Рабочая программа по родному русскому языку
рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Марченкова Галина Андреевна

Предмет «Родной язык (русский)» входит в предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке», соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.

 

В соответствии с базисным учебным планом на реализацию предмета «Родной язык» отводится 135 ч.

 1 класс – 33 часа (1 ч. в неделю, 33 учебные недели).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_russkiy_yazyk_.docx34.65 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа разработана на основе нормативных документов:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 29 декабря – Федеральный закон об образовании);
  •  Федерального закона от 03августа.2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции
  • Федерального закона № 185-ФЗ);
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);
  • Требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего  образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».
  • Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования, авторы:О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов, Е. И. Казакова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова,Рябинина Л. А., Соколова О. В.
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Арх-Голицынская НОШ»;
  • Базисного учебного плана начального общего образования;
  • Учебного плана МБОУ «ОШ» на текущий учебный год.

        

Курс  родного языка (русского) направлен на достижение следующих целей:

 расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознаниенационального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

 формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;

 совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;

 совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

 совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;

 приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Важнейшими задачами курса являются

  • приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа,
  • формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира;
  • расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей   страны и мира.

Предмет «Родной язык (русский)» входит в предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке», соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.

В соответствии с базисным учебным планом на реализацию предмета «Родной язык» отводится 135 ч.

 1 класс – 33 часа (1 ч. в неделю, 33 учебные недели).

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной язык (русский)»

1 класс

Личностными результатами изучения предмета «Родной русский  язык» являются следующие умения:

 восприятия объединяющей роли России как государства, территории проживания и общности языка.

 уважения к своей семье, понимания взаимопомощи и взаимоподдержки членов семьи и друзей.

 внимательного отношения к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

 выполнению правил личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.

 внимательного отношения к красоте окружающего мира, произведениям искусства.

 адекватного восприятия оценки учителя;

 положительного отношения к урокам родного языка;

 интереса к языковой и речевой деятельности;

 представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;

 представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);

 первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.

Метапредметными результатамиизучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

 принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;

 понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках) при работе с учебным материалом;

 высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;

 проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);

 оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Познавательные УУД:

 целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

 ориентироваться в учебных пособиях (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях и т.д.);

 осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебных пособиях;

 работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;

 понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;

 преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;

 понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

 составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);

 анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);

 осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);

 делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

 подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения;

 осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).

Коммуникативные:

 слушать собеседника и понимать речь других;

 оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

 принимать участие в диалоге;

 задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

 принимать участие в работе парами и группами;

 договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

 признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;

 оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»

Первый год обучения (33 ч)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 часов)

Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.

Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.

 Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок».

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: 1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). 2) Как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.)

Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках). Проектное задание: «Словарь в картинках».

Раздел 2. Язык в действии (10 часов)         

Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).

Смыслоразличительная роль ударения.

Звукопись в стихотворном художественном тексте.

Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).

Раздел 3. Секреты речи и текста (11 часов)

Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи.

Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?).

 Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).         

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Класс

Название раздела

Кол-во часов

1

1

Русский язык: прошлое и настоящее

12

2

Язык в действии

10

3

Секреты речи и текста

11

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Содержание урока

Количество  часов

Дата проведения

план

факт

                                 Раздел 1. Секреты речи и текста (8 часов)

Как люди общаются друг с другом.Язык как средство общения.

1

Общение.  Для чего нужна речь . Устная и письменная речь .

1

Вежливые слова.Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? ). Речевая ситуация: использование интонации при общении.

1

Вежливые слова.Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?)

1

Как люди приветствуют друг друга. Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми.

1

Зачем людям имена. Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).

1

Спрашиваем и отвечаем.  Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание)

1

Проектное задание: «Словарь в картинках».

1

Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее ( 12 часов)        

Как писали в старину. Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.

1

Как писали в старину . Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.

1

Как писали в старину .  Практическая работа «Оформление предложенных красных срок и заставок».

1

Как писали в старину. Практическая работа «Оформление предложенных красных срок и заставок».

1

Дом в старину: что как называлось. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д)

1

Дом в старину: что как называлось .Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д)

1

Дом в старину: что как называлось.Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д)

1

Дом в старину: что как называлось. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д)

1

Во что одевались в старину . Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.)

1

Во что одевались в старину . Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.)

1

Во что одевались в старину . Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.)

1

Во что одевались в старину . Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.)

1

Раздел 2. Язык в действии (10 часов)

Выделяем голосом важные слова .Роль логического ударения .

1

Выделяем голосом важные слова .Роль логического ударения .

1

Выделяем голосом важные слова .Роль логического ударения .

1

Как можно играть звуками .Звукопись в стихотворном художественном тексте .

1

Где поставить ударение .Смыслоразличительная роль ударения .

1

Где поставить ударение .Смыслоразличительная роль ударения .

1

Где поставить ударение .Смыслоразличительная роль ударения .

1

Где поставить ударение .Смыслоразличительная роль ударения .

1

Как сочетаются слова.Наблюдение за сочетаемостью слов .

1

Как сочетаются слова.Наблюдение за сочетаемостью слов .

1

Раздел 1. Секреты речи и текста (3 часа)

Сравниваем тексты .  Сопоставление текстов .

1

Сравниваем тексты .  Сопоставление текстов .

1

Сравниваем тексты .  Сопоставление текстов .

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа  по родному (русскому) языку ...

Рабочая программа по родному( русскому) языку и литературному чтению

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, но...

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1 класса.Имеет следующую структуру:1. Пояснительная записка2.   Планируемые результаты освоения учебного предмета.3.   Содержание ...

рабочая программа предмета "Родной (русский ) язык" + КТП 1 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК" И КТП ДЛЯ 1 КЛАССА...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"...