2 л., ед.ч.)                                                                                                                                                                                                                дразним (1л., мн.ч )                                                                                                                                                                                             диктуете  (2л., мн.ч.)        

Все выполнили? Не возникло ли у вас затруднений?                                                                                                                                        

3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Определение темы, цели и задач урока.

- Определите тему нашего урока.  (Изменение глаголов по лицам и числам)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  - Вспомним, что мы знаем о глаголе. А всё ли мы знаем о нём?          

Какой будет цель урока? ( Познакомиться с изменением глагола по лицам и числам)

А какими будут задачи, чтобы достичь поставленной цели?

-научиться определять лицо и число глагола;                                                                                                                                              -выяснить все ли глаголы изменяются по лицам и числам ;                                                                                                                                                     -развивать и обогащать речь учащихся;                                                                                                                                                           -воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.                                                                                                                                                            

Есть ли необходимость в изучении данной темы? Ваши предположения.                                                                Сегодня мы пополним свои знания. Из предложенных слов составьте девиз к уроку.  Девиз нашего урока будет таким:  " О глаголе знаю много, но хочу узнать ещё".      

Кто догадался, что нужно сделать, чтобы правильно определить лицо глагола. (подставить местоимение)                                                                                                                                                                                                4.Этап усвоения новых знаний и способов действий.

«Открытие нового знания»

Найдите в оглавлении тему нашего урока, откройте нужную страницу. (105). Прочитаем рубрику «Тайны языка».    Глагол обозначает действие. А действия совершаются разными действующими лицами. И по глаголу можно узнать, какое действующее лицо совершает это действие. Если действует сам говорящий, то про себя он скажет: я сижу, читаю, пишу. Это первое лицо глагола. Про действие своего собеседника он скажет: ты …, .., .. . Это второе лицо глагола. А про третьего он скажет: он …, …, … .Это третье лицо.  

- Сейчас каждому из вас  предстоит провести мини – исследование. Работа по карточкам

Единственное число

Множественное число

1 лицо

2лицо

3лицо

Запишите в таблицу глагол: пишу измените его по лицам и числам. Сделайте вывод.

- Что изменилось? (окончание)

 -Как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы правильно определить лицо и число глаголов? (подставить местоимение)

Вывод: лицо и число глагола определяется по местоимению и окончанию.

 Вернемся к заданию. Почему не можем определить лицо и число глагола в этом слове?

Какой вывод можно сделать?

Вывод: глаголы в Н.ф. не изменяются по лицам и числам.

Выполним упр.1

Физминутка

5. Этап первичной проверки понимания изученного.

Самостоятельное исследование.

Следующий этап работы - творческое задание (работа в парах)

- Какое сейчас время года?

Да, осень. По календарю она длится три месяца. Каждый месяц осени  по-своему хорош.

- Чем он хорош?

Сентябрь – самый сухой месяц осени. Эти теплые деньки осени называются бабьим летом. Это самое лучшее время для сбора грибов.

Октябрь называют вершиной осени (это середина) листопад – так называли октябрь в старину. В октябре и лист на дереве не держится. Октябрь землю покроет: где листком, где снежком.

Ноябрь - в ноябре зима с осенью борются. Ноябрь – последний месяц осени. Его древнегреческое название – грудень, от слова “груда”, что значило разъезженный, плохой и замерзший путь. В ноябре небо нередко закрыто тяжелыми облаками, идет снег пополам с дождем.

У вас на парте лежит листочек,  на который запишите красивое предложение об осени, загадку, пословицу или стихотворение.

- А у глаголов, определите   лицо и число. Эту работу можно выполнить индивидуально  и помочь своему соседу по парте. Проверка.

6.Этап применения знаний

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Соревнование по рядам

- А какая же осень без игр и забав. Я предлагаю игру «Кто быстрее?»

Слева укажите местоимение, справа лицо и число. Какой ряд выполнит быстро и правильно.

(Пускаю листочек с глаголами, а ребята дописывают, то что требуется)

мы поём    1л., мн.ч.                              он играет 3 л., ед.ч                  ты споришь  2 л., ед.ч.

я иду      1 л., ед.ч.                                 вы несёте   2 л., мн.ч                они мечтают 3 л., мн.ч

7.Этап обобщения и систематизации знаний

Самостоятельная работа

Коль вы справились с заданием, то надеюсь, что следующее вам будет под силу, тем более что вы его будете выполнять в парах.

Работа по учебнику: стр.106, упр.2

Проверка на экране

8. Подведение итогов занятия.

- четкость и краткость этапа;

- Чтобы проверить, насколько каждый из вас усвоил новый материал, я предлагаю вам выполнить тест.

Тест

1. Глагол – это часть речи, которая называет:

     1)действие предмета

     2) признак предмета

     3) предмет

2. У глаголов при изменении меняется:

     1) окончание

     2) основа

3. Лицо глагола определяй:

     1) по местоимению

     2) окончанию

     3) по предлогу

4. Как определить вид глагола?

     1) по предлогу

     2) по вопросу

     3) по слову стоящему перед ним

5. В предложении глагол чаще всего является:

1)сказуемым

2)подлежащим

 9. Этап рефлексии

Достигли ли цели урока?

Возникали ли трудности в ходе урока?

Как мы их преодолевали?

А для тех, кто сомневался в чем – то, ошибался, возьмите на вооружение слова Януша Корчака о том, как один мальчик, ваш ровесник, преодолевал школьные трудности. «Стихи, которые я должен выучить наизусть, — это аэропланы. Каждое выученное слово — 100 метров вверх. Если я выучу стихотворение без ошибок, я беру высоту в 3 километра. Так приятно ни разу не сбиться!»

Я думаю, что мы сегодня взяли свою высоту, а на пути к ней преодолели  «препятствия» и  поднялись ещё на одну ступеньку лестницы в страну Знаний.

10. Домашнее задание: у.с.106, у.3-4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 3 класс."Школа 2100" Тема:Определение глагола, как части речи.

Урок русского языка. 3 класс. «Школа 2100»Тема: Определение глагола как части речи.Цель: формировать грамматическое понятие «глагол»;  лексическое понятие;    обогатить речь учащих...

Урок русского языка. 4 класс. "Школа России" Тема урока "Распознавание лица и числа глаголов. 2 лицо глаголов".

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по программе "Школа России". Тема урока: "Распознавание лица и числа глаголов. 2 лицо глаголов единственного числа"...

конспект урока русского языка в 3 кл по теме число глаголов

урок составлен с учетом требований ФГОС русский язык 3 кл тема: "число глаголов"...

Урок русского языка на тему: Единственное и множественное число глаголов.

Урок изучения нового материала. Учащиеся знакомятся с числом глагола....

Урок русского языка. 3 класс. УМК "Перспектива". Тема "Изменение глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам".

Урок русского языка. 3 класс. УМК "Перспектива" . Тема "Изменение глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам".В конспекте урока есть индивидуальная работа, работа в...

Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание благоприятных  условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации о 2-ом лице глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе, ...