Урок русского языка по программе "Начальная школа 21 века" во 2 классе
методическая разработка (русский язык, 2 класс) по теме
План-конспект урока с презентацией по теме "Антонимы". Урок составлен на основе деятельностного подхода в обучении с использованием здоровьесберегающих технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
OsinaE.zip | 479.05 КБ |
Предварительный просмотр:
»
Разработка урока по русскому языку во 2 классе.
Программа «Начальная школа 21 века»
Тема урока: Антонимы
Учитель Осина Е.В.
МОУ «СОШ № 2 г. Ершова Саратовской области»
2011 г.
Описание используемых здоровьесберегающих технологий
- Пальчиковая гимнастика (развития мелкой моторики рук, подготовка к письму)
Самомассаж фаланг пальцев – поглаживание большим пальцем всех по очереди других пальцев по направлению от ногтевой фаланги к основанию пальца. Упражнение выполняется сразу на двух руках.
- Гимнастика для глаз. Бабочка (способствует снятию напряжения глаз, расслаблению, выполняется под музыку)
- Динамическая пауза. Игра с мячом (В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье, также игра создает благоприятные возможности для тренировки функций головного мозга)
- Физминутка «У меня спина прямая» (Формирование правильной осанки)
- Смена видов деятельности (предотвращает утомление учащихся)
- Голосовая гимнастика (протяжное произношение гласных нормализует работу всего организма)
Сядьте удобно. Расслабьтесь, успокойтесь. Ровно, протяжно, на одной высоте произносите звук [а]. (массаж щитовидной железы)
Произношение звука [и] в таких же условиях активизирует работу мозга, нормализует функцию почек.
Проговаривание звука [о] приводит в порядок среднюю часть грудной клетки.
Чередование звуков [о], [и] массирует сердце.
Цели урока:
- Ознакомление учащихся с понятием «антонимы», формирование умения находить и подбирать антонимы.
- Развитие речи, внимания, мышления.
- Воспитание потребности здорового образа жизни.
Ход урока.
- Организационный момент.
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс,
И для меня уже награда,
Вниманье ваших умных глаз.
- Пальчиковая гимнастика.
Самомассаж фаланг пальцев – поглаживание большим пальцем всех по очереди других пальцев по направлению от ногтевой фаланги к основанию пальца. Упражнение выполняется сразу на двух руках.
Вырос у нас чесночок, указательный
Перец, томат, кабачок, средний
Тыква, капуста, картошка, безымянный
Лук и немножко горошка, мизинец
Овощи мы собирали, сжимание и разжимание
Ими друзей угощали. пальцев на обеих руках.
- Постановка учебной задачи.
- Сегодня на уроке русского языка мы продолжаем работать над блоком «Как устроен наш язык».
- Чем мы занимаемся в данном разделе?
- Актуализация знаний.
- Ребята, у меня рассыпалась пословица, помогите её восстановить.
Безделье, человек, от, болеет, здоровеет, а, от труда. (Слайд 2)
Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет. (Слайд 3)
- Как вы понимаете смысл данной пословицы?
- Запишите пословицу.
- Обратите внимание на выделенные одним цветом слова.
5. Постановка учебной задачи.
- Что интересного заметили? Что объединяет эти пары слов? Какие они по значению?
- Как вы думаете, о каких словах будем говорить на уроке?
- На какой вопрос нам предстоит ответить?
- Рассмотрите картинки, сравните их. Подберите к каждой картинке подходящие слова. (Слайд 4)
(БОЛЬНОЙ, ЗДОРОВЫЙ, ВЕСЕЛИТСЯ, РУМЯНЫЙ, ГРУСТИТ, СЛАБЫЙ, КРЕПКИЙ, БЛЕДНЫЙ)
- К какой картинке вы бы отнесли своё состояние?
- Что нужно делать, чтобы быть крепким и здоровым?
- На уроке мы тоже не будем забывать про наше здоровье.
- Нашим глазам также необходима гимнастика.
Гимнастика для глаз.
Бабочка.
Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабить ся, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.) И вдруг проснулся,
(Поморгать глазами.) Больше спать не захотел,
(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.) Встрепенулся, потянулся,
(Руки согнуты в стороны (выдох).) Взвился вверх и полетел.
{Потрясти кистями, посмот реть вправо-влево.)
- Продолжаем работать.
- Запишем эти слова парами. Что объединяет каждую пару слов? Каковы по значению эти слова?
- Такие слова в русском языке называются антонимами.
- Что же такое антонимы, попробуйте сами сформулировать правило.
6. Открытие нового знания.
- Откроем учебник на стр. 60 и проверим наши предположения.
- А как вы думаете, для чего в речи нужны антонимы? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам сыграть в игру «Наоборот»
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь:……
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь:……
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь:……
Скажу я, слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты ………
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты: …..
Теперь НАЧАЛО я скажу,-
Ну, отвечай:…..
- Представьте нашу речь без антонимов, какая бы она была? Зачем же нужны антонимы?
7. Первичное закрепление.
1) Динамическая пауза. Игра «Цепочка»
Учитель бросает первому учащемуся мяч и называет слово, учащийся подбирает антоним, далее он бросает мяч следующему ученику и называет своё слово.
2) Работа с пословицами. (Слайд 5)
(На доске пословицы, в которых не хватает слов-антонимов, слова развешены по всему классу.)
- Найдите недостающие слова и восстановите пословицы.
Ученье – свет, а неученье (тьма).
Знай больше, а говори (меньше).
В учебе корень горек, зато плод ее (сладок).
Не бойся врага умного, бойся друга (глупого).
Лучшая вещь новая, лучший друг (старый).
Мир строит, а война (разрушает).
Смелый побеждает, а трус (погибает).
Ласточка день начинает, а соловей (кончает).
Горьким лечат, а сладким (калечат).
- Как понимаете последнюю пословицу? Почему нельзя есть много сладкого?
- Запишите последнюю пословицу и подчеркните антонимы.
Физминутка.
Формирование правильной осанки
У меня спина прямая,
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Я наклонов не боюсь:
(Наклон вперед.)
Выпрямляюсь, прогибаюсь,
(Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь.
(Повороты туловища.)
Раз, два. три. четыре.
Три. четыре, раз. два.
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Я хожу с осанкой гордой.
(Повороты туловища.)
Прямо голову держу,
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Никуда я не спешу.
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Раз. два. три. четыре,
(Повороты туловища.)
Три. четыре, раз, два.
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Я могу и поклониться.
(Поклон и выпрямиться.)
И присесть, и наклониться,
(Присед, наклон вперед.)
Повернись туда - сюда!
(Повороты туловища направо -налево.) Ох, прямешенька спина!
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Раз, два, три, четыре
(Повороты туловища.)
Три, четыре, раз, два.
8. Самостоятельная работа.
Упр. 2 стр 60 (Подбери антонимы к данным словам) 1 вар.- 1, 2; 2 вар 3,4
Упр. 5 стр. 5 (отгадай загадки, найди и выпиши антонимы) 1вар. -1; 2вар - 3
Проверка по образцу, самооценка. (Слайд 6)
Голосовая физминутка.
Сядьте удобно. Расслабьтесь, успокойтесь. Ровно, протяжно произносите звук [а], звук [и], звук [о]
9. Рефлексия.
- С каким новым понятием познакомились на уроке? Какие слова называют антонимами? Какое задание вам понравилось больше всего? Какое вызвало затруднение?
-Если вам было интересно и легко работать на уроке, нарисуйте весёлое лицо, если вам было сложно и неинтересно, нарисуйте грустное лицо.
10. Дом. задание: стр. 61 упр. 3
Используемая литература:
Учебник русского языка 2 класс под редакцией С.В. Иванова
О. Москаленко Физкультминутки в начальной школе. – М.: Граф-пресс, 2004
Цифровые ресурсы:
http://www.zpzr.ru/healthcare_education/4182.html
http://www.childtoys.ru/razvivayushhaya-igra-antonimy-v-poslovicax/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».
формировать умение выделять приставку и суффикс в слове;развивать умение образовывать новые слова с помощью пр...
Урок русского языка в начальной школе 1 класса
Урок посвящён закреплению полученных знаний о букве Л...
Урок русского языка "Значения фразеологизмов" во 2 классе+презентация. УМК "Начальная школа XXI века". Урок опубликован на сайте "Первое сентября." http://festival.1september.ru/articles/653173/
Данный урок является вторым уроком по теме “Фразеологизмы” в программе русского языка 2-го класса “Начальная школа ХХI век” автор С.В. Иванов...
«ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»
Успех всей работы зависит, если чётко планировать всю работу, подбирать тренировочные упражнения, систематически и разносторонне работать со слабоуспевающими учениками, постоянно контролировать ...
Технологическая карта урока. Урок русского языка. Тема «Личные местоимения» 3 класс УМК «Школа России»
Технологическая карта урока. Урок русского языка. Тема «Личные местоимения» 3 класс УМК «Школа России»...
Интегрированный урок русского языка и окружающего мира 2 класс УМК «Школа России» Тема урока «Обобщение по теме предложение»
Цель урока: обобщить знания о словосочетаниях, главных и второстепенных членах предложения, о видах предложения. Задачи урока:развивающие формировать умение оценивать свои учебные дей...
Применение социо-игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе МАСТЕР КЛАСС
Актуальность Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую актив...